Современный кабинет физики
Описание презентации по отдельным слайдам:
Современный кабинет физики
Физика – экспериментальная наука. Для успешной реализации экспериментального метода обучения необходима достаточная учебно-материальная база, которая формируется в школьном кабинете физики.
Требования к оснащению кабинета физики
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике.
Первый раздел
В нем представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения.
Второй раздел
Приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.
Третий раздел
Приведены перечни демонстрационного оборудования.
Лабораторные столы
Разработаны лабораторные столы, позволяющие хранить в них тематические фронтальные наборы, что радикально уменьшает трудовые затраты учителя при организации фронтального эксперимента.
Рабочая зона учителя
Значительно изменяется оборудование рабочей зоны учителя физики. Кроме традиционного демонстрационного стола, в нее включается аудиторная доска с металлическим покрытием.
Графопроектор
Графопроектор в кабинете физики – не только средство проекции. С его использованием проектируется некоторое оборудование, он является источником света для комплектов по волновой оптике.
Компьютер
Компьютер интегрирован в измерительную
систему кабинета: целый ряд
комплектов демонстрационного
оборудования используется
на базе компьютерного
измерительного блока.
Телевизор
Телевизор
с универсальной
подставкой
(не менее 72 см
диагональ)
Паспорт учебного кабинета физики
Титульный лист.
Расписание занятий в кабинете (включая расписание других учителей работающих на базе кабинета).
Нормативные документы для организации и ведения образовательного процесса:
Опись имущества кабинета (мебель, ТСО, перечень оборудования по группам оснащения).
Поэтапный план развития кабинета.
Учебно-методическое обеспечение по всему курсу, по отдельным темам и модулям
Оснащение кабинета учебным оборудованием
Показатели помещения кабинета
Показатели организации рабочих мест учителя и учащихся
Показатели оформления кабинета
Показатели самооборудования кабинета
Показатели размещения и хранения лабораторного оборудования
Оснащение кабинета новыми техническими средствами
Оценка кабинетов по сумме баллов
- Свидетельство каждому участнику
- Скидка на курсы для всех участников
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Современный кабинет как средство организации успешной деятельности на учебном занятии
Современный кабинет
как средство организации успешной
деятельности на учебном занятии
Головенко Александр Юльянович,
высшая квалификационная категория,
стаж работы – 20 лет
Мосты, 2014
Так сложилось, что визитной карточкой любой школы является оснащение современного кабинета физики, который является основой организации успешной деятельности обучающихся на уроке. Поставкам именно этих кабинетов уделялось особое внимание в рамках Программы развития общего среднего образования в Республике Беларусь. Благодаря данной Программе учителя пока ещё не многих школ получили возможность проводить уроки на современном учебном оборудовании.
Оснащение кабинета физики – это первостепенная задача для преподавательского состава, заботящегося о том, чтобы физика в школе была одним из любимых предметов у учащихся. Сложность заключается в том, что в кабинете физики изучаются различные направления: это и механика, и оптика, и электричество, и термодинамика, и молекулярная физика, и многое другое. И, соответственно, каждое направление нужно представлять для учащихся именно так, чтобы провоцировать интерес к его изучению, чтобы любой объект изучения был максимально раскрыт и понятен детям. В нашей гимназии оборудован современный кабинет физики, который предоставляет учащимся полноценную возможность заниматься, экспериментировать, слушать, запоминать, а главное, понимать.
Кабинет физики — это помещение, которое максимально насыщено приборами и лабораторным оборудованием. И именно от качественной работы этого оборудования, от разнообразия представляемых макетов, демонстрационных и лабораторных предметов зависит стремление учащихся постичь такую науку, как физика. Для того чтобы информация воспринималась учащимися наиболее полно, учитель должен стараться преподносить ее различными методами – это и рассказ о том или ином явлении, и текстовые материалы, и макеты, стенды, и конечно, возможность проводить практические занятия, опыты. Только сочетание различных методов преподнесения информации может помочь учащемуся воспринять ее в максимальном объеме и, что немаловажно, вызвать интерес к дальнейшему изучению предмета.
Стержнем современного кабинета физики является компьютерная измерительная система, которая выводит преподавание на современный уровень. Она включает в себя целый комплекс оборудования, начиная от датчиков и демонстрационной видеокамеры и заканчивая специально подобранными комплектами вспомогательного оборудования. Система широко использует возможности интерактивной доски и включает в себя необходимое программное обеспечение. Компьютерная измерительная система позволяет быстро собирать разнообразные установки, проводить эксперименты и получать с них количественные данные, обрабатывать их и делать очевидными разнообразные количественные закономерности, которые ранее были скрыты для учащихся.
Ещё в недавнее время, до того как наш кабинет был не оснащён компьютерной измерительной системой, выполнить достойную исследовательскую работу на научно-практическую конференцию различного уровня было проблематично. Приходилось подбирать тему исследовательской работы, которую можно выполнить на примитивном и изношенном оборудовании. Теперь же у нас с учащимися возникло много интересных идей для проведения исследований с помощью нового оборудования и именно с использованием компьютерной измерительной системы.
Состав компьютерной измерительной системы:
- компьютерный измерительный блок, который преобразует сигнал от датчиков в цифровой код, обрабатываемый компьютером;
- датчики для измерения различных показателей (давления, угла поворота, температуры, pH, электропроводности и др.);
- приставка «осциллограф» (идет в оснащение кабинета физики, предназначена для регистрации двух сигналов напряжения);
- измерители различных показателей (pH, температуры, давления, электропроводности, переменных и постоянных магнитных полей). Измерители отличаются от датчиков тем, что результаты измерения выводятся на собственный жидкокристаллический дисплей.
Демонстрационное оборудование для оснащения кабинета физики, традиционно входящее в комплектацию кабинетов естествознания, модернизировано в соответствии с современными подходами к учебному процессу. Как и в случае компьютерной измерительной системы, основное внимание уделяется повышению наглядности и облегчению труда учителя при подготовке демонстрационных экспериментов. Оборудование для оснащения кабинета физики скомплектовано в соответствии с задачами демонстрационных экспериментов, и комплектация оптимизирована под них. Уходят в прошлое времена, когда оборудование кабинета физики поставлялось «навалом», без учета методических задач, которые с его помощью решались.
Так, демонстрационное оборудование для кабинета физики представлено разделами «Механика», «Молекулярная физика», «Электричество и Оптика».
Раздел «Механика» включает демонстрационные наборы «Механика» и «Вращательное движение», которые позволяют провести в общей сложности более 27 демонстрационных экспериментов по этому ключевому разделу физики. Кроме того, в рамках раздела имеются отдельные приборы («Волновая ванна», «Маятник Максвелла» и д.р.) и разнообразное вспомогательное оборудование кабинета физики.
Разделу «Молекулярная физика» посвящены демонстрационные наборы «Тепловые явления», «Газовые законы и свойства насыщенных паров», которые позволяют провести 20 демонстрационных экспериментов.
В разделе «Электричество» представлено четыре набора, демонстрирующих свойства электрических цепей и их компонентов. Компоненты цепей быстро монтируются на магнитной доске и соединяются проводами. Демонстрация количественных закономерностей обеспечивается измерителями с крупными и яркими индикаторами, а также включён набор «Магнитное поле Земли», разнообразные установки (прибор Ленца, электрические султаны и др.) и вспомогательное оборудование кабинета физики.
Положения раздела «Оптика и Квантовая физика» иллюстрируются при помощи трех демонстрационных наборов: «Волновая оптика», «Определение постоянной Планка» и «Геометрическая оптика».
Каждый демонстрационный набор по физике обеспечен рекомендациями по использованию, которые помогут учителю подготовиться к проведению уроков. Методические рекомендации разработаны и написаны действующими учителями физики, много лет работающими в школе.
Кабинеты экспериментальных наук были бы неполными без лабораторного оборудования по физике, которое используется для самого интересного – лабораторных опытов и практических работ учащихся. Именно эта работа в наибольшей степени мотивирует учащихся к обучению, способствует формированию связей учебного материала с жизнью и помогает его усвоению. Лабораторное оборудование по физике, как и демонстрационное, разделено по наборам, обеспечивающих несколько практических работ по той или иной теме. Это наборы «Электричество», «Оптика», «Механика», «Газовые законы», «Кристаллизация», «Электродинамика». Наборы разложены в специальные лотки, которые облегчают их хранение и использование.
Кабинет физики оснащен интерактивной доской, проектором, маркерной (мобильной) доской, компьютерной техникой, веб-камерой, современным телевизором, наборами для лабораторных и практических работ. В кабинете удобный учительский стол, совмещенный с демонстрационным, корпусная мебель для наглядных и дидактических материалов.
Безусловно, спровоцировать интерес у учащегося к обучению может только грамотный учитель, который знает как подать, преподнести изучаемый материал так, чтобы учащиеся заинтересовались, обратили внимание на изучаемый предмет. При этом качественное, разнообразное оборудование для демонстрационных опытов, для практических занятий может стать довольно значимым, весомым помощником для учителя физики. Владея широкими возможностями, предметный кабинет физики с комплектом интерактивного лабораторного оборудования предоставляет педагогу возможность находить наиболее интересные и эффективные методы учебы, делая занятия интересными и более насыщенными. Рабочее место учителя превращается в динамическую систему учебы и позволяет создавать динамические и интересные уроки.
Комплект лабораторного оборудования позволяет провести цикл лабораторных работ, которые входят в программу традиционного курса физики. Но главным преимуществом является возможность демонстрации физических явлений в более широком ракурсе и всестороннее их исследование. Каждая лабораторная работа охватывает большой объем учебного материала, в том числе из разных разделов физики. Это предоставляет широкие возможности для закрепления межпредметных связей, для обобщения и систематизации теоретических знаний. Предложенные работы и задания облегчают формирования стойких навыков экспериментальных наблюдений и измерений. Содержание и проблемная постановка заданий способствует воспитанию особенного исследовательского образа мышления.
Источник
Проект «кабинет физики» (стр. 1 )
| Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах: 1 2 3 4 |
Проект «кабинет физики»
В проекте представлены:
сроки и план реализации;
Стаж работы по данной проблеме: 28 лет.
Назначение: проект предназначен для организации работы по планированию, оформлению, озеленению и оснащенности соответствующим современным учебным оборудованием кабинета физики.
Дополнительные сведения: данный проект актуален для учителей физики общеобразовательных учреждений и позволяет организовать эффективную работу по данному направлению.
Участники проекта: учитель физики, зав. кабинетом, лаборант, учащиеся 7-11 классов.
факультативная и внеклассная
В послании президента РФ Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» говорится: «Новая школа — это современная инфраструктура. Школы станут современными зданиями — школами нашей мечты, с оригинальными архитектурными и дизайнерскими решениями, с добротной и функциональной школьной архитектурой…, медиатекой и библиотекой, высокотехнологичным учебным оборудованием, широкополосным Интернетом, грамотными учебниками и интерактивными учебными пособиями, условиями для занятий спортом и творчеством».
К одним из основных задач обучения физике относятся: овладение школьниками знаниями об экспериментальных фактах, понятиях, законах, теориях, методах физической науки, о возможностях применения физических законов в технике и технологии, решение которых невозможно решить полностью без наличия учебного кабинета, оснащенного мебелью, соответствующим оборудованием, приспособлением, различными наглядными пособиями
Физика – экспериментальная наука. Для успешной реализации экспериментального метода обучения необходима достаточная учебно-материальная база, которая формируется в школьном кабинете физики. Современный кабинет должен способствовать повышению эффективности учебного процесса, организации самостоятельной и творческой деятельности учащихся. Кабинет нельзя создать за короткое время. Кабинет создается постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет. Однако оборудование учебного кабинета, позволяющее вести эффективное преподавание предмета должно отвечать определенным требованиям. Проведя анализ состояния кабинета физики, я сделала следующие выводы:
— на протяжении ряда лет материально-техническая база кабинета физики не обновлялась;
— имеющееся оборудование устарело и не отвечает современным требованиям;
— оформление, озеление кабинета отсутствовало.
Вместе с тем мною отмечены и следующие недостатки:
— захламлённость шкафов кабинета физики, в большом количестве имеется неисправное оборудование, устаревшие технические средства обучения, которые подлежат списанию;
— отсутствие перспективных планов развития кабинетов физики;
— слабое использование в учебном процессе электронных учебных пособий, отсутствие компьютерной техники;
— недостаточная обеспеченность оборудованием по всем разделам физики;
— не решённые кадровые проблемы: отсутствие лаборанта, заведующего кабинетом, что не может не отразиться на качестве преподавания;
— отсутствие аптечки для оказания первой медицинской помощи учащимся.
Анализируя данный аспект, я пришла к выводу: необходимо разработать такой проект, который позволит провести эффективную работу по созданию современного кабинета физики. Разработанный мною проект предполагает целенаправленную, эффективную работу по планированию, оформлению, озеленению и оснащенности соответствующим современным учебным оборудованием кабинета физики муниципального образовательного учреждения Баратаевской средней общеобразовательной школы и будет эффективен в том случае, если:
— будет удовлетворять современным требованиям к учебному кабинету физики сельской школы;
— способствовать повышению качества образования учащихся.
Проект «Кабинет физики» отвечает требованиям сегодняшнего дня и ориентирован на решение описанных выше проблем.
создание кабинета физики, отвечающего современным требованиям
— выявить соответствие средств обучения современным требованиям к кабинету физики, к оснащению кабинета;
— изучить динамику развития материально – технической, наглядно – демонстрационной, дидактической базы кабинета физики;
— провести инвентаризацию, списать устаревшее неисправное оборудование;
— провести инвентаризацию методических, дидактических материалов, систематизировать их по темам, классам, сформировать отдельно архив;
— обновить инструкции по правилам техники безопасности при работе в кабинете физики как для учителей, так и для учащихся ;
— стремиться более эффективно использовать оснащение кабинета в учебном процессе;
— журналы по технике безопасности вести в соответствии с требованиями;
— подготовить перспективный план развития кабинета на 2-3 года.
— создать совет кабинета, в состав совета включить учащихся, родителей, спонсоров, учителей, руководителей школы.
Механизм реализации проекта
Проект будет реализован в четыре этапа:
I этап (подготовительный) — составление рабочего плана работы кабинета физики, плана реализации проекта.
II этап (основной) – проведение запланированных мероприятий.
III этап (итоговый) – анализ предварительных итогов реализации проекта
IV этап – создание электронного сборника по проекту.
Для эффективной реализации проекта необходимо:
1. разработать план работы «Кабинет физики»;
2. перспективный план развития кабинета;
3. проанализировать итоги реализации проекта «Кабинет физики», сделать определенные выводы.
Рабочий план реализации проекта
Тема мероприятия
Сроки
Выход
Изучение динамики развития материально – технической, наглядно – демонстрационной, дидактической базы кабинета физики
Провести инвентаризацию оборудования
Провести инвентаризацию методических, дидактических материалов, систематизировать их по темам, классам
Обновление инструкций по правилам техники безопасности при работе в кабинете физики для учителей
1 раз в два года
Обновление инструкций по правилам техники безопасности при работе в кабинете физики для учащихся
1 раз в два года
Разнообразить озеление кабинета
Систематически обновлять материалы стендов
Осуществлять заявки на оборудование кабинета
Разработать перспективный план развития кабинета на 2-3 года
Размещение проекта «Кабинет физики» на сайте МОУ Баратаевской СОШ
Ценностью данного проекта является совместная, эффективная и систематическая работа администрации Баратаевской СОШ, учителя физики и обучающихся 7-11 классов по созданию современного кабинета физики, которая даст возможность повышения качества образования по физике.
В результате реализации проекта ожидается:
· оформление интерьера кабинета и его и озеленение;
· составление перспективного плана кабинета
· оснащение кабинета современным оборудованием;
· создание сборника материалов по проекту и размещение его на сайте школы.
Эффективность проекта «Кабинета физики» будет оцениваться по:
1. оформлению кабинета;
3. систематизации методических, дидактических материалов по темам, классам, сформированному отдельно архиву;
4. обновлению инструкций по правилам техники безопасности как для учителей, так и для учащихся при работе в кабинете физики;
5. оснащенности учебным оборудованием;
6. результатам оценки значимости данного проекта администрацией ОУ, педагогами.
1. Положение об учебном кабинете
2. Организация работы кабинета
3. Требования к оснащению образовательного процесса
4. Требования к помещениям кабинета физики
5. Безопасные условия труда в кабинете
Организация работы учебного кабинета
Требования к учебным кабинетам
1. Наличие паспорта и плана работы учебного кабинета на учебный год.
2. Соблюдение правил техники безопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.
3. Укомплектованность кабинета оборудованием и учебно-методическим комплексом средств обучения.
4. Соответствие оборудования и учебно-методического комплекса средств обучения профилю кабинета.
5. Наличие в кабинете комплекса материалов для диагностики качества обучения по профилю кабинета.
6. Обеспеченность кабинета учебниками, дидактическими и раздаточными материалами по его профилю.
7. Наличие в кабинете стендового материала, который носит обучающий характер:
• рекомендаций по выполнению домашних работ;
• рекомендаций по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен).
8. Расписание работы учебного кабинета.
Документация учебного кабинета
1. Паспорт учебного кабинета.
2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3. Инструкция по правилам техники безопасности при работе в учебном кабинете (в кабинетах физики, химии, биологии, учебных мастерских, спортивном зале).
4. График работы учебного кабинета.
5. Акт приемки учебного кабинета администрацией школы.
6. План работы учебного кабинета на учебный год.
Структура паспорта учебного кабинета
Полное название образовательного учреждения
Паспорт кабинета _ _
Ф. И.О. учителей, ответственных за кабинет:
Председатель совета _______________________________________
Лаборанты__7кл___________________________________-__________ 8кл____________________________________________________________ 9кл____________________________________________________________
Оценка состояния кабинета
Инвентарная ведомость на технические средства обучения учебного кабинета физики.
Название технического средства обучения
Занятость кабинета физики
Индивидуальные занятия, факультативы, курсы
Элективный курс «Физика вокруг нас»
Работа по совершенствованию учебно-методического обеспечения кабинета за прошедший учебный год
Обновление дидактического материала
Составление опорных конспектов, диагностических карт, схем
Изготовление (приобретение) раздаточных материалов
Акт о готовности кабинета ____________ к учебному году
I. Наличие в кабинете необходимой документации
· инвентарных ведомостей на имеющееся оборудование,
· инструкции о правилах техники безопасности,
· плана работы кабинета на учебный год,
· графика работы кабинета.
II. Учебно-методическое обеспечение кабинета
· учебно-методическими комплексами (методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями);
· техническими средствами обучения.
1.Оптимальность организации пространства кабинета:
2.Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов. Стенды дают:
· рекомендации по выполнению домашних работ;
· рекомендации по подготовке к различным формам учебно-познавательной деятельности (практикум, семинар, лабораторная работа, тестирование, зачет, коллоквиум, собеседование, экзамен).
1. Правил техники безопасности.
2. Санитарно-гигиенических норм:
· состояние кабинета в целом (пол, стены, окна).
V.Оценка кабинета по итогам проверки готовности к новому учебному году
Акт готовности кабинета физики к новому учебному году
Правила техники безопасности
Правила пользования кабинетом
План работы учебного кабинета
Укомплектованность учебным оборудованием
Учебно-методическим комплексом (методической литературой, книгами для учителя, рабочими тетрадями)
Комплексом средств обучения (ТСО)
2. Наличие комплекта дидактических материалов:
3. ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА
1.Оптимальная организация пространства:
2.Наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов, дающих:
— рекомендации по проектированию учебной деятельности;
— по выполнению программы развития общих умений и навыков;
— по организации и выполнению домашних работ;
— по подготовке к практикумам, семинарам, лабораторным работам, тестированию;
Имеются индивидуальные учебные планы и программы.
Правил техники безопасности
Санитарно — гигиенических норм
— состояние кабинета в целом (пол, стены, окна);
5.ОЦЕНКА КАБИНЕТА ПО ИТОГАМ ГОТОВНОСТИ К НОВОМУ УЧЕБНОМУ ГОДУ
Замечания и рекомендации
6. ИНВЕНТАРНАЯ ВЕДОМОСТЬ
на технические средства обучения кабинета физики
Название ТСО, оборудования
V. МОНИТОРИНГ РАБОТЫ КАБИНЕТА ФИЗИКИ
1. ОФОРМЛЕНИЕ КАБИНЕТА
условий для работы учащихся и учителя
учителя для уча-
2. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА
работы учителя и
3. ДЕЙСТВЕННОСТЬ КАБИНЕТА И ЕГО ОФОРМЛЕНИЕ
Оборудование кабинета физики
Учебно-методическая литература по физике
Технические средства обучения
3. Комплект электроснабжения кабинета
4.Приборы для демонстрации опытов
— по квантовой физике
5. Компьютерная измерительная система
6. Лабораторные принадлежности,
7.Статистические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели
8. Печатные пособия
9. Экранно-звуковые средства
— транспаранты для графопроектора
10.Программное обеспечение для компьютера
Опись имущества и документации кабинета
хранилище для таблиц
Требование к составлению плана работы учебного кабинета на учебный год (и перспективу)
План составляется учителем-предметником, отвечающим за кабинет в соответствии с профилем кабинета. Структурно план работы кабинета состоит из трех частей.
1 часть. Анализ работы кабинета в прошлом учебном году.
1.1. Для работы с какими классами использовался кабинет и находящиеся в нем материалы?
1.2. Что сделано по оформлению и ремонту кабинета?
1.3. Что приобретено для кабинета?
1.4. Какие были проблемы в работе кабинета?
2 часть. Задачи на новый учебный год, в которых отражается тематическое планирование, обновление дидактического материала, составление опорных конспектов, диагностических карт, схем, приобретение видеофильмов, мультимедиа презентаций, таблиц, учебно-методического материала по профилю кабинета, мероприятия по обеспечению сохранности материально-технической базы кабинета.
3 часть. Часы работы кабинета (учебные занятия, дополнительные занятия, факультативные).
АНАЛИЗ РАБОТЫ КАБИНЕТА В ПРОШЕДШЕМ ГОДУ
Для работы каких классов использовался кабинет
Что сделано по оформлению и ремонту
Что приобретено (ТСО, дидактические материалы и т. п.)
Какие были проблемы
План РАБОТЫ КАБИНЕТА ФИЗИКИ
ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА ПО ПРЕДМЕТУ
План РАБОТЫ СОВЕТА КАБИНЕТА ФИЗИКИ
— утверждение плана работы;
— знакомство с обязанностями членов совета кабинета.
Систематически проводить заседания совета кабинета
Осуществлять контроль за санитарным состоянием кабинета
Организовывать конкурсы, викторины, вечера и т. д.
Осуществлять уход за цветами
Лаборантам осуществлять ремонт оборудования.
Оказывать помощь в проведении инвентаризации оборудования
Осуществлять контроль за проведением текущего ремонта кабинета (побелка, покраска)
Организовать оформление стендов
«Готовимся к экзаменам»
— Должностные обязанности по охране труда учителя физики и заведующего кабинетом
— Инструкция по безопасным условиям труда в кабинете физики (лаборатории) для учащихся
— Правила по безопасным условиям труда 7 КЛАСС
— Правила по безопасным условиям труда 8 КЛАСС
— Правила по безопасным условиям труда 9 КЛАСС
— Правила по безопасным условиям труда 10 КЛАСС
— Правила по безопасным условиям труда 11 КЛАСС
— Правила пользования кабинетом физики
— Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся
— ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике
— Правила техники безопасности при работе с химическими реактивами
— ИНСТРУКЦИЯ по охране труда в кабинете и лаборатории по физике
— ИНСТРУКЦИЯ по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике
— ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА по электро-пожарной безопасности в кабинете физики
— ИНСТРУКЦИЯ для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики
— ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА по оказанию первой помощи в кабинете физики
— ПРОГРАММА ИНСТРУКТАЖА по использованию технических средств обучения и специального оборудования в кабинете физики.
— Инструкция по охране труда при работе на компьютере
Примерный перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки кабинета физики
1. Индивидуальный перевязочный пакет — 5 шт.
3.Вата гигроскопическая стерильная 2 пачки
4.Лейкопластырь 1 рулон или 3 пластины
5.Жгут резиновый 1 шт.
6.Раствор йода спиртовой 5%-ный 1 флакон или 10 ампул
7. Раствор пероксида водорода 5%-ный 1 флакон
8.Нашатырный спирт 1 флакон или 10 ампул
9. Валидол 1 упаковка
10. Сода питьевая в порошке 1 пачка
11. Валериановые капли 1 флакон
16. Пипетки в футлярах 3 шт.
17. Палочки стеклянные 3 шт.
Адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения
ДИРЕКТОР ШКОЛЫ ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ПК
“____”________200 года “____”_________200 года.
ПОЛОЖЕНИЕ ОБ УЧЕБНОМ КАБИНЕТЕ
1. Учебный кабинет — это учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной школы, являющееся средством осуществления Государственной программы образования, обеспечивающее оптимальные условия для повышения уровня образования учащихся.
2. Оснащение кабинета включает в себя: учебно-наглядные пособия, учебное оборудование, приспособления для практических занятий по предмету, технические средства обучения.
3. Занятия в кабинете должны служить:
· активизации мыслительной деятельности учащихся;
· формированию навыков использования справочных материалов, навыков анализа и систематизации изученного материала;
· формированию прочных знаний по предмету, их практическому применению.
· развитию у учащихся способностей к самоконтролю, самооценке и самоанализу;
· воспитанию высокоорганизованной личности
4. Учебная нагрузка кабинета должна быть не менее 36 часов в неделю.
II. ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К УЧЕБНОМУ КАБИНЕТУ
1. Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету.
2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для выполнения образовательной программы школы.
3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам (базовый и профильные курсы).
4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.
5. Наличие и обеспеченность учащихся комплектом типовых заданий, тестов, контрольных работ и т. п. для диагностики выполнения требований базового и продвинутого уровней образовательного стандарта.
6. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.
Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:
· государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);
· рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);
· правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;
· материалы, используемые в учебном процессе.
7. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), пожаробезопасности, санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете (средства пожаротушения, аптечка).
8. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, факультативным занятиям, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.
III. ТРЕБОВАНИЯ К ДОКУМЕНТАЦИИ КАБИНЕТА
1. Паспорт учебного кабинета.
2. Инвентарная ведомость на имеющееся оборудование.
3. Правила техники безопасности работы в учебном кабинете и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.
4. Правила пользования кабинетом физики учащимися
5. График занятости кабинета.
6. Состояние учебно-методического обеспечения кабинета физики
7. План работы кабинета на учебный год и перспективу (утверждается директором школы).
IV. ОЦЕНКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАБИНЕТА.
1. Выполняется на основании аттестации рабочих мест в кабинете один раз в 5 лет.
2. По результатам аттестации подводятся итоги и определяются кабинеты, подлежащие оплате и размер оплаты.
требования к оснащению образовательного процесса
в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента
Государственного стандарта общего образования
ФИЗИКА
Основания и цели разработки требований.
Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике. Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике.
Настоящие требования содержат 3 раздела.
В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.
Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.
В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.
Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др.
В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.
Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.
Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т. п.).
При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т. ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).
Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование.
Обследование школ показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем значительно ниже нормы. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии, а его номенклатура еще ниже, чем лабораторного. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка региональных, районных, муниципальных и школьных программ обновления материально-технической базы. Настоящие рекомендации направлены на оказание конкретной помощи в разработке таких программ.
Анализ стандарта и примерных программ показал, что Перечень позволяет отобрать оборудование, необходимое для их экспериментальной поддержки. Вместе с тем, при подготовке настоящих рекомендаций учитывался целый ряд новых факторов, связанных с содержанием требований стандарта и экспериментальной компоненты примерных программ. Отметим их.
Оборудование в Перечне дифференцировано по ступеням обучения и уровням образовательных программ старшей школы, но эти уровни (А – 2 ч/нед, В – 4 ч/нед, С – 6 ч/нед) не соответствуют уровням, принятым в Стандарте. При этом уровень А Перечня не предусматривал наличия фронтального оборудования в отличие от базового уровня старшей школы, определенного Стандартом. При подготовке рекомендаций это противоречие ликвидировано.
Перечень разрабатывался с учетом отечественных и зарубежных передовых тенденций учебного приборостроения и содержит значительную по объему перспективную номенклатуру, которая разрабатывается или только ставится на серийное производство. В настоящие рекомендации включены разработанные объекты, необходимые для экспериментальной поддержки стандарта. Они имеют индекс (Н).
Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.
Рекомендации учитывают, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В настоящее время в школах параллельно сосуществуют обе системы.
Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.
В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности. Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.
Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.
Отбор оборудования осуществлялся с учетом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте.
Второй принцип – преемственность систем оборудования между ступенями и уровнями старшей школы – проявляется в том, фронтальное оборудование является общим для обеих ступеней обучения. В системе демонстрационного оборудования имеются базовые элементы, общие для первой и второй ступеней, а также дополнительные элементы для профильного обучения в старшей школе.
Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Соблюдение этого принципа имеет особое значение для основной школы. Именно этот принцип требует включения в перечень оборудования для основной школы таких приборов, как жидкостный термометр, тележки демонстрационные, теплоприемники и др.
Расчет количественных показателей.
Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:
Ø Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
Ø К – полный комплект (для каждого ученика)
Ø Ф – комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников)
Ø П – комплект, необходимый для проведения лабораторного практикумаэкз.).
Ø Б – библиотечные комплекты (5 экз).
Характеристика учебного кабинета.
Необходимым условием эффективного использования оборудования и реализации экспериментального характера физики как учебного предмета является наличие в образовательном учреждении кабинета физики.
С одной стороны, при организации кабинета физики учитываются требования общего характера – техника безопасности, санитарно-эпидимиологические нормы (СанПин 2.4.2 № 000-02). С другой стороны, в приведенных рекомендациях указан ряд особенностей именно кабинета физики, которые необходимо учитывать не только при создании новых кабинетов, но и при реализации указанных выше региональных, районных, школьных программ обновления их материально-технической базы.
Для кабинета физики необходима система электроснабжения лабораторных столов только электробезопасным напряжением не выше 36 ¸ 42 В. Без такого электроснабжения нельзя полностью выполнить систему самостоятельного эксперимента. Следует иметь в виду, что в рамках выполнения государственной программы «Учебная техника» полностью обновлена вся система источников тока, используемых в кабинете. В частности, в качестве лабораторного источника тока питания необходим источник с выходом не только постоянного, но и переменного тока.
Источник