методический кабинет ДОУ
методическая разработка по теме
рекомендации по содержанию работы методического кабинета ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
как оформить методический кабинет ДОУ, содержание работы кабинета | 24.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы методического кабинета ДОУ
(из опыта работы МДОУ №2 «Сказка» старший воспитатель Пикус Татьяна Евгеньевна)
Методический кабинет ДОУ — центр, обеспечивающий воспитателей ДОУ необходимой информацией, средствами обучения, учебно-методической литературой. Создание, оснащение и организация работы методического кабинета опирается на следующие принципы:
— оснащение кабинета должно быть простым и рациональным, оно должно обеспечивать высокий уровень учебно-воспитательного процесса;
— оформление кабинета должно соответствовать общепринятым эстетическим требованиям. Эстетический облик зависит от выбора мебели (секционные или стенные шкафы со съемными полками, стол, стулья и пр.), от цвета стен, от рационального размещения учебно-методического материала.
— основным оснащением кабинета являются учебно-методическая литература, комплекты наглядных и систематизированных дидактических раздаточных материалов, аудио- и видеозаписи, диафильмы и диапозитивы, дидактические материалы.
— оснащение кабинета и его размещение должно соответствовать требованиям противопожарной охраны и техники безопасности.
Содержание методического кабинета строится на 4 блоках:
Блок аналитико-диагностического обеспечения деятельности (анализ занятий, мероприятий, деятельности; разработка методических рекомендаций, экспериментальная работа; диагностика);
Блок повышения педагогического мастерства (аттестация, повышение квалификации, мастер-классы, индивидуальное консультирование);
Программно-методический блок (обновление содержания, создание образовательных программ различного типа, экспертиза авторских методических материалов);
Информационный блок (обобщение и распространение опыта, публикация методических пособий, создание дидактического и методического материалов, создание видеотеки).
На базе методического кабинета проводятся как постоянные, так и эпизодические экспозиции и выставки
Постоянными являются такие, как “Передовой опыт– школа мастерства”, “Новинки педагогической литературы”, “Знакомим детей с природой”, “Аттестация педагогов”, “Материалы к смотрам– конкурсам”, “Знаменательные даты нашей страны” «Советы воспитателю», «Это интересно, прочти», «Узелки на память»; проблемные странички: «Твое мнение», «Читай, думай, спорь», «Очень Короткие Новости» (ОКНО), «С улыбкой и всерьез», «Учимся вместе», «Советы мастеров» — и др. . «Размышляем, вникаем, спорим», «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает», «Переменка», «Проверьте себя сами», «Методическая копилка», «Ситуация», «Информация», «Суперновинка!» — и т.д.
1. Праздники и знаменательные даты: перечень тематической литературы (стихотворения, песни, сценарии и пр. для различных возрастных групп), методики (занятия, беседы и т.д.), программы вечеров, рекомендации для оформления помещений и для сотрудничества с родителями.
2. Этапы реализации учебной программы: перечень рекомендуемой литературы по темам, средства и материалы для успешного ее осуществления.
3. Новинки методической, педагогической и другой литературы, периодика: направления и рекомендации для использования в работе, материал для самообразования.
4. Передовой педагогический опыт:
— фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
— основные данные его биографии;
— основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
— доклад, представленный на педсовете,
— из опыта работы; выступления на МО;
— детские работы;
— конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;
— перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;
— высказывания детей;
— вопросы к беседам;
— фотографии деятельности детей;
— сценарии праздничных утренников и развлечений;
— видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
— рекомендации по использованию опыта другими воспитателями.
ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики
— обязательная аннотация и рекомендации по его использованию. —анализ опыта и отметка, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику.
В методическом кабинете оформлен стенд для размещения необходимой информации для воспитателей, на котором помещается: расписание занятий, график использования зала, сведения о консультациях, семинарах, заседания педсовета и принятые там решения, проводимые органами управления образованием, мероприятия (курсы, смотры и пр.).
Содержание и задачи учебно-воспитательной работы определяются программой ДОУ. Чем более умело подбираются наглядные средства обучения и чем более совершенна связь между наглядностью и другими методами обучения, тем более эффективно решаются программные задачи.
При систематизации учебных средств, методических рекомендаций и т.п. в методическом кабинете учитывается их функции в организации учебно-воспитательного процесса.
Для всех возрастных групп предоставлены:
— образец режима дня в детском саду и дома;
— комплексы упражнений для утренней гимнастики;
— рекомендации для закаливания детей в детском саду и дома;
— рекомендации для формирования у детей умения общаться, культурно-гигиенических привычек и привычек культурного поведения;
— материалы для обучения правилам уличного движения (атрибутика, учебные игры, картины, диафильмы, и пр.);
— комплекты различных материалов, из которых изготовлены предметы повседневного обихода (дерево, металл, пластмасса, ткани, мрамор, стекло и т.д.);
— методические рекомендации для ознакомления детей с сезонными явлениями природы, а также для ознакомления их с живой и неживой природой;
— различные предметы прикладного искусства, статуэтки, картины, иллюстрации к книгам и пр.;
— различные средства для ознакомления детей с цветом и различными формами.
— изобразительная деятельность (ознакомление с различными материалами, обучение простым приемам труда, ручной труд);
— перечень средств труда для различных возрастных групп;
— рисунки инструментов труда;
— образцы предметов, изготовленные детьми и воспитателями;
-методические рекомендации по вопросам организации и руководства всеми типами игр (творческая игра, игра с правилами и т.д.);
— репродукции произведений искусства (картины, комплекты открыток и пр.);
— настольные и словесные игры,
— программная детская литература.
— аудиозаписи с программными пьесами;
— наглядные пособия и игрушки для обучения песням и танцам;
— музыкальные обучающие игры;
— детские музыкальные инструменты;
— программы для проведения тематических утренников, праздников, развлекательных вечеров;
— персонажи и атрибутика для кукольного театра;
— материалы на тему “В помощь воспитателю в работе с семьей”;
— перспективный и годовой планы сотрудничества со школой;
Книжный фонд методического кабинета систематизирован:
1. Книги для воспитателей:
— документы по дошкольному воспитанию:
(нормативных документов, касающихся воспитательно-образовательной работы с детьми:Семейный кодекс РФ;Трудовой кодекс;
Федеральный закон от 24.07.1998 № 123-ФЗ “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”;
Закон Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 “Об образовании”;
Приказ Минобрнауки России от 15.06.2005 № 178 “Об обеспечении выполнения Комплекса мероприятий по реализации приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации на период до 2010 года”;
Письмо Минобразования России от 14.03.2000 № 65/23-16 “О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения”;
Письмо Минобразования России от 26.05.1999 № 109/23-16 “О введении психолого-педагогической экспертизы и критериях оценки детских игр и игрушек”;
Письмо Минобразования России от 07.04.1999 № 70/23-16 “О практике проведения диагностики развития ребенка в системе дошкольного образования”;
Инструктивно-методическое письмо Минобразования России от 24.03.1995 № 42/19-15 “О программно-методическом обеспечении дошкольного образования– в контексте педагогики развития”;
Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООн 20.11.1989, вступила в силу для СССР 15.09.1990);
Концепция дошкольного воспитания;
-Документы по подготовке детей к школе и преемственности в работе со школой и др.
-программа по дошкольному воспитанию, приказы и инструкция, нормативы, циркуляры и т.д.;
— периодика: газеты, журналы, систематизация содержащихся в них статей на тему дошкольного воспитания;
— справочники: словари, энциклопедии и т.д.;
2. Детская литература:
— программная литература по возрастным группам;
Для систематизации книжного фонда заведена тематическая картотека
— возможность быстро и легко найти необходимую информацию;
— возможность систематического пополнения библиотеки.
Пополнение и обновление средств планируется в соответствии с основными задачами учебного года, исходя из существующей учебно-материальной базы. Весь материал в методическом кабинете предназначен для педагогов. Для нас важно не только подобрать и правильно разместить материал, но и учитывать его и анализировать, как педагоги применяют его в работе. Для этого используется журнал выдачи методических пособий (произвольной формы), который ведет старший воспитатель. Для этой же цели разработана анкета. Анкетирование проводится с воспитателями в конце учебного года. Все их пожелания по организации работы методического кабинета, его содержания учитываются в новом учебном году.
Работа методиста заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.
можно привлечь воспитателей, чтобы они помогли обработать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы, составить картотеку с аннотациями и т.д. Работа в методкабинете поможет им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.
работа в кабинете так организована что воспитатели могут посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт.
Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом. В дошкольном учреждении составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Надо приучить воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу.
Методический кабинет-копилка традиций дошкольного учреждения. Все его содержание должно быть направлено на оказание помощи воспитателям в организации воспитательно-образовательного процесса, повышении педагогического мастерства, взаимодействии с родителями и просто в повседневной деятельности: подготовке к рабочему дню, педагогическому совету и т.д.
Источник
Современные подходы к организации методического кабинета
Слово « организация» происходит от латинского «сообщаю стройный вид, устраиваю». Организуют материальные средства, то или иное дело, но прежде всего, организуют людей. В дошкольном учреждении на первый план выходят проблемы, связанные с деятельностью педагогов, непосредственно осуществляющих воспитательно-образовательный процесс с детьми.
Этап организации включает в себя ряд моментов:
— изучение наличного состояния, в том числе ответы на вопросы: что было сделано к данному моменту, есть ли традиции в организуемом деле или проблема решается впервые, что в наибольшей мере может повлиять на успех дела и т.д.;
— постановка цели и определение рабочих задач (необходимо ясно представлять себе то, чего желаешь достичь сразу или по этапам и т.п.), планирование подготовки и проведения дела;
— разработка и отбор содержания, форм и методов предстоящей деятельности (тут же оценивается объем работы, приемы, способы, средства, которыми будут пользоваться, и т.д.);
— обеспечение условий предстоящей работы;
— постановка задач перед исполнителями и создание общего настроя на работу, инструктаж исполнителей;
— непосредственная помощь людям в процессе реализации того или иного дела, который включает оценку и квалификацию итогов, а также поощрение за добросовестность и инициативу.
Любое дело можно организовать с наилучшим результатом, если хорошо знать возможности людей, их творческую направленность, профессиональную зрелость каждого сотрудника.
Организуя работу методического кабинета, старший воспитатель должен помнить главное: содержание и оформление его должны соответствовать потребностям педагогов данного дошкольного учреждения. Здесь должны быть сосредоточены информация об учреждении и авторских разработках, годовой план, материалы педсоветов. Методкабинет должен быть доступен каждому воспитателю, иметь удобный, гибкий график работы. Все оформление должно быть выполнено в едином стиле, располагать к беседе и творческой работе.
Исходя из многофункционального назначения методического кабинета, его следует рассматривать, прежде всего, как творческую педагогическую мастерскую, где воспитатель может получить практическую помощь в организации работы с детьми. Кабинет должен «провоцировать» педагогов на творчество, побуждать к совершенствованию профессионального мастерства.
Чтобы успешно решать задачи, связанные с оказанием методической помощи воспитателям, повышением их квалификации и общего образовательного уровня, необходимо подбирать для кабинета материал, соответствующий самым современным методическим требованиям, и тщательно продумывать его систематизацию.
Материал методического кабинета можно рассортировать на несколько разделов:
— нормативные и инструктивные материалы,
— методическая и справочная литература,
— дидактический и наглядный материал,
Важное место в работе кабинета следует отвести правильной организации библиотеки. Весь книжный фонд детского сада можно условно разделить па три части: книги для воспитателя (методическая и справочная литература), книги для детей и книги совместного пользования.
Ядром педагогического кабинета является методическая литература по вопросам воспитания детей дошкольного возраста, так как его главная задача – обеспечение воспитателей надежной и оперативной информацией о новых педагогических и психологических исследованиях. Обязанностью методиста является пополнение этого арсенала педагогической мысли. Важно следить за выходом социальной методической литературы, знакомясь с перспективными планами и каталогами педагогических издательств, и своевременно заказывать необходимую литературу.
Необходим в методкабинете и специальный отдел классиков зарубежной, русской и советской педагогики и психологии. Основу его могут составить собрания сочинений или избранные произведения Я.А. Каменского, К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Я.Корчака, Л.А. Венгер, Д.Б. Эльконина, Л.С. Выготского и других видных ученых.
В разделе «Справочная литература» можно поместить различные энциклопедии, справочники, журналы. Для совершенствования речевой культуры работников ДОУ в качестве настольных книг должны быть словари: «Толковый словарь русского языка» В. Даля, «Словарь русского языка» С. Ожегова, словарь-справочник «Русское литературное произношение и ударение», «Педагогический словарь», «Словарь по этике» и др.
Значительное место отводится в методкабинете периодическим изданиям профессиональной направленности, таким, как «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», «Обруч» (с приложением), «Дошкольное образование», «Детский сад», «Семья и школа», «Няня», «Наш малыш», и др. Чтобы не заблудиться в потоке периодики, нужно уметь отобрать и использовать все необходимое для работы. Поэтому старший воспитатель должен первым изучить, отобрать и предложить для работы педагогам поступающие в ДОУ периодические издания.
В библиотеку детской художественной литературы должны входить, прежде всего, произведения, рекомендованные программой, но которой работает ДОУ. Кроме того, в этот раздел войдут сборники сказок, малых фольклорных форм, познавательной литературы, произведения русских и зарубежных поэтов и писателей. Расставить детские книги можно в алфавитном порядке (по фамилиям авторов) и по возрастному принципу, пометив цветной каймой, – это облегчит пользование художественным фондом. Чтобы педагоги не тратили много времени на поиски нужной книги, лучше всего составить библиографические списки или каталоги по темам (о родине, о природе, о технике и т.д.), по разделам, по методикам, по отдельным проблемам. Также важно ввести систематический каталог журнальных и газетных статей, в которых освещаются актуальные вопросы воспитания детей дошкольного возраста. Весь книжный фонд должен учитываться.
Работа старшего воспитателя заключается в том, чтобы из массы имеющегося книжного фонда выбрать для каждого педагога ту литературу, которая окажет ему необходимую помощь в подготовке к педсовету, к занятию, к родительскому собранию, по самообразованию или обобщению опыта. Для этого методистом составляются соответствующие аннотации на статьи в журналах, книги, разрабатываются необходимые рекомендации, памятки по работе с литературой.
Если в ДОУ групп много, а старший воспитатель один, можно привлечь воспитателей, чтобы они помогли обработать имеющийся материал, разобраться в журналах и книгах, выбрать то, что нужно для работы, составить картотеку с аннотациями и т.д. Работа в методкабинете поможет им в дальнейшем самостоятельно отыскивать все необходимое и легко ориентироваться в обилии методических материалов и книг.
Надо так организовать работу в кабинете, чтобы воспитатели могли посидеть там с книгой, поразмыслить, посоветоваться, получить консультацию, чтобы каждый приход в методкабинет приносил им новые знания, новые мысли, обогащал опыт. Методический кабинет должен стать лабораторией творческого труда воспитателей, дружеского обмена мнениями и опытом. Для этого помещение должно быть соответствующим образом подготовлено: здесь нужно расставить большие удобные столы и стулья (не детские), организовать мягкий уголок с чайными атрибутами, в помещении должно быть светло и спокойно.
ДОКУМЕНТЫ И МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ
В методическом кабинете собираются нормативные и инструктивные материалы, издаваемые органами управления образованием и другими вышестоящими организациями. Этот материал печатается в «Вестнике образования» – справочно-информационном издании Министерства образования РФ, журналах «Обруч», «Дошкольное воспитание» и др., в том числе и в местных изданиях.
Обязательно должны быть документы, определяющие характер деятельности педагогов: «Международная конвенция о правах ребенка», Закон РФ «Об образовании», «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении в Российской Федерации», – и другие, с которыми должны быть ознакомлены все сотрудники ДОУ. Нормативные и инструктивные документы являются обязательными для выполнения.
Отдельно могут быть представлены методические материалы. Сюда относятся различные рекомендации Министерства образования РФ, органов управления образованием. Здесь может быть представлен опыт работы лучших педагогов, планы методических мероприятий, работы с родителями и т.д.
Однако это не только тот печатный материал, который поступает из вышестоящих организаций. Методические рекомендации – это в первую очередь материал, который готовит методист в помощь своим воспитателям.
Рекомендация является одним из способов принятия руководителем решения и доведения его до сведения исполнителей. Она используется, когда необходимо подчеркнуть уважение к самостоятельности в работе исполнителя. Рекомендация не обязывает, она служит советом, пожеланием, подчеркивающим нужное направление в работе, в выполнении задания. Методист изучает рекомендации, разработанные вышестоящими организациями, и на основании этих положений, а также исходя из анализа работы своего коллектива, разрабатывает собственные памятки, советы, рекомендации для педагогов ДОУ. Так появляется материал под рубриками: «Советы воспитателю», «Это интересно, прочти», «Узелки на память»; проблемные странички: «Твое мнение», «Читай, думай, спорь», «Очень Короткие Новости» (ОКНО), «С улыбкой и всерьез», «Учимся вместе», «Советы мастеров» – и др. Оформление материалов должно быть привлекательным, сопровождаться пояснительными рисунками и схемами, которые могут использоваться и при индивидуальных консультациях. После знакомства с этими письменными материалами необходимо привлечь воспитателей к обсуждению тех или иных проблем с последующим высказыванием своего мнения в письменном виде. О том, как педагоги воспользовались рекомендациями в своей работе, можно рассказать в рубрике «Два взгляда в конце недели» или «Взгляд через розовые или темные очки».
Материал, представляющий опыт работы лучших педагогов, должен быть соответствующим образом оформлен. На видном месте должен находиться дополнительный справочный материал для воспитателей.
Можно также добавить материал о коллективных формах обобщения и распространения передового педагогического опыта.
Опыт отдельного воспитателя может быть представлен в следующем виде:
фотография воспитателя, представляющего опыт работы;
основное содержание опыта, новые методы и приемы работы, пути их внедрения;
доклад, представленный на педсовете,
из опыта работы; выступления на МО;
конспекты занятий, выписки из календарного плана работы;
перспективные планы и программы по данному опыту работы с детьми;
вопросы к беседам;
фотографии деятельности детей;
сценарии праздничных утренников и развлечении;
видеозапись творческого отчета, проведения открытых мероприятий воспитателя, их результаты и выводы;
рекомендации по использованию данного опыта другими воспитателями.
Интересный ППО работы воспитателей других дошкольных учреждений, а также опыт, с которым знакомят на страницах периодики, нужно представить с обязательной аннотацией и рекомендациями по его использованию. Необходимо проанализировать его и отмстить, что в нем интересного, нового, что можно взять для работы воспитателям разных групп, как примерно распределить свою работу, чтобы внедрить его в практику. Такой опыт можно поместить также под разными рубриками: «Передовой опыт – в практику», «Мастера воспитания», «Внимание! Интересный опыт» – и т.д.
Наглядный материал, хранящийся в методическом кабинете, также должен быть соответствующим образом организован; крупно, ярко, эстетически оформлен. Должна быть определенная система в распределении наглядного материала, причем желательно, чтобы она совпадала с размещением методического материала. Так, если методические материалы по теме «Ознакомление с природой» хранятся в папке под номером 5, то и наглядный материал, и детская познавательная литература должны быть на полках под этим же номером.
На весь наглядный материал также должна быть составлена картотека с указанием, где он находится (номер шкафа, полки), для какого возраста предназначен, с какой целью используется. (Можно дополнить, на каких занятиях.)
Вместе с педагогическим активом можно составить тематическую картотеку, помогающую молодым воспитателям спланировать работу. Например, по теме «Осень» в картотеке можно найти следующий материал:
Тематика занятий с детьми по данной теме в каждой возрастной группе.
Материал, используемый для проведения занятий и других видов деятельности (картины, пособия, иллюстрации, литература для детей, подборка стихов по теме и т.д.), с указанием местонахождения и желательно цветовым обозначением.
Сезонный календарь природы и погоды.
Примерные планы проведения прогулок и экскурсий.
Рекомендации по работе с детьми разных возрастных групп на участке и в уголке природы.
Весь наглядный материал, так же, как и книжный фонд, должен строго учитываться и регистрироваться в специальных журналах: «Поступление методических пособий и литературы», «Получение материалов методкабинета». Можно завести индивидуальные книжечки для каждого педагога и дневник учета выдачи и возвращения пособий для кратковременного пользования (для занятий).
Отдельно можно создать картотеку демонстрационных картин, к оформлению которых предъявляются те же требования: на каждую картину (можно на обороте) составляется краткая аннотация, даются рекомендации по се использованию в разных возрастных группах с различными образовательными целями, в разной цветовой окантовке. Такая систематизация помогает экономить время и представляет возможность воспитателю самостоятельно подготовиться к тому или иному виду работы.
В методическом кабинете ДОУ регулярно организуются выставки. Они могут быть постоянно действующими и эпизодическими. Постоянными выставками являются, например, такие: «Передовой опыт – школа мастерства», «Новинки литературы», «Наш календарь», «Знакомьте детей с природой (по сезонам)», «В помощь воспитателю (самообразованию)» – и др. Постоянным является лишь название рубрики, а материал и содержание меняются.
К эпизодическим выставкам можно отнести следующие: «Изучаем педагогическое наследие», «Знакомимся с творчеством писателя (художника, музыканта и др.)», «Занимательная психология», «Готовимся к смотру-конкурсу» (аттестации, итоговым занятиям и др.); «Альтернативы» (о разных программах и передовых технологиях развития дошкольников) – и многие другие, потребность в которых возникает в течение учебного года.
Тематика выставок может быть самая разнообразная, но при их оформлении важно соблюдать некоторые рекомендации:
Если по данной теме имеется нормативный или инструктивный документ (положение, инструкция и т.д.), то должен быть представлен план его изучения, рекомендации педагогам по работе с ним, опыт работы по данному документу других ДОУ и т.д.
Методические рекомендации по данной теме.
Опыт работы, связанный с этой темой (детских садов своего города, других городов, зарубежных стран).
Литература по данной теме (можно дать перечень с краткой аннотацией или картотеку).
Наглядный материал, связанный с данной проблематикой: перечень оборудования, схемы, чертежи, образцы поделок, картины, слайды, видеоматериалы и др.
Помимо этого, в методическом кабинете должен быть представлен новый материал из различных источников, привлекающий внимание педагогов к проблемам воспитания и обучения, помогающий подготовиться к конкурсам, информирующий о событиях, переменах в дошкольном образовании, заставляющий задуматься над педагогическими ситуациями, размышлять о своей работе. Он может быть представлен под самыми разными рубриками: «Размышляем, вникаем, спорим», «Задание на дом», «Объявляется конкурс», «Спешите участвовать», «Спор-площадка приглашает», «Переменка», «Проверьте себя сами», «Методическая копилка», «Ситуация», «Информация», «Суперновинка!» – и т.д.
Разнообразие меняющегося материала под разными рубриками, красочно, методически грамотно оформленного, невольно привлекает внимание педагога. Надо предусмотреть и такую возможность, что воспитатель возьмет этот материал в группу, чтобы обсудить его с другими воспитателями (родителями), а иногда и использовать в работе с детьми. Поэтому требования к этому материалу должны быть следующие:
размещение, по возможности, на одном листе:
краткое и четкое изложение содержания;
привлекательное оформление, которое при этом должно обеспечивать долговременное использование.
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
В педагогическом кабинете должно быть накоплено достаточно материала по работе с родителями. Ведь в группах необходимо иметь наглядный и текстовый материал для проведения педагогического просвещения родителей. Нередко это вызывает определенные трудности: воспитатели не всегда могут методически грамотно сменять такой материал в зависимости от сезона и темы родительского собрания, характер его чаще всего довольно однообразен, и, как результат, он не достигает главной цели – родители с ним не знакомятся. Помощь старшего воспитателя заключается в том, чтобы научить воспитателей использовать минимум времени с наибольшей отдачей при оформлении материала для родителей.
Такой материал может сосредотачиваться под разными рубриками: «Совет врача», «Родителям о физическом воспитании», «Почему ребенок не слушается», «Одаренные дети», «Скоро лето» – и др. На одну и ту же тему может быть несколько материалов по одной страничке «с приложением». Для подготовки таких материалов можно привлечь воспитателей, занимающихся самообразованием, готовящих отчет о своей деятельности или знакомящих с опытом работы, ведущих подготовку к мероприятиям для родителей.
Постепенно в методическом кабинете накопится достаточно материала, для того чтобы педагоги ДОУ могли пользоваться им и часто сменять. Такая форма работы нравится и воспитателям, и родителям. Родители с удовольствием читают яркий, эстетично оформленный и интересный по содержанию материал, в котором могут быть предусмотрены проблемные вопросы семейного воспитания, задания по наблюдению за различными проявлениями ребенка, проблемы здоровья, развития, готовности к школе, высказывания и рассказы детей, и многое, многое другое. Информацию менять можно в каждой группе ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Все это помогает наладить обратную связь между родителями и воспитателями, подготовиться к проведению консультаций, семинаров-практикумов, деловых игр и других нетрадиционных форм работы с семьей.
Сосредоточение этого материала в методическом кабинете помогает упорядочить его использование воспитателями. К каждой рубрике должны быть составлены рекомендации по его использованию в разных возрастных группах.
РАБОТА С ВОСПИТАТЕЛЯМИ
При организации материала методического кабинета важно прислушаться к мнению воспитателей, для которых он и создан. Полезно проанализировать характер обращений педагогов к старшему воспитателю по поводу тех или иных материалов,; какие пособия используются чаще, а какие не используются совсем: кто из воспитателей постоянно пользуется литературой, пособиями, а кто редко и т.д. Факты для такого анализа предоставит тетрадь (дневник, журнал) выдачи методических пособий, который ведется в методкабинете.
Провести такой анализ помогут собеседование или небольшая анкета, предложенная воспитателям, в которой могут быть, например такие вопросы:
Как часто вы пользуетесь материалами методкабинета?
Достаточно ли хорошо, на ваш взгляд, он оснащен наглядными и дидактическими материалами?
Удобно ли расставлена мебель в кабинете, расположены материалы, литература?
Способствуют ли данные условия для организации труда наших педагогов, для роста педагогического мастерства?
По каким разделам вы пользуетесь материалом больше всего?
Соответствует ли книжный фонд вашим профессиональным запросам и интересам? Приемлема ли систематизация методической, научно-познавательной, детской литературы?
По каким разделам требуется дополнительный материал?
Что бы вы изменили в размещении материала?
Чтобы вы предложили по обновлению содержания методического кабинета?
Удобен ли для вас график работы методкабинета?
По результатам анкетирования можно провести совместное обсуждение и в результате прийти к такой организации методического кабинета, которая будет удобна для всего педагогического коллектива (а возможно, и родителей). Только тогда, когда воспитатели смогут свободно ориентироваться в содержании материалов и самостоятельно подбирать материал для подготовки к занятиям, можно говорить о правильной организации методического кабинета.
В дошкольном учреждении должен быть составлен график работы методического кабинета, в котором определено время выдачи литературы и пособий. Это время должно быть выбрано таким образом, чтобы услугами кабинета могли воспользоваться педагоги, работающие как в первую, так и во вторую смену. Надо приучить воспитателей заранее, накануне, готовиться к предстоящему рабочему дню. Совершенно недопустимо, когда воспитатель приходит за нужной картиной или раздаточным материалом перед занятием. Как правило, это показатель того, что воспитатель не продумал предстоящую работу. В то же время неожиданный приход воспитателя нарушает заранее спланированную деятельность методиста и может повлечь за собой целый ряд сбоев в плане его работы.
Строгое соблюдение времени выдачи литературы и пособий – это не формализм, а необходимое требование научной организации труда методиста и воспитателей, позволяющее бережно относиться к рабочему времени. Старший воспитатель не должен планировать на это время каких-то серьезных дел. Ведь выдача материалов является хорошей возможностью для того, чтобы провести индивидуальную беседу с педагогом по поводу предстоящей деятельности, помочь уточнить методику преподнесения того или иного материала, узнать о попытках использования нестандартных приемов в работе с детьми, предупредить возможные ошибки.
Возвращение материала – также хороший повод для привлечения воспитателя к самоанализу своей деятельности. Старший воспитатель должен умело использовать каждую возможность для целенаправленной работы с педагогами.
Все пособия и материалы методического кабинета предназначены для дифференцированной помощи воспитателям в работе с детьми, для повышения обобщения и распространения лучшего опыта работы. Конечным продуктом работы воспитателя будут знания, умения, навыки, уровень воспитанности детей, их интеллекта. Поэтому одной из главных задач старшего воспитателя является умение направить внимание педагогов па то, что поможет им е достижении этой цели. Необходимо, чтобы все формы организации работы педагогического кабинета, методы и приемы формировали интерес к систематическому и углубленному изучению психологической и педагогической литературы, обеспечивая тем самым непрерывное образование воспитателей, их творческий рост. Не менее важной задачей методиста считается формирование педагогического коллектива единомышленников, объединенных едиными целями, стремление к созданию авторской модели дошкольного учреждения, где внедряются современные научные исследования и лучший педагогический опыт с учетом всех запросов воспитателей.
Таким образом, методический кабинет должен стать «копилкой традиций детсада», центром сбора педагогической информации, «мозгом дошкольного учреждения», лабораторией творческого труда воспитателей, чтобы каждый приход сюда приносил им новые знания, новые мысли и идеи, обогащал их опыт.
Если все эти условия будут выполняться, то методический кабинет в дошкольном учреждении принесет огромную пользу и в деле повышения квалификации сотрудников, и в деле сплочения коллектива при решении конкретных задач, сформулированных в Уставе, программе развития и годовом плане ДОУ.
Источник