Стиль доходного дома лидваля

Какие тайны хранит самый помпезный доходный дом для элиты, построенный 100 лет назад в Петербурге

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Дом для матери

Территория в начале Каменноостровского проспекта, на которой на рубеже XIX-XX веков был возведен знаменитый дом, много раз меняла хозяев. В конце прошлого столетия ее купил Яков Кокс, объединив располагавшиеся здесь ранее два участка в один, и вскоре продал эту землю в кредит Иде Лидваль – матери выдающегося питерского зодчего. Архитектор Федор Лидваль, который по праву считается отцом петербургского модерна и мастером так называемого северного модерна (стиля, получившего распространение главным образом в скандинавских странах), лично спроектировал этот доходный дом для своей матери.

Интересно, что здание на Каменноостровском проспекте было первой самостоятельной постройкой Фёдора Лидваля. И, надо сказать, этот первый опыт оказался более чем удачным. Кстати, дом расположен не на красной линии, а как бы уходит вглубь.

До самой смерти Ида Лидваль прожила в этом доме (она скончалась за два года до революции), в квартире №18. А в квартире №23 жил сам великий архитектор – вплоть до своей эмиграции в 1918 году.

Отец петербургского модерна

Считается, что именно Фёдор Лидваль определил архитектурный облик Петербурга начала прошлого века, и по значимости этого выдающегося мастера, пожалуй, можно сравнить с Шехтелем – отцом модерна московского.

У дома Лидваль несколько корпусов с разным числом этажей, объединенные курдонером, причем один из корпусов представлял собой фактически семейный особняк Лидвалей с апартаментами.

Здание отделано натуральными материалами разной фактуры (цоколь – из красного гранита, этажи облицованы горшечным камнем, керамикой, штукатуркой). У этого необычного для начала прошлого века здания нет строгой симметрии, к тому же, у него странная форма окон. Необычны затейливые оконные проемы, некоторые из которых венчают арки и наличники, а также балконы и эркеры.

При взгляде на дом с близкого расстояния сразу бросается в глаза буква L на кованых перилах – по фамилии первоначальных владельцев – Lidvall.

Как истинное здание в стиле модерн доходный дом Лидваль изобилует невероятными декоративными элементами. Тут и совы, и зайцы, и птицы, и ветви, и много других интересных образов.

От Каменноостровского проспекта дом отделен изысканной кованой решеткой, которая установлена на столбах, выполненных из финского гранита. Пилоны-фонари у ворот – тоже гранитные.

В парадных дома изначально были установлены камины из мрамора и с изразцами. Интересно, что при такой затейливой планировке в комнатах доходного дома не было острых либо тупых углов.

В доме были все атрибуты, необходимые для современной жизни: электричество, водяное отопление, прачечные и гладильные. Во дворе располагались конюшни. Были предусмотрены комнаты для швейцаров, дворников (некоторые из них по сути выполняли роль охранников) и так далее.

Что касается жильцов, заселившихся в квартиры, то среди них было немало выдающихся ученых, финансистов, деятелей искусств.

После постройки дом Лидваль получил премию на 1-м конкурсе лучших фасадов Петербурга. И, конечно же, этот проект вошел в учебники для начинающих архитекторов.

Жить здесь престижно и сейчас

После революции квартиры доходного дома были оборудованы под коммунальные, сюда заселили простых людей с окраин города. Некоторым прежним жильцам позволили остаться (и, конечно же, при этом потесниться), но были и те, кого выселили, причем, увозить с собой мебель, картины, предметы интерьера выезжавшим не разрешалось.

Согласно сохранившимся документам, в квартире покойной Иды Лидваль поселили А.С. Коровина с женой и дочерьми и А.А. Антипова. Комнату, в которой находились вещи Иды Лидваль, закрыли и опечатали. В 1930-40-х годах в квартире №18 жил композитор и музыковед Валериан Богданов-Березовский.

В советские годы в этом доме также жили известные люди своего времени – ученые, деятели искусства, переводчики. Кроме того, в здании располагались различные организации.

Сейчас в доме Лидваль, как и в дореволюционные времена, живут обеспеченные люди. Квартиры здесь стоят дорого, ведь, помимо того, что здание расположено в самом центре Питера в непосредственной близости от метро, жилищные условия тут тоже неплохие. В доме отличная шумоизоляция, высокие потолки, большие окна, светлые просторные помещения. Да и квартир немного: в каждой парадной (подъезде) всего лишь около десятка.

Кстати, любителям открывать для себя интересные здания города на Неве будет наверняка интересно узнать, чем знаменита единственная сталинская высотка в Питере и какое отношение к этому зданию имел Виктор Цой.

Текст: Анна Белова

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Источник

Доходный дом И. Б. Лидваль (начало)

Архитекторы: Лидваль Ф. И.
Год постройки: 1899-1904
Стиль: Модерн

Фото — Den 19.04.2011.

Доходный дом И. Б. Лидваль модерн

Каменноостровский пр., 1-3 — М. Посадская ул., 5

1899-1904 — арх. Лидваль Федор Иванович

Построен в 1899-1904 гг. арх. Ф. И. Лидвалем на участке, принадлежавшем его матери И. Б. Лидваль.

Новый тип доходного дома с открытым озелененным двором-курдонером.

Дом представляет собой целый комплекс разноэтажных зданий, отличающихся живописной асимметрией корпусов, многообразием форм окон, сочетаниями природного камня (талькохлорита), разнофактурной штукатурки и гладкой керамической плитки.

Фасады украшены скульптурными рельефами с изображениями птиц, зверей и стилизованными растениями.

Чертеж дома
И.Б. Лидваль
1902. ЦГИА СПб
(добавил
Vladimir-2013 )

Ежегодник ОАХ СПб
1906 Вып.1 С.59

У дома Лидваля, Кронверкский пр.
До 1917 г. (добавил Ладада)

Из книги: Ф.Лидваль.
[Альбом снимков его
работ. С вступ. статьей
А. Оль]. СПб.,1914.

В 1800-х гг. территория в начале Каменноостровского пр., между М. Посадской ул. и Кронверкским пр., принадлежала придворному отставному комиссару П. Апраксину. С 1820-х гг. владельцем стал тайный советник Х. Бек, затем — дворянка Зелинская.

В 1849 г. здесь стоял двухэтажный деревянный дом штаб-лекаря Н. А. Брауна и двухэтажный каменный дом механика Е. И. Гленни.

В 1857 г. южная часть участка перешла к жене купца А. А. Кумберг. Был построен трехэтажный жилой дом и 4 нежилых потройки по проекту гражд. инж. Р. Б. Бернгарда. В нежилых строениях муж владелицы Иоганн Андреас Кумберг разместил ламповую и бронзовую фабрики. В 1875 г. фабрика стала заводом бронзовых изделий.

В 1863-1889 гг. часть участка Кумбергов приобрел Маклотлин и возвел здесь две деревянных нежилых постройки. В 1876-1877 гг. возводятся новые каменные постройки по проекту В. Г. Шаламова. в 1895 г. — по проекту Э. Ф. Шитта.

В 1896 г. весь участок делится на два: один отошел к С. В. Фелькелю, другой остался у А. А. Кумберга. Фелькель строит новые дом на своем участке.

В 1898 г. оба участка покупает Яков Петрович Кокс.

В несохранившемся доме 1 в 1897-1899 гг. жил архитектор М. Е. Месмахер.

В 1898 г. участок Кокса купила (в кредит) Ида (Амалия) Балтазаровна Лидваль, мать арх. Ф. И. Лидваля, который и выполнил проектирование дома и застройку участка. Ида Лидваль до кончины в 1915 г. жила в кв. 18 своего дома, в кв. 23 жил Ф. И. Лидваль.

Здание состоит из четырех разноэтажных корпусов. Строительство комплекса началось в 1899 г. со стороны М. Посадской ул. В 1900 г. четырехэтажный корпус с флигелями был возведен. В 1901-1902 гг. сооружен пятиэтажный поперечный корпус, замыкающий двор-курдонер. Цоколь дома сложен из гладко обработанных плит красного гранита, облицовка нижнего этажа и арх. детали выполнены из горшечного камня. В этом корпусе размещались: приемная комната, комнаты для дворников, швейцаров, машины электрического освещения, водяное отопления, 4 прачечных и гладильных.

Северное трехэтажное крыло (1902-1903) являлось семейным особняком Лидвалей с апартаментами. В этом корпусе были установлены майоликовые печи, фаянсовые умывальники, мраморные камины. Потолки и стены в комнатах были деревянные, отделанные дубом и березой.

В 1903-1904 гг. завершилось строительство южного корпуса.

На стене лестницы северного корпуса сохранилась (?) мозаичная картина. В парадных устанавливались мраморные и изразцовые камины.

Кроме жилых корпусов во дворе был каменный двухэтажный каретный сарай.

Кованая решетка со стороны Каменноостровского пр. возобновлена в 1995 г.

Фото — Mary, 2009.

Фото — Mary 2009.

Фото — owlat
2010.

По правую руку под № 1 и 3 дома Лидваля. Это собственно один дом, построенный в виде буквы П. Центральная часть его отделена от улицы сквером. Это новый тип построек.
Парадный двор отгорожен от улицы решеткой с гранитными столбиками, на них фонари. Правый и левый корпус, примыкающие к тротуару, не вполне симметричны. У правого — застекленная веранда. Два дворика находятся слева и справа от парадного двора со сквером. К ним можно пройти под арками. Оба они очень невелики, но прекрасно оборудованы необходимым.
Бросается в глаза окраска этого трехрядного дома. Его основание пепельно-серое из камня. Верхние этажи оштукатурены и окрашены в матово-бурые тона. Чередуются темные со светлыми. Интересны украшения, они неожиданны и весьма разнообразны. Мы найдем: филина, ворона на ели, паука на его паутине, зайца, а наряду с ними стилизованные тюльпаны и юноша на фоне восходящего солнца, похожий на Зигфрида. Линии волнующиеся, с мягкими очертаниями, широкие и плавные. Архитектурный облик здания несколько расплывчатый. На центральной части дата его постройки: 1902 год.
В облике этого здания чувствуется стремление придать всему недосказанный вид. Формы, краски, линии прихотливы, вычурны, переходы мягки. Декоративные детали играют большую роль в ансамбле.
Их сюжеты подобраны с расчетом придать некоторую таинственность облику здания. Перед нами \характерный памятник эпохи символизма, увлечения северными мотивами, эпохи склонной к
романтическим настроениям. В это время сложился особый архитектурный стиль „модерн», который быстро расцвел и еще быстрее отцвел. Описать его архитектурную конструкцию весьма трудно.
Все эффекты его чисто декоративны. Стилю модерн свойственны башенки, фонари, выступающие из плоскости дома, срезанные углы, тяжело декорированные диким камнем двери, стремление придать зданию черты замка.
Ассиметричность весьма характерна для этого стиля. Окраска обычно состоит из нескольких полутонов, иногда вставлены яркие инкрустации (зеленые, синие), как вышивка на платье. Декоративные украшения даны причудливыми, извивающимися, растянутыми линиями; их сюжеты взяты из образов „декадентской» поэзии.
В Ленинграде очень много домов этого стиля. На улице Красных Зорь, которая усиленно застраивалась в начале XX в., мы часто будем встречаться с ними.
Хозяин этого дома носил фамилию, стяжавшую себе печальную славу в 1905 г. Некий Лидваль, по поручению товарища министра внутренних дел Гурко, должен был вследствие неурожая произвести закупку хлеба. Дело велось так корыстно, что вызвало крупный скандал, сильно взволновавший общественное мнение. Гурко был предан суду Сената.
В настоящее время в доме Лидваля приютился ряд учреждений для детей; среди них 188-й детский дом.

(Анциферов Н. Дом Лидваля // Экскурсии в современность / Под редакцией Н. А. Кузнецова и К. В. Ползиковой-Рубец.

Л. Издательство книжного сектора ЛГОНО, 1925., добавил miraru1 )

Здание в 1907 г. премировали на 1-м городском конкурсе «лучших фасадов».

В первом этаже левого крыла находилось техническое бюро архитектора.

В 1902 г. в кв. 6 жил арх. Фёдор Фёдорович фон Постельс.

В 1904 г. в кв. 16 жил арх. Адольф Робертович Гавеман.

В 1905-1907 к. жил арх. Андрей Петрович Вайтенс.

В 1909 г. жил худ. Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

В 1915-1930 гг. — актер Александринского театра Юрий Михайлович Юрьев (1872-1948).

До 1918 г. здесь жил и работал арх. Фёдор Иванович Лидваль. (по материалам [ 52 ]. С. 37-61, [ 22 ], Mary)

В этом доме жили:

1904 — 1905 А. П. Вайтенс (архитектор) (ВПб на 1905. С.98)

1902 — 1904 А. Р. Гавеман (архитектор) (ВПб на 1903. С.140, на 1904. С.137)

1903 — 1918 Ф. И. Лидваль (архитектор) (ВПб на 1904. С.378, на 1905. С.372, на 1906. С.385, на 1907. С.409, на 1908. С.437,

на 1909 С.458, на 1910 С.494, на 1911 С.518, на 1912 С.522, на 1913 С.367, на 1914. С.383, на 1915. С.382, на 1916. С.395, на 1917. С.399).

На фасаде дома в 1996 г. была установлена мемориальная доска (арх. В. В. Попов) с ошибочными датами в тексе

(см. фото доски и текст)

1897 — 1899 М. Е. Месмахер (архитектор) (ВПб на 1898. С.346, на 1899. С.348)

1905 — 1906 А.Н. Куропаткин (воен. деятель) (ВПб на 1906. С.362)

1900 — 1902 Ф. Ф. Постельс (архитектор) (ВПб на 1901. С.345, на 1902. С.509)

1926 — 1933 А. Н. Теренин (физик-химик, академик) (ВЛд на 1927. С.433, на 1928. 542, на 1929. С.594, на 1930. С.567,

на 1931. С.400, на 1933. С.374) (добавил Valery 39 )

1939, 1940: Детский сад Петроградского района № 31 — Кировский пр., 1/3 (Ленинград — 1939. С. 266), (Ленинград — 1940. С. 334)

1965, 1976, 1978, 1982, 1988: Детский сад Петроградского района № 20 — Кировский пр., 1/3 ([ 108 ]. С. 34),

(Краткий справочник ЛГТС-1976. С. 88); (Список абонентов ЛГТС-1978, С. 47), (Список абонентов ЛГТС-1982. С. 52), ([ 125 ]. С. 100)

В 1982 г. Районная инспекция Госстраха Петроградского р-на на Б. Пушкарской, 47 .

1988: Районная инспекция Госстраха Петроградского р-на, Кировский пр., 1/3.

Здание включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения

1 ярус
(подлинный
витраж)

4 ярус (верхний)
(новодел)

Левая парадная
1 ярус

Правая парадная, на входе

Фото — Виктор М, 12.2011.

Остатки «родного» интереьера
на 2 этаже правого крыла.

Камин на 2-м этаже.
Фото — sbarg, 04.2016.

Источник

Читайте также:  Современные распашные двери для шкафа
Оцените статью
Поделиться с друзьями