Модельная библиотека вдохновляет: восемь удачных идей
Глобализация и модернизация не обходит стороной библиотеки. Появляется новый формат такого учреждения — модельная библиотека.
По нацпроекту «Культура» до 2024 г. планируется преобразовать 660 библиотек: из обычных муниципальных в необычные модельные. Каждая из них — с высокой миссией и уникальным дизайном, реализации которого способствуют средства из федерального и муниципального бюджетов.
На выигранные гранты будущие модельные библиотеки не только проводят косметический ремонт и пополняют книжные фонды, но и закупают роботов-библиотекарей, создают на базе учреждения кружки для лингвистов и блогеров, открывают арт-кафе и музыкальные гостиные.
О том, как присоединиться к их числу и превратить родную библиотеку в нечто большее, а также о том, какие идеи можно реализовать с минимальным бюджетом в своей библиотеке, читайте в статье ЛаЛаЛани.
Первые модельные библиотеки появились в 2019 г. Тогда был запущен федеральный проект «Культурная среда» в рамках нацпроекта «Культура».
Согласно проекту, с 2019 по 2024 гг. за счет средств федерального и регионального бюджетов ежегодно будут создаваться 110 модельных муниципальных библиотек: 80 муниципальных и 30 центральных муниципальных. Кроме того, в нынешнем и прошлом году были набраны дополнительные участники сверх квоты. В результате сейчас модернизировано (и еще модернизируется) 244 библиотеки.
Конечно, реализация проекта не идеальна: уже много сказано об инертности и неповоротливости проектных офисов и федеральных и муниципальных властей, о хищении средств и проблемах с подрядчиками. Однако тем ценнее примеры успешной реализации замысла сотрудников библиотеки.
Помещения модернизированных библиотек оформлены в соответствии с современными дизайн-проектами: в эко-стиле, в тематике «Гарри Поттера» или космического пространства, с ориентацией на народные мотивы региона или в стилистике лофта.
Во многих из них появились отдельные детские и подростковые зоны, а библиотечная мебель подобрана с учетом возрастных особенностей детей: разноуровневые и мобильные стеллажи в виде книжных домиков, стеллажи для игрушек и напольные сиденья-пуфики. Для удобства посетителей установлены шкафы-локеры для личных вещей с электронным замком, для реализации задуманных планов во время культурных
мероприятий — трансформирующиеся столики-картины и откидные экраны.
Модельные библиотеки получают современное техническое оснащение: электронные читальные залы, богатый фонд электронных и аудиокниг, бесплатное подключение к фондам Национальной электронной библиотеки. Кроме того, фонды учреждений постепенно оснащают системой автоматизации с помощью RFID-технологии: каждая книга получает RFID-метку, благодаря чему читатель оформляет ее выдачу через станцию самообслуживания.
Во всех библиотеках-участницах проекта появились компьютеры, фотоаппараты, проекторы, очки виртуальной реальности и даже синтезаторы.
Для читателей с ОВЗ в модернизированных библиотеках расширены дверные проемы, установлены удобные двери, пандус и поручни, специально переоборудован санузел. Для читателей с проблемами со зрением в большинстве библиотек установлены стационарные видеоувеличители.
Примеры модельных библиотек
Перечисленные характеристики модельных библиотек могут вызвать недоверие: все это звучит слишком фантастически. Однако примеров успешного воплощения замысла от библиотек-конкурсантов уже немало. ЛаЛаЛань хотела бы поделиться с вами некоторыми реализованными идеями по созданию модельной библиотеки, которые могут послужить вдохновением для будущих участников проекта и библиотек, которые по разным причинам не могут принять участие.
- Мини-кинотеатр вбиблиотеке (г. Шуя, Ивановская обл.).
В библиотечном кинозале проводятся коллективные просмотры фильмов. Планируются семейные и детские кинопоказы.
- Пушкинская библиотека-музей (г. Белгород).
Основная форма культурно-просветительской деятельности этой библиотеки — музейная экспозиция «Пушкин и Белогородчина». В библиотеке появилась справочно-информационная система «Музейный гид», все выставочные образцы оцифрованы.
- Литературно-музыкальнаягостиная (г. Златоуст, Челябинская обл.).
В библиотеке создан музыкальный салон, где можно послушать более 5000 раритетных грампластинок с грамзаписями таких певцов и поэтов, как Робертино Лоретти, Клавдия Шульженко, Капитолина Лазаренко, Анна Ахматова, Сергей Есенин и др.
- Театральное пространство (г. Благовещенск).
На базе библиотеки проводятся творческие вечера и инсталляции, реализуются такие современные постановочные жанры, как хэппенинг и реди-мейд.
- Школа блогингаи фотоискусства (г. Губинский, ЯНАО).
После модернизации в библиотеке появилось особое пространство для обучения работе с фото- и видеоаппаратурой. Все желающие могут поступить в «Школу блогинга», записаться в фотостудию или прийти в арт-кафе.
- Школа мультипликации (г. Егорьевск, Московская обл.).
Библиотека открыла в своих стенах мультипликационную студию Kidкадр, где с помощью профессиональной аппаратуры можно научиться создавать мультфильмы.
- Изучениеиностранных языков (г. Егорьевск, Московская обл.).
В библиотеке работает клуб «Юный лингвист», в рамках которого можно посещать кружки по изучению английского и французского языков для школьников и подростков.
- Лабораторияинновационного творчества и робототехники (г. Муравленко, ЯНАО).
В библиотеке появились 3D-принтер, 3D-сканер, планшеты, ноутбуки, моноблоки, робототехнические наборы LEGO, VR-очки и робот-библиотекарь Федор Михайлович.
Принять участие в конкурсе
В приведенных примерах библиотека трансформировалась в досуговый центр с ориентацией на образовательную, культурно-просветительскую, развлекательную миссию. Подобные метаморфозы могут коснуться любой библиотеки-участницы.
Присоединиться к проекту модернизации может любая муниципальная библиотека. Отбор участников проекта «Культурная среда» проводится на конкурсной основе. Сроки подачи документов на следующий год — март-апрель нынешнего года. Результаты подводятся в августе-сентябре.
Заявки подает проектный офис субъекта РФ, который в дальнейшем координирует работу по выполнению проекта. Он же отбирает муниципальные библиотеки для участия в конкурсе.
Важным для библиотеки-участницы будет:
- наличие не менее двух полных ставок библиотекарей либо возможность их увеличения до двух;
- наличие у персонала библиотеки сертификатов или удостоверений о повышении квалификации за последние пять лет;
- наличие наград, поощрений, благодарственных писем за участие и организацию социально-культурных конкурсов, проектов и т.п.
После отбора продумывается концепция модернизации для каждой библиотеки-участницы на основе имеющихся методических рекомендаций.
В эту концепцию входит:
- проект зонирования библиотеки и план расстановки мебели;
- план мероприятий по повышению квалификации персонала библиотеки на три года;
- планируемый объем пополнения книжного фонда на три года (с учетом электронных ресурсов);
- примерный план образовательных, культурных и социально-значимых мероприятий на год;
- оценка влияния созданной модельной библиотеки на социокультурную среду в субъекте РФ.
Далее разрабатываются дорожные карты, закладываются сметы расходов, предварительно обсуждаются договоренности с подрядчиками о выполнении необходимых работ (косметический ремонт, замена сантехники, освещения и пр.), а также разрабатывается штатное расписание библиотеки и др.
Собранный пакет документов вместе с заявкой в печатном виде направляется в Минкультуры РФ. В результате конкурсного отбора из средств федерального бюджета выделяется по 5 млн рублей для 80 муниципальных библиотек и по 10 млн рублей для 30 центральных районных и городских библиотек. Кроме того, библиотеки могут рассчитывать и на дополнительные средства из бюджета субъекта.
Например, 21 августа в городе Губинском Ямало-Ненецкого автономного округа открылась модельная библиотека, получившая 10 млн рублей из федеральных средств и более 21 млн рублей из муниципального и окружного бюджетов.
Подробнее ознакомиться с правилами участия в конкурсе можно на сайте и в группе Facebook.
ЛаЛаЛань искренне советует всем желающим муниципальным библиотекам перейти по ссылкам и найти больше информации, а также поучаствовать в проекте модернизации.
Источник
Новое пространство библиотеки или о дизайне и не только
Информационный дайджест по материалам профессиональной периодики и Интернет-ресурсов.
От составителя
Сегодняшняя библиотека призвана быть многоликой, разной: с «шумными» и «тихими» зонами; с открытыми, большими пространствами-площадками и отдельными кабинетами, с маленькими читальными залами и кафе, где можно уединиться с журналом или потолковать с приятелем за чашкой кофе, посидеть с подружкой в зимнем саду или «заветном» уголке на абонементе. Концепция открытой библиотеки за рубежом предельно расширяет этот ряд, включая в него учёт сиюминутных, «бытовых» аспектов поведения. Отсутствие готовности перестраивать библиотечное пространство в соответствии с современными реалиями, боязнь перемен негативно сказывается на уровне облуживания читателей и на имидже учреждения.
Каким образом библиотеки меняют свой облик, чтобы соответствовать ожиданиям пользователей?
Составленный по материалам периодической печати и интернет сайтов, аннотированный список «Новое пространство библиотеки» поможет выбрать оптимальный вариант формирования современного облика библиотеки.
Абрамова, Т. А. Эволюция формы – решающий фактор развития современной публичной библиотеки / Г.А. Абрамова // Библиотечное Дело. – 2010. –№23 (137). – С. 36-39.
Современная публичная библиотека – это не только полноценные информационные ресурсы, свободный доступ к ним, но и комфортная среда для читателей. После ремонта помещений библиотеки имени Николая Рубцова г. Санкт-Петербурга решено было создать единое пространство, совместив абонемент и читальный зал. Были открыты фонды всех подразделений для читателей, периодика выдается на дом. Важную роль играет интерьерный дизайн, стилевое единство. В интерьерах библиотеки нашла свое отражение поэзия Н. Рубцова: здесь можно увидеть дремучие вологодские леса, синие реки, яркое солнце, зеленую траву и рубиновую клюкву.
В библиотеке много зонированных площадей, где можно уединенно почитать книгу. Для взрослых читателей – мягкие уютные кресла, диваны, круглые столы; для детей – детская мебель, игрушки и даже конфеты.В обновленную библиотеку люди заходят просто посидеть. Комфортная среда пребывания и подготовленные на высоком уровне мероприятия с использованием мультимедиа сделали свое дело– поток читателей увеличился.
Долгополова, Н. Библиотека, идущая к людям. «Третье место» в большом городе / Н. Долгополова // Библиотечное дело. – 2013. – № 14. – С. 10 – 11.
О многолетнем проекте библиотек г. Омска «Читающий город». Во многих микрорайонах города работают библиотеки под открытым небом: «Книжный шатёр», «Читающий бульвар», «Книжный сад». Только в парк Победы на «Читающий бульвар» приходят летом около 100 человек в день.
Захаренкова Н. В фойе и в зале, в театре и в саду// Библиотека.- 2013.-№6.- С.36-42.
Статья о библиотеке-филиале №32 МБУ «ЦБС г.Калуги», Библиотеке Правобережья. После переезда у библиотеки появилась прибиблиотечная территория. Возникло желание ее обустроить. Материал для дизайна можно найти повсюду. Из пивных банок изготавливают бабочек, а из винных бутылок – кувшины для грота. В библиотеке остались старые пластинки они стали арт-объектами дизайна музыкальной гостиной. В статье и другие идеи по улучшению библиотечного пространства.
«Зеленый» дизайн современных библиотек
Библиотеки — оазисы. Здесь зеленая библиотека становится природным островком в городской застройке, формируя систему вложенных пространств: Урбанизированная городская среда – Архитектура «зеленой библиотеки» – Природа. Здесь библиотеки конкурируют с таким, распространившимся в последние годы, типом публичного пространства, как карманный парк. Главное отличие карманных парков в том, что они маленькие. Очень маленькие, по сравнению с парками или скверами. Благодаря малым размерам, они обустраиваются прямо на улицах, в сложившейся застройке, на любом незанятом клочке земли.
Такие зелёные уголки не рассчитаны на то, чтобы по ним ходили или гуляли- для этого просто нет места. Поэтому, практически все подобные объекты представляют из себя зелень + сидячие места. Иногда устанавливают небольшие детские площадки.
Мини-парки, по факту, используются для того, чтобы передохнуть от городской суеты, почитать, встретиться с друзьями и т.д.
Ивашина, М. В. Роман с библиотекой: параллели и парадоксы / М. В. Ивашина // Библиотечное Дело. – 2010. – №23 (137). – С. 15-20.
«У библиотек есть альтернатива – остаться башнями из слоновой кости, последними бастионами, охраняющими истинную культуру с большой буквы (произносится с придыханием), либо слиться с жизнью города» – пишет автор статьи. Пространство библиотеки можно расширить не только физически, но и виртуально с помощью сайтов, форумов, блогов, интернет-конференций. В библиотечном сообществе продолжаются дискуссии по вопросам перспектив библиотек в будущем. Делаются попытки увидеть свет в конце тоннеля. При этом выясняется, что многим в библиотеках хочется социалистических гарантий и капиталистических заработков. Между тем, набирают обороты новые формы обмена знаниями (образование + удовольствие). Молодое поколение неравнодушно к нестандартным методам обучения – это бар-кемпы, обучение в скретч – среде, печа- куча (интеллектуальное казино), разные модели тренингов креативности. Библиотеки должны осваивать эти и другие формы «культурной экспансии», ломая привычные представления о «типичной» библиотеке. Автор призывает выстраивать не только физическое, но и ментальное пространство, состоящее из идей, рисков, изменений. В статье также приводится список программ и ресурсов, с которыми должен быть знаком каждый библиотекарь:Blogs (блоги); Online Chat (чат в онлайне, мгновенные сообщения и видео-конференции); Creative Commons (право совместного владения информацией);Face Book, MySpace (социальные сети);Flickr (хостинг изображений);Google Docs (создание тестов и презентаций);Музыка и аудио; Подкастинг (цифровые медиафайлы);RSS RSS Readers (новостные подписки и читалки);Slideshare (обмен презентациями);Social Bookmarking (социальные закладки);Twitter (твиттер- мини-блог);Video (видео);Virtual Words Мachinima (виртуальные миры и компьютерная анимация);Wikis ( Интерактивные документы).
Косогор О. «Парк интеллектуальных развлечений» в ЦГПБ им. В.В. Маяковского // Библиотечное дело. – 2013.- №23.- С.12- 15.
Праздники с интеллектуальным наполнением — ещё не полностью занятая ниша на рынке развлечений, и при грамотном менеджменте библиотека может обернуть ситуацию в свою пользу. Поиск игровых форм представления фондов и возможностей библиотеки стимулировал творческую активность сотрудников библиотеки. Специально для этого праздника библиографами по предложению Отдела культурных программ была разработана методика соревнования по веб-спринту — поиску на скорость в ресурсах интернет по заданной теме. Сотрудники Отдела читальных залов придумали «Мастерскую кроссвордов», а сотрудники Мультимедийного центра организовали мастерскую по разгадыванию головоломок и т. п. На «Игровой площадке» гости всех возрастов смогут поиграть в настольные игры разных поколений и в новые игры.
Лукичева А. В., Для друзей нет выходных! // Современная библиотека. – 2013. − № 1. − С. 16−19. − (Идея)
Большая игротека в Добролюбовке под девизом «Найди свою игру!» (http://lib.aonb.ru/newsd.phtml?id=1892) привлекла к себе внимание жителей города своим необычным содержанием. Главная цель «игротеки» − популяризация образовательных и развивающих игр − позволила пригласить к её проведению общественные организации и учреждения, заинтересованные в продвижении детского и семейного отдыха. Партнёрами стали: колледж культуры и искусства, ОДБ, региональная организация шахматной федерации, центр помощи детям и подросткам, детский цирк, городской клуб настольных игр, арт-студия, клуб «Что? Где? Когда?» и другие.
Информация и реклама распространялась всевозможными способами − через СМИ, социальные сети, сайты профильных учреждений. Для школ, детских садов и центров дополнительного образования сделали флаеры. Были разработаны яркие рекламные плакаты, программы событий, единое оформление книжных выставок.
В библиотеку пришли поиграть около 1000 человек. «Многие открыли её с неожиданной стороны и стали читателями, а библиотека обрела новых партнёров и друзей, для которых нет выходных!».
Челябинская областная юношеская библиотека меняет свой облик, лозунг «Мы — не просто библиотека: смотрите на нас другими глазами» стал ключевым в её деятельности. Работа библиотеки по поддержке и развитию чтения активно ведётся в интернет-пространстве. Используется и сайт, и социальные сети.
Матлина, С. Г. Воображение пространства, пространство воображения / С.Г. Матлина // Библиотечное Дело. – 2010. – №23 (137). – С. 6-9.
В статье обсуждается проект реконструкции пространства Государственной Российской детской библиотеки. Важнейшая задача библиотек – стимулировать творчество ребенка. Это возможно, если в библиотеке создано пространство для интеллектуальной работы. И это своеобразное пространство общения должно быть комфортным как для групповых встреч, так и для одного – двух человек.
Библиотеке необходимо обрести новое качество, так как традиционный ее облик поднадоел жителям. Какой будет новая роль библиотек? Магазин идей? Центр жизни округа? Место открытий?
По опыту работы зарубежных библиотек мы уже знаем, что в них может быть и ландшафтный сад, и тренажерный зал, и всевозможные аттракционы.
А какой должна быть мебель в детской библиотеке? Конечно, мебель-трансформер. На колесиках, изготовленная из современных гигиеничных, легко моющихся материалов. Расстановка ее тоже может быть нестандартной. Ведь привычные читальные залы с монотонно расставленными рядами столов вызывают у детей ассоциацию с образом школы.
Современное понимание комфортности подразумевает отсутствие жесткого деления библиотеки на отделы. Снятие перегородок, зонирование по интересам, игровые пространства.
Автор статьи рекомендует формировать новый облик библиотеки вместе с детьми. Познакомиться с интерьерами библиотеки можно на сайте rgdb.ru.
Недашковская, Т. Свободные пространства – особенность новой архитектуры библиотек / Т. Недашковская // Библиополе. – 2011. – №2. – С. 14-19; №3. – С. 14-18; №4 – С. 14-16; №5 – С. 17-19; №6 – С. 16-18.
В пяти номерах журнала «Библиополе» главный библиограф библиотеки имени М. И. Рудомино Татьяна Недашковская поднимает вопрос о необходимости создания в привычной библиотечной атмосфере новых ресурсов и возможностей. Автор излагает свои впечатления от увиденных за рубежом библиотек, отвечающих всем современным требованиям. Например, во Франции библиотекам принадлежит важная роль в развитии культуры, политики, экономики, науки. Это обеспечивается высоким уровнем технического оснащения, архитектурно-планировочными решениями, высокохудо-жественным оформлением интерьеров. Атмосфера комфорта и уюта царит в библиотеке имени Роберта де Сорбона в Реймс. Общее пространство поделено на несколько зон: Зону тишины (разговоры запрещены, чтобы не мешать читателю работать с документами), Зону покоя (в ней разрешается тихо разговаривать), Зону для разговоров (можно вести дискуссии). Оригинальная мебель, оформление интерьеров, благожелательная атмосфера, современные услуги – все это привлекает в библиотеку молодежь города.
В статьях Татьяны Недашковской библиотечные специалисты найдут немало интересных идей, оригинальных решений обустройства библиотечного пространства.
Необычные функции библиотеки как способы привлечения пользователей http://www.intuit.ru/studies/courses/3600/842/lecture/22188
Современной библиотеке следует иметь свою «изюминку». Это привлечет дополнительных пользователей, сделает библиотеку популярной. Как пример такой необычной функции может быть собирание библиотекой различных редкостей, создание небольшого уголка-музея. Для пополнения коллекции следует попросить читателей приносить что-либо редкое, имеющие отношение, например, к истории региона. Можно собирать живопись своих читателей. Им будет приятно видеть собственные работы в библиотеке, а библиотека, в свою очередь, выставками привлечет новых пользователей.
Библиотеки могут договориться с туристическими компаниями и с их помощью включить библиотеки в экскурсионные туры – как объект посещения. Тогда наличие антикварных книг, вещей и др. в библиотеке обязательно.
Не все имеют возможность дома в тишине и покое поработать, сделать уроки, выполнить проект на компьютере и т.д. Для решения данной проблемы библиотеки могли бы предоставлять «тихие комнаты». Предоставлять их следует на неограниченный срок (рабочий день в библиотеке) и тишина должна быть обеспечена.
Есть еще один способ заявить о себе – контекстная интернет-реклама. Созданная собственными силами, она стоит недорого. По эффективности такая реклама считается практически беспроигрышной. Экономический просчет контекстной рекламы достаточно прост – деньги снимаются только тогда, когда на ваше рекламное послание кликнули, если же клика не произошло, за рекламу вы не платите. Такая система очень нравится большинству руководителей, так как реклама выглядит «прозрачной».
Панова, Н. Открытый доступ – это здорово! Он повышает ответственность за общее дело / Н. Панова // Библиотека. – 2013. – № 7. – С. 7 – 9.
Опыт областной библиотеки г. Усть-Каменогорска по организации работы в условиях полностью открытого доступа к фондам читального зала. Теперь здесь работают не просто библиотекари, а библиотекари-консультанты, что требует от них строгого соблюдения этических норм и правил, требований дресс – кода, норм корпоративной культуры и делового этикета. Одно из требований, например, такое: сотрудники обязаны всегда первыми здороваться с посетителями и сразу предлагать свою помощь. Обязательное требование – ношение бейджа, что дисциплинирует и мобилизует работника.
Пономарева Т. О., «Поиграй со мной!» // Современная библиотека. − 2013. − № 4. − С. 64−67. − (Опыт). − Электрон. версия печ. публикации : http://www.library.ru/3/focus/komi.php
В 2012 году был разработан проект «Библиотека для молодёжи в новом формате», поддержанный Правительством Республики Коми. В рамках проекта в Юношеской библиотеке появились свободная зона Wi-Fi, новые структурные подразделения: абонемент художественной литературы, зал общения и творчества, зал активного досуга, свободный доступ к книжному фонду, возможность работать с электронными каталогами в отделах обслуживания. В результате число посещений библиотеки увеличилось на 10 %, на 20 % вырос показатель выдачи художественной литературы, расширился перечень услуг библиотеки.
Составляющей проекта стала игротека «Поиграй со мной!». На подготовительном этапе осуществили ремонт, перепрофилирование библиотечных залов, выбор дизайна, закупка игр и необходимого технического оборудования. В результате в отделе чтения и досуговой деятельности было выделено структурное подразделение, включающее два зала: зал активного досуга и зал общения и творчества, которые вскоре стали открытой игровой площадкой.
Сегодня в библиотеке представлены самые разные игры для взрослых и детей. С ними можно познакомиться в социальной сети «ВКонтаке» в группе «Юношеская библиотека Республики Коми» (http://vk.com/club19226450), где выложено краткое описание большинства из них. В соцсетях есть и специальное мероприятие «Игротека в библиотеке».
Партнёрами библиотеки стали магазин «Рубик-кубик», молодые волонтёры добровольческого движения «От сердца к сердцу», инициативного молодёжного движения «Отрыв. ».
Игротека проводит различные мероприятия. Члены клуба настольных игр показывают мастер-классы по популярным «настолкам» и организуют коллективные игры, устраивают презентации.
Заработала электронная игротека, но это услуга платная. Скидки даются командам игроков. Особой популярностью пользуются танцевальные игры, представляющие собой синхронные танцы.
В игротеку приходят молодые семьи. Постоянные участники игротеки − ребята из Клуба молодых инвалидов, который работает в библиотеке.
Авторы статьи сделали первые выводы о результатах открытия игровых библиотечных залов.
Игротека востребована. Молодёжи не достаёт зон общения и неформального досуга, в библиотеке комфортная обстановка, современный молодёжный дизайн, есть реальная возможность для молодых людей установить в процессе игры новые дружеские связи.
Плюс для библиотеки, что некоторые посетители игротеки становятся читателями.
С открытием игротеки библиотека стала весёлым и шумным местом молодёжного досуга.
Семиколенных, Н.Б. Канарейки в пещере книжных сокровищ. Нестандартные решения интерьеров / Н. Б. Семиколенных, С. А. Хмелевцева // Библиотечное Дело. – 2010. – №13. – С. 40-41.
Среди читателей был проведён опрос на тему «Какие изменения вы хотели бы внести в оформление внутреннего пространства абонемента?»
Пожелания были такими: создать уютный уголок для чтения с аквариумом, клеткой с канарейками; открыть буфет; установить кофейный аппарат и кулер.
Что в результате было сделано?
На абонементе были созданы зоны «Уголок читателя», «Территория для чтения молодого поколения», «Мир ваших увлечений». Бытовые потребности читателей были удовлетворены: в зале каталогов установили кофейный аппарат и кулер.
В одной из библиотек был организован уголок для психологической разгрузки с фотообоями и цветами.
Ещё одна новинка-уголок SMS, что в переводе на библиотечный язык означает «События. Мнения. Сообщения». На SMS – доске каждый желающий может оставить любое послание.
Креативно, красиво, свежо оформили свои пространства детские библиотеки. Материал статьи «Канарейки в пещере книжных сокровищ» подскажет немало интересных идей.
Советы Роберта Рольфа– профессионального библиотечного консультанта: http://libavtograd.tgl.ru/search.php?page_id=867
Первый принцип: библиотека должна быть дружелюбна по отношению к читателю; места обслуживания должны располагаться так, чтобы и читателю было удобно, и персоналу хорошо работалось. Нужно видеть разницу между постоянными читателями и случайными посетителями.
Фонды и рабочие места следует располагать так, чтобы достигалась максимальная эффективность действий персонала.
Лучше всего планировать библиотеку, моделируя библиотечные зоны квадратами или прямоугольниками вокруг точек обслуживания.
В хорошо спланированной библиотеке кафедра обслуживания должна быть узлом, или центром, от которого радиусами расходятся фонды, читательские места, специальное оборудование и т.п.
Персонал должен видеть места, на которых читатель работает с ЭВМ, CD-ROM, микроформами.
Уместные вопросы: Видит ли читатель кафедру издалека или она заслонена? Видит ли читатель зону, куда ему надо идти? Чувствует ли читатель, что его присутствие раздражает персонал? Далеко ли справочный стол от каталога (от справочных изданий)? Позволяет ли конструкция задания основному потоку читателей видеть и проходить от справочного стола к зоне обслуживания, открытым фондам и т.п.?
Общий недостаток планировки современных библиотек – невозможность логически расположит фонды так, чтобы читатель без помощи библиотекаря мог найти нужное.
Форма здания должна допускать гибкость в размещении фондов.
Следует помнить, что основной шум в библиотеке исходит от кафедры выдачи и стола справок, и необходимо создать читателям возможность работать в тишине. Пользователи открытого фонда также не должны мешать: от полок до читального места должно быть на более 13-17 м.
Полезно представить три зоны: шумная – основной поток у кафедры выдачи и справочного стола; полутихая – справочно- библиографический зал, зал периодики; тихая – читальные залы.
Следует предусмотреть зал совещаний (недалеко от кабинета директора), холл для отдыха сотрудников.
Должна быть обеспечена прямая видимость читателей с места работы дежурного библиотекаря (не заслоняя полками); из читательской зоны имеется только один выход – вблизи кафедры выдачи, турникет и КПП.
Если число обращений к дежурному библиотекарю фонда открытого доступа более 25% от числа посещений, следует искать ошибки в размещении фонда.
Сокольская, Л. Точка общепита в Храме знаний. Книга и кофе как инструменты ребрендинга. – Библиотечное дело. – 2013. – № 4. – С. 2- 9.
Совершенно недостижимый для нас уровень комфорта – соединить в библиотеках духовное и физическое насыщение. В Кемерово, например, соединили, открыв в ОУНБ Губернаторскую чайную. Но кому нужно хотя бы периодически нарушать обет «нет еде в библиотеке» – читайте указанную статью.
Сокуренко Е. Будущее наступившее сегодня //Библиополе.- 2014.-№5.- С.28-31.
На базе Библиотеки им. Ф. М. Достоевского в Москве открылся первый многофункциональный медиацентр. Сегодня библиотека представляет собой максимально открытое пространство. Визуально это подчеркивают огромные окна витрины.Площадь Библиотеки– 504 кв.м. К настоящему времени здесь проведен капитальный ремонт, создана новая пространственно-архитектурная организация библиотечных площадей. Весь библиотечный фонд переведен в открытый доступ. Для посетителей созданы условия в формате городской гостиной, включающей оснащение современным библиотечным и информационным оборудованием, а также беспроводным Wi-Fi. Изменен режим работы – библиотека открыта для посещения с 11.00 до 22.00.
Стрельцова Н. В. Библиотека для безбилетников : хроники работы летнего читального зала / Наталья Стрельцова // Библиотечное дело. — 2014. — № 8. — С. 14-16.
Уголок свободного чтения для всех знающих радость печатного слова организует на все лето Библиотека им. Белинского. В фойе первого этажа с центрального входа оборудован удобный и вместительный зал с книгами, журналами, общеполезной литературой в открытом доступе. И теперь любой желающий без предъявления читательского билета может стать его посетителем. Спокойно почитать в часы работы книгохранилища.
Местечко, где можно на пару часов укрыться переждать жару, насладиться модным журнальчиком, зайти в интернет, повстречаться с кем-то по делу или по-товарищески, переговорить, не внося при этом плату хотя бы в размере ста рублей за чашку кофе. В кафе круговорот бизнес-ланчей, зачастую грохочет музыка, и вообще долго не засидишься с романчиком под выразительными взглядами официантов. А тут Клондайк-Эльдорадо, да еще и с Wi-Fi. Как сообщили в «Белинке», в «Библиотеке для безбилетников» можно будет свободно познакомиться с последними книжными новинками художественной, детской, кулинарной, учебной литературы. Полистать периодику. Воспользоваться Wi-Fi. Для читателей с детьми оборудован специальный детский уголок.
— комплект мягкой мебели;
1.Несмотря на большой выбор наглядных средств, не каждая библиотека использует их для оформления уголка читателя. Проблемы связаны обычно с недостаточной полезной площадью, занимаемой библиотекой. Чтобы уголок читателя был максимально информативным и заметным, следуйте некоторым рекомендациям.
2.При оформлении уголка читателя помните, что наполнение его большим количеством книг рассеивает внимание посетителей библиотеки. Поэтому используйте фотомонтажи, изготовленные на основе красочных иллюстраций.
3.Для соблюдения принципа доступности информации, размещаемой в уголке читателя, создайте «приглашающую» зону. Для этого оформите информационный стенд по многоуровневой модели, с учетом интересов разновозрастных читателей. Разделите его на три зоны: информация для педагогов, родителей, старшеклассников; информация, интересная и полезная для всех категорий читателей; информация для начинающих читателей. При этом зоны лучше оформить в разном стилевом решении.
4.Расположите на «приглашающем» стенде информацию о режиме работы библиотеки, путеводитель (в зависимости от количества залов), правила пользования библиотекой, яркую рекламу книжных новинок и по возможности емкие слоганы, девизы и лозунги, привлекающие внимание посетителей.
5.Включите в уголок читателя экспресс-выставку книжных новинок. Ее можно постоянно обновлять, меняя названия разделов, с учетом читательского спроса. Кроме того, на выбор демонстрируемых новинок влияет месяц организации экспресс-выставки. Например, в мае – накануне летних каникул – возможен спрос на программные произведения по литературе.
6.В зависимости от назначения зала, в котором располагается уголок читателя, можно оформить тематические полки с материалами, например, по краеведению, по различным разделам учебной программы (словари, энциклопедии, учебники и т.д.).
7.Для соблюдения обратной связи с читателем выделите в уголке место, где посетитель может оставить свои замечания, высказать пожелания, выразить благодарность работникам библиотеки и т.п.
8.Поскольку в библиотеке часто проводят публичные тематические мероприятия, поставьте рядом с информационными и экспозиционными стендами уголок мягкой мебели и журнальные столики. На них можно разложить журналы, свежие газеты, рекламные проспекты.
Юсупова, В. А. Обслуживание в новом формате / В. А. Юсупова, О.Н. Зиновьева // Библиотечное Дело. – 2010. – №19(133). – С. 28- 29.
Открытый доступ к ресурсам библиотеки – это целая система со своей идеологией и технологией. Именно этот принцип лег в основу реорганизации облуживания читателей во всех библиотеках Тольяттинской библиотечной корпорации.
Была поставлена цель: смело идти навстречу изменениям и быстро меняться вместе с окружающим миром. В центральной библиотеке были ликвидированы абонемент и читальный зал, созданы отделы художественной и отраслевой литературы. Расстановка фонда – зоновая, по тематическим блокам. В каждой зоне организованы выставка и индивидуальное место для читателя. Имеются специализированные уголки (например, детского чтения), домашней кинотеатр. Журналы также заняли место в общем зале и выдаются на дом. Отсутствуют традиционные стойки – столы, что способствует ликвидации барьеров между пользователями и персоналом библиотеки. Изменения произошли в ассортименте сервисных услуг, развивается автоматизированное обслуживание. Вслед за центральной библиотекой реорганизацию осуществили и библиотеки- филиалы.
Источник