Современный кабинет по изо

Учебный кабинет рисунка и живописи

Предлагаю для ознакомления краткое описание моего проекта: учебного кабинета «Рисунка и живописи».

Учебный кабинет по рисунку и живописи имеет свои особенности, выполняет функции организации учебного процесса, который включает в себя размещение не только учащихся, но и мест расположения постановочного материала, а также эффективное освещение и достаточное пространство для итогового просмотра учебных работ.

Особенности учебного кабинета по рисунку и живописи.

К особенностям кабинета по рисунку и живописи можно отнести и возможность мобильности постановочного материала, мобильности мест учащихся, возможность сохранения постановочного материала и незаконченных работ студентов, комфортное место для натурщиков, многофункциональность мебели и оборудования, в том числе и удобная конструкция мольбертов и лёгкость их хранения.

Использование информационно-выставочных плоскостей для показа образцов, также необходимо для наглядности учебного процесса.

Учитывая характерные особенности учебного процесса, учебный кабинет по рисунку и живописи должен быть окрашен в нейтральные тона, но тем не менее обязательное условие оформления кабинета — эстетичность.

Концепция легких, мобильных конструкций

В связи с малогабаритностью помещения необходимо использование складывающихся и раскладывающихся (модульных) конструкций из лёгкого материала. Так подиум для постановочного материала может легко трансформироваться в подиум для натурщика.

Этот тип конструкций также используется при изготовлении выставочных плоскостей для итогового показа учебных работ. Использование канатно-троссовых конструкций уместно для смены драпировок и регулировки естественного освещения. Для вращения натурно-постановочной композиции можно применить шарнирный механизм. Регулировка местного (натурного) освещения осуществляется за счёт применения подвижных конструкций. Целесообразно использование высоты кабинета для размещения хранилищ разного рода изобразительных материалов. Мобильный подиум разработан с учетом посещения кабинета несколькими группами учащихся. Двухсторонняя шарнирная конструкция подиума способствует размещению нескольких учебных постановок для каждой группы индивидуально в зависимости от конкретного задания. Мобильная дуга-держатель из цельнометаллических труб служит для размещения софитов местного освещения, которые свободно перемещяются по дуге. Перемещаясь по вертикали сама дуга тоже мобильна.

Читайте также:  При современном строительстве домов без

Таким образом педагог имеет возможность подсветить постановку и натуру согласно учебному заданию. Компактность мольберта обусловлена необходимостью его хранения на держателях особой конструкции расположенных на стенах или шкафах подходящих по габариту.

Мольберт «хлопушка»

Конструкция мольберта разработана с применением антропометрических особенностей человека, Возможность компактного хранения мольбертов обусловлена необычностью складывающего механизма. В нерабочем состоянии мольберт имеет компактную ширину 80 миллиметров. Стопор-столик входящий в конструкцию мольберта выполняет функции надежного стопора и полочки для размещения принадлежностей необходимых в рисовании и живописи.

Функциональность оборудования и конструкций

1. Мобильный подиум на шарнирах 2. Дуга для специального освещения 3. Софит специального освещения со щитками для регулировки направленного света 4. Компактный мольберт 5. Натюрмортный фонд 6. Шкаф-хранилище мольбертов 7. Хранилище планшетов незаконченных учебных работ 8. Компактная лестница на основе конструкции мольберта 9. Учебная доска (одновременно выполняет функции фасада шкафа)

Освещение и цвет.

Освещение

В освещении кабинета рисунка и живописи используется, как правило, три вида освещения:

— естественное (дневной свет).

Основное освещение располагается на потолке, желательно от лампы дневного света. Использование свето-щитов целесообразно для защиты от нежелательного влияния световых потоков от нескольких источников света на натуру.

Специальное освещение необходимо для подсвечивания постановок в связи с выполнением учащимися конкретно поставленных задач. Софиты со щитками и съёмными светофильтрами нужны для регулировки направленного светового потока. Софиты крепятся мобильно на подвижных дугах, это необходимо для регулировки расстояния до объекта.

Естественное освещение применяется для работы над живописными заданиями. Световые потоки естественного света также необходимо регулировать. Легкие жалюзи выполнят эту задачу.

Для учебных кабинетов по рисунку и живописи предпочтительна нейтральная светло-серая гамма различных оттенков. Окрашенные в эти цвета стены, мебель и оборудование создают ощущение легкого, свободного, расширяющегося пространства, не отвлекают учащихся от восприятия натуры и постановочного материала. Яркие колоритные пятна работ учебного фонда, размещенные на информационно-несущих плоскостях, оживят интерьер учебного кабинета и придадут ему эстетичность.

Основная идея лёгких, эффективных и мобильных конструкций наиболее приемлема при создании учебных аудиторий по рисунку и живописи. Она нова, современна, эффективна. Данные конструкции решат проблему малых помещений, помогут педагогам и учащимся плодотворно решать учебные и творческие задачи в обучении рисунку и живописи.

Источник

Вопрос 42. Кабинет изобразительного искусства, его оборудование, обеспечение материально-учебной базы

Современная школа не может обойтись без кабинета изобразительного искусства. Он является центром эстетического образования, изучения мировой художественной культуры, работы по организации декоративно-эстетической среды школы.

Существует немало проектов оборудования кабинетов изобразительного искусства. Известны и основные требования к нему.

1. Кабинет изобразительного искусства должен быть больше обычного класса по площади или с лаборантской комнатой:

— это место для проведения кружковых занятий по изобразительному искусству,

— для оформительских работ,

— хранения подрамников, стендов, бумаги, красок.

2. В классе или поблизости должно быть водоснабжение, т.к. занятия живописью, композицией, лепкой без воды невозможны.

3. Необходимым условием успешных уроков является:

-наличие специальной мебели и приспособлений (натурные столики, подиумы для натурных постановок, переносные светильники, подставки-уголки, одноместные столы с крышкой, устанавливаемой под любым углом, мольберты-хлопушки, карнизы, классные доски для рисования на белой плоскости, мебельные стенки для хранения наглядных пособий), затемнение на окна;

— наличие технических средств обучения (эпидиаскоп, видеопроектор, видеодвойка-TV, интерактивная доска и т.д. ).

— наглядный материал (натурный фонд из предметов быта для натюрмортов, гипсовые пособия – геометрические тела, вазы, розетки и т.д.),

— репродукции с картин художников,

— художественно-дидактические таблицы по основным разделам изобразительной грамоты (основы перспективы, цветоведения, приемам рисования с натуры и пр.);

— систематизированные образцы лучших работ учащихся;

— раздаточный материал по темам уроков (наборы открыток, карточек-заданий).

4. Оформление кабинета изобразительного искусства представляет собой набор художественных стендов для стационарной экспозиции. Это элементарные правила компоновки, схематическое изображение пород деревьев, пропорции фигуры человека, вопросы цветоведения и др. При этом надо помнить, что излишняя информация не способствует качеству обучения.

5. Специальная и методическая литература, наборы видеофильмов, компакт-дисков

Санитарно-гигиенические требования кабинета изобразительного искусства

1. Естественное и искусственное освещение в кабинетах должно соответствовать нормам и правилам СНиП-23-05-95.

2.Окна кабинета могут быть ориентированы на все стороны горизонта, в том числе на север. Южное расположение окон требует применения белых штор или специальных жалюзи от действия прямых солнечных лучей.

3. В помещении должно быть боковое левостороннее освещение на рабочих местах. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6 м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2 м от пола.

4. Ученические столы нужно располагать так, чтобы свет падал с левой стороны и тени, падающие от рук, не мешали во время письма и рисования.

5. Запрещается загромождение световых проемов (с внутренней и внешней стороны) оборудованием или другими предметами. Светопроемы кабинета должны быть оборудованы регулируемыми солнцезащитными устройствами типа жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающихся с цветом стен и мебели.

6. Для искусственного освещения следует использовать люминесцентные светильники типов:ЛС002х40, ЛП028Х40, ЛП002-2Х40, ЛП034-4х36, ЦСП-5-2Х40. Светильники должны быть установлены рядами вдоль кабинета параллельно окнам. Необходимо предусматривать раздельное (по рядам) включение светильников. Классная доска должна освещаться двумя установленными параллельно ей зеркальными светильниками типа ЛПО-30-40-122(125) («кососвет»). Светильники должны размещаться выше верхнего края доски на 0,3 м и на 0,6 м в сторону класса перед доской.

7. Уровень освещенности поверхности ученических столов при искусственном освещении должен быть не менее 500 лк, на классной доске — 500 лк.

8. Для дополнительного освещения рекомендуется использовать ряд светильников с равномерным рассеивателем света.

9. Окраска помещения в зависимости от ориентации должна быть выполнена в теплых или холодных тонах слабой насыщенности. Помещения, обращенные на юг, окрашивают в холодные тона (гамма голубого, серого, зеленого цвета), а на север — в теплые тона (гамма желтого, розового цветов). Не рекомендуется окраска в белый, темный и контрастные цвета (коричневый, ярко-синий, лиловый, черный, красный, малиновый).

10. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе.

11. Стены кабинета должны быть гладкими, допускающими их уборку влажным способом.

Оконные рамы и двери окрашивают в белый цвет.

Коэффициент светового отражения стен должен быть в пределах 0,5-0,6, потолка-0,7-0,8, пола-0,3-0,5.

12. Кабинеты должны быть обеспечены отоплением и приточно-вытяжной вентиляцией с таким расчетом, чтобы температура в помещениях поддерживалась в пределах 18-21 градус Цельсия; влажность воздуха должна быть в пределах 40-60 %.

13. Естественная вентиляция должна осуществляться с помощью фрамуг или форточек, имеющих площадь не менее 1/50 площади пола и обеспечивающих трехкратный обмен воздуха. Фрамуги и форточки должны быть снабжены удобными для закрывания и открывания приспособлениями.

14. Кабинет должен иметь водоснабжение (холодной и горячей водой) для проведения занятий по живописи, декоративно-прикладному искусству, дизайну, скульптуре.

15. Одна или две раковины должны располагаться рядом с входной дверью.

16. Для использования различных технических средств обучения кабинет должен иметь электроснабжение с соблюдением правил безопасности в соответствии с требованиям ПУЭ и ГОСТ 28139-89.

Требования к помещению кабинетов изобразительного искусства

1. В базовой школе обучение изобразительному искусству должно проходить в двух помещениях для начальных и средних классов площадью не менее 80 кв.м каждый.

2. Альтернативные и факультативные занятия рекомендуется проводить в дополнительных студиях площадью не менее 36 кв.м.

3. Передняя стена кабинета должна быть выбрана таким образом, чтобы естественное освещение было слева.

4. На передней стене класса должны быть закреплены классная доска, проекционный экран.

5. Под доской могут быть расположены ящики для таблиц и панель с классными чертежными инструментами.

6. Стол учителя и подставка для аппаратуры должны быть размещены на расстоянии 1.5 — 2 м от передней стены для обеспечения возможности использования графопроектора.

7. Ученические столы расставляют в соответствии с выбранной формой организации урока.

В случае расстановки столов в несколько рядов, столы с меньшим ростовым номером должны быть размещены ближе к доске, а проход между рядами должен быть не менее 0,6 м, расстояние между столами — не менее 0,6 м, между рядами столов и продольными стенами — 0,5-0,7 м, от первых столов до передней стены — 2,6-2,7 м Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от доски -8,6 м.

8. Учебный процесс с использованием компьютерной техники определяет размещение в кабинете специальных столов.

Столы с компьютерами и периферийными устройствами должны быть размещены у стены так, чтобы обратная сторона компьютера была направлена к стене, солнечные лучи не попадали на экран монитора.

9. В кабинете вдоль задней или боковой стены должны быть установлены шкафы для учебных пособий или емкости для хранения.

10. В кабинете должно быть предусмотрено место и приспособление для хранения и сушки работ учащихся (стеллажи или полки).

Требования к комплекту мебели в кабинетах изобразительного искусства

1. Мебель должна соответствовать нормам и требованиям ГОСТ 22046-89 «Мебель школьная. Общие технические условия».

2. Стол для учителя должен соответствовать ГОСТ 18313-93 «Столы для учителя. Типы и функциональные размеры».

3. Столы и стулья ученические должны соответствовать требованиям ГОСТ 19549-86 «Столы ученические для черчения и рисования. Типы и функциональные размеры» и ГОСТ 11016-93 «Стулья ученические . Типы и функциональные размеры».

4 В кабинете изобразительного искусства для начальных классов размещают столы и стулья с N2 N4, для средних классов — N4 и N5.

На боковой поверхности ученического стола и стула должна быть нанесена цветная маркировка: для N1 — оранжевый цвет, N2 -фиолетовый, N3 — желтый, N4 — красный, N5 — зеленый.

5. Для проведения обучения с использованием компьютерной техники должны быть установлены ученические столы для компьютера с местом для принтера, сканера и пр. периферийных устройств. Для начальных классов столы высотой 580 мм, для средних — высотой 700 мм и подъемно-поворотные кресла.

6. Доска классная должна отвечать требованиям и нормам ГОСТ 20064-86 «Доски классные. Общие технические требования» и соответствовать П типу (классные доски створчатые с одной или несколькими дополнительными поворотными рабочими поверхностями).

Цвет покрытия доски может быть любого оттенка зеленого.

7. Для хранения учебного оборудования и средств обучения в кабинете должен быть набор секций шкафов (не менее 6), соответствующих требованиям ГОСТ 18666-95 «Шкафы для учебных пособий. Функциональные размеры», или емкости для хранения.

В набор должны входить секции с глухими дверками и остекленные .

8. Подставки для аппаратуры должны соответствовать требованиям ГОСТ 22361-95 «Подставки для технических средств обучения. Типы и функциональные размеры» .

9. В кабинете должны быть емкости для хранения таблиц.

10. В кабинете должно быть не менее 25 складных мольбертов, трех подставок для натюрморта для проведения занятий по рисованию и живописи.

11. Для демонстрации работ обучающихся и дидактического материала и сменной тематической экспозиции необходимо не менее трех настенных стендов.

Требования к оснащению кабинета учебным оборудованиеми необходимой документацией

1. Кабинет изобразительного искусства должен быть оснащен средствами обучения для проведения следующих видов занятий: рисование с натуры, занятия декоративно-прикладным искусством, пластикой; проектирование и изготовление несложных макетов, беседы об искусстве.

2. Номенклатура учебного оборудования должна соответствовать содержанию выбранной школой учебной программы и ориентироваться на действующий «Перечень учебного оборудования по изобразительному искусству для общеобразовательных учреждений России», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации.

3. В кабинете должен быть достаточный комплект методической литературы для обучающихся, включающий методический журнал по предмету, программы обучения изобразительному искусству в данном учебном заведении, справочную литературу нормативного характера, образовательный стандарт по изобразительному искусству.

4. В кабинете должны быть картотеки справочной литературы, методической литературы для учителя, для обучающихся, картотека средств обучения, систематизированных по классам, по темам, картотека подготовки учителя к уроку, тематическая картотека, содержащая индивидуальные, групповые задания для обучающихся.

5. В кабинете, оснащенном аппаратурой и учебным оборудованием должен быть представлен полный комплект технической документации, включая паспорт на техническое средство, инструкцию по технике безопасности и эксплуатации.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями