Современный урок свете фгос

Современный урок в свете требований ФГОС
статья на тему

Скачать:

Вложение Размер
sovremennyy_urok_v_svete_trebovaniy_k_fgos.docx 21.65 КБ

Предварительный просмотр:

Современный урок в свете требований ФГОС

Происходящие сегодня в нашей стране социокультурные изменения неопровержимо показывают, что существующее образование не удовлетворяет актуальным запросам общества. Оно не в полной мере готовит молодое поколение к успешной, качественной жизни. А ведь именно такой результат образования, а не просто получение хорошего аттестата является основным свидетельством эффективности работы школы как социального института.

Как разработать урок по-новому?

Особенность федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – их деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности ученика. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно — деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникативных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Главной целью образования – развитие личности обучающихся.

Развитие личности школьника в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают основой образовательного и воспитательного процесса.

Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные действия, порождающие широкую ориентацию обучающихся в различных предметных областях познания и мотивацию к обучению. Для то, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять, развивать их познавательную деятельность.

Концепция ФГОС, в основе которой находится системно-деятельностный подход, предусматривающий формирование УУД — личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных- как основы образовательного процесса и определяет систему требований к уроку:

1. Четко определить и сформулировать для себя тему урока;

2. Определить место темы в учебном курсе;

3.Определить ведущие понятия, на которые опирается данный урок, иначе говоря, посмотреть на урок ретроспективно;

4.И, наоборот, обозначить для себя ту часть учебного материала, которая будет использована в дальнейшем, в перспективе.

5.Определить для себя и отдельно для учащихся — зачем он вообще нужен этот урок.

Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели. Лучше, если учащиеся сами сформулируют тему урока, цели урока, составят план работы по достижению этих целей. В задачу учителя входит создание проблемной ситуации, организация погружения в эту проблему. Учащиеся должны знать, чему они научатся на уроке, какие знания они освоят в процессе урока, какие УУД будут развивать.

Мотивация предполагает, что ученик с интересом будет работать на уроке, ему захочется узнать как можно больше. В формировании мотивации учащегося решающая роль принадлежит учителю: он должен вызвать интерес и к процессу учебной деятельности, и к конечному результату, и к практическому применению полученных знаний.

Отбирая содержание, учитель должен руководствоваться планируемыми результатами урока, определенными программой, т.е. не только знания могут контролироваться, но подвергаются контролю и УУД. Остальная информация может носить вспомогательный характер.

4.ИНТЕГРАТИВНОСТЬ ЗНАНИЙ, отработка метапредметных универсальных действий. Учитель должен четко представлять, какие универсальные действия формируются на каждом этапе урока, например:

5. ПОСТРОЕНИЕ КАЖДОГО ЭТАПА УРОКА ПРОВОДИТСЯ ПО СХЕМЕ:

Постановка учебного задания — деятельность учащихся по его выполнению-подведение итога деятельности-контроль процесса и степени выполнения-рефлексия.

6. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ разнообразных приемов организации результативной образовательной деятельности учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача учителя- создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий. Учебные задания должны отвечать следующим целям:

-узнавание нового материала;

-применение знаний в новой ситуации;

-применение знаний в незнакомой ситуации;

-творческий подход к знаниям.

7.ПОДВЕДЕНИЕ итога каждого этапа урока, наличие обратной связи на каждом этапе урока, т.е. результат каждого этапа урока должен контролироваться учителем с целью коррекции процесса учения каждого обучающегося.

8. Наличие блоков САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ПОЛУЧЕНИЯ ЗНАНИЙ учащимися (самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, в первую очередь, с ресурсами Интернета).

9.ОРГАНИЗАЦИЯ ПАРНОЙ ИЛИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ, благодаря чему развиваются коммуникативные компетенции учащихся. Ученик быстрее усваивает те знания, которые проговаривает вслух (психологический механизм).

10. Использование системы САМОКОНТРОЛЯ И ВЗАИМОКОНТРОЛЯ как средство рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.

11. РЕФЛЕКСИЯ как осознание себя в процессе деятельности.

Можно предложить «Лист успеха»:

1.Оцените свою работу на уроке…

2. Мне на уроке понравилось…

3. Мне показалось трудным…

4. Я бы еще хотел …

12.Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.

13.Минимализация и вариативность ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ. Домашнее задание должно соответствовать образовательной программе, содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию в учетом возрастных и индивидуальных особенностей. Учителю предлагается разработать три набора заданий:

-задания, подводящие ученика к воспроизведению материала;

-задания, способствующие осмыслению материала учеником;

— задания, способствующие закреплению материала учеником;

14. Организация ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОМФОРТА и условий ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ.

— требования учителя по отношению к ученикам должны быть разумными, проверенными, доступными;

— учащиеся должны быть уверены, что требования диктуются необходимостью;

— учитель контролирует точность, тщательность и своевременное выполнение учащимися каждого требования;

-учитель должен следить, чтобы дети не переутомлялись ни физически, ни умственно;

-не должно быть однообразия в учебной работе;

— должно быть чередование слушания с практическими работами;

— все это должно сочетаться с педагогическим тактом и уважением к детям;

Выполнение данных требований определяет роль учителя как управленца, а обучающихся — как активных субъектов деятельности, что является предпосылками реализации целевых установок Стандарта.

Сегодня педагоги ведут активные поиски такой формы организации процесса обучения, которая отвечала бы современным требованиям и обеспечивала бы необходимый уровень развития у ученика компетенции «научить учиться».

Все известные ранее у плюсы традиционного урока не потеряли своей актуальности и сейчас.

Однако при обучении в современной информационно-образовательной среде традиционный урок приобрел совершенно новые черты. В соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. Поэтому важным и неотъемлемым элементом урока становится использование ИКТ-технологий обучения. Чрезмерное увлечение электронными средствами обучения оказывает такое же негативное воздействие на процесс обучения, как и недооценка их. Все согласятся, что главные действующие лица на уроке – это учитель и ученики. Их совместная деятельность, общение являются залогом

успешного процесса обучения.

Итак, успешность современного урока зависит, на мой взгляд, от личности учителя, его профессионализма, современности использованных им методик, индивидуального подхода к ученикам, использования различных средств ИКТ. Доступная форма подачи учебного материала, создание ситуации успешности, доброжелательная атмосфера на уроке — все это помогает учащимся лучше усваивать трудный и «сухой» материал учебника. Различные методы и формы работы, педагогика сотрудничества должны присутствовать на современном уроке. Урок должен быть прежде всего актуальным и интересным. Учитель должен использовать новые технологии, хорошо владеть компьютером. Нельзя забывать так же и о здоровьесберегающих технологиях.

Учитель и ученик – это единое целое, учимся вместе, помогаем друг другу, роль учителя – направлять, контролировать.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Требования к современному уроку в условиях введения ФГОС . Чем отличается идеология, структура, требования, содержание ФГОС от стандартов 2004 года, каким будет портрет выпускн.

Урок как форма организации учебной работы существует с 17 века. Основные положения, характеризующие урок, заложены в трудах Я.А.Каменского, К.Д.Ушинского и др. Это педагогическое изобретение ока.

Из опыта работы по новым ФГОС.

презентация заседания МО иностранного языка МОАУ СОШ №26 г Благовещенска «Структура и содержание современного урока в свете требований ФГОС второго поколения».

Необходимость введения нового Федерального государственного образовательного стандарта, в том числе стандарта основного общего образования – веление времени. «Время есть величайший из новаторов», — го.

Материал для проведения семинара.

Современные дети значительно отличаются от тех, для которых создавалась ныне действующая система образования. В первую очередь изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века:·.

Источник

МАСТЕР — КЛАСС «Современный урок в свете требований ФГОС».
учебно-методический материал

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
master_klass.docx 46.84 КБ

Предварительный просмотр:

Аудитория: члены методического объединения учителей начальных классов.

Тема: «Современный урок в свете требований ФГОС».

Цель: практическая работа членов МО по изучению организации урока в условиях реализации ФГОС.

Дата: ноябрь 2019

Оборудование: раздаточный материал (карточки разного цвета)

Мастер класс проводит Тимофеева Людмила Алексеевна,

учитель высшей категории.

I.Организационный момент. Мотивационная часть.

Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС).

В основу ФГОС положена новая идеология.

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.

Также изменяются и технологи обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в общеобразовательном учреждении.

Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала, технологии его подачи и тренинга.

Требования нового стандарта не являются чем-то абсолютно новым для практикующих преподавателей.

Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты?

Какие из предложенных в учебнике заданий целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными?

Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять?

И, наконец, нужно ли совсем отказаться от принятых в традиционной методике преподавания форм работы с обучающимися?

Работа нашего мастер класса должна помочь разрешению этих вопросов.

Деление на группы.

Начнём с того, что вспомним учебный план, по которому работает учитель в данном классе.

Мы разделимся на две группы по образовательным областям. Используется активный метод (интерактивная технология).

I группа- за правый столик прошу присесть:

Л.Б. — Образовательная область ЯЗЫК И РЕЧЬ

II группа – за правый столик прошу присесть:

В.А. – ЯЗЫК И РЕЧЕВАЯ ПРАКТИКА

Г.У. — ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

-Вспомните, пожалуйста, какие предметы входят в образовательные области каждого варианта.

(освежили в памяти).

II. Основная практическая часть.

Тема мастер класса, цели и задачи.

Задание 1 . На столах лежат листочки. Предлагаю вам записать свои ассоциации со словом «ФГОС» (работаем в группах).

ФГОС: СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТУ

БАЗОВЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ

УРОК В СИСТЕМЕ ФГОС

В основу ФГОС положен системно – деятельностный и дифференцировнный подходы.

Цель системно – деятельностного подхода: способность личности учиться, познавать; сотрудничать в познании и преобразовании окружающего мира.

Понятие «системный» — систематический. Цель: выработка умений, переходящих в навык.

Понятие «Деятельностный» — деятельность обучающихся. Цель: занятие обучающихся делом.

Дифференцировнный подход учитывает возрастные, типологические и индивидуальные особенности, особые образовательные потребности.

Деятельностный подход на уроках осуществляется через:

— моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях;

— использование интерактивных методик; (мы используем сейчас на мастер классе)

— участие в проектной деятельности;

-вовлечение учащихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную деятельность.

Учитель на уроке управляет процессом обучения, а не передает знания. Функции ученика – активный деятель. То есть учащийся становится активной Личностью, умеющей ставить цели и достигать их, самостоятельно перерабатывать информацию и применять имеющиеся знания на практике.

Учащиеся на уроках

  • работают с источниками информации, с современными средствами коммуникации;
  • формулируют собственные заключения и оценочные суждения;
  • решают познавательные и практические задачи;
  • анализируют современные общественные явления и события;
  • осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх и тренингах;
  • выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Вот это и есть действенный подход к обучению.

Руководитель: на листочках подобраны ситуации на разных предметах.

Задание 2. Определите в каких из них реализуется деятельностный подход.

Например, при изучении темы: «Кошка» на уроке Окружающий природный мир предлагаю задания классу:

-Рассмотрите картинки. Кто на

-Что делает кошка?

-Покажи котенка. Что он делает?

— На кого он смотрит?

-Покажите взрослых котов.

-Хотите познакомиться с моим

У меня дома живет взрослый кот.

У него черная и пушистая шерстка.

Моего кота зовут Биня.

Есть ли у вас дома коты?

Расскажите о них.

Кого рассматривают дети?

-Как вы думаете, что хотят сделать дети?

-Прочитайте подпись под картинкой.

-А теперь представим ситуацию…

1. Бабушка спит, а котёнок размотал клубок с нитками и стал с ним играть.

-Сделайте вывод, какой же котенок?

2. Котёнок забрался на шкаф.

-Что же он любит делать? (бегать, играть. прыгать, охотиться, лазить).

3. Девочка расчесывает котенка специальной щеткой. Зачем?( потому что он пушистый).

4. Мальчик гладит котенка по шерстке.

-Значит, какой котенок? (ласковый).

-Есть ли у вас дома коты, кошки или котята?

Расскажите о них, используя слова, которые мы сейчас говорили.

Игра « Какая буква заблудилась?»

Оборудование: предметные картинки, кассы букв.

На доске под картинками написаны их названия с характерными ошибками для наших обучающихся: замена. Вставка, перестановка, пропуск букв.

Учитель сообщает детям, что некоторые буквы заблудились. Ученики должны прочитать слова, найти заблудившуюся букву и вставить её на индивидуальном наборном полотне.

Игра « Какая буква заблудилась?»

Оборудование: предметные картинки, кассы букв.

На доске под картинками написаны их названия с характерными ошибками для наших обучающихся: замена, вставка, перестановка, пропуск букв.

Учитель предлагает детям посмотреть и определить всё ли в порядке? Можно ли это прочитать? Что нужно сделать? Сформулируйте задание.

Руководитель: СЛАЙД 3

Планируя урок, учитель должен четко знать чего он хочет добиться от учеников, т.е. прогнозировать результаты работы на уроке. Стандарт устанавливает конкретные требования к результатам освоения АООП О УО (ИН ) — личностные, метапредметные, предметные (отличие от стандартного урока)

  • Регулятивные
  • Познавательные
  • Коммуникативные

Задание3. Данные десять направлений требований к знаниям учащихся распределите на три соответствующие группы.

Личностные метапредметные предметные

1,5, 8 2,4,7, 9 , 10 3,6

1.Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самоопределению; (Л)

2.Умение самостоятельно определять цели своего обучения; (М)

3.Освоение обучающимися умениями по получению новых знаний по предмету; (П)

4. Освоение обучающимися универсальными учебными действиями;(М)

5. Формирование ответственного отношения к учению;(Л)

6. Преобразование и применение новых знаний в учебных, учебно-проектных ситуациях; (П)

7. Самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации сотрудничества с педагогами и сверстниками.(М)

8. Слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач (Л)

9. Обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности(М)

10. Вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.) (М)

Руководитель: СЛАЙД 4

Достигать данных результатов учителю приходится на уроках – как основной форме обучения в школе. Давайте попробуем вместе сформулировать тему нашего мастер класса.

Тема: «Современный урок в свете требований ФГОС».

Цель нашей работы: «Критерии современного урока в рамках новых ФГОС». Чтобы реализовать данную цель нам необходимо решить определенные задачи. Какие? Давайте сформулируем задачи.

  • Определить типы уроков по новым ФГОС, их структуру
  • Установить отличие стандартных уроков от уроков по ФГОС

Руководитель: СЛАЙД 5

Что необходимо знать учителю, ведущему урок по новым ФГОС?

-Типология уроков -Структура урока — Рефлексия — Оценка знаний

-Деятельность учителя — Деятельность обучающихся — Требования к знаниям

Перечислим типы уроков по новым ФГОС.

-Соотнесите тип урока с его целевым назначением.

(на карточке перечислены типы уроков, на других карточках – их целевое назначение.)

Урок первичного предъявления новых знаний

Первичное усвоение новых предметных и метапредметных знаний

Урок формирования первоначальных предметных навыков, овладения предметными умениями

Применение усваиваемых предметных знаний или способов учебных действий в условиях решения учебных задач (заданий)

Урок применения метапредметных и предметных знаний

Применение базовых учебных действий в условиях решения учебных задач повышенной сложности

Урок обобщения и систематизации предметных знаний

Систематизация предметных знаний, универсальных учебных действий (решение предметных задач)

Урок повторения предметных знаний

Закрепление предметных знаний, формирование УУД

Проверка предметных знаний, умений решать практические задачи

Индивидуальная работа над допущенными ошибками

Интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных

Решение задач, которые невозможно выполнить в рамках одного урока

Нетрадиционные уроки (учебная экскурсия, учебный поход, лабораторный практикум, урок в библиотеке, музее,

компьютерном классе, предметном кабинете)

Практическая направленность изучения теоретических положений

Урок решения практических, проектных задач

Практическая направленность изучения теоретических положений

Руководитель: Каждый тип урока преследует свои цели и содержание

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений учащихся, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у учащихся общеучебных умений. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений и навыков. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики учитель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Источник

Читайте также:  Освещение современного дома с
Оцените статью
Поделиться с друзьями