Стиль интерьера древний китай

Обстановка традиционного китайского жилища на севере Китая — часть 1

ТРАДИЦИОННОЕ КИТАЙСКОЙ ЖИЛИЩЕ И ИНТЕРЬЕР НАЧИНАЯ С ХАНЬСКОЙ ЭПОХИ ДО СРЕДНИХ ВЕКОВ

Многие характерные черты традиционного китайского жилища сложились уже в ханьскую эпоху. Древнекитайское жилище воздвигалось, как правило, на грунте, однако представители состоятельных слоев ханьского общества предпочитали дома, постороженные на стилобате . Чтобы попасть в такой дом, необходимо было подняться по ступеням, ведущим к главному входу.

Жилое помещение в ханьскую эпоху почти никогда не было самостоятельным, отдельно стоящим строением. Оно было основным, но не единственным компонентом более крупного комплекса-усадьбы (чжай), которая была основной единицей застройки, как в сельской местности, так и в черте города. Обнесенная стеной, такая усадьбы была изолирована от внешнего мира.

Простейшая ханьская усадьба состояла из соединенных вместе в виде буквы Г жилых помещений, к которым часто присоединялось отхожее место. Дополненная стеной-забором, усадьба получала в плане форму квадрата и приобретала вид замкнутого дворика.
Более сложный вариант усадьбы мог включать в себя шесть отдельных строений: жилой дом, помещение у ворот (сени), амбар, кухню, башню, отхожее место, совмещенное со свинарником.

Читайте также:  Стол для кухни раздвижной стильный

Устройство ханьской усадьбы, изображенное на каменном барельефе, обнаруженном в районе Чэнду.

Еще более сложным было устройство усадьбы, также квадратной в плане, но разделенной на две половины внутренней стеной. Правая половина состояла из двух двориков, первый также отделен от второго стеной с воротами, расположенными на одной оси с наружными воротами комплекса и жилым помещением. Левая половина усадьбы была также разделана на две части. В одной из них, примыкавшей к передней стене, находились кухня и колодец, во второй — наблюдательная вышка.

В 1-3 вв. широкое распространение получили усадьбы, представлявшие собой подобие небольшой крепости. Подсобные и хозяйственные надстройки усадьбы обеспечивали ее хозяевам автономное решение всех повседневных нужд. Амбар, служивший хранилищем для зерна, имел приспособление для проветривания внутреннего помещения. Колодец, располагавшийся в непосредственной близости к кухне, служил источником питьевой воды. Отхожее место располагалось на втором этаже и совмещалось с находившимся под ним свинарником.

Что касается интерьера ханьского жилища, то как и в предшествующие времена, в доме почти не было мебели. Основным предметом внутренней обстановки были циновки, которыми было застелено все жилое помещение. Циновки были двух типов: грубые из тонких полосок расщепленного бамбука, и более тонкие, сплетенные из стеблей. Края циновок обшивались полосками ткани.

Тан. Янь Либэнь. «Императоры прошлых династий. Фрагмент свитка 5». Свиток на шелку. Из собраний Бостонского музея Изобразительных Искусств.

На одной циновке могли сидеть несколько человек, однако в ханские времена это могли быть только люди, равные по своему социальному статусу. Уважаемого человека всегда сажали на отдельную циновку. На аудиенциях при дворе сановники сидели на циновках, и лишь император мог сидеть на топчане. Сидели и спали на низеньких деревянных топчанах; небольшие по длине топчаны та использовали для сидения, аналогичный предмет большей длины – чуан — использовался во время сна.

Рядом с сидением, за спиной сидящего ставили ширму пин (см. статью История китайской мебели до династии Мин). Ширмы делали из ткани, натянутой на раму, дерева, покрытого и расписанного лаком, либо украшенного резьбой.

Так как находясь в доме, человек большую часть времени проводил непосредственного на полу, застеленном циновками, входящий в помещение снимал при входе обувь.

Древние китайцы придавали большое значение манере сидеть, единственно приемлемой позой считалось сидеть на пятках, подогнув под себя ноги. В такой же позе в ханьское время сидели и на топчане. Совершенно недопустимым считалось сидеть, свесив ноги вниз, скрестив ноги, или вытянув их вперед.

План усадьбы в Динцунь, провинция Шаньси. Около 1593 г. 1 Вход в усадьбу 2 Флигель, расположенный против главного здания усадьбы 3 Главное здание 4 Боковые флигели (восточный и западный) 5 Внутренний двор

К концу первого тысячелетия нашей эры в Китае окончательно сложились те особенности архитектуры и техники строительства, которые в своей совокупности составили своеобразный облик китайского жилища. В правление династий Тан и Сун в основном завершилось формирование специфических черт современного традиционного китайского жилища. Как и в предшествующие эпохи, не отдельное здание, а комплекс строений составляет в нем минимальную архитектоническую единицу.

Усадьба прямоугольная в плане, ограничена по периметру стеной и ориентирована по сторонам света (все помещения во дворе располагались симметрично, вдоль оси, проходящей с юга на север), включает в себя следующие компоненты:

  • Двор
  • Тан – главное жилое помещение, расположенное в глубине двора фасадом на юг, к воротам комплекса.
  • Боковые флигели, восточный (дун фан) и западный (си фан), расположенные по обе стороны главного жилого помещения.
  • Кухня
  • Привратное строение

К минскому времени складывается характер застройки усадьбы, свойственной китайцам вплоть до нашего времени. Судить об особенностях усадьбы минского времени можно по сохранившейся до нашего времени усадьбе, построенной в 1377 году для потомков Конфуция. Усадьба, частично перестраивавшаяся впоследствии, и тем не менее сохранившая свой первоначальный облик, обнаруживает в своей планировке ряд черт, сближающих ее с традиционным китайским городом:

  • Представляет собой в плане прямоугольник, ориентированный по странам света;
  • Все здания усадьбы, симметричны относительно центральной оси юг-север;
  • Внутренними поперечными стенами усадьба членится на несколько пространственных единиц;
  • От внешнего мира усадьба отделена стеной, напоминающей городскую.

Жилые помещения в усадьбе потомков Конфуция двух видов — расположенные вдоль центральной оси основные строения тан и боковые флигели у, причем каждому строению тан соответствует находящаяся справа и слева пара строений у.

О многих аспектах материальной культуры минского времени можно судить по миниатюрным моделям усадеб, выполненных из обожженной глины и весьма реалистично имитирующих бытовавшие прототипы. Наиболее простая по планировке усадьба имела два двора и одно центральное здание, в более сложном подтипе усадьбы внутреннее пространство имело трехчастное деление с двумя центральными зданиями. Одно из зданий было значительно выше остальных и представляло собой двухэтажную башню, приспособленную для круговой обороны.

Источник

Национальная мебель по странам — Китай

История китайской мебели делится на четыре периода:

мебель существовала только на уровне пола: стульев еще не было, люди сидели и спали на полу, 8 век до нашей эры — 2 век нашей эры ;

появилась мебель на уровне стула: низкие стулья, кресла, кровати, которые постепенно становились выше, 2–10 века нашей эры ;

новый стиль — лёгкая, изящная мебель нестандартной высоты, 10–13 века нашей эры ;

национальный стиль — мебель из массива с резьбой и росписью, с 14 века нашей эры .

Древняя китайская мебель на уровне пола — с 8 века до нашей эры по 2 век нашей эры

На раскопках царства Чу (8–5 век до нашей эры) были найдены предметы мебели из дерева. Учёные не смогли извлечь их из гробницы, но описали. Чайные столики и платформы для сидения были покрыты чёрным и красным лаком и украшены резьбой.

Из наследия династии Хань (3 век до нашей эры — 3 век нашей эры) сохранились барельефы, рисунки и предметы мебели.

Подголовник из нефрита правителя Хань, 1 век нашей эры

«Пирушка» , рельеф, около 2 века нашей эры

Рисунки, рельефы и письменные описания царства Чу и династии Хань сообщают о том, что пол — основное жилое пространство, на котором сидели, спали, ели. Для сидения и сна использовали плетёные циновки. Короткие топчаны «та» и длинные «чуан» предназначались для почётных гостей и хозяина дома. Для еды и работы были низкие чайные столики.

В царских дворцах и богатых домах стояли деревянные кровати, столики, отдельные подлокотники и спинки, сундуки, вешалки и ширмы из бамбука. Мебель украшали резьбой, черепаховым панцирем, слоновой костью.

Окна в доме считали украшением, поэтому оконные рамы делали резными.

Лю Суннянь, «Архат» , 12 век нашей эры — кровать, подставка для ног, топчан

Древняя китайская мебель на уровне стула — 2–10 века нашей эры

Первые стулья были заимствованы правителями Китая у кочевников, которые принадлежали другим культурам. Складные стулья «хучуан» кочевники использовали как подставку, чтобы взобраться на лошадь.

Вместе с кочевниками в Китае появился буддизм и буддийские предметы мебели — кресла, табуреты, платформы для медитации. Каркасы для мебели делали из бамбука, а сидения плели из соломы или гибких прутьев.

Аристократы и правители стали использовать в обиходе большие низкие столы и табуреты для приёма пищи. Царские придворные отдыхали и ждали указаний на деревянных скамьях.

Неизвестный автор, «Дворцовые радости» , 7-10 век нашей эры — стол и табуреты

Гу Хунчжун, фрагмент картины «Ночная пирушка Хань Сицзая» , 10 век нашей эры — стулья с высокой спинкой, столики

Фрагмент картины «Ночная пирушка Хань Сицзая» — кровать с высокой спинкой

Новый стиль в 10–13 веках нашей эры

Из-за нехватки древесины мебель делали не из массива, а из мелких деревянных деталей, ротанга и бамбука. Мебель выглядела лёгкой, изящной. Кровати, диваны, столы и стулья были выше, чем привычная нам мебель, поэтому использовали подставки для ног.

Лю Суннянь, «Собрание учёных мужей» , 12 век нашей веры — стол, табурет

С 10 века мебель начала появляться и в домах крестьян.

Начало национального стиля — 14 век

В стране появилась крепкая древесина (чёрное, розовое дерево, тик), поэтому мебель стали делать из массива.

в красный — символ огня, цвет благополучия;

чёрный — символ серьёзности;

голубой — цвет неба;

коричневый — нейтральный цвет.

Украшали расписными или резными цветами и национальными символами, вставками из панциря, металла, раковины, полудрагоценные камни. Массив позволил придать мебели округлые формы.

В 17 веке европейцы переняли у китайцев технику лакирования мебели. Лак наносили большим количеством слоёв, а потом украшали резьбой по лаку.

Загнутые края столешниц и изгибы в декоре заимствованы в культуре буддистов. Считается, что изгибы отгоняют злых духов.

Современный комод в стиле 17 века для женских покоев

Сидения и ложа мягкой мебели были деревянными или плетёными. Для удобства на них клали подушки или покрывала.

Современный стул в национальном стиле с плетёным сиденьем

В доме было много полок и подставок для ваз и безделушек-символов.

Шкаф с традиционной резьбой и завитками, Пекин, 19 век

Современные китайцы покупают и производят европейскую мебель, производство которой дешевле. Национальная мебель считается признаком богатства.

Источник

Китайский стиль в интерьере: описание, фото

Европейцы начали «бредить» Китаем после путешествий Марко Поло. Уже тогда, во времена Средневековья, в Поднебесной существовали интерьерные традиции. Дом для китайца был не просто крышей над головой и набором необходимых предметов, а вещественным отражением его отношения к миру и жизни…

Китайский стиль в интерьере

История: от рококо до авангарда

Острый интерес к китайскому быту захлестнул Европу в конце XVII века, когда пресыщенная знать открыла для себя фарфор, привозимый первыми купцами. Тончайшая посуда была не только необычной на вид, но и гигиеничной, ведь фарфоровую чашку, в отличие от серебряной, достаточно было ополоснуть.
Пристрастие к фарфору повлекло за собой увлечение всем, что напоминало о далекой, манящей стране. Так появился шинуазри – китайское рококо.
Аристократы приказывали зодчим проектировать беседки в виде пагод, а покои украшались шелковыми ширмами, веерами и вазами.
Впрочем, о Китае в те годы знали очень мало, поэтому стиль носил поверхностный характер – с немалым налетом фантазии.

Вторая волна моды на китайский интерьер накрыла Европу в начале XX века и… держится до сих пор. Культура Поднебесной стала более открытой, теперь, обставляя дом на китайский манер, его хозяин не ограничивается декором, а соблюдает правила фэншуй, чтит китайские обычаи. Тем самым он привносит в жилище не только экзотический колорит, но и микроклимат.

Концептуальные особенности китайского стиля в интерьере

Простота и выразительность – первое, с чем ассоциируется китайское жилище.
Ему присущи:

  • негромоздкая, низкая мебель;
  • применение интарсии – деревянной инкрустации, которой украшают поверхности
  • комодов и шифоньеров;
  • наличие раздвижных ширм-перегородок
  • продуманность и сдержанность в выборе аксессуаров.

Придерживаясь этих критериев, китайскую обитель нетрудно создать в любом уголке планеты.

Отделка: господство дерева

Этнические стили, к которым относится китайский, «не любят» ультрасовременных материалов и технологий.
Стены квартиры в китайском стиле покрывают либо бамбуковыми, либо тканевыми шпалерами.
Не запрещаются бумажные обои, придуманные некогда в Китае; возможна и роспись на штукатурке: цветущие ветки, горные ландшафты, диковинные птицы.
Каждый из рисунков – символ, привлекающий в дом определенную энергию, поэтому к узорам нужно отнестись серьезно.
Если комната небольшая, одну из стен уместно покрыть деревянными панелями темного цвета, это визуально увеличит помещение, придаст ему чеканности, картинности.

На полы, если вариант с бамбуковым паркетом, увы, недосягаем, подойдут как крупная плитка, так и древесина с насыщенной текстурой.

Самое сложное в отделке китайского дома – пожалуй, потолки. Они обычно многоуровневые, что создает иллюзию небес над головой. Для этого используют прямоугольные, украшенные резьбой конструкции из дерева, которые оснащены подсветкой и контрастируют со стенами.

Цветовое решение: ярко и смело

Китайцы верят, что красный цвет привлекает удачу. Редко какой дом обходится без фрагментов киноварного оттенка: это может быть стена, обивка, ковер на полу. А самая популярная цветовая триада – сочетание красного, черного и золотого.
Основной тон, а в современном китайском жилище это может быть не только красный, но коричневый, бордовый, даже зеленый, часто разбавляют желтыми акцентами.

Солнечный цвет в Поднебесной символизирует благородство и широко использовался при оформлении дворцов.

Стилевая мебель

Безусловно, она деревянная. В приоритете:
▫ маньчжурский орех;
▫ дуб;
▫ сандаловое;
▫ красное дерево;
▫ бамбук;
▫ ротанг.
Часто можно увидеть и предметы из фанеры, покрытой алой краской, расписанной иероглифами и типичным орнаментом.
Китайская мебель на вид немассивная и ниже европейской. Приземистость – характерная черта шкафов-стеллажей, этажерок, лежаков и кресел.

В богатых гостиных мебель, большей частью, лакированная, с ажурной фанерной интарсией, со вставками из перламутра, черепахового панциря, благородной древесины.

Обстановка квартиры в китайском стиле – воплощение достоинства: все предметы изящны, функциональны, но их немного. Низкий диван, бамбуковое кресло, столик для чая круглой или овальной формы порой составляют весь ансамбль главной комнаты.
Излишне добавлять, что меблировка китайского дома осуществляется согласно принципам фэншуй: одни предметы располагаются попарно, другие симметрично.

Аксессуары: сказочное богатство

Интерьер в китайском стиле не перегружен безделушками. Однако выбор их огромен. Это, например:

  • вазы, статуэтки, посуда из фарфора;
  • коврики, веера, салфетки из бамбука;
  • фигурки, куклы, чашечки из керамики;
  • живые хризантемы и пионы в вазах, мини-деревья бонсай.

Кроме рациональной, декоративную роль играет и ширма: она может быть расписана пейзажами или же украшена картиной.

Эффектным, завершающим аккордом обстановки станут пара бронзовых колокольчиков, бумажные фонарики и ароматические палочки.
Украшение комнаты в китайской стилистике требует не только безупречного вкуса, но еще и знаний. Ведь каждая деталь – цветок лотоса или фигурка дракона – исполнена тайного смысла.

Освещение: естественно и лаконично

В Китае не принято занавешивать окна. Их прикрывают раздвижными матовыми экранами или резными, в характерный квадратик решетками. Впрочем, сегодня для защиты окон можно применять рулонные шторы или бамбуковые ролеты.
Лампы тоже редко оснащают колпаками и плафонами. Однако не редкость – торшер под абажуром из тонкой рисовой бумаги. Центр гостиной, спальной, столовой часто украшают люстрой в китайском стиле.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями