Современный логопедический кабинет оформление

Паспорт логопедического кабинета.. Логопедический кабинет –пространство для творчества педагога. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, — презентация

I. Оснащение кабинета:

  1. Настенное зеркало (не менее 1,5 — 0,5 м).
  2. Детские настольные зеркала (9 х 12) по количеству детей.
  3. Детские столы и стулья для занятий.
  4. Стол для логопеда.
  5. Два стула для взрослых.
  6. Дополнительное освещение у зеркала (настольная лампа).
  7. Настольные часы.
  8. Шкафы и полки для методической литературы.
  9. Навесная школьная доска.
  10. Наборное полотно.
  11. Фланелеграф.
  12. Чистое полотенце.
  13. Картотека на имеющиеся пособия.
  14. Коробки или папки одинакового размера и цвета для хранения пособий.

Статья «Организация развивающей предметно-пространственной среды логопедического кабинета ДОУ»

ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО КАБИНЕТА ДОУ

Автор: учитель-логопед Трашенкова Л.В.

Современные стандарты предъявляемые к качеству образования заставляют по-новому взглянуть на организацию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ. В детском саду этому уделяется особое значение и в последнее время оснащение и оборудование логопедических кабинетов ДОУ значительно улучшилось. Созданная предметно-пространственная среда в логопедическом кабинете соответствует Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2011 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и представляет собой разнообразие материалов, оборудования и инвентаря, которые обеспечивают:

— игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников с ОВЗ, экспериментирование с доступными детям материалами;

Читайте также:  Мебель для ванной комнаты стиль лофт

— развитие артикуляционной и мелкой моторики, а также двигательной активности;

— эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно – пространственным окружением;

возможность самовыражения детей.

Кабинет имеет различные функциональные зоны, оснащён современным логопедическим оборудованием, новой мебелью, различным игровым оборудованием, методическими пособиями и литературой.

Несмотря на то, что площадь кабинета небольшая, можно выделить различные функциональные зоны, которые позволяют максимально эффективно использовать имеющееся пространство.

Можно выделить следующие зоны:

  •  Зона коррекции звукопроизношения;
  •  Рабочая зона учителя-логопеда;
  •  Учебно-образовательная зона;
  •  Зона игрового сопровождения;
  •  Зона развития мелкой моторики;
  •  Зона хранения дидактического и методического материала;
  •  Консультативно-информационная зона.

1. Зона коррекции звукопроизношения.

Зона оснащена современным логопедическим оборудованием: логопедическими зондами для постановки звуков, массажными зондами (Новиковой), тренажёрами для кончика языка, массажёром для языка « Z-Vibe», зондозаменителями, роторасширителями, пособиями, игрушками и тренажёрами для развития воздушной струи, одноразовыми влажными салфетками, одноразовыми стерильными салфетками, одноразовыми перчатками, зеркалом, лампой дневного света, наглядно-дидактическим материалом для индивидуальной работы, кварцевым стерилизатором для логопедических зондов.

2. Учебно-образовательная зона

Зона оснащена удобными полукруглыми столами, стульями, индивидуальными зеркалами (по количеству детей), канцелярскими наборами, магнитно-маркерной доской (размер 60/90 см), настенной кассой букв, различными демонстрационными пособиями.

3.
Зона наглядно — методического сопровождения

Данная зона кабинета оснащена систематизированным наглядно-демонстрационным материалом по развитию речи, обучению грамоте, профилактике и коррекции дисграфии и дислексии. В зоне методического сопровождения находится систематизированный наглядный материал, размещенный в специальных папках, классифицированный по лексической тематике, диагностике и коррекции звукопроизношения, связной речи, лексико-грамматических категорий и т.д. Созданы различные картотеки (картотека предметных картинок на различные группы звуков, картотека пальчиковых игр, картотека речевого материала по автоматизации звуков, картотека речевых игр по автоматизации звуков, тематическая картотека) В широком ассортименте представлены речевые игры, игры на развитие высших психических функций, настольные игры. Имеется фонотека: СD-диски с записью логоритмических упражнений и пятиминуток; «Веселая логоритмика», серия дисков «Мерсибо» с логопедическими интерактивными играми, видео-презентации по лексическим темам.

4.
Зона игрового сопровождения

Зона оснащена игрушками и играми разной тематической направленности. Игрушки (кубики, мячи, пирамидки, фигурки животных, деревянные игрушки, куклы, лабиринты и др.). Речевые настольные игры (логопедические лото, слоговые домино, магнитные игры по развитию речи, слоговые копилки,игры на автоматзацию звуков и др.). Игры на развитие внимания, памяти, мышления («Логика», «Контуры», «Угадай по цвету», электро-викторина «Смешарики» и др.)

5. Зона развития мелкой моторики

Логопедический кабинет оснащен достаточным количеством разнообразных игр и пособий по формированию мелкой моторики руки (лабиринты, мягкие пазлы, игры-шнуровки, мозаики, вкладыши, сенсорные доски, массажеры «Су-Джок», мягкие конструкторы и др.)

6. Консультативно-информационная зона

представлена «Уголком логопеда», расположенным при входе в логопедический кабинет, где размещаются консультационные материалы.

Также имеются консультативные зоны для родителей в группах детского сада. Здесь регулярно размещается важная информация для родителей (консультации, памятки, буклеты).

7. Рабочая зона учителя-логопед

Рабочая зона учителя-логопеда оснащена современной функциональной мебелью, ноутбуком, необходимыми канцелярскими принадлежностями, имеются зоны для хранения методической литературы и пособий.

В логопедический кабинет приобретена современная компьютерная методика для обследования речи детей с использованием программного обеспечения студии «ВиЭль». Это позволяет осуществлять логопедическое обследование более качественно и эффективно.

Использование учителем-логопедом современных аппаратно-программных комплексов на основе технологии функционального биоуправления с биологической обратной связью (БОС) позволяет проводить работу по коррекции речевых нарушений на более высоком уровне.

Таким образом, среда окружающая воспитанников с ОВЗ в логопедическом кабинета обеспечивает чувство психологической защищенности, является средством полноценного развития, сочетает в себе как традиционные, так и инновационные методы, приемы и технологии воздействия на речь ребенка.

Обобщая, можно сказать, что развивающая предметно-пространственная среда создана с учетом современных требований ФГОС, что способствует стимулированию благоприятного речевого развития дошкольников с ОВЗ, а также их самостоятельности, инициативности и активности.

III. Документация:

  1. Перспективный план работы с детьми на год.
  2. Календарный план фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий.
  3. Речевая карта на каждого ребёнка с необходимой документацией: а) направление от логопеда детской поликлиники на медико-педагогическую комиссию; б) выписка из истории болезни, выданная педиатром поликлиники; в) справки от лора, окулиста, невропатолога, врача-психиатра; г) характеристика на ребёнка, составленная воспитателем я/с, из которого поступает ребёнок. Запись в речевой карте о продвижении ребёнка производить не реже 1раза в 3 месяца.
  4. Тетради для индивидуальной работы с детьми.
  5. График логопедических занятий с детьми (хронометраж рабочего времени на все дни недели).
  6. Перспективный план по подготовке кабинета к новому учебному году.
  7. План по самообразованию на текущий год.

Оборудование логопедического кабинета и дидактический материал

Логопедический кабинет по площади и размещению должен соответствовать требованиям инструкции о проектировании специальных дошкольных учреждений и Положению о детских садах для детей с недостатками развития.

В оборудование логопедического кабинета должно входить:

большое настенное зеркало (70 на 100 см) со шторкой и подсветкой (для индивидуальной и групповой работы по постановке звуков);

маленькие индивидуальные зеркала (9 на 12 см) для каждого ребенка;

детские столы (не менее четырех) и стулья (6—10), мебель должна отвечать санитарно-гигиеническим нормам;

большой рабочий стол для логопеда;

шкафы для пособий и литературы;

навесная доска (часть доски должна быть разлинована, другая — приспособлена для размещения на ней иллюстраций, картинок);

магнитофон для записи речи детей.

Кабинет логопеда должен быть оснащен дидактическим и учебным материалом, обеспечивающим возможность проведения эффективной логопедической работы.

Каждая группа логопедических пособий для фронтальных и индивидуальных занятий имеет свое назначение.

1. Пособия для обследования: слуха, интеллекта.

2. Пособия для обследования и формирования: фонематических процессов, звукопроизношения,

словарного запаса, грамматического строя, связной речи, дыхания и голоса, мелкой моторики,

неречевых процессов (внимания, памяти, восприятия,мыслительных операций).

3. Пособия для обучения грамоте.

Для обследования и развития речевых и неречевых процессов логопеду необходимо иметь в рабочем кабинете следующие учебные и наглядные пособия:

Филичева Г. Б., Каше Г.А.

Дидактический материал по исправлению недостатков речи. — М., 1989;

Альбом по развитию речи «Говори правильно». — М., 1975;

«Посмотри и назови» — дидактический материал по исправлению недостатков произношения у детей. — М., 1997;

Играем и учимся. — М., 1991;

Ступеньки грамоты. — М., 1996;

Бессонова Т.П., Грибова О.Е.

Дидактический материал по обследованию речи детей. — М., 1994;

Альбом для логопеда. — М., 1998.

Кроме того, в логопедическом кабинете необходимо иметь разнообразные предметы, игрушки, дидактические игры.

Представим примерный перечень пособий с указанием их назначения.

1. Для обследования и развития слуха:

— набор звучащих предметов (погремушка, бубен, дудочка, барабан, металлофон, свисток и др.);

— поющие игрушки — петушок, птичка;

— красивые яркие игрушки (кукла, мишка, машина, часы, зайка и др.).

2. Для обследования и развития интеллекта:

— «почтовый ящик» — коробка с прорезями и набором геометрических фигур;

— разрезные предметные картинки разной конфигурации и сложности, поделенные на 2, 3, 4, 6 частей;

— игра «Четвертый лишний»: наборы карточек с изображением 4 предметов;

— пирамидки из 4 — 8 колец;

— набор матрешек и кубиков разной величины и цвета;

— счетный материал в пределах 20 (наборы мелких предметов: елочек, грибочков, шишек, счетных палочек);

— изображение контуров предметов и их частей;

— наборы карточек, помогающих выработать обобщающие понятия;

— игра «Сравни и отличи»: наборы картинок типа «девочка — кукла», «самолет — птица»;

— игра «Бывает — не бывает»: сюжетные картинки разной сложности с нелепыми ситуациями — корова на дереве — в дупле и т.п.

3. Для обследования и развития фонематических процессов: «Что услышал, что увидел»: картинки-слова, близкие по звуковому составу: рак — лак


мак

бак; дом — ком

лом

сом;
«Семафор» — набор предметных картинок, карточки-сигналы, которые дети показывают, услышав правильный вариант слова: «вакон» — «факон» — «вагом» — вагон;

схема слова — бумажная полоска, разделенная на три части, обозначающие начало, середину и конец слова (для определения позиции звука в слове).

4. Для развития словаря:

«Большие и маленькие» — набор картинок, игрушек, изображающих животных и их детенышей;

«Что забыл нарисовать художник?» — набор картинок, изображающих предметы и части предметов;

«Скатерть-самобранка» — набор предметных картинок с изображением различных продуктов питания;

«Зоологическое лото» — картинки с изображением домашних, диких животных, животных жарких стран, Севера;

«Наша квартира» — набор предметов кукольной мебели или соответствующие картинки;

«Чудесный мешочек» — набор мелких предметов, игрушек для закрепления лексики, собранных в яркий матерчатый мешочек;

«Скажи наоборот» — набор картинок, к которым подбираются антонимы;

«Что растет на грядке?» — муляжи или предметные картинки с изображением овощей;

«Вкусный сок» — набор картинок, изображающих различные фрукты, картинка с изображением стакана с соком;

«На воде, в воздухе, на суше» — картинки с изображением транспорта;

«Наша семья» — изображение членов семьи, выполняющих различные действия: бабушка вяжет, мама варит обед и т.п.;

«Кто как передвигается?» — набор картинок с изображением птиц, животных, насекомых;

«Кто как голос подает?» — набор картинок с изображением птиц, животных;

«Кто что делает?» — набор картинок с изображением людей разных профессий.

5. Для развития грамматического строя речи:

«Как Вася одевался» — дидактическая кукла с предметами одежды, обуви, головных уборов в соответствии с сезонами или соответствующие картинки (употребление существительных в винительном падеже ед. и мн. числа);

«Что с чем?» — картинки, изображающие предметы (например, ключ, замок, молоток, тарелка), необходимые в быту (употребление существительных в творительном и родительном падежах);

«Что кому нужно?» — наборы картинок, изображающих людей разных профессий и орудия их труда (употребление существительных в дательном падеже);

«Волшебный сундучок» — картинки с изображением одного, двух, пяти различных предметов (согласование существительных с числительными 1, 2, 5);

«Исправь Незнайку» — набор опорных слов-карточек, картинки — символы предлогов (составление грамматически правильного предложения);

im29«Кто чем питается?» — наборы картинок с изображением животных, птиц и их корма (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто чем защищается?» — картинки, изображающие животных, птиц и части тела (употребление существительных в творительном падеже);

«Кто у кого?» — картинки с изображением животных, птиц и их детенышей (употребление существительных в родительном падеже, составление сложносочиненных предложений);

«Что из чего?» — набор картинок с изображением предметов без какой-либо детали (употребление существительных ед. и мн. числа в родительном падеже).

6. Для развития связной речи:

— серии последовательных сюжетных картинок от простых по содержанию (2 — 3) до более сложных (3 — 5);

— сюжетные картинки представляющие определенные лексические темы;

— схемы для составления описательных рассказов;

— опорные сигналы для рассказов;

— атрибутика для драматизации диалогов.

7. Для формирования правильного произношения:

— серии предметных картинок для постановки звуков, относящихся к разным фонематическим группам: гласные, свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные, глухие и звонкие, твердые и мягкие;

— альбомы Н.И.Соколенко, А.И.Богомоловой, Н.В.Новоторцевой, Г. А. Каше, В. В.Коноваленко для формирования правильного звукопроизношения;

— серии картинок С. С. Большаковой «Работа логопеда с дошкольниками» для отработки слоговой структуры слов.

8. Для развития дыхания и голоса:

— набор вертушек, султанчиков;

— набор искусственных цветов («Цветочный магазин»);

— бумажные кораблики, емкость для воды («Кораблики»);

— сложенные из бумаги легкие птички.

9. Для развития мелкой моторики:

— кнопочная мозаика; трафареты различной сложности; пирамидки;

— пособие «Зашнуруй ботинок» — ботинок со шнуровкой;

— пособие «Собери бусы» — набор больших деревянных бус с отверстиями для шнура, шнур;

— пособие «Пришей пуговицу» — деревянные пуговицы больших размеров, набор шнурков разного цвета;

— пособие «Запасы на зиму» — большие трафареты, изображающие ежа, белку, с отверстиями для продевания шнурков, набор мелких плоскостных предметов (грибы, шишки, яблоки, груши, орехи) с отверстиями для шнурков;

— счетные палочки в пеналах (2 — 3 набора).

10. Для обучения грамоте:

— азбуки, буквари по количеству детей; демонстрационная азбука;

— кассы букв и слогов по количеству детей; наборы слоговых таблиц для чтения; набор карточек-слов;

— пеналы со схемами слов и предложений; звуковые линейки;

— «окошки» — ленты для чтения; набор фишек, карточек; набор ребусов, кроссвордов, шарад.

11. Для развития неречевых процессов:

— развивающая игра Б.П.Никитина «Сложи квадрат»;

— набор картинок для выделения четвертого лишнего;

— набор картинок для выделения видовых и родовых понятий;

— набор предметных картинок — отгадок к загадкам;

— набор геометрических форм «Найди такую же фигуру»;

— набор предметных, сюжетных картинок, отличающихся несколькими деталями «Найди отличия»;

— набор сюжетных картинок с реальными и вымышленными ситуациями «Бывает — не бывает».

Контрольные вопросы и задания

1.Назовите основные виды документации логопеда.

2.Перечислите документы, с которыми ребенок поступает в логопедическую группу.

3.Какие существуют виды планирования коррекционного обучения?

4.Представьте содержание календарного планирования на один день в группе для детей с ОНР.

5.Перечислите виды заданий, которые логопед должен включать в вечерние логопедические занятия воспитателя.

6.Назовите основные разделы программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной.

7.Выделите основные задачи коррекционного обучения детей с ОНР 5 — 7 лет.

8.Перечислите оборудование логопедического кабинета.

9.Какой дидактический материал необходим для обследования и развития речи?

10.Приведите примеры дидактических пособий для развития неречевых процессов.

Оснащение кабинета для инклюзивного образования

Инклюзивный кабинет, которым заведует школьный координатор по инклюзии или один из специалистов в этой области, предназначен для индивидуальных занятий учителей и тьюторов с учениками, имеющими особенности развития. Для него характерен особый дизайн и оснащенность специальным оборудованием в соответствии с Государственной программой «Доступная среда» на 2011 −2025 годы. Цель кабинета — устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с ОВЗ в школьную жизнь.

Оформление и оборудование кабинета для детей с ОВЗ

Кабинет инклюзивного обучения для 1-11 классов оборудуется школой за счет бюджетных средств, выделенных под программу «Доступная среда», и соответствует следующим параметрам.

Расположение и оформление кабинета для детей с ОВЗ:

  • находится на первом этаже школы недалеко от главного входа;
  • имеет широкий дверной проем без порожка;
  • имеет правильную прямоугольную форму;
  • окрашен в светлые пастельные тона.

Оснащение инклюзивного кабинета:

  1. Световое оборудование с режимами светлой и темной комнаты.
  2. Большое количество источников электропитания для подключения ТСО и интерактивного оборудования.
  3. Электроакустическая аппаратура и электроакустические комплексы.
  4. ТСО: видеопроекторы, телевизионные комплексы с соединенными с компьютерами досками или передвижными зеркалами, помогающими следить за артикуляцией учителя.
  5. Различные ИКТ:
  • Аппаратно-программный комплекс для ученика с особыми потребностями ( ).
  • Сенсорная клавиатура с комплектом сменных накладок .
  • Компьютерный роллер и набор цветных выносных компьютерных кнопок Новотон.
  • Диагностическое оборудование для первичной и контрольной диагностики (диагностический комплект ), предметно-образные и динамические средства наглядности.
  • Реабилитационное оборудование :
  • журнальный стол, зеркало, кресла, пуфики;
  • звуко-световая панель («Лестница света», «Фонтан»);
  • световые столики для рисования и песочной терапии;
  • вибромузыкальный сухой бассейн со встроенными кнопками переключателя;
  • интерактивная воздушно-пузырьковая трубка («Мечта»);
  • зеркальный шар с мотором и источником света;
  • колесо спецэффектов;
  • фиброоптический ковер;
  • балансировочная доска-лабиринт;
  • напольные и настенные лабиринты;
  • декоративно-развивающие панели.

В зависимости от категории обучающихся в школе детей с ОВЗ, кабинет инклюзивного образования может дополнительно оснащаться аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения, ОПА (включая ДЦП). В том числе программами по чтению и созданию цифровых книг. Такие книги предоставляет образовательная платформа LECTA. Среди них отечественная и зарубежная детская классическая литература, например:

  • Джек Лондон. «Белый Клык»
  • М. Е. Салтыков-Щедрин. «Глупов и Глуповцы»

В кабинете находится библиотека с учебно-методической, справочной, научной литературой, периодикой по вопросам обучения и воспитания детей с ОВЗ нозологических групп, обучаемых в конкретной школе.

Большая книга про вас и вашего ребенка

Каждый родитель был когда-то заведен в тупик поведением своего ребенка. Именно поэтому появилась большая книга по воспитанию, в которой собраны два бестселлера любимого психолога миллионов Людмилы Петрановской. В издание вошли книги «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка» и «Если с ребенком трудно». Эту книгу стоило бы прочесть всем родителям. И тем, кого заботит легкое недопонимание, и тем, кто уже было отчаялся найти общий язык с детьми.

Программно-техническое оснащение и книжная продукция, которыми пользуются школьники, должны быть высокого качества и учитывать их перцептивные возможности, связанные с нарушениями речи, слуха, зрения, интеллекта.

Заведующий кабинетом создает и ведет картотеку с перечислением всего оборудования, ТСО и ИКТ, наглядных материалов, дидактических и учебно-методических пособий, профессиональной литературы.

Зоны кабинета инклюзивного обучения

Организованное пространство кабинета инклюзивного обучения делится на три функциональные зоны, связанные с решаемыми ими задачами:

  1. Индивидуальные занятия и педагогическое консультирование для детей с особыми образовательными потребностями.
  2. Психологическое сопровождение и поддержка детей с ОВЗ:
  • освобождение от умственного переутомления и информационной перегрузки;
  • регулирование эмоционального фона;
  • нейтрализация стрессовых состояний;
  • Консультирование родителей или законных представителей «особых» детей.

    Обычно оформляется три зоны:

    • рабочая зона педагога с офисным столом, доской и компьютером;
    • учебная зона со специально оснащенными двумя-тремя учебными местами для детей;
    • зона отдыха и эмоциональной разгрузки школьников, оснащенная оборудованием для сенсорной комнаты. Если позволяет площадь помещения, здесь же можно положить батут и маты.

    Источник

  • Оцените статью
    Поделиться с друзьями