- Старое кино «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце»: вспомним интерьеры 30-х годов
- Покровский и Преображенский
- Как Толоконников проснулся знаменитым
- Как «нехорошая» квартира убила любовь
- Вот и встретились Мастер и Маргарита
- Москва 30-х годов
- В роли Москвы — Санкт-Петербург
- Никогда не разговаривайте с незнакомцами
- Стиль интерьера 30х годов
Старое кино «Мастер и Маргарита» и «Собачье сердце»: вспомним интерьеры 30-х годов
«Мастер и Маргарита», «Собачье сердце» и стиль 30-х годов в интерьере
В этом году исполняется 30 лет со дня выхода на экраны фильма Владимира Бортко «Собачье сердце». В 1987 году Бортко задумывается и еще об одной экранизации произведения Михаила Булгакова — романа «Мастер и Маргарита». Но он воплотит свою задумку в жизнь только спустя 17 лет. Обе картины вызовут острые дискуссии в обществе. А объединит их не только факт авторства Михаила Афанасьевича, но и то обстоятельство, что роль Москвы в обеих кинолентах сыграл Санкт-Петербург и, конечно, непередаваемый интерьер 30-х годов.
Покровский и Преображенский
В 1917 году Михаил Булгаков и его жена Татьяна Лаппа приезжают в гости к его дядям — врачам Николаю Михайловичу и Михаилу Михайловичу Покровским. Тогда Николай Михайлович жил в доходном доме, созданном по замыслу архитектора Кулагина, — на углу Пречистенки и Обухова переулка. Это было массивное пятиэтажное здание с окнами, украшенное портиками с полуколоннами.
Изначально дом Николая Покровского состоял из пяти комнат, однако после приезда племянниц одна из больших комнат была перегорожена. Так в особняке появилось семь комнат. Ровно столько насчитывалось в квартире профессора Филиппа Преображенского — главного героя повести Булгакова «Собачье сердце». Существует предположение, что именно Покровский и стал прототипом этого героя. Этого персонажа увековечил не только Булгаков, но и режиссер Владимир Бортко, экранизировавший произведение в 1988 году.
Преображенский, как вы помните, жил в Калабуховском доме с мраморной парадной лестницей и бельэтажом, где находилась его квартира. Настоящим украшением апартаментов профессора Преображенского была его гостиная, где он произносит свою знаменитую фразу: «Не читайте перед обедом советских газет». (Обратите внимание на этот изящный шкаф позади профессора. Вот один из столпов интерьера 30-х годов). Важным элементом декора особняка Филиппа Филипповича были персидские ковры. Вообще вся обстановка в квартире говорила о том, что Преображенский не бедствует. Еще бы, он ведь был светилом медицины.
Как Толоконников проснулся знаменитым
Роль Преображенского сыграл Евгений Евстигнеев, а вот Полиграфа Полиграфовича Шарикова, которому он подарил новую судьбу, — актер алма-атинского театра драмы им. Лермонтова Владимир Толоконников, к сожалению, ушедший из жизни в прошлом году. Специально для съемок он приехал из Алма-Аты в Санкт-Петербург, где снимались московские улицы. Так, Обухов переулок сыграла питерская улица Моховая, Пречистенку — Боровая. Также в фильме были задействованы Преображенская площадь, Дегтярный переулок, улица Рылеева.
После появления фильма на экранах Толоконников проснулся знаменитым. А что касается Бортко, то в тот период он мог бы сказать самому себе: «Не читайте на ночь советских газет», поскольку картина подверглась острой критике. Впрочем, спустя некоторое время фильм был удостоен госпремии. А спустя еще много лет Бортко снимет новую картину по Булгакову «Мастер и Маргарита».
Как «нехорошая» квартира убила любовь
В 1921 году Булгаков вместе со своей женой Татьяной Лаппа окончательно перебирается в Москву. Семья переживает бытовую неустроенность, не хватает финансовых средств. Булгаков пытается заработать хоть какие-то деньги. При этом будущий классик одевается с лоском, ездит на такси и заказывает дорогие гостиницы. Как объяснял Павел Фокин в своей книге «Булгаков без глянца», такие опрометчивые траты не были связаны с расточительством, просто писатель понимал одну важную вещь. Чтобы иметь успех в обществе, нужно производить впечатление презентабельной личности. И у Булгакова в некотором смысле это получается. Он начинает писать разные статьи для газет «Гудок», «Рабочий», входит в Союз писателей. И в то же время живет в коммунальной квартире на Садовой улице, которую впоследствии благодаря роману «Мастер и Маргарита» станет известна как «нехорошая». (В книге эта квартира — 302-бис).
Старое здание, построенное в 1903 году в стиле модерн, ранее было рабочим домом-коммуной. Но помимо Булгакова, здесь иногда квартировались и другие великие личности, например, певец Федор Шаляпин, художники Василий Суриков, Петр Кончаловский.
Вот в этой квартире Воланд и поселится вместе со своей командой, после чего там начнут происходить необъяснимые вещи. Эти инфернальные персонажи то и дело будут доказывать читателям, что москвичей испортил квартирный вопрос. И уже который год многие убеждаются, что булгаковские герои были абсолютно правы.
Сейчас здесь находится музей Булгакова, где максимально сохранилась атмосфера коммуналок.
Именно в этой квартире, как уже говорилось выше, Булгаков делил свою жизнь с супругой Татьяной Лаппа — с 1921 по 1924 годы. Но, к сожалению, не она станет прототипом Маргариты в романе «Мастер и Маргарита». На вопрос, почему он расстался с первой женой, Михаил Афанасьевич ответит, что она не была достаточно сильной личностью, чтобы делить с ним все тяготы жизни писателя. Хотя это, конечно, лукавство… Татьяна находилась рядом с Булгаковым в тот период, когда он работал врачом в прифронтовой зоне, употреблял морфий и переехал в Москву в 1921 году.
Вот и встретились Мастер и Маргарита
Роль Маргариты не отводится и второй жене писателя — Любови Белозерской. Прототипом любимой женщины Мастера многие литературоведы называют Елену Шиловскую — третью супругу Булгакова, с которой он познакомился в 1929 году. Писатель не раз пересказывал эпизод, как Елена в буквальном смысле привязала его к себе. Однажды оба находись в гостях у знакомых. На рукаве платья Елены развязались тесемки. Булгаков завязал их, а она сказала: «Вот я и привязала Вас к себе».
Михаил Булгаков и Елена Шиловская
Их связь будет такой же прочной, как и любовь Мастера и Маргариты, которые в описании автора впервые встретятся в темном проулке, среди тысяч людей, и навсегда избавятся от одиночества в толпе… Свидетелем их трудного счастья была сама Москва.
Москва 30-х годов
Что же собой представляла Первопрестольная в тот непростой период 30-х годов? Дело в том, что после революции застройка города носила хаотичный характер. И в связи с этим Белокаменная подверглась значительной реконструкции. (И как тут не вспомнить реконструкцию Москвы в прошлом году, организованную Сергеем Собяниным, и стоны москвичей пр этому поводу). По замыслу архитекторов, Москва должна была расширяться. В 1935 году был принят новый архитектурный план Первопрестольной, согласно которому она должна была стать многоэтажной, с широкими проспектами и расходящимися от центра лучами.
В архитектуре того времени преобладали стили конструктивизм и традиционализм. Позже к ним присоединился и сталинский ампир.
Москва 30-х годов
В роли Москвы — Санкт-Петербург
Снимая фильм «Мастер и Маргарита», режиссер Владимир Бортко поставил перед собой задачу воссоздать архитектурный облик Москвы 30-х годов. Но, к сожалению, в Белокаменной не нашлось аутентичных интерьеров. Поэтому съемочная группа переместилась в Санкт-Петербург. Нехорошую квартиру на Садовом кольце снимали на питерской улице Старорусская, психиатрическую больницу, в которую попадает поэт Иван Бездомный, — в Елагиноостровском дворце, а встречу Мастера и Маргариты — на улице Репина, где находилась булыжная мостовая. Что касается Ершалаима, то его общие планы снимались в Иерусалиме, а вот крупные и средние планы с участием Иешуа — в Болгарии и Крыму.
Конечно, Бортко делал ставку не только на интерьеры, но и на актерский состав. А он получился очень сильным. Так, Мастера и Маргариту сыграли Александр Галибин и Анна Ковальчук. Также в фильме были задействованы Олег Басилашвили, Александр Абдулов, Александр Филиппенко, Кирилл Лавров и многие другие легендарные артисты.
Все эти актеры знали, что легендарный роман не рекомендован к экранизации. Но, тем не менее, согласились сниматься. Конечно, не обошлось без мистики.
Никогда не разговаривайте с незнакомцами
Рассказывают, что незадолго до начала съемок к Владимиру Бортко на улице подошел незнакомец со словами: «Ничего у вас не получится». Сам режиссер, впрочем, утверждает, что журналисты как всегда раздули из мухи слона. И никакого вмешательства со стороны темных сил он не ощущал. Но вот факты говорили об обратном.
Например, однажды из шкафа павильона «Ленфильма» выпал бюст Булгакова. Исполнитель роли Воланда Олег Басилашвили во время съемок потерял голос. Александр Галибин попал в ДТП, а Анна Ковальчук после завершения съемочного процесса развелась с мужем.
Более страшной оказалась статистика смертей. Так, в период с 2005 по 2014 годы из жизни ушли 18 человек, так или иначе связанных с фильмом. Влияние ли это романа или же простое совпадение, никто не знает до сих пор. Однако несмотря ни на какие обстоятельства, режиссеры до сих пор предпринимают попытки прикоснуться к творческому наследию Булгакова. А дизайнеры с большим трепетом относятся к стилю 30-х годов в интерьере, как в знаменитых фильмах. Ибо мы все в той или иной мере жаждем общения с гениями и их творчеством.
Источник
Стиль интерьера 30х годов
Подпишитесь
на нашу email-рассылку
Квартира с аутентичной атмосферой 30-х годов в Москве
Хозяева квартиры в доме 1930-х годов воссоздали в ней аутентичную атмосферу, в которую может погрузиться любой желающий.
Это уникальный проект не только для Москвы, а вообще для нашей страны: декоратор Мария Пилипенко и исследователи авангарда Александр Дуднев и Константин Гудков отреставрировали квартиру в доме работников Наркомата путей сообщения и создали в ней обстановку, которая могла бы существовать в начале XX века. Это уже вторая совместная работа Марии и хозяев, результат первой — интерьер в доме 1931 года постройки — был опубликован в февральском номере AD в 2016 году и даже попал на обложку.
“Мы давно присматривались к этому дому. Он построен по проекту Ивана Николаева, больше известного как автор дома-коммуны на улице Орджоникидзе, — говорит Александр. — Нам хотелось найти интерьер, в котором сохранилось как можно больше оригинальных элементов”. Здесь остались старые межкомнатные двери со стеклянными фрамугами, деревянные рамы и пол. Хозяева стремились к достоверности, поэтому планировку оставили без изменений, паркет перебрали (плашки в хорошем состоянии использовали вторично, а остальные воссоздали, сохранив оригинальную раскладку и оттенок), рамы и двери отреставрировали и вернули им изначальный серо-зеленый цвет. Он был обнаружен под слоями краски на одном из окон. Исторический фрагмент законсервировали и оставили на виду. Так же поступили с двумя стенами, где тоже сохранилась оригинальная покраска 1930-х.
“Это была настоящая удача! Авангардисты экспериментировали с цветом, но из того, что было воплощено в жизнь, ничего не сохранилось. Многие думают, что интерьеры советского авангарда белые, но это не так. Теперь мы знаем, как выглядели изнутри конструктивистские дома”, — говорит Александр.
Квартиры в подобных домах были довольно скромными: здесь на тридцати пяти квадратных метрах размещались две жилые комнаты, кухня без окна и крохотный санузел. “В таких ячейках не было ванн и даже горячей воды”, — говорит Константин, показывая ванную комнату, куда после реконструкции удалось втиснуть раковину, унитаз и душ. “Это не стилизованная квартира, а реальный кусочек истории, здесь все настоящее”, — отмечает Мария Пилипенко, помогавшая хозяевам с проектом.
Александр и Константин ушли с головой в исследование авангардного дизайна, поэтому всю мебель и даже текстиль воссоздавали по эскизам, чертежам и реально существующим музейным экспонатам. Прототипами для стола, стульев, кроватей и табуретов послужили модели, представленные советскими дизайнерами и инженерами на Всесоюзном конкурсе мебели 1932 года. Все предметы — трансформеры. Это примета того времени и удобная для маленького пространства функция. Так, откидной подлокотник дивана может служить столиком или увеличивать длину спального места, у кроватей вместо тумбочек — встроенные выдвижные полочки, а стол в кухне складывается и освобождает место. “Обстановка в этой квартире как в купе вагона, в котором мы временно оказались. Здесь только самое необходимое и при этом компактное”, — объясняет Александр идеи архитекторов начала XX века.
Самое приятное в этой истории то, что хозяева сделали все не для себя, а для других — квартиру можно забронировать через интернет. “Что такое авангард, большинство знает только по экспонатам в музеях, а мы даем людям возможность пожить в том времени”, — объясняют они. Для полного погружения здесь есть даже радиотарелка 1930-х годов, но с usb-портом и флешкой, на которую записана музыка эпохи авангарда. В процессе реконструкции Александр Дуднев и Константин Гудков так увлеклись “раскопками”, что даже организовали сообщество “Проект 1931” (1931.center) и водят экскурсии по Москве, показывая памятники архитектуры авангарда, в том числе и эту квартиру.
Источник