Оформление торгового зала в аптеке
Правильное оформление торгового зала не только создает удобства для посетителей аптеки, но и способствует увеличению продаж. При организации торгового зала аптеки следует учитывать также обязательные требования к условиям хранения различных групп препаратов.
Освещение и цветовая схема
В аптеке обязательно должна быть установлена система искусственного освещения с использованием источников света, дающих максимальный комфорт для органов зрения. В общем освещении нельзя применять слишком яркие или, наоборот, тусклые светильники. Наиболее оптимальным считается мягкий рассеянный свет пастельных оттенков. Яркое акцентное освещение уместно при подсветке некоторых групп товаров, например, элитной косметики.
Цветовые оттенки выбираются согласно назначению товаров. Так, при оформлении витрины с товарами для малышей наиболее предпочтительны мягкие голубые и розовые цвета. Не стоит забывать и о психологическом эффекте цвета – для дорогих товаров, покупка которых может вызвать массу сомнений, лучше выбирать холодные оттенки (голубой, фиолетовый), а для самых «бойких» мест подойдут теплые тона (желтый, пастельный). Красный и синий цвета – сильные мотиваторы импульсивных покупок, а красный к тому же является «цветом любви», поэтому им можно оформить зоны с интимными товарами. Ну и конечно, не стоит забывать об основном цвете аптеки – белом, он символизирует чистоту и аккуратность.
Принципы «цветовой совместимости» обязательно нужно учитывать при оформлении торгового зала. Нагромождение товаров с упаковкой различного цвета чаще всего отталкивает покупателя – он просто не может сосредоточиться на выборе. Это касается и совместимости оттенков упаковки с тонами оформления прилавка или витрины. На синем фоне товары с синей упаковкой просто потеряются.
Для оформления небольшой зоны, а также для информационных сообщений об акциях или специальных предложениях можно использовать цвета-раздражители, самым сильным из которых является оранжевый цвет. В группу раздражителей также входят желтый, красный и зеленый цвета.
Планировка торгового зала аптеки
Грамотная планировка и расположение торгового оборудования – залог успешных продаж. Наиболее оптимальное расстояние между стеллажами должно быть таким, чтобы в проходе свободно могли уместиться два человека с корзинками. Не стоит забывать о нижних полках – если из «зоны глаз» товар без особых трудностей можно достать, лишь протянув руку, то с нижней полки это сделать не так просто, придется наклоняться, что мгновенно скрадывает часть прохода.
Не стоит загромождать пространство у входа обилием рекламных плакатов или оборудования – двери работают и на вход и на выход, и лишние предметы могут нарушить поток входящих и выходящих покупателей. Также при планировании торгового зала следует учитывать тип выкладки. В аптеке может быть открытая или закрытая выкладка – все зависит от вида деятельности и возможностей помещения.
В аптеке с открытой выкладкой используются стеллажи, гондолы, полки. Здесь больше возможностей увеличить товарооборот, ведь в процессе очереди покупатель имеет возможность «приятно провести время» среди красивых баночек косметики, аксессуаров или средств по уходу. Открытая выкладка дает дополнительный стимул к покупке, как бы напоминая посетителю о забытых, но очень нужных товарах аптечного ассортимента. Наиболее популярны следующие зоны аптеки с открытой выкладкой:
- сезонные товары – летом крема для загара, в межсезонье противовирусные препараты;
- здоровый образ жизни – диетическое и спортивное питание, витамины;
- товары для мам и детей – косметика, бутылочки, игрушки;
- БАДы;
- медицинская техника – тонометры, глюкометры, ортопедические товары;
- косметика – шампуни, крема, маски и пр.
В прикассовой зоне располагаются мелкие товары.
Аптека с закрытой выкладкой не имеет островного оборудования, как и большого торгового зала. Здесь выкладка заключается в оформлении стеклянных витрин. Для оптимизации закрытой выкладки нужно использовать основные правила мерчендайзинга:
- все товары должны быть расположены таким образом, чтобы не загораживать другие группы товаров, при этом ценники должны регулярно проверяться, чтобы исключить ситуаций, когда покупатель на один и тот же товар видит две цены
- товар должен располагаться лицевой стороной к покупателю
- полки должны быть полностью заполнены, недопустимы пробелы
- товары нужно группировать по их назначению
- дорогие товары размещаются на уровне глаз, более дешевые – на нижних полках
Центр витрины – самое визуально доступное место, поэтому здесь располагают самый рентабельный товар. Зоны по краям плохо воспринимаются посетителями, поэтому данное пространство нужно заполнить дешевыми товарами. Самая оптимальная длина витрины около метра, слишком длинные витрины «давят» на покупателя и создают дискомфорт.
В заключение отметим, что правильное использование приемом стиля и комбинации цветовых оттенков имеют такое же важное значение при планировании торгового зала, как и расположение товаров согласно принципам мерчендайзинга. Совокупность методов дает превосходный результат – приток посетителей, увеличение среднего чека, повышение общей репутации аптечной организации.
Источник
Оборудование для Аптеки
К выбору оборудования для аптеки нужно отнестись внимательно. Заходя в аптеку, человек первым делом обращает внимание на оформление зала, выкладку товара. Необходимо создать такую атмосферу, чтобы посетителям было приятно находиться в вашем зале, комфортно себя чувствовать и удобно выбирать лекарства.
Для аптеки необходимо технологическое, торговое и офисное оборудование. Рассмотрим эти группы подробнее. Представим описание, функционал и цены.
Технологическое оборудование
Непосредственное изготовление медицинских препаратов в аптеках не осуществляется. Если только это не производственное предприятие. Но в России таких аптек мало, так как для этого существуют серьезные требования и нормативы. Заниматься розничной реализацией препаратов намного проще и выгодней. В связи с этим, в аптеке целенаправленного технологического оборудования не устанавливают. К этой группе можно отнести только агрегаты для хранения лекарств.
Приобрести придется фармацевтические холодильники. Они бывают разных марок. Отличаются холодильники объемами, размерами и функционалом. Важно, чтобы холодильная установка была с регистрационным удостоверением РФ, имела термокарту и была изготовлена в соответствии с приказом Минздравсоцразвития РФ №706н от 23.08.2010 г.
Наиболее подходящими вариантами являются следующие марки:
- Енисей. Это большой фармацевтический шкаф объемом на 1 000 литров с динамическим типом охлаждения и рабочим диапазоном температур от +2 до +15. Температурный режим задается в соответствии с нормой для конкретного вида препаратов. Если произойдет отклонение от заданной температуры, программа сообщит об этом с помощью сигнализации. Стоит холодильник 25 000-30 000 рублей.
- Позис ХФД-280. Подойдет для аптеки среднего масштаба. Объем холодильника 280 литров. Режим температур от +2 до +15. Качественный замок на двери с системой блокировки. Две вместительные холодильные камеры (140 литров каждая). Регулируемый режим охлаждения. Стоимость 42 000 рублей.
Большинство медикаментов подлежат хранению при определенной температуре. Поэтому без холодильного оборудования в аптеке не обойтись. Без него даже разрешение на открытие не получить. Следовательно, экономить на этой статье бюджета не нужно.
Размещение лекарств на полках холодильника
Холодильное оборудование
Торговое оборудование
Оснащению торгового зала аптеки надо уделить максимум внимания. Покупателям должен быть виден весь ассортимент, чтобы легко ориентироваться в назначении медикаментов и лечебных приборов. Подбирать следует современное, качественное оборудование.
Кассовый аппарат и прилавок
Кассовый аппарат необходим для выдачи покупателям чеков и налогового учета ваших доходов. Чек является документом, подтверждающим покупку в вашей аптеке. Согласно закону, все российские аптеки должны были установить кассы с 1 января 2019 года. Без их использования предприниматели подвергаются серьезным штрафам. Онлайн-кассу необходимо зарегистрировать в ФНС и периодически обслуживать в специальном центре. Кассу можно купить (от 10 000 до 40 000 рублей) или взять в аренду (от 1 500 в месяц). Кому что выгоднее, предприниматели решают сами. Кроме того, понадобятся сканер штрих-кода, терминал для безналичной оплаты и денежный ящик.
Прилавки для аптеки бывают разными. В зависимости от размера торгового зала устанавливается один, два или три прилавка. Это необходимо для удобства обслуживания покупателей и качественной выкладки товаров. На прилавке размещают кассу, предметы учета: калькулятор, тетради, ручки. Внутри стола предусмотрены выдвижные шкафчики для хранения лекарств, денег, документов.
В зависимости от дизайна торгового зала, прилавок можно купить в разных исполнениях (простой или фигурный) и из различных материалов: пластик, дерево, стекло. Цена варьируется от 10 000 до 30 000 рублей.
Простой прилавок с кассовым аппаратом
Фигурный пластиковый прилавок
Витрина
Аптечная витрина должны быть вместительной, красивой и изготовлена из прочных материалов. А для защиты от краж оснащена специальным замком. Производители предлагают различные виды витрин: угловые, трапециевидные, прямоугольные, квадратные. Цена зависит от размера и материала изготовления.
Среди популярных моделей можно выделить следующие:
- Витрина «Аптека». Выполняется из качественного ЛДСП. Оснащена стеклянными полочками, удобными дверцами и накопителями. Есть несколько выдвижных ящиков для хранения медикаментов. Благодаря такому дизайну, лекарства находятся в удобном доступе для продавца. А покупатели могут без труда рассмотреть предлагаемый ассортимент. Модели «Аптека» можно купить в готовом виде или заказать по индивидуальным параметрам и нужной расцветки. В зависимости от габаритов стоимость составляет от 8 000 до 12 000 рублей.
- «Эконом» — это более дешевые модели витрин. Подойдут для небольшой аптеки или на начальной стадии развития, когда хочется сэкономить на вложениях. Материал изготовления ЛДСП или МДФ. Цена от 4 000 до 10 000 рублей. МДФ стоит дороже. Серия «Эконом» — удобный и бюджетный вариант. Главной особенностью такой витрины считается то, что боковые части сделаны не из стекла, а из ЛДСП. Поэтому, устанавливать ее рекомендуется таким образом, чтобы покупатель смотрел именно на фасад, а не на торец витрины. Эти модели хорошо вписываются в торговые залы, где есть ниши.
Витрины с подсветкой
Витрина «Эконом»
Стеллажи для косметики, полки и ящики
Косметические средства должны находиться отдельно от медикаментов. Поэтому, размещать их надо в специальных стеллажах. К косметической продукции относятся различные крема, лосьоны, гели, бальзамы и т. д. Витрину для этой цели можно заказать в другом цвете, обклеить рекламными листовками, чтобы выделить из общей палитры. Но, лучше установить стеллаж в том же стиле, что и остальные витрины.
Чтобы располагать ассортимент в полном объеме, необходимы дополнительные настенные полки. Их можно заказать у мастеров по индивидуальным меркам. А ящики требуются для хранения медикаментов, не требующих особого температурного режима. Если в конструкции витрин и прилавков предусмотрены ящики, заказывать дополнительные не обязательно. Опять же, ориентироваться надо на количество ассортимента. Стоимость изготовления полок и ящиков зависит от материала, дизайна, размера и мастера. Примерно, это обойдется от 5 000 до 20 000 рублей.
Стеллажи
Ящики для хранения лекарств
Камеры наблюдения
Подобное оборудование в торговом помещении аптеки необходимо для отслеживания ситуации в зале, так как контингент в аптеку заходит разный. Можно установить одну камеру с круговым обзором или разместить несколько приборов в разных областях зала. Для установки системы видеонаблюдения лучше обратиться в специализированную компанию. Они посоветуют модели камер и выполнят установку и подключение. Кроме этого, будут систематически обслуживать систему.
Среди современных популярных видеосистем можно выделить Full HD. Это миниатюрный прибор отслеживания с большими возможностями. Приобрести одну такую камеру можно всего за 1 700 рублей. В ней есть необходимый набор функций: датчик передвижений и режим ночной съемки. Оборудование практически незаметно на стене и быстро настраивается. Можно сделать это самим, не переплачивая специалистам.
Существуют целые комплексы аптечного видеонаблюдения.
Они подходят для крупного бизнеса с большой торговой площадью:
- Система «Склад», которая стоит 21 000 рублей. В комплектации весь перечень услуг: наблюдение, хранение информации, воспроизведение, запись. Отслеживание действий в зал передается на компьютер. Несколько режимов записи: непрерывная, по расписанию или по тревоге. Предусмотрено множество настроек. Полноценный современный сервис наблюдения.
- «Аптека» — система видеонаблюдения специализированного назначения. Обойдется немного дешевле:его стоимость начинается с 12 000 рублей.
Офисное оборудование
В каждой аптеке должно быть помещение для работы администрации и руководства. Там осуществляются расчеты, ведется учет, создаются различные документы. Без современного офисного оборудования здесь не обойтись.
Придется купить следующее:
- мебель: стол, кресла, стулья, шкафы, полки;
- компьютер;
- принтер;
- канцелярию.
Как уже было сказан, аптечный бизнес — ответственная и сложная деятельность. Для успешного развития требуется многое: большой ассортимент медикаментов, грамотная раскладка, умение привлечь покупателей, знание всех нюансов обустройства помещения. Только так ваше дело будет успешным, а вложения быстро окупятся.
Источник