Дом Мельникова
Название постройки: Дом Мельникова
Дата постройки: 1927-1929 гг..
Место нахождения: Кривоарбатский пер., дом 6, Москва, РФ
Всемирно известный шедевр советского авангарда, дом архитектора Константина Мельникова, находится на Арбате и представляет собой частный жилой дом, состоящий из двух цилиндров, врезанных друг в друга на треть радиуса и образующих план в виде восьмерки. Дому Мельникова характерны шестиугольные окна на северном фасаде, ажурный несущий каркас из кирпичей в виде сетчатой оболочки и мембранная деревянная конструкция междуэтажного перекрытия (влияние инженера Владимира Шухова). По словам автора проекта, цилиндрическая конструкция позволила сэкономить материалы, поскольку «площадь пола была окружена минимальным периметром стен». Ни одной тележки мусора не было вывезено со стройки: битым кирпичом и иным мусором закладывали ненужные проемы в стенах.
Проект дома был утвержден 19 июня 1927 года в качестве экспериментального сооружения по «системе Мельникова», идея которого заключалась в апробировании круглого здания для массового жилья. Строительство велось в 1927-1929 годах в Кривоарбатском переулке, чему сопутствовала активная дискуссия в журнале «Строительство Москвы». Удивительная история: в центре советской Москвы частное лицо построило себе необычный особняк, который сам автор не относил к какому-либо стилю. Выдающийся архитектор Константин Мельников, известный к тому времени и за рубежом, возвел дом вовремя: политика НЭПа в Советском Союзе приказала долго жить; совершался поворот в сторону всего массового, типового и коллективного — во всех сферах жизни.
Одна большая квартира раскинулась на 3 этажах. Самые большие комнаты в доме (по 50 м2) — гостиная и мастерская архитектора (впоследствии там всю жизнь работал его сын, художник Виктор Мельников); самая маленькая — рабочая комната хозяйки (4,5 м2). «Срезанный» цилиндр (южная часть здания) завершен плоской крышей с открытой террасой.
Сейчас Дом Мельникова непросто отыскать на Арбате: он спрятался за забором в окружении деревьев и московских высоток. Здание нуждается в ремонте: последняя реставрация проводилась в далеком 1976 году. После скандальной инстории с внучкой архитектора в 2010-х годах, не желающей выселяться, сейчас вопрос, кажется, урегулирован окончательно: Дом Мельникова находится под контролем Музея архитектуры им. Щусева; здесь проводятся экскурсии по предварительной записи.
Источник
14 знаменитых построек архитектора Константина Мельникова
Мельников — гений архитектуры, человек из будущего, нарушивший все градостроительные нормы, существовавшие в первой половине XX века. Он смог опередить свое время на 50 лет. Это русский Гауди, представивший гениальные вещи в обществе, в котором было запрещено воображать, — так о нем отозвались архитекторы разных эпох, поколений и стран.
Судьба построенных зданий, как и самого архитектора-авангардиста, очень сложная, если не сказать во многом трагичная. Проект «РБК-Недвижимость» предлагает посмотреть, что представляют 14 выдающихся проектов Константина Мельникова. Среди них павильон «Махорка», саркофаг Ленина, клубы и гаражи, здание рынка и, конечно, знаменитый собственный дом — предмет долголетних судебных споров между наследниками, а теперь причина скандала между внучкой и недавно созданным госмузеем Константина и Виктора Мельникова.
О современных «плясках» вокруг наследия архитектора «РБК-Недвижимость» дополнительно расскажет в следующем материале.
Павильон «Махорка»
Первый проект Мельникова — рабочий поселок — был реализован на территории ЗиЛа в абсолютно классических формах, а первая постройка, благодаря которой архитектор стал известен, — в 1923г. в рамках Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставки на территории нынешнего парка им. Горького и Нескучного сада.
Архитектор Иван Жолтовский занимался разработкой генплана выставки, Алексей Щусев был главным архитектором. Они-то и собрали самых разных архитекторов — именитых и молодых, среди которых был Константин Мельников, представивший на выставке павильон табачной промышленности «Махорка» — деревянный, с винтовой лестницей. В отличие от пожеланий заказчика цикл производственных работ был организован по вертикали. Павильон впервые представлял новаторские принципы архитектора-авангардиста. В то время Мельникову было 23 года. И это стало первым проектом, давшим, по сути, путевку в мир архитектуры, рассказывает первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.
Саркофаг Ленина
Немногие знают, что по проекту Константина Мельникова был сделан первый саркофаг для тела В. И. Ленина, где вождь пролежал с 1924г. до Великой Отечественной войны в здании мавзолея, спроектированном Алексеем Щусевым.
Как пишет в своей рукописи Мельников, «архитектурная идея моего проекта состояла из четырехгранной удлиненной пирамиды, срезанной двумя противоположно наклонными внутрь плоскостями, образовав при пересечении строго горизонтальную диагональ. Таким образом, стеклянный верх саркофага получил естественную прочность от прогиба. Найденная конструктивная идея исключила необходимость обрамлять стыки стеклянных частей саркофага металлом. Получился кристалл с лучистой игрою внутренней световой среды, намекавшей сказку о спящей царевне». Однако проект пришлось упростить.
Сейчас саркофаг на хранении в разобранном состоянии находится в музее Ленина в Горках. Считается, что благодаря участию Мельникова в этом проекте позже его не коснулись репрессии. Но власть все же нашла способ поступить с ним в духе времени, запретив ему профессиональную деятельность.
Дом Мельникова в Кривоарбатском переулке
Константин Мельников спроектировал и построил экспериментальный дом-мастерскую в Кривоарбатском переулке, 10, в 1927-1929гг. Прорыв в видении пространства и реализации эксперимента связан в том числе и с тем, что здесь проектировщиком и заказчиком являлось одно лицо — сам архитектор.
Долгое время после окончания строительства это было одно из немногих высоких зданий в районе Арбата. По словам заместителя директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых Елизаветы Лихачевой, Виктор Мельников (сын Константина Мельникова) в свое время рассказывал, что в 1942г. дом испытал на себе взрывную волну от попавшей в Вахтанговский театр немецкой бомбы. Так как дом был одним из высоких зданий, волна шла напрямую, практически не встречая препятствий. Дом «подпрыгнул» и встал обратно за счет своей уникальной конструкции, правда, уже без единого стекла.
Во время Великой Отечественной войны были сожжены необычные кровати — дом надо было отапливать, а дров не было. В это время Константин Мельников сложил свою знаменитую супрематическую печь и выживал за счет того, что соседям на Арбате строил печи-голландки.
Дальнейшая судьба мемориальной обстановки дома складывалась не только под влиянием Константина Мельникова, но и его сына Виктора, художника. В доме проведены две реставрации — в 1970-х и в 1990-х годах. Впрочем, у некоторых экспертов проведенные работы вызывают нарекания, но о качестве можно будет судить только после проведения нового научного исследования состояния дома и фундамента. В итоге, согласно завещанию Виктора Мельникова, дом должен стать государственным музеем отца и сына Мельниковых.
Клуб «Каучук» в Хамовниках
Объект культурного наследия регионального значения «Клуб завода «Каучук» построен Мельниковым в 1927-1929гг. Клуб расположен в Москве на улице Плющиха, дом 64/6, строение 1.
Трехэтажное здание с полуподвалом представляет собой сектор круга с прямоугольным одноэтажным спортивным залом с большими остекленными плоскостями, цилиндрическим вестибюлем и лестничными маршами, а также зрительным залом с треугольной сценой, оркестровой ямой и кинооператорской рубкой в центре первого яруса.
Клуб Дорхимзавода на Бережковской набережной
Основой и центром клуба выступает театральный зал с двумя уровнями балконов (бельэтаж и первый ярус), которые соединены между собой двумя симметрично расположенными боковыми лестницами. С промежуточных площадок лестниц можно попасть в помещения фойе, вестибюля, библиотеку с читальным залом и на открытые террасы боковых фасадов. За счет большого количества остекленных поверхностей фасадов внутренние помещения клуба освещались обильным и ровным естественным светом. Столовая и кухня для рабочих были построены отдельно и соединены с основным корпусом переходом.
Работы по реставрации клуба проводились в период с 2003-го по 2007г. К началу реставрационных работ здание представляло печальное зрелище.
Дворец культуры им. И. В. Русакова
Это здание является всемирно известным памятником архитектуры советского авангарда. В 1999г. Дом культуры им. Русакова включен в списки объектов истории и культуры, охраняемых международной организацией ЮНЕСКО. В 2005г. Центральный банк РФ тиражом 10 тыс. штук выпустил серебряную памятную монету «Дом культуры имени И. В. Русакова» номиналом 3 руб. В 1996г. клуб был передан в аренду Театру Романа Виктюка, однако ни одного спектакля там не было сыграно из-за плохого состояния здания и неприспособленности под нужды современного театра. На сцене шли только репетиции. В настоящее время здание находится на реставрации и должно открыться до конца года.
Клуб «Буревестник» в Сокольниках
Клуб расположен по адресу Рыбинская ул., д. 17, стр. 1. Проект реализовывался с 1928-го по 1930г. Здание клуба в плане представляет несколько прямоугольников разного размера. Справа от фасада находится пятилепестковая четырехэтажная башня с огромными полукруглыми окнами.
«У Мельникова все постройки с изюминками, с технологическими новшествами, часто опережающими свое время. Например, клуб «Буревестник» и клуб фабрики «Свобода» включали идею бассейна и спортзала. Это были трибуны спортзала для проведения соревнований, затем пол мог раздвигаться, и зрители оказывались на трибунах бассейна. Клуб «Буревестник» — гениальный, красивый проект, но во время строительства выяснилось, что в этом районе не было водопровода и канализации», — комментирует первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева Павел Кузнецов.
В 2002г. под видом реставрации здание было переделано, а внутреннее содержание сильно искажено.
Клуб фабрики «Свобода»
Клуб фабрики «Свобода» — одно из немногих зданий московского авангарда, имеющее статус памятника архитектуры регионального значения. Здание, построенное в 1929г. для рабочих Государственной мыльно-косметической фабрики «Свобода», расположено по адресу: Вятская ул., д. 41А. Как и в истории с клубом «Буревестник», в процессе строительства оказалось, что в этом районе Москвы нет водопровода и канализации. Проект пришлось упростить. Но изменения в истории этого здания не закончились: оно подвергалось переделкам в 1950-е гг., значительно искажено при очередной псевдореставрации в 2000-х гг.
Подмосковный клуб фарфорового завода в Ликино-Дулево
Единственный клуб, построенный Мельниковым вне столицы, — дворец культуры Дулевского фарфорового завода, который находится в городе Ликино-Дулево Орехово-Зуевского района Подмосковья.
«Постройка, которая напоминает звезду и чем-то витрувианского человека Леонардо да Винчи, — комментирует Павел Кузнецов. — Там была сцена, которая открывалась на сосновый бор и превращала зал в летний театр. Спектакли могли смотреть не только те, кто присуствовал в помещении, но и те, кто был на улице». Первый замдиректора музея архитектуры им. А.В. Щусева добавляет, что администрация Ликино-Дулево намерена отреставрировать этот объект.
Бахметьевский гараж
Гараж на Новорязанской улице
В этом проекте в 1926-1929гг. Константин Мельников снова сотрудничал с Владимиром Шуховым, который разработал металлические конструкции перекрытий гаража. Здание расположено на Новорязанской улице, д. 27, и является памятником архитектуры регионального значения. В плане оно напоминает подкову. История здания связана с автобусным парком.
Гараж «Интуриста» на Сущевском валу
Гараж Госплана на Авиамоторной
Как и здание гаража «Интуриста», гараж Госплана построен по проекту Мельникова в соавторстве с архитектором Владимиром Курочкиным в том же 1934г. Здание расположено на Авиамоторной улице, д. 63. Сейчас это станция техобслуживания автомашин «Вольво». Гараж представляет собой прямоугольное в плане здание. Главным элементом фасада является огромное круглое окно. В ночь на 16 января 2014г. здание горело, разрушения произошли внутри, но фасад остался цел.
Ново-Сухаревский рынок
В настоящее время от Ново-Сухаревского рынка осталось только административное здание, которое является памятником архитектуры регионального значения. Сам рынок просуществовал недолго и в 1930г. был переведен на новое место.
Источник