Стиль модерн графический дизайн

Графика модерна

Искусство модерн в графическом дизайне

Модерн был международным дизайнерским движением, которое возникло и затронуло все дизайнерские искусства — архитектуру, моду, мебель, графику и дизайн продукции — в течение 1890-х и начала 20-го века. Его определяющей характеристикой была извилистая криволинейная линия. Графический дизайн в стиле модерн часто использовал стилизованные абстрактные формы, контурные линии и плоское пространство, вдохновленное японским Укиёэ гравюры на дереве. Художникам на Западе стало известно об Укиёэ гравюрах, поскольку торговля и общение между восточными и западными народами усилились в течение второй половины 19-го века. Опираясь на пример японцев, дизайнеры в стиле модерн сделали цвет, а не тональное моделирование, основным визуальным атрибутом своей графики. Одним из самых инновационных плакатов движения в стиле модерн был художник Анри де Тулуз-Лотрек «с 1893 постера танцора Джейн Аврил, которая тогда выступала в Jardin de Paris. На этом и других подобных плакатах Тулуз-Лотрек запечатлел живую атмосферу, превратив образы в простые плоские формы, которые передают производительность и окружающую среду. Хотя Тулуз-Лотрек выпустил всего около трех десятков плакатов, его раннее применение влияния Укиёэ продвинуло графический дизайн к более редуцирующим образам, которые обозначали, а не изображали предмет. Он часто объединял надписи со своими образами, рисуя их в той же непринужденной технике, что и графические элементы.

Джейн Аврил , литографический плакат Анри де Тулуз-Лотрека, 1893; в музее Тулуз-Лотрека, Альби, Франция.

Читайте также:  Красивое украшения для торта дома

Альфонс Муха, молодой чешский художник, работавший в Париже, по праву считается графическим дизайнером, который привел стиль ар-нуво к своему высочайшему визуальному выражению. Начиная с 1890-х годов он создавал проекты, в которых, как правило, изображались красивые молодые женщины, чьи волосы и одежда кружатся в ритмичных узорах, — которые достигли идеализированного совершенства. Он организовал в плотные композиции роскошные декоративные элементы, вдохновленные византийским и исламским дизайном, стилизованные надписи и извилистые женские формы. Как и многие другие дизайнеры того времени, Муха впервые получил публичное уведомление о дизайне плакатов, но он также получил комиссионные за обложки журналов, упаковки, оформление книг, рекламные материалы и даже почтовые марки. Таким образом, роль и сфера деятельности графического дизайна неуклонно расширялись на протяжении всего периода.

Постер к пьесе Лоренцаччо в главной роли Сары Бернхардт по проекту Альфонса Мухи, 1896.

Уилл Брэдли, американский дизайнер-самоучка, стал еще одним практикующим в стиле модерн. Обложки его журналов, стили надписей и постеры демонстрировали широкий спектр методов и подходов к дизайну. Брэдли синтезировал вдохновение из европейских движений в стиле модерн и искусств и ремесел в личный подход к визуальным образам. К 1890-м годам процессы фотогравировки (изготовление печатных форм из оригинальных произведений искусства) были усовершенствованы. Это позволило намного более точно воспроизвести оригинальное произведение искусства, чем ручная гравировка, которая часто была лишь интерпретацией оригинала гравером. Работа Брэдли, в которой он интегрировал слова и изображения в динамичное целое, была напечатана с пластин с использованием этой новой технологии. Модерн отверг историзм и подчеркнул формальное изобретение, и поэтому он стал переходным движением от викторианского дизайна к современным художественным движениям начала 20-го века. Этот смысл перехода совершенно очевиден в работах бельгийского художника и дизайнера Анри ван де Вельде. Перейдя от постимпрессионистской живописи к мебели и графическому дизайну в 1890-х годах, он использовал линии и формы, вдохновленные природой, и абстрагировал их до такой степени, что они выглядели как «чистая форма»; то есть они появились как абстрактные формы, придуманные дизайнером, а не как формы от природы. В таких работах, как его плакат для пищевого концентрата Tropon (1899), волнообразные линейные движения, органические формы и теплые тона объединяются в необъективное графическое выражение. Хотя этот плакат был истолкован как означающий процесс разделения яичных желтков и белков, типичный зритель воспринимает его как чистую форму.

Читайте также:  Современные люстры 2021 года

Плакат для пищевого концентрата Tropon, разработанный Генри ван де Вельде, 1899.

Точно так же исследует проблемы формы и частично вдохновлен теориями и работами американского архитектора Фрэнка Ллойда Райта, архитекторов Чарльз Ренни Макинтош и Дж. Герберт Макнейр присоединился к художникам (и сестрам) Маргарет и Фрэнсис Макдональд в революционный период творчества, начиная с 1890-х годов. Эта группа в Глазго, Шотландия, объединила прямоугольную структуру с романтическими и религиозными образами в своей неортодоксальной мебели, ремеслах и графическом дизайне. Например, на плакате, сделанном для Института изящных искусств в Глазго (1895), акцент группы на возрастающей вертикальной композиции очевиден.

Плакат для Института изящных искусств Глазго, разработанный Дж. Гербертом МакНейром, Фрэнсис Макдональд и Маргарет Макдональд, 1895.

Источник

дмитрий кучев

Эволюция графических стилей. Стивен Хеллер и Сеймур Чваст, ИЗДАЛ, 2016

В апреле прочитал «Эволюцию графических стилей» Хеллера и Чваста. В ней авторы рассказывают о формальных и визуальных характеристиках соответствующих периодов дизайна. Тогда мне казалось, что я, наконец, разложил для себя все по полочкам.

Недавно поймал себя на том, что вновь путаю Ар-нуво и Ар-деко, а при упоминании Движения искусств и ремесел судорожно думаю Так-так-так, я про это где-то читал. Даже не в одной книге. Поэтому составил для себя памятку по графическим стилям.

Не ставлю себе задачу запомнить все подстили. Хочу разобраться с большими стилями. Мне сейчас не важно знать отличия Югендстиля от Венского сецессиона, но хочется отличать Поздний модернизм от Постмодернизма.

В блоках Запомнить намеренно упрощаю признаки. В ряде случаев опираюсь на имеющийся опыт, поэтому пишу Похоже на такого-то художника, так как мне это о чем-то говорит.

Весь текст — выдержки и цитаты из Хеллера и Чваста. Мои только блоки Запомнить и подборки изображений.

Будет здорово, если памятка окажется полезной кому-то кроме меня. Если вы видите грубые ошибки, напишите в комментариях.

Викторианский стиль (1830—1900-е гг.)

Для дизайна печатных изданий типичным явлением стала повсеместная тяга к орнаментированию, которая часто проявлялась в имитации чудачеств викторианских архитекторов.

Стемление заказчиков сделать рекламу максимально заметной приводило к появлению весьма оригинальных акцидентных шрифтов вычурной и замысловатой формы. ‹…› Дизайнеры безжалостно обходились с утонченными гарнитурами Дидо и Бодони XVIII века, смело увеличивая их и делали жирнее.

Наряду с жирными шрифтами другой типичной для викторианской эпохи типографической формой стали брусковые, или египетские, шрифты, популярность которых связана с интересом к Египту после наполеоновских воин.

Типичная черта викторианской типографики — немыслимое количество начертаний и кеглей, «утрамбованных» в один заголовок, — объяснялась практическими соображениями и стремлением печатников использовать каждый дюйм пространства листа.

Причиной безыскусности этих творений было то, что бизнесмены викторианскох эпохи не видели связи между своими представлениями о прекрасном, которые формировались под влиянием полотен эпохи Возрождения, и сиюминутными практическими нуждами бизнеса и рекламы.

Запомнить

Движение искусств и ремесел (1850—1900-е гг.)

С визуальной точки зрения стиль Движения искусств и ремесел остался верен орнаменту как ключевому элементу викторианского стиля, но объявил войну барочным и романтическим излишествам своего времени.

Диапазон Движения искусств и ремесел простирался от наиболее характерной примитивной готики до асимметричных растительных композиций и изысканного орнаментализма.

Запомнить

Ар-нуво (1890—1910-е гг.)

«Цветочное безумие», «истерика линий», «странная декоративная болезнь», «стилистическая вседозволенность» — так отзывались современники об ар-нуво. ‹…› Ар-нуво стал бунтом против пронизанной духом прошлого викторианской эстетики.

Художники переосмысливали искусство Востока, в чем-то подражали рококо, восторгались цельностью формы и романтической отстраненностью кельтских манускриптов.

Рекламные плакаты товаров и афиши мероприятий сочетали изящество японских гравюр, мистику символизма и манеры постимпрессионизма.

Автором самых знаковых образцов стиля ар-нвуо стал Альфонс Муха. Для его «византийской манеры» характерны идеализированные женские портреты в окружении херувимов, пальмовых листьев и мозаики.

Запомнить

Экспрессионизм (1900—1920-е гг.)

Представители фигуративного экспрессионизма демонстрировали отход от буквальной реальности и стремились передать образное внутреннее самовыражение.

Экспрессионисты искажали и удлиняли пропорции человеческих фигур и пейзажей, повышая эмоциональный накал своей графики.

Запомнить

Примитивная ксилография. Искаженные пропорции тела. Напоминает работы Шиле.

Модернизм (1910—1940-е гг.)

Ассиметричная типографика, геометрическая верстка, фотоиллюстрация — все эти приемы сформировали новый формальный язык модернизма.

Футуризм и конструктивизм
Графический стиль футуризма следует из теории о том, что энергию Вселенной в живописи и графике нужно изображать как динамическое ощущение, что движение и свет разрушают целостность твердых тел и постоянно трансформируют реальность.

Ган и Телингер создавали шрифтовые композиции, которые самой своей формой иллюстрировали текст — типографика несла содержательную и эмоциональную нагрузку.

Родченко создавал визуальные образы, притягательные своей напряженной геометрией, яркими цветами и броской типографикой.

Конструктивизм — своеобразный стиль, главными изобразительными элементами которого стали гротескный шрифт и комбинация графики с фотомонтажом.

Баухаус и Новая типографика
Дизайн всего, что делалось в школе Баухаус, определялся функциональными потребностями, а не стремлением соответствовать некому стилю. Главными чертами изданий школы были упорядоченность, система, асимметричная типографика и модульная сетка. Декор сводился к линиям, прямоугольникам и кругам. На смену реалистичности иллюстрации пришла фотография и монтажные приемы. Непременным атрибутом стал гротескный шрифт.

Самое простое определение Новой типографики — отказ от классических канонов симметрии.

Типографика Эля Лисицкого стала первым формальным воплощением нового подхода, и его приемы — гротескные шрифты, ограниченный набор основных цветов и нарочитая геометричность — на долгое время прижились в рекламной типографике как клише.

Яркий контраст между динамикой фотоколлажа и сдержанно типографикой текста.

Чистая типографика в духе Стиля, акцентированные вертикали и горизонтали, прямоугольные формы и большие площади основных цветов — характерные черты голландской Новой типографики.

Запомнить

Ар-деко (1920—1930-е гг.)

Скорее геометричный, нежели ассиметричный, скорее прямой, нежели криволинейный, ар-нуво вобрал в себя русские балетные сезоны, искусство ацтеков и индейцев Северной Америки и даже некоторые черты Баухауза, а после открытия гробницы Тутанхамона в 1922 году стал уникальным сплавом египетских пирамид, солнечных лучей, электрических разрядов и небольшой щепотки чарльстона в довесок.

Стиль ар-деко явился очередным подтверждением конца традиционного дизайна, но в отличие от классического модернизма в его основе лежала мания нового.

В 1929 году парижский дизайнер Альфред Тольмер издал книгу «Верстка», где сформулировал каноны книжного дизайна в стиле ар-деко. ‹…› Чтобы получить большее число комбинаций верстки, нужно отказать от строгой системы вертикалей и горизонталей. выработать альтернативную систему. наклонных линий и кривых.

Ар-деко — сочетание утонченной эстетики и флера современности, атмосфера эксцентрики и фантасмагории. ‹…› Ар-деко содержало отсылки к роскоши и экстравагантности.

Следуя манере модной иллюстрации, художники плаката сформулировали собственный графический язык эпохи — декоративный и антиимпрессионистский. Словолитни разрабатывали новые акцидетные шрифты.

Запомнить

Поздний модернизм (1940—1980-е гг.)

Интернациональный стиль
Изображение и текст располагались исходя из критериев функциональности. Пространство чутко вымерялось на основе математических пропорций. Должное внимание уделялось типографике.

Характеристиками их дизайна были предметная фотография, гротескные шрифты, отсутствие какого-либо декора и строгая композиция, основанная на модульной сетке.

Философия швейцарского дизайна формировалась в двух центрах — школах Цюриха и Базеля. Представителем первой выступал Йозеф Мюллер-Брокман, а второй — Армин Хофманн.

Запомнить

Постмодернизм (1970—1990-е гг.)

В эклектичной обстановке дизайна 1980-х понятие «постмодернизм» применялось к своеобразному межнациональному стилю, который основывался не на догматике, а на довольно бессистемном смешении различных теорий и практических приемов дизайнеров-одиночек. ‹…› В наиболее общей трактовке постмодернизмом можно назвать творчество всех дизайнеров, которые не являются строгими сторонниками модернизма баухаузовского толка, в том числе неодадаизм, неоэкспрессионизм, панк и азиатский модернизм.

В постмодернизме для достижения коммерческой привлекательности используется сочетание декоративности, исторических художественных заимствований и новых технологий. Различные вариации постмодернизма связывали между собой отчетливые визуальные признаки: игривая геометрия с текучими элементами, зазубренными линейками, случайно расположенными точками и линиями; пастельная цветовая гамма; несогласованные шрифты с разрядкой, а также многочисленные аллюзии на исторические образцы изобразительного искусства и дизайна.

Дизайнеры искали предел новизны типографики, при котором она остается функциональной.

В основе всех видов дизайна 1980-х лежит игра и эклектика.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями