Выступление на тему: «Требования к современному оснащению кабинета химии»
ТРЕБОВАНИЯ К СОВРЕМЕННОМУ ОСНАЩЕНИЮ КАБИНЕТА ХИМИИ
Корчагина О.Н., учитель химии МБОУ ООШ с. Поддубровка Усманского района Липецкой области
Выступление на РМО учителей химии и биологии
Стратегия модернизации российского образования ставит новые ориентиры в образовательных целях школы. В настоящее время востребованы такие качества выпускника как мобильность, самостоятельность, умение решать нестандартные задачи. А поскольку химия — наука экспериментальная, от совершенствования средств обучения и их использования напрямую зависит качество предоставляемых нами образовательных услуг, формирование личностно значимых качеств выпускника. В связи с этим в настоящее время предъявляются высокие требования к учебному кабинету.
В 2007 учебном году в рамках ПНП «Образование» и Программы развития Липецкой области нашей школе посчастливилось получить кабинет химии: лабораторное оборудование, компьютерную технику, электронные таблицы, пособия на печатной основе, методическую литературу для учителя и учащихся. Быстрыми темпами была построена лаборантская, размещено оборудование, в чём активное участие приняли ученики школы. Современное учебное оборудование кабинета, соответствующее новому содержанию курса химии, позволило мне преподавать программный материал легко и доступно для учащихся, затрачивая на это минимум сил и времени. Паспортизация кабинетов, проведение в школе конкурса на лучший обустроенный кабинет стимулировали на детальное изучение требований к кабинету химии и обустройству кабинета в соответствии с этими требованиями.
Состав учебного оборудования кабинета химии отражён в «Перечнях учебного оборудования по химии для общеобразовательных учреждений России». Данные перечни вы увидите в материалах сборников «Оценка качества подготовки выпускников средней (полной) школы», а минимальные требования к оснащённости учебного процесса — в сборнике материалов «Оценка качества подготовки выпускников основой школы».
Обозначу основные критерии организации работы кабинета химии.
Школьный химический кабинет — помещение с рационально размещённым комплексом учебного оборудования, мебелью и приспособлениями, обеспечивающими эффективное преподавание предмета. Основная роль в создании и совершенствовании кабинета химии принадлежит нам учителям, мы определям оборудование кабинета, производим работы по самооборудованию.
Требования к организации школьного химического кабинета(Слайд)
Создание в кабинете химии благоприятных условий для проведения занятий (освещение, вентиляция, отопление, водоснабжение)
Оснащение кабинета разнообразными видами средств обучения
Оборудование мест учителя и учащихся в классе и лаборантской
Оборудование кабинета ТСО и организация их использования на занятиях.
Требования к помещениям (Слайд)
Кабинет химии включает класс и лаборантскую.
Лаборантское помещение должно быть оборудовано вытяжным шкафом, к шкафу должны быть подведены вода со сливом, переменный электрический ток (220 В). Электрическое освещение шкафа должно быть выполнено во взрывобезопасном исполнении: переключатели и розетки устанавливаются вне шкафа.
Установка электрооборудования производится специалистами-электриками в соответствии с требованиями:
— наличие на рабочем месте электророзетки с напряжением 42 В переменного тока,
— наличие на демонстрационном столе учителя двух розеток на 42 В и 220 В переменного тока,
— в нерабочем состоянии столы уч-ся должны быть обесточены, стационарная подводка скрыта,
— столы должны быть прикреплены к полу.
В кабинете должны быть установлены две раковины с подводом воды: в классе и лаборантской.
В целях пожарной безопасности в классе должен быть огнетушитель, в лаборантской — ящик с песком .(Слайд)
Требования к учебному оборудованию и реактивам
Учебное оборудование должно быть комплексным, готовым для проведения демонстрационного эксперимента учителем и лабораторных опытов учащимися. Эти виды эксперимента оснащены приборами, отвечающими педагогическим требованиям:
для демонстрационного эксперимента: наглядность, простота, безопасность, надёжность, необходимость объяснения эксперимента;
для лабораторного эксперимента: простота, безопасность, надёжность в работе, соответствие уровню развития уч-ся.
Производственно-технические требования к предметам учебного оборудования — прочность, экономичность.
Гигиенические требования: лёгкость содержания оборудования в чистоте, безопасность в работе.
Основное требование к реактивам — чистота.
Учебное оборудование по химии включает следующие виды: (Слайд)
— натуральные объекты (коллекции, химические реактивы и материалы);
— модели кристаллических решёток, модели для составления структуры различных веществ, модели химических производств;
— приборы (демонстрационные и лабораторные — для самостоятельной работы обучающихся);
— лабораторные принадлежности (демонстрационные и для самостоятельной работы учащихся);
— химическая посуда (для демонстрационных и химических опытов);
— пособия на печатной основе (таблицы, карты, портреты учёных, дидактические материалы, альбомы);
— средства новых информационных технологий: персональный компьютер, прикладные программы, комплект датчиков и устройств для получения информации с компьютера о регулируемом параметре;
— методическая литература для учителя и обучающихся.
Для размещения лабораторных принадлежностей и химической посуды имеются определённые требования, необходимо наличие шкафов с глухими дверками. Так как возможности нашей школы в приобретении новой мебели ограничены, мы соорудили стеллаж, (Слайды) на полках которого хранятся микролаборатории, лотки с лабораторным оборудованием, лабораторные приборы, модели кристаллических решёток, таблицы по общей, неорганической и органической химии, химическим производствам. Лабораторное оборудование промаркировано и указано его местоположение на стеллаже.
Как известно, благодаря эксперименту знания превращаются в убеждения. От того, как правильно поставлен эксперимент, какое лабораторное оборудование используется для его проведения зависит действенность знаний учащихся.
Пособия на печатной основе (Слайд) — наиболее распространённые в школах средства обучения. Они выполняют разные функции: иллюстративную, обучающую и контрольную и несут огромный развивающий потенциал. К ним относятся:
портреты выдающихся учёных
учебники, сборники задач и упражнений
В кабинете постоянно экспонируются: (Слайд)
— Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева (в нашем кабинете это электронная таблица с параметрами),
— электрохимический ряд напряжений металлов,
— ряд электроотрицательности элементов,
— правила по технике безопасности при работе в хим. кабинете
— таблица растворимости некоторых веществ в воде.
Кроме того, в кабинете должна быть размещена информация для учащихся. Прежде всего, обязательный минимум содержания основного общего и среднего полного образования. В кабинете нашей школы минимум образования я разместила на стенде «Учись учиться». (Слайд) Здесь же вывешены: список рекомендуемой для чтения литературы, типичные ошибки при выполнении практических и контрольных работ, рекомендации учащимся для подготовки домашнего задания, написания доклада, реферата, исследовательской работы, рецензии.
Также в кабинете должны быть вывешены правила поведения учащихся в кабинете химии и график работы кабинета .(Слайд)
Методическая литература для учителя и учащихся.
Для успешного проведения УВП необходимо, чтобы в кабинете химии была различного рода литература для учителя и учащихся.
Поделюсь своим опытом.
В лаборантской кабинета химии имеется комплект научно-методического журнала «Химия в школе» за последние 2 года.
Имеется справочная, энциклопедическая литература для учащихся.
Имеются материалы для подготовки учащихся к ЕГЭ по химии
Собраны доклады, рефераты учащихся, из которых ученики могут почерпнуть дополнительную информацию.
Имеется картотека заданий-карточек по различным темам курса химии 8-11 классов.
Имеется библиотека мультимедийных дисков.
Т.о., арсенал учебного оборудования по химии разнообразен. Важно в каждом отдельном случае отобрать пособия и включить их в процесс обучения в такой последовательности, которая диктуется целью, содержанием и организационными формами обучения.
Применение комплекса средств обучения ведёт к повышению активности учащихся в процессе познавательной деятельности, самостоятельности и творчества в работе, и как следствие, повышению успеваемости.
Мне понравилось высказывание одного из учителей Липецкой школы. Вспомним принцип Ле-Шателье : если на систему, находящуюся в состоянии равновесия (а это наши ученики) оказывать какое — либо воздействие, то равновесие смещается в сторону ослабления воздействия. Так давайте средствами кабинета химии формировать взгляды, убеждения, знания наших учеников. Не бойтесь себя проявить, участвуйте в конкурсе лучших учителей — это реальный шанс улучшить материально — техническую базу кабинета химии.
Источник
Ведение нормативной документации в кабинете химии
Кабинет химии: требования и паспорт
Паспорт кабинета химии (основной набор документации):
сведения о заведующем кабинетом,
сведения о работающих в кабинете учителях,
график работы кабинета по дням (уроки, кружки, факультативы),
материалы по охране труда и технике безопасности,
акт-разрешение на работу в кабинете,
характеристика помещения кабинета,
список печатных пособий в кабинете и лаборантской,
список таблиц в кабинете,
список ТСО используемых в кабинете,
рабочие программы по предмету по классам 8-9 (7-9) и 10-11,
наличие разработок по классам,
дополнительные материалы по предмету,
списки реактивов (с местом хранения и расположением),
перспективный план развития кабинета химии.
Инструкции необходимо представить как минимум в двух экземплярах: один набор нужно вложить в паспорт кабинета, а второй — вывесить на специальном стенде. Во второй набор можно включить не все инструкции, а только основные: главное, чтобы присутствовали правила для учащихся. Каждая инструкция заверяется в двух инстанциях: профсоюзным комитетом школы и директором образовательного учреждения (с печатью).
По охране труда для работников при аварийных ситуациях и способы оказания первой (до врачебной) помощи пострадавшим.
По пожарной безопасности в школе.
По охране труда для учителя, для лаборанта, для учащихся в кабинете.
По охране труда при работе в кабинете.
По охране труда при проведении лабораторных и практических работ.
Порядок действия персонала по обеспечению безопасной и быстрой эвакуации учащихся и сотрудников школы.
Порядок действия участников образовательного процесса в экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также в ситуациях, связанных с терроризмом.
Перечень медикаментов, перевязочных средств и принадлежностей для аптечки кабинета.
Требования по охране труда и технике безопасности к кабинету химии.
Перечень документации по охране труда в кабинете.
Инструкции по охране труда (в соответствии с видом производимых работ и наличия оборудования):
Правила по электробезопасности в кабинете химии и химической лаборатории, по оказанию первой медицинской помощи в кабинете химии, по пожарной безопасности в кабинете химии, по работе с вытяжным шкафом.
Инструкции по охране труда при проведении демонстрационных опытов по химии, при уничтожении отработанных ЛВЖ и ГЖ в кабинете химии, при работе с веществами и растворами, при собирании приборов и их креплении, при хранении химических реактивов, при хранении горючих и легковоспламеняющихся жидкостей, при проведении факультативов, химических кружков.
Правила техники безопасности при работе с формальдегидом, с хлоридами, с жидкими углеводородами, с хлорзамещенными алканами, с анилином и нитробензолом, с металлической пылью, с щелочными металлами, с галогенами, с нитратами, со щелочами, с кислотами, с красной и желтой кровяными солями, роданидами, сульфидами, фторидами, с соединениями меди, с соединениями бария, со спиртовками и сухим горючим, с соединениями марганца, с соединениями свинца, с соединениями хрома.
Правила техники безопасности при проведении демонтажа приборов, в которых использовались или образовывались вещества 1, 2 и 3 классов опасности.
Правила по безопасной работе со стеклянной посудой и ампулами.
Правила техники безопасности при работе с фенолом, с эфирами и ацетоном, со спиртами, с муравьиной и уксусной кислотами, уксусным ангидридом.
Также необходим журнал инструктажа по технике безопасности для учащихся. Подпись школьника в журнале регистрации инструктажа обязательна при достижении им 14 лет.
Инструктажи по охране труда для учащихся:
Вводный инструктаж (в начале занятий в кабинете, в сентябре, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Повторный инструктаж (в начале второго полугодия, в январе, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Текущий инструктаж (перед сменой вида деятельности, перед лабораторными и практическими работами, перед новым разделом, с регистрацией в лабораторных тетрадях).
Внеплановый инструктаж (при несчастном случае с учащимся в кабинете, с регистрацией в журнале регистрации инструктажа учащихся по ОТ в кабинете химии).
Прекурсор — вещество, участвующее в реакции, приводящей к образованию целевого вещества. Подлежат строгому учету: ацетон, красный фосфор, перманганат калия, серная кислота (исключая соли), соляная кислота (исключая соли), толуол, этиловый эфир.
Журнал прекурсоров заводится каждый учебный год. Все страницы нумеруются, прошиваются и заверяются директором. Журнал является для кабинета химии документом строгой отчетности. Ведется заведующим кабинетом, раз в месяц. Если какого-то вещества из подлежащих учету в кабинете нет — то страницу с этим веществом в журнал можно не добавлять.
Реактивы: правила хранения и ухода
В соответствии с «Правилами по технике безопасности для кабинетов химии средних общеобразовательных школ» все химические реактивы делятся на восемь групп:
Реактивы, обладающие свойствами взрывчатых веществ. В перечень не входят.
Реактивы, выделяющие при взаимодействии с водой легко воспламеняющиеся газы.
Легко воспламеняющиеся жидкие реактивы (ЛВЖ).
Легковоспламеняющиеся твердые реактивы.
Воспламеняющие (окисляющие) реактивы.
Вещества, физиологически активные в сравнительно малых дозах.
Прочие вещества, малоопасные и практически безопасные.
В паспорте кабинета обязательно должны быть инструкции по утилизации в кабинете реагентов (тех, которые можно утилизировать в школьной лаборатории):
утилизация растворов кислот,
утилизация отработанных растворов щелочей,
утилизация отработанных растворов соединений бария,
утилизация щелочных металлов.
Пожарная безопасность и аптечка
Правила безопасности предусматривают наличие и легкодоступность предметов пожаротушения и медикаментов:
Два вида огнетушителей, углекислотный и порошковый.
Ведро с песком и совок.
Ткань, пропитанная специальным огнеупорным составом или специальная огнеупорная ткань.
Аптечка, в состав которой входят раствор йода 5%, раствор перекиси водорода 3% (в новых списках состава аптечек его нет), спирт медицинский 70% (часто заменяют на антисептические салфетки), раствор аммиака 10%, глицерин, гидрокарбонат натрия раствор 2%-200 мл, раствор борной кислоты 2%-200мл, клей БФ-6, сульфацил натрия (раствор), пинцет, бинт стерильный 5×10, вата стерильная 50 г., салфетки стерильные, пипетка.
Инструкция по использованию медикаментов в различных ситуациях.
Необходимо проверять срок годности медикаментов, а также периодически проводить мероприятия по оказанию первой медицинской помощи.
Источник