Современный школьный музей дизайн

Современные школьные музеи: пространство инноваций и творческих инициатив

Появление новейших информационно-коммуникационных технологий и развёртывание глобальных сетей оказывает всё усиливающее влияние на все стороны общественной жизни. С помощью Интернета стало возможным активно обмениваться информацией в области науки, культуры, образования, искусства, получать последние известия о событиях в стране и мире, расширять доступ к фондам библиотек, архивов, музеев, создавать виртуальные выставки, экспозиции и виртуальные музеи. Этот динамично развивающийся интерактивный мир открывает людям разнообразные способы и формы обучения, общения, получения впечатлений, обмена опытом. Данную тенденцию можно наглядно проследить и в области школьного образования.

Современная социокультурная ситуация в России характеризуется, в частности, возросшим интересом к проблемам и потребностям системы образования. Одним из приоритетных направлений реформы образования является модернизация образовательного процесса путём внедрения инновационных технологий в практику школьного обучения.

Информационно-коммуникационные технологии могут использоваться в различных видах деятельности школы, в том числе и в работе школьного музея.

Пространство школьного музея – это уникальный социокультурный феномен, концентрирующий в себе не только память поколений, но и комплекс разнообразных средств, форм и методов передачи этой памяти подрастающему поколению. Тем самым в данном пространстве связываются воедино культура, образование и воспитание, что, бесспорно, важно сегодня, когда идёт процесс гуманизации образования, возвращения к глубинным историко-культурным корням.

Конечно, не каждый школьный музей имеет технические возможности использовать новейшие информационные технологии в своей практике. Но ведь модернизация системы образования и нацелена на то, чтобы решать подобные проблемы. Как справедливо отмечают специалисты, это необходимо не «просто для развития, продвижения вперёд, для поиска, исследований, но даже для ведения учёта и документации, для хранения статей и результатов анкетирования, для составления и размножения путеводителей и программ, для анализа и статистической отчётности» [1, С. 8].

Читайте также:  Красивые дачи фотогалерея идеи дачных участков 6 соток

Следует отметить, что в последнее десятилетие Интернет не только превратился для детей в «естественную среду обитания» [2, С. 132], но также стал новым стимулом развития музейно-школьной деятельности. Учащиеся с энтузиазмом занимаются оцифровкой документов, которые нетронутыми хранились в шкафах, создают мультимедийные проекты и сайты, представляющие музей в Интернет-пространстве, налаживают контакты с юными музейщиками и руководителями музеев из других городов и регионов.

Интеграция инновационных технологий в работу школьного музея даёт возможность всесторонне развивать учащихся, расширять их кругозор, активизировать мыслительную деятельность, решать учебные и воспитательные задачи. Например, сайт школьного музея «Истоки» гимназии города Новозыбкова (Брянская область) призван решать такие проблемы, как продвижение имиджа музея в информационном образовательном пространстве, обеспечение широкого доступа к экспонатам музея, оцифровка музейных коллекций, консолидация школьных организаций, привлечение партнёров, изучение истории Отечества, края и семьи, русской культуры [3].

Web-ресурс музея «Истоки» позволяет обмениваться информацией и опытом с другими школьными и государственными музеями. Чтобы сохранить многие экспонаты, находящиеся в ветхом состоянии (документы, газеты, фотографии и т. д.), сделать их достоянием многих и «более зрелищными» (что совсем немаловажно для современных детей), в музее используются информационно-коммуникационные технологии, возможности которых значительно повышают эффективность работы.

Музей «Истоки» также развивает электронную культуру учащихся посредством сбора и использования звукозаписей. В коллекции музея находятся оцифрованные записи голосов известных деятелей истории и культуры. Данный вид информационных ресурсов позволяет разнообразить формы и методы проведения тематических экскурсий, вызывает интерес у посетителей музея, позволяет окунуться в историческую атмосферу прошлых времен.

Таким образом, музей «Истоки» становится местом востребованных знаний, умений, навыков. Здесь наглядно реализуется принцип информатизации системы образования и духовно-нравственного воспитания учащихся.

Важным видом использования информационно-коммуникационных технологий в музейном деле являются презентации, которые постоянно создаются и обновляются. Опыт «Музея традиций» школы № 65 г. Иркутска показывает, что разработка серии мультимедийных презентаций, дающих возможность проводить тематические виртуальные экскурсии, расширяет образовательное пространство как интерактивную развивающую среду [4, C. 37]. Это в свою очередь позволяет решать задачи современного образования на принципах диалога музея и школы, стимулировать интенсивный творческий рост школьников в процессе коллективного общения.

Руководство музея истории школы МОУ СОШ № 1 г. Новосибирска в плане работы с мультимедийными презентациями продвинулось ещё дальше. Здесь мультимедийные презентации расценивают не только как перспективный метод в работе с музейной экспозицией, но и «как средство эффективного методического сопровождения образовательного процесса и методической поддержки образовательных и воспитательных программ школы» [5, С. 71] путём создания различных учебно-методических комплексов («История Новосибирска в лицах», «История школы», «Опалённые войной»).

Такого рода деятельность помогает решать проблему площадей, которая актуальна для любого школьного музея. Виртуальный ресурс неограничен и музей постепенно формирует свое образовательное пространство.

Внедрение в работу школьных музеев инновационных технологий позволяет не только упростить систему учёта фондов, включить в музейное пространство различные динамические модели и виртуальные экскурсии, активно использовать принцип обратной связи, но и создавать «мощную эмоциональную мотивацию» [6, С. 56] для учащихся. Например, это наглядно реализуется в практике «школьного музея Арктики» ГОУ СОШ № 336 г. Санкт-Петербурга, где силами активистов музея были созданы интерактивная карта Арктики, интеллектуальные компьютерные викторины и даже компьютерная игра на тему арктических экспедиций [6, С. 56-57].

«Музей Отваги» школы № 93 г. Тольятти – это другой, необычный пример использования информационных технологий в деле сохранения исторической памяти. В данном случае речь идёт о целом интерактивном музейном комплексе, который создан «как экспериментальная модель школьного музея с применением современных музейно-образовательных технологий» [7, С. 123]. Цель музея состоит не только в гражданско-патриотическом воспитании подрастающего поколения, но и в развитии нравственно-личностных качеств, творческой активности учащихся. В работе музея здесь активно «используются различного рода интерактивные задания, компьютерные сюжеты, тематические игры, информационные, мультимедийные и коммуникационные технологии…, что в целом способствует формированию ключевых образовательных компетенций, повышению уровня самопознания, самоопределения, самооценки, а также формированию гражданской позиции учащихся» [7, С. 124].

В начале 2000-х гг. в рамках раздела «История» Интернет-проекта «СОМ — В помощь учителю» появилась рубрика «Школьные музеи», на которой собираются ссылки на соответствующие страницы в Интернет-сети, что позволило скоординировать Интернет-взаимодействие и Интернет-позиционирование школьных музеев [8, С. 28]. В основном здесь представлены московские школьные музеи, но есть опыт работы и в регионах: Ярославль, Барнаул, Омск, Саранск. Интернет-проект «СОМ – В помощь учителю» и журнал «Вопросы Интернет-образования» оказывают информационную и методическую поддержку всем заинтересованным школьным музеям [8, С. 28]. Инновационные технологии наполняют исследовательскую деятельность школьных музеев дополнительным смыслом, являются своеобразным импульсом в развитии школьного музейного дела.
Для содействия обмену опытом между профессиональными и школьными музеями в области практической работы и музейной педагогики Некоммерческое партнёрство «Современные технологии в образовании и культуре» (СТОиК) в 2005 г. представило проект «Музей, школа, Интернет» [9]. Цель партнёрства — разработка, внедрение и популяризация современных информационно-коммуникационных технологий в различных областях образования и культуры. Использование этого нового инструментария в деятельности школьных музеев, призвано способствовать активизации интереса молодого поколения к истории и культуре Отечества, края и семьи. В рамках проекта систематически проводятся конференции, семинары, мастер-классы, тренинги, интернет-конкурсы и формируется база данных школьных музеев России и ближнего зарубежья [2, С. 137].

«Школьные музеи в Интернете» — это база данных о более чем 300 школьных музеев России.

Здесь выставлены работы школьников и собраны методические материалы по музейной педагогике. В ходе работы над проектом сформировалось активное сообщество музейных специалистов, школьных педагогов и старшеклассников. Также был создан интернет-каталог «Музеи – школе», который призван помочь музею занять достойное место на рынке образовательных и досуговых услуг, а учителям и родителям быть в курсе новых музейно-педагогических разработок и программ.

В целом следует отметить, что информатизация музейного дела ставит на повестку дня уже не столько вопросы технического оснащения школьных музеев, хотя это также важно, сколько проблемы, связанные с развитием школьника как личности, готовой учиться и работать в современном информационном обществе, сохранять культурное наследие. Использование Интернета постепенно формирует новый облик школьного музея [10, С. 21]. Причем, несомненно, положительной динамикой является всё большее использование инновационных технологий в школьных музеях различных регионов России.

Источник

Как организовать школьный музей

Школьный музей – это пространство, в котором дети получают новые знания, принимают участие в образовательных мероприятиях, реализуют собственные идеи. И все это в неформальной доброжелательной атмосфере единомышленников. Наличие музея в школе – это дополнительные возможности сплотить детей, педагогов, родителей, привлечь интерес общественности, повысить рейтинг образовательной организации. В нашей статье мы расскажем о том, какими бывают школьные музеи, с чего начать создание проекта, что может послужить залогом его успешного развития.

Виды школьного музея

Музей-экспозиция (выставка) . Выставочные предметы здесь, как правило, представлены в закрытых стеклянных витринах или шкафах. Музейный зал строго ограничен и предназначен исключительно для организации экскурсий по узкоспециализированным вопросам. Часто педагоги включают выставочные экспонаты в учебный процесс. Музей-экспозиция придает школе элитарность и маловажен для внеклассной, досуговой или кружковой деятельности.

Музей-мастерская или студия . Обязательное условие – наличие в выставочном зале зоны для творческих занятий. По этой причине школы часто организуют такие музеи в кабинетах для уроков технологии или изобразительного искусства. Экспозиционные материалы не всегда представлены в границах одного помещения, иногда размещены в разных классах. Музей максимально вовлечен в образовательный процесс.

Музей-лаборатория . Основное отличие от предыдущего вида – профиль выставочных экспонатов. Здесь представлены атрибуты исключительно естественно-научной и технической тематик. Часть экспозиции располагается в предметных кабинетах. Выставочное пространство состоит из исследовательской лаборатории и специального оснащения.

Музей-клуб или музей-театр . Выставочный фонд помогает работе внеклассной кружковой деятельности школы. В него входят театральные наряды, фото-, видео-, аудиоматериалы о кинематографе и театре, заметки печатных изданий о национальных обычаях и традициях разных стран. Музейные атрибуты используются в театральных постановках, на уроках географии, истории.

Музей – адаптационный центр . Вид школьного музея для коррекционного образовательного учреждения. Здесь музей выполняет социально-психологическую функцию, например, формирование благоприятной атмосферы общения. Как правило, управляющий адаптационным центром имеет психологическое образование, обладает знаниями и навыками работы с девиантным детским поведением, сложными подростками, инвалидами. Задача музея – обеспечить доверительную коммуникацию, основанную на понимании и уважении.

Музей – экскурсионное бюро . Экспозиционный фонд базируется на краеведческих, исторических данных региона или города. Музей одновременно выполняет роль экскурсионного бюро, которое организует выездные или стационарные лекции, экскурсии. Музей отлично дополняет сопутствующие учебные программы: например, краеведение, экологический туризм.

Музей-игротека . В основе экспозиции – игры и игрушки, сделанные детьми, или переданные в дар. Для учеников младших классов руководство музея и педагоги проводят театрализованные обучающие уроки, выездные игровые мероприятия.

Музейное кафе . В рамках музейной деятельности учащиеся знакомятся с культурой приготовления пищи, столовым этикетом, рецептами и обычаями разных народов, организуют тематические кулинарные мастер-классы и чаепития.

Музей-ярмарка . Событийное мероприятие как вид досуга и предпринимательской деятельности. В торговый ассортимент входят изделия, изготовленные руками школьников.

В действительности современный школьный музей не придерживается строго одного жанра, а комбинирует их. Любой проект эффективнее развивается, если используются разные формы работы. Главное, чтобы принципы деятельности музея соответствовали специализации учебной организации, удовлетворяли творческие потребности детей, отражали историю региона и школы.

С чего начать создание музея

Существует ряд нормативных документов, регламентирующих создание и деятельность музея:

  • ФЗ «Об образовании в РФ», ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ»;
  • «Положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»;
  • Распоряжение Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года»;
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 года № 613-н «Об утверждении профессионального стандарта “педагог дополнительного образования детей и взрослых”».

Исходя из государственного положения о школьном музее, «Профиль и направления деятельности музея определяются задачами образовательного учреждения, сложившимися традициями сохранения историко-культурного наследия». Иными словами, дирекция школы автономно определяет специализацию выставок, событий, поисковой активности.

Согласно законодательству, образовательное учреждение организует музейную деятельность на основании приказа директора о создании музея. Следующий обязательный документ – приказ о назначении руководителя школьного музея, где прописаны условия работы, форма оплаты труда и обязанности. Трудовой кодекс позволяет сотруднику, ответственному за музейное дело, работать непосредственно руководителем музея или совмещать должность: 1 ставка – педагог, 0,5 ставки – директор школьного музея. Допускается альтернативное формирование оплаты труда: ставка, совмещение или в виде надбавок, премиальных выплат к базовому окладу.

Помимо двух приказов, в пакет учредительных документов, необходимых для открытия школьного музея, должны входить устав, а также свидетельство или паспорт.

Обязательные условия для создания школьного музея :

  • музейный актив из числа учащихся и педагогов, с возможным привлечением родителей и местных жителей;
  • музейное собрание, составляющее фонд музея;
  • помещение и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов (фондохранилище и экспозиционно-выставочный зал);
  • интеграция деятельности музея в образовательно-воспитательный процесс.

Музейный фонд

Каждый экспонат обладает художественной ценностью, смысловой значимостью, характеризует среду обитания, этап развития эпохи. Существуют неформальные критерии отбора потенциальных экспонатов:

  • информативность – содержательное значение предмета;
  • аттрактивность – способность привлечь внимание посетителей;
  • экспрессивность – интенсивность влияния на эмоциональную сферу человека;
  • репрезентативность или представительность – преимущество перед аналогами.

Формирование фонда – непрерывный увлекательный процесс. Необходимо регулярно пополнять коллекцию, привлекая детей. Учащиеся с повышенным интересом принимают участие в поисковых работах, исследовании исторических архивов, создают экспонаты своими руками.

Документооборот, учет предметов фонда не терпит халатности. Каждый атрибут обладает ценностью, его потеря или ненадлежащее хранение грозит ответственностью.

Помещение для школьного музея

Идеальное расположение выставки – теневая сторона здания. В противном случае нужно будет продумать защиту экспонатов от солнечных лучей: жалюзи, плотные шторы, раскидистые комнатные растения, деревья с внешней стороны здания.

В экспозиционном зале важно соблюдать температурный режим. Выставочные атрибуты нужно бережно хранить в герметичных витринах, размещать как можно дальше от отопительных приборов. Удачное место для габаритных предметов – в центре витрины чуть выше или ниже уровня глаз. Для мелких деталей выгодное расположение – ближе к зрителю и на высоте взгляда. Освещение должно быть направлено от зрителя к предметам выставки.

Деятельность и развитие школьного музея

Сотрудничество с краеведческими историческими учреждениями, архивными отделами, местными музееведами расширяет возможности школьного музея. Несмотря на его специализацию, важно использовать новые технологические инструменты, площадки, методы. Элементарный рекламный ход – группы в социальных сетях и индивидуальный сайт школьного музея.

Популярная ошибка начинающих: пытаться поместить в экспозицию все экспонаты. Избыток материала рассеивает внимание посетителей, и таким образом снижается ценность каждого предмета.

Привлекая учащихся к работе музея, важно учитывать их индивидуальные интересы, принудительные меры недопустимы. В музейной деятельности царит разнообразие, каждому желающему найдется дело по душе.

Пример школьного музея

В качестве выдающегося примера музейного проекта можно привести школу им. А. М. Горчакова в городе Павловске. Она расположена на территории бывшей дачи архитектора Александра Брюллова (памятник истории и культуры). Это уникальное место прежде именовалось Еленинским кварталом. Желание сохранить историческое наследие и уважение к прошлому сплотило руководство школы, учеников, родителей, выпускников, местных краеведов и горожан. Благодаря совместным усилиям появился исторический музей Еленинского квартала, где у посетителей есть возможность подробно познакомиться с вехами становления культурного памятника, увидеть исторические атрибуты, узнать о жизни и творчестве художника Александра Брюллова, изучить биографию князя и талантливого дипломата Александра Горчакова, принять участие в таких мероприятиях, как «Встречи с интересными людьми», «Музыкальные встречи в Еленинском квартале», «Книгоклуб».

Грамотная работа коллектива, множество интересных событий, прозрачная отчетность делают возможным привлечение дополнительных средств. Крупные компании, государственные ведомства, родительский комитет часто инвестируют в детские культурные проекты. Взаимовыгодное партнерство и финансовая поддержка позволяют школьному музею реализовать самые дерзкие задумки.

Прогрессивные музейные проекты культивируют профессиональный рост учителей, мотивируют детей к образовательному процессу, приучают их к труду и творческой активности, объединяют поколения, прививают культурные ценности.

Оригинальная статья размещена здесь.

Чтобы быть в курсе последних новостей из мира образования, подписывайтесь на наш Telegram-канал .

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями