Современный этап развития управления проектами

XI Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2019

ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ ПРОЕКТАМИ В РОССИИ: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

На современном этапе развития менеджмента в России большие обороты набирает проектный менеджмент. Проектная деятельность охватывает все сферы функционирования предприятия, такие как производство, маркетинговую и инновационную деятельность, социальную сферу. Развитие проектного менеджмента позволяет сделать вывод, что проект сам по себе может являться ответом на возникающие в процессе производственной деятельности проблемы. В таких случаях управление проектом и его реализация проводится в определенном порядке: возникновение проблемы, сбор информации о возникших отклонениях, определение проблемы, подбор и разработка возможных решений проблемы, анализ и оценка решений, выбор решения, выполнение поставленной задачи, внедрение проекта.

Управление проектами — область знаний по планированию, организации и управления ресурсами с целью успешного достижения целей и завершения задач проекта. Иногда отождествляется с управлением программами, но программа — это фактически более высокий уровень: группа связанных и взаимозависимых проектов [1; с. 521].

Проект – это определенное задание с определенными исходными данными и установленными результатами (целями), обусловливающих способ его решения [2; с. 13].

Все проекты имеют ряд общих характеристик: проект имеет начало и конец; каждый проект направлен на достижение определенной поставленной цели; любой проект уникален, так как имеет свою миссию и свои ресурсы; проект – это процесс в котором осуществляется множество скоординированных взаимосвязанных действий; каждый проект обладает совокупностью ресурсов необходимых для осуществления поставленных задач; социальной значимостью проекта является его результат.

В настоящее время проектный подход рассматривается в России, как инструмент реализации и развития стратегических преобразований, поэтому он находит применение в различных областях деятельности нашего государства, например, в государственных структурах, общественных, правовых, экономических.

Довольно важное, значение в России имеют социокультурные проекты. Для их реализации в первую очередь определяют: потребности данного населения, их традиции и обычаи, а также систему ценностей сложившуюся в обществе. Такие проекты направлены на преодоление подростковой преступности, налаживание культурного досуга, сокращение безработицы.

Социокультурное проектирование – это специфическая технология, представляющая собой конструктивную, творческую деятельность, сущность которой заключается в анализе проблем и выявлении причин их возникновения, выработка целей и задач, характеризующих желаемое состояние объекта (или сферы проектной деятельности), разработке путей и средств достижения поставленных целей [3;c. 50].

Все проекты, вне зависимости от их направления, осуществляются командой. В команду входят квалифицированные сотрудники, чья компетенция позволяет принимать решения по поводу дальнейшего развития проекта. Участники команды непрерывно взаимодействуют друг с другом достигая сообща поставленных целей. На данный момент проблема формирования проектных команд достаточно широко распространена в России. Мировой опыт показывает, что более эффективно создание постоянных проектных команд, которые выделены в научно- исследовательские отделы или подразделения по разработке инновационных проектов с гибкой структурой и особыми функциями [4;c. 64].

В России в феврале 1991 г. была создана Ассоциация управления проектами СОВНЕТ- некоммерческая профессиональная организация, объединяющая специалистов и организации в сфере управления проектами. СОВНЕТ – национальная организация в составе Международной Ассоциации Управления Проектами – IPMA (Цюрих, Швейцария), представляющая Российскую Федерацию. IPMA -общественная профессиональная ассоциация, объединяющая на федеративных принципах национальные ассоциации–члены. В настоящий момент в IPMA входит 55 национальных ассоциаций 5-ти континентов.

СОВНЕТ осуществляет в Российской Федерации деятельность, направленную на развитие и продвижение управления проектами в интересах российского общества, государства, экономики.

Основные задачи данной организации: улучшение подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, международное сотрудничество, создание союзов и коопераций ученых, обмен опытом и знаниями, развитие управления проектами, повышение эффективности проектов, разработка методов управления проектами.

За последнее десятилетие в России усовершенствовалась система управления проектами, на данный момент осуществляются не только отдельные проекты, но и крупные системы, содержащие в себе совокупность субпроектов, представляющих собой единое целое. Применение проектного менеджмента позволяет ускорить решения многих проблем, стоящих перед государством, с момента внедрения управления проектами в России значительно увеличилась эффективность использования государственного имущества, возросло количество инновационных направлений в экономике. В нашей стране проектный метод используется в основном для сокращения возможных затрат при осуществлении деятельности предприятий и всего государства в целом.

Сейчас в России уже имеется ряд лидирующих компаний, которые широко применяют проектный менеджмент, например РИА РосБизнесКонсалтинг и Integrated Business Systems (IBS), НК ЮКОС, холдинг Ланит. Методы проектного управления были также использованы при реализации двух проектов Росэнергоатома: на строительстве первого блока Ростовской и третьего блока Калининской АЭС, а также в проекте развития судостроения Адмиралтейская верфь (Санкт-Петербург). Планирование инновационных и комплексных проектов требует разностороннего компетентного рассмотрения информации о реализации данных проектов, с учетом влияния технических, правовых, экономических и организационных факторов. Большую значимость имеют комплексные проекты реструктуризации предприятий с рядом субпроектов, по изменению продуктового портфеля, организационной и производственной перестройки, внедрения финансового менеджмента и контроллинга. Реализацию таких проектов необходимо обеспечить путем эффективного развития каждого из звеньев проекта. Для этого разрабатывается ряд методов и методик, применяющихся в процессе реализации планов проекта.

В России для систематизации бизнес процессов и совершенствования существующих систем менеджмента, разработали ряд методик, которые помимо этого так же способствуют более рациональному использованию ресурсов и внедрению новых стандартов культуры управления. К данным методам относятся: создание централизованного проектного офиса, приспособления организационной структуры компании под стандарты управления проектами, привлечение консультантов и квалифицированных кадров к процессам управления проектами, полный или частичный переход на использование стандартов управления проектами в отдельных подразделениях и направлениях деятельности компании.

Сейчас Россия делает только первые шаги к успеху, которые дают плодотворные результаты, значительно увеличивается эффективность деятельности предприятий. Следующей ступенью развития российского бизнеса и всего общества в целом станет применение новейших управленческих методов для совершенствования государственной политики в целом и эффективного использования государственной собственности. Ведущие международные и российские эксперты на основе статистических данных сделали выводы о том, что это позволит повысить эффективность экономики России как минимум на 15-20%.

Виханский О.С., Наумов А. К. Менеджмент: Человек, стратегия, организация, прогресс : учебник /-М.: Изд. МГУ,2008-521 с.

Заренков В. А. Управление проектами. СПб., 2010-13 с.

Лапыгин Ю. Н. Оценка эффективности проектного управления // Экономический анализ : теория и практика. — 2011. — N 15. — С. 50-53.

Пигалов В. Секреты успешного управления проектной командой // БОСС. Бизнес : организация, стратегия, системы. — 2011. — N 7. — С. 64-65

Источник

Современный этап развития управления проектами

Современный этап развития управления проектами – это этап совершенствования методики проектного подхода к управлению различными процессами, объектами, организациями в соответствии с потребностями современной управленческой науки и практики.

Характеристика общих тенденций развития управления проектами на современном этапе

Проектное управление на современном этапе своего развития получают все большую эффективность в системе управленческих технологий, способных обеспечивать организацию и успешность стратегического развития и повышения конкурентоспособности. Управление проектами широко применяются в таких сферах деятельности, как инженерия, государственное управление, энергетика, финансы, здравоохранение, информационные технологии, производство, связь и так далее. Управление проектами активно развивается, в том числе под влиянием цифровой экономики, актуализирующей процесс систематизации и анализа тенденций развития управления проектами.

Готовые работы на аналогичную тему

Общая тенденция развития управления проектами на современном этапе во многом связана с ростом значимости роли менеджера проекта, его умений и компетенций, а также возможности изыскания новых способов обеспечения роста эффективности проектов.

К числу основных тенденций развития управления проектами на современном этапе можно отнести следующие:

  • во-первых, активное распространение методики управления проектами гибкого характера (к примеру, Agile). Эти проекты обеспечивают возможность ориентации на динамичное формирование требований к ожидаемым результатам реализации проектов, самоорганизации рабочих групп, ориентации на перманентные изменения;
  • во-вторых, рост стратегического воздействия руководителей проектов, обеспечивающего упрощение проектных структур организационного характера, сокращение количества уровней управления, ориентацию на эффективную систему межличностных коммуникаций и оперативное принятие управленческих решений;
  • в-третьих, рост роли управления изменениями, выступающего в качестве важнейшего инструмента, способного обеспечить эффективность управления проектами. В этом случае к руководителям проекта предъявляются более жесткие требования по наличию навыков по сравнению с классическим подходом, согласно которому работа руководителя подразумевает наличие только навыков технического характера.

Современный этап развития управления проектами характеризуются существенным ростом внимания к личности руководителя проекта. Руководитель проекта должен отвечать требованиям наличия предпринимательского мышления, способности к рискам, стратегического мышления и так далее.

Те хозяйствующие субъекты, которые ориентированы на будущее, предпринимают действия по активному развитию талантов руководителей проектов. Такой подход обеспечивает рост отдачи от инвестиций по сравнению с наймом руководства со стороны.

Человеческие ресурсы как основной инструмент совершенствования управления проектами на современном этапе развития общества

Управление проектами уже давно вышло за рамки одних лишь технических методик его осуществления. Основными направлениями развития управления проектами в современном обществе является развитие человеческого ресурса, обладающего неограниченными возможностями в повышении эффективности проектного управления.

Эффективное управление проектами является результатом осуществления совместной работы, выполняемой без каких-либо ограничений. К управлению проектами могут привлекаться люди разных национальностей, из разных государств, что создает для руководителей проектов проблемы, требующие преодоления барьеров языкового, культурного характера, обеспечения сбалансированности управленческих процессов с учетом разных часовых поясов.

В отношении совершенствования управления человеческими ресурсами проектов можно обозначить следующие тенденции развития:

  • во-первых, возможность осуществления ротации работников между различными областями и проектами. Положительным аспектом ротации выступает возможность поддержки интереса к работе за счет разнообразия проектов, а также снижения возможности «выгорания» сотрудников. Работник, сосредоточенный на выполнении только одного проекта, существенно уступает работнику, занятому в нескольких проектах, способному привнести взгляд со стороны, перенести положительные методы решения одного проекта в другой;
  • во-вторых, формирование кадрового резерва за счет эффективной подготовки персонала из внутренних источников и экономии средств. Если в самом хозяйствующем субъекте отсутствует адекватная замена выбывающего руководителя или иного сотрудника, занятому в проекте, хозяйствующий субъект несет дополнительные затраты времени и финансовых ресурсов на поиск подходящей кандидатуры, адаптацию его к условиям работы в компании, осознание специфики проекта;
  • в-третьих, обеспечение преемственности в рамках хозяйствующего субъекта за счет развития лидерства внутри коллектива. Чем длительнее продолжительность работы сотрудников в организации, тем лучше они понимают специфику ее работы, особенности функционирования и способны к разделению ее ценностей;
  • в-четвертых, обеспечение структурирования обучающего процесса в соответствии с пропорцией 70-20-10, где первая цифра означает долю усилий на обучение на рабочем месте, вторая – на обучение внутри хозяйствующего субъекта, третья – на обучение вне хозяйствующего субъекта за счет посещения специальных тренингов, семинаров, курсов повышения квалификации;
  • в-пятых, стимулирование менеджеров на применение лучших практик управления и способов аналитического мышления. Хозяйствующий субъект должен стимулировать руководителей проектов на самообразование, повышение квалификации, знакомство с современными тенденциями управление проектами и персоналом;
  • в-шестых, обеспечение инвестирования в развитие человеческих ресурсов, реализация проактивного подхода к обмену информацией о состоянии рынка, проектов, современных технологий.

Источник

Этапы развития управления проектами в России

В целом развитие методов управления проектами в нашей стране шло в русле мирового развития Управления Проектами с некоторым отставанием от Запада, которое вызвано главным образом имевшим место отставанием в компьютеризации и информационных технологиях, а также в масштабах практического применения Управления Проектами.

Основные этапы развития методов управления проектами в России показаны на рис. 1.2.1.

Они включают:

• истоки управления проектами;

• сетевые методы планирования и управления (СПУ);

• применение ЭВМ для управления отдельными проектами;

• управление организацией (мультипроектное управление);

• интегрированные системы управления;

• современные методы профессионального управления проектами.

• краткий обзор основных этапов.

Рис. 1.2.1. Основные этапы управления проектами в России

Предлагаемый далее краткий обзор основных этапов ни в коей мере не претендует на полноту. Он служит лишь иллюстрацией качественной картины динамики развития современного Управления Проектами с указанием фамилий специалистов и авторов некоторых работ, внесших существенный вклад в развитие Управления Проектами в России.

Истоки управления проектами. Начала управления проектами в России своими корнями уходят в индустриализацию 30-х годов. Рост однотипного, серийного производства, прежде всего в сфере жилищного строительства, дал толчок для развития теории и практики поточной организации работ по реализации строительных проектов. В 1931 г. в Измайловском поселке (г. Москва), а затем в Кузбассе (г. Кемерово) и поселке «Дачное» (г. Ленинград) поточным методом были успешно возведены новые кварталы жилых серийных домов.

В период с 30-х до начала 60-х годов были заложены основы управления проектами. Опираясь на эти первые опыты массового жилищного и растущего промышленного строительства, в стране развивается теория потока, которая явилась фундаментом современной научной организации и управления производством. С полным основанием можно считать, что в период с 30-х до начала 60-х годов и были заложены основы управления проектами в нашей стране. Планирование и контроль выполнения проектов в этот период базируются на детерминированных линейных моделях Гантта и циклограммах с использованием графоаналитических методов их расчета и оптимизации. Свой вклад в развитие теории потока и организации строительства внесли О.А. Вутке (1932), М.В. Вавилов (1932-1942), Н.И. Пснтковский (1932-1934), Б.П. Горбушин (1933), А.В. Барановский (1936), А.А. Гармаш (1939), В.И. Батурин (1940-1949), М. С. Будников (1941-1962), В.И. Рыбальский (1957-1961). Е.И. Вареник (1956-1963) и др.

60-е годы – начало развития и внедрения методов СПУ. Сетевые методы. Развитие современных методов управления проектами началось в СССР с появления в 1959 г. в США первых публикаций о сетевых методах (метод критического пути, метод PERT). Первые работы по сетевым методам в СССР были опубликованы в начале 60-х годов .С.П. Никаноровым, Г. С. Поспеловым, А.И. Тейманом, Ю.А. Авдеевым. Появившаяся вскоре монография С. И. Зуховицкого и И.А. Радчик (1965) до сегодняшнего дня остается одной из лучших по данному предмету.

Большой вклад в продвижение и развитие сетевых методов в СССР на начальном этапе внесли также А.М. Брехман, В.Н. Бурков, Ю.Н. Гусев, М.Л. Разу, В.И. Рыбальский, Н.В. Скрыдлов, В.В. Шкурба, Б.И. Хацет и др.

В начале 70-х годов были разработаны оригинальные сетевые модели, более гибкие и мощные, чем СРМ, МРМ или GERT. Эти модели, так называемые обобщенные сетевые (ОСМ), особенно полезны для описания сложных проектов с различными взаимосвязями между работами и временными ограничениями разного типа (Г.М. Адельсон-Вельский, В.И. Воропаев, М.В. Шейнберг).

Тогда же был разработан спектр стохастических и альтернативных моделей, учитывающих вероятностную природу различных элементов проекта (например, продолжительность работ, связей, ресурсов, альтернативных работ и др.) (Д.И. Голенко- 1968-1973гг., К.А. Антонавичюс — 1971 г., С.И. Лившиц — 1971 г.).

70-е годы – широкомасштабное внедрение СПУ. К началу 70-х годов методы управления проектами, основанные на сетевых методах, получили в стране широкое распространение. Было опубликовано более 2500 статей, защищено большое количество диссертаций. Сетевые методы преподавали студентам во всех строительных вузах и факультетах страны и преподают до сих пор. Они вошли в программы различных институтов и курсов повышения квалификации.

Во многих научно-исследовательских и производственных организациях создавали специальные подразделения и группы СПУ, занимавшиеся разработкой и внедрением этих методов. Был создан и специальный институт — НИИ СПУ. Методы СПУ, впервые опробованные на одном объекте в 1963 г., уже в 1967 г. были внедрены на 900 стройках. К 1975 г. количество строек, применявших методы СПУ, составило 17-18% их общего числа.

Сетевые методы и до настоящего времени не потеряли своего значения, хотя с начала 80-х они используются на качественно новом уровне — в составе автоматизированных систем управления, а теперь составляют ядро современных методов и средств управления проектами.

70-е годы – первые программные комплексы СПУ. Программные средства для управления проектами. Применение сетевых методов было тесно связано с использованием ЭВМ.

Первые программные комплексы для управления проектами, появившиеся в СССР в начале 70-х годов, для своего времени были достаточно прогрессивными. Они содержали временной и стоимостный анализ, включая оптимизацию сроков и стоимости работ и проектов, а также решение задач распределения ресурсов, и основывались на интересных (может быть, даже сегодня) идеях и алгоритмах.

В частности, был разработан ряд оригинальных эвристических алгоритмов распределения ресурсов, выполнявших логический анализ сложных ситуаций обладающих способностью самообучения и снабженных удобным пользовательским интерфейсом. Подобные алгоритмы могут быть полезны и сейчас при разработке систем управления проектами. Это нашло отражение в работах В.И. Садовского (1965), А.А. Авдеева (1968-1975), Э.Э. Абелиса (1969), Н.В. Скрыдлова (1974) и др.

Середина 70-х годов – первые программные комплексы мульнипроектного управления. Мультипроектное управление. Для бывшего СССР всегда было характерно преобладание целей деятельности всей организации над целями осуществления отдельных проектов. Поэтому применение сетевого планирования на отдельных объектах давало локальный эффект и нередко отрицательно сказывалось на общих показателях выполнения плана организацией. Очень скоро стало ясно, что необходимо охватывать сетевым планированием и управлением все проекты и заказы, выполняемые в рамках программы организации, чтобы полнее и эффективнее использовать ее мощности, трудовые и материально-технические ресурсы и тем самым обеспечивать лучшее выполнение плана организации.

Приоритет плана был выше приоритета отдельного проекта. Вот почему в середине 70-х годов развитие управления проектами постепенно перешло от управления единичными проектами к управлению деятельностью целой организации, выполняющей много проектов одновременно. Тогда же появились и первые программные системы для мультипроектного управления. К их числу можно отнести «Калибровку-2» (НИИАСС Госстроя УССР, г. Киев, рук. В.И. Садовский), 1965-1968 гг.; «Аккорд» (Институт гидродинамики СО АН СССР, г. Новосибирск, рук. Ю.А. Авдеев), 1971-1976гг.; НААС (Институт экономики АН Латв. ССР, Латвийский государственный университет, рук. Э.Э. Абелис), 1969-1971 гг.; «Москва» (ЦНИПИАСС Госстроя СССР, рук. М.Е. Косицкий), 1973- 1975 гг.; ГАУСС (ЦНИПИАСС Госстроя СССР, рук. М.В. Шейнберг), 1974-1978 гг.; «А-План» (НИИЭС Госстроя ЭССР, рук. Л.Г. Голуб, Е.Н. Ляшенко), 1972-1976 гг.;

ТПР-КП (ВНИИГиМ Минводхоза СССР, рук. В.И. Воропаев), 1974-1978 гг. Эти системы предназначались для управления всем портфелем проектов организации с учетом ее целей и ресурсных возможностей, и поэтому их следует отнести к первым программным комплексам для мультипроектного управления.

70-80 – е годы – разработка и внедрение АСУ. Интегрированные системы. Получившее развитие в 70-х годах мультипроектное управление в рамках планово-распорядительной экономики нашло наиболее полное воплощение в создании автоматизированных систем управления (АСУ) организациями и предприятиями в различных отраслях народного хозяйства. На этой основе в 80-х годах активно велась компьютеризация и автоматизация в промышленности и инвестиционно-строительной сфере. Наряду с системами организационно-экономического управления развиваются другие системы автоматизации: проектирования (САПР), подготовки производства, управления технологическими процессами (АСУ ТП) и др. В этот период ЭВМ довольно широко используются для планирования и оперативного управления производством, для проектно-конструкторских работ, расчета смет и определения потребности в ресурсах, учета выполнения работ и составления отчетности, ведения бухгалтерии и для многих других целей.

80-е годы – начало создания интегрированных АСУ. Стало очевидно, что все участники одного или многих проектов, осуществляемых в рамках объединенных системой управления организационных структур, работают в единой информационной среде. Все основные решения, функциональные задачи в такой системе управления тесно связаны между собой информационными потоками, прикладными программами, техническими средствами и другими элементами системы. Это обстоятельство, а также появление в стране к этому времени новых поколений компьютеров и информационных технологий стимулировало новый этап развития управления проектами — этап интегрированных систем.

В 80-е годы создание интегрированных автоматизированных систем управления (ИАСУ) становится основой технической политики в области автоматизации производства и управления. Сложившаяся к этому времени методология создания ИАСУ охватывала интеграцию функциональной и обеспечивающей частей системы. Функциональная интеграция предусматривала горизонтальную интеграцию управления жизненным циклом продукции и всех связанных с нею видов деятельности, а также вертикальную интеграцию всех уровней управления системы. Интеграция обеспечивающей части включала информационную, техническую и организационную интеграцию системы.

Создание ИАСУ в СССР явилось реакцией на увеличение сложности управления при высокой степени централизации управления народным хозяйством и всей страной. Изучение увеличения сложности управления в больших организационных иерархических системах позволило проф. В.В. Познякову (1981) выявить и сформулировать общую закономерность этого процесса как «отставание координации от специализации производственных и управленческих функций» в таких системах. Им же был предложен один из путей преодоления такого отставания на основе использования методологии управления проектами (1991).

ИАСУ создавались с начала 80-х годов во многих крупных промышленных и строительных организациях, объединениях, главках и министерствах. Надо заметить, что многие из этих систем и их элементы функционируют в том или ином виде и до сих пор. Накопленные достижения и опыт в создании ИАСУ в значительной мере могут быть использованы при разработке систем управления проектами, где принципы интеграции играют большую роль.

Определение понятий «проект» и «управление проектами»

Что такое Проект? Организации и предприятия осуществляют целенаправленную деятельность. Эта деятельность, как правило, включает серийное производство продукции и повторяющихся услуг (для простоты изложения будем в дальнейшем называть их «операции») или отдельные проекты.

Операции и проекты имеют как схожие характеристики, так и определенные различия.

Схожесть этих понятий состоит в том, что и те и другие:

— имеют определенные цели;

— требуют для выполнения ресурсы, количество которых, как правило, ограниченно;

— подлежат управлению, т.е. планируются, контролируются и регулируются.

Главное же различие между операциями и проектами состоит в том, что операции многократно повторяются на протяжении длительного времени, в то время как проекты являются временным, единичным предприятием. Это означает, что проект обладает новизной и неповторимостью и имеет строго определенное во времени начало и окончание. Каждый проект несет в себе целенаправленные изменения той системы, в которой осуществляется.

Понятие «проект» в разных моделях и стандартах трактуется с разных позиций. Например, в процессной модели (ISO 9000, 10006) проект рассматривается как процесс. А в рамках «менеджерской» (организационно-деятельностной) модели (ICB IPMA) «проект» как понятие определяется через «предприятие», «усилие» и «деятельность».

International Competence Baseline IPMA следующим образом трактует понятие «проект».

Проект — это:

• предприятие, которое характеризуется принципиальной уникальностью условий его деятельности, таких как цели (задачи), время, затраты и качественные характеристики и другие условия, и отличается от других подобных предприятий специфической проектной организацией;

• предпринимаемое усилие, организующее человеческие, материальные и финансовые ресурсы в неизвестный путь в рамках уникального предмета работы, заданной спецификации, с ограничениями на затраты и время, с тем чтобы следование стандартному жизнен ному циклу проекта приводило к осуществлению успешных изменений, определенных посредством количественных и качественных целей и задач;

• уникальный набор скоординированных действий с определенным началом и завершением, осуществляемых индивидуумом или организацией для решения специфических задачс определенным расписанием, затратами и параметрами выполнения.

Международная организация по стандартизации утверждает, что проект — это уникальный процесс, состоящий из набора взаимоувязанных и контролируемых работ с датами начала и окончания и предпринятый, чтобы достичь цели соответствия конкретным требованиям, включая ограничения по времени, затратам и ресурсам.

Австралийский Университет Управления Проектами определяет проект как уникальную совокупность взаимосвязанных действий (работ) с определенными датами начал и окончания, предназначенных для успешного достижения общей цели.

Британские стандарты описывают проект как уникальную совокупность скоординированных действий (работ) с определенными точками начала и окончания, предпринятая индивидуумом или организацией для достижения определенных целей с установленными сроками, затратами и параметрами выполнения.

Существует ряд определений термина «проект», каждое из которых имеет право на существование, в зависимости от конкретной задачи, стоящей перед специалистом.

В самом общем виде проект (англ. — project) — это «что-либо, что задумывается или планируется, например, большое предприятие».

С точки зрения системного подхода проект может рассматриваться как процесс перехода из исходного состояния в конечное — результат при участии ряда ограничений и механизмов (рис. 1.3.1.).

Самое точное и полное определение, на наш взгляд, дает Институт Управления Проектами (Project Management Institute).

В «Своде знаний об управлении проектами» проект это некоторая задача с определенными исходными данными и требуемыми результатами (целями), обусловливающими способ ее решения.

Рис.1.3.1. Проект как процесс перехода системы из исходного состояния в желаемое

Проект включает в себя замысел (проблему), средства его реализации (решения проблемы) и получаемые в процессе реализации результаты (рис. 1.3.2.).

Инвестиционный проект понимается как инвестиционная акция, предусматривающая вложение определенного количества ресурсов, в том числе интеллектуальных, финансовых, материальных, человеческих, для получения запланированного результата и достижения определенных целей в обусловленные сроки.

Рис.1.3.2. Основные элементы проекта

Финансовым результатом инвестиционного проекта чаще всего является прибыль/доход, материально-вещественным результатом – новые или реконструированные основные фонды (объекты) или приобретение и использование финансовых инструментов или нематериальных активов с последующим получением дохода.

В том случае, когда в качестве результатов реализации проекта выступают некоторые физические объекты (здания, сооружения, производственный комплексы), определение проекта может быть конкретизировано следующим образом: Проект целенаправленное, заранее проработанное и запланированное создание или модернизация физических объектов, технологических процессов, технической и организационной документации для них, материальных, финансовых, трудовых и иных ресурсов, а также управленческих решений и мероприятий по их выполнению.

Как видно из приведенных выше определений, предприятия или намерения, обладающие признаками проекта, имеют междисциплинарный, а также надфункциональный и надпредметный характер, т.е. признаки, общие для всех проектов.

Что же это за признаки? Анализируя известные определения проекта, выделим следующие его основные признаки. Нет цели, нет проекта! Достижение цели определяет завершение проекта.

Определение цели стоит, несомненно, и перед всей организацией в целом, в рамках которой осуществляется проект. Но цели проекта имеют временную ограниченность. При успешном завершении проекта целевая установка, данная руководителю проекта заказчиком, отпадает.

Этот признак является наиболее важной характеристикой проекта, так как осуществление проекта всегда несет изменения вещественной системы или предметной области, в которой реализуется проект. По сути, реализация проекта всегда связана с изменениями некоторой системы и является целенаправленным ее переводом из существующего в некоторое желаемое состояние. На рис. 1.3.3. приведена принципиальная схема системного представления проекта. Линии К1, К2, Кn отождествляются с жизнеспособными альтернативными (допустимыми) концепциями проекта.

Состояние S системы:

(Начало проекта) (Окончание проекта)

Рис. 1.3.3. Принципиальная схема системного представления проекта

Обозначения:

S н — существующее (начальное) состояние системы;

S к — желаемое (конечное) состояние системы;

T н — начало проекта;

Т к — окончание проекта;

<Х>— вектор исходных характеристик системы;

— вектор конечных характеристик системы (цели проекта).

Таким образом, проект является динамическим процессом перевода системы S из существующего в желаемое состояние по выбранной траектории К (концепции осуществления проекта).

Этот признак также является одной из важнейших характеристик проекта. Он означает, что любой проект имеет определенное начало и завершение, которые ограничивают продолжительность осуществления проекта. Начало проекта обычно ассоциируется с началом затрат усилий и средств на инициацию проекта. Завершение проекта наступает, когда достигаются цели проекта или когда становится ясно, что цели проекта не могут быть достигнуты и проект прекращается.

Неповторимость относится не к отдельным составляющим частям проекта, а к проекту в целом. Даже в проектах с высокой степенью новизны, несомненно, имеются процессы, которые характерны не только для данного проекта, но и используются во многих других проектах.

В проекте также может встретиться мероприятие повторного характера, например мелкосерийное производство, входящее в него.

В каждом проекте используются различные ресурсы: финансы, люди, техника, оборудование, материалы и др. Объем выделяемых на проект ресурсов тесно связан с бюджетом и всегда конечен. Объем ресурсов в ряде случаев может быть изначально жестко лимитирован, и тогда при заданных ограничениях на ресурсы могут быть определены сроки и продолжительность проекта. В случае жестко заданных сроков может быть определено необходимое количество требуемых ресурсов. Суть этого признака в том, что во всех случаях утвержденный вариант реализации проекта имеет спецификацию и график потребления ресурсов.

Комплексность проекта означает учет всех внутренних и внешних факторов, прямо или косвенно влияющих на результаты проекта.

В то же время каждый проект имеет четко определенные рамки своей предметной области и должен быть отделен от других проектов или предприятий. Этот признак позволяет рассматривать проект как целостную комплексную систему с определенными характеристиками.

Большинство крупных проектов не может быть выполнено в рамках существующих организационных структур и требует на время реализации проекта создания «специфической для проекта организационной структуры». В то же время для отдельных мелких или относительно простых проектов создание специальной организации не требуется и (или) неоправданно.

Однако во всех случаях необходимо назначение менеджера проекта, персонально ответственного за успех.

Общее определение проекта. На основе анализа определений и признаков проекта можно сформулировать более общее определение этого понятия, которое удовлетворяет всем основным признакам и не противоречит ни одному из приведенных определений.

Включение в определение понятий «отдельная система» и ее «целенаправленное изменение» не только указывает на целостность проекта и его разграничение с другими предприятиями, но и подчеркивает единственность проекта (в отличие от серийного производства), а значит, его неповторимость или уникальность.

Итак, в современном понимании проекты — это то, что изменяет наш мир: строительство жилого дома или промышленного объекта, программа научно-исследовательских работ, реконструкция предприятия, создание новой организации, разработка новой техники и технологии, сооружение корабля, создание кинофильма, развитие региона, — это все проекты.

Сравнивая это толкование с принятым до недавнего времени у нас: проект — это документально оформленный план сооружения или конструкции, нужно знать, что для обозначения этого понятия на Западе используют термин «design».

В ряде отраслей, таких как авиационно-космическая или оборонная промышленность, создаваемые объекты являются настолько сложными, что работа над ними осуществляется не в составе проектов, а в составе программ, которые можно определить как совокупность проектов или проект, отличающийся особой сложностью создаваемой продукции и/или методов управления его осуществлением. При таком подходе термин «проект», как правило, связывается с относительно краткосрочными целями.

В настоящее время в Российской Федерации разработан и реализуется ряд программ развития: топлива и энергетики, продовольствия, транспорта и связи, жилья, машиностроения и некоторые другие.

В число приоритетных федеральных программ вошли программы энергоснабжения, электрификации и газификации сельских районов, повышения безопасности атомной энергетики, использования нетрадиционных источников энергии, освоения газовых месторождений полуострова Ямал, развития Канско-Ачинского топливно-энергетического комплекса.

Что такое Управление Проектом? Управление проектом (англ. Project Management) в широком понимании — это профессиональная творческая деятельность, основанная на использовании современных научных знаний, навыков, методов, средств и технологий и ориентированная на получение эффективных результатов в созидательной деятельности путем успешного осуществления проектов как целенаправленных изменений.

Тот факт, что Управление Проектами по существу профессиональное управление изменениями, ставит методы и средства Управления Проектами в ряд эффективных методов организационно-экономического управления в условиях изменяющейся социально-экономической среды и особенно в условиях перехода к рыночным отношениям.

В понятие «управление» («менеджмент») входят следующие признаки:

1. Отдельный индивидуум не может справиться с решением большого объема задач. Это требует объединения специалистов и разделения труда. Отсюда следует необходимость в социально-технической системе или системе управления, преследующей определенные цели.

2. Чтобы достичь определенных целей, требуются ресурсы, которые необходимо обеспечить, скомбинировать, скоординировать и использовать.

3. Действия по обеспечению достижения целей обозначают словом «менеджмент» («управление»). С одной стороны, структура системы управления должна развиваться планово, с другой — необходимо организованно оформить протекание процессов ее работы, коммуникаций и принятия решений как внутри системы, так и за ее пределами.

4. Организация как социально-техническая система определяет рамки, внутри которых управление (как институт) может решать свои задачи (управление как функция).

Все выделенные признаки управления имеют силу для всех видов проектов, а также для мероприятий, имеющих признаки проекта.

Источник

Читайте также:  Ремонт кухня деревенский стиль
Оцените статью
Поделиться с друзьями