Стиль моне техника изображения

Клод Моне — Стиль и техника

ОДЕРЖИМОСТЬ СВЕТОМ И ЦВЕТОМ

Одержимость Моне светом и цветом вылилась в многолетние исследования и эксперименты, целью которых было зафиксировать на холсте мимолетные, ускользающие оттенки природы.

Картины Моне породили новое течение в живописи — импрессионизм, а сам Моне признан величайшим и наиболее типичным представителем этого направления. На протяжении всей своей долгой жизни Моне неуклонно следовал основным правилам импрессионизма — запечатлевать на холсте сцены современной жизни (у Моне — это пейзажи) и работать на открытом воздухе.

РАБОТА НА ПЛЕНЭРЕ

Практика работы художника на открытом воздухе (пленэре) не была чем-то совершенно новым. Ещё в начале XIX века английский художник Джон Констебл часто писал на природе свои наброски и этюды маслом. В 1840 годах, следуя его примеру, группа французских художников собиралась в деревушке Барбизон возле леса Фонтенбло с целью писать пейзажи, которые должны изображать «подлинную природу». Камиль Коро, которого многие импрессионисты высоко ценили за его неидеализированный взгляд на природу, также писал маслом на пленэре, призывая художников «следовать своему первому впечатлению».

Читайте также:  Современный дизайн с элементами классик

Наиболее важную роль в становлении Моне как художника сыграла его юношеская дружба с пейзажистом Эженом Буденом, специализировавшимся на небольших воздушных приморских пейзажах, которые он создавал на открытом воздухе. Боден настоял на том, чтобы Моне присоединился к нему во время одного из таких сеансов в Гавре. «Неожиданно пелена спала с моих глаз», — писал позже Моне.

Там же, в Гавре, Моне познакомился с голландским художником Йоханом Бартольдом Йонкиндом, который старался передать нежнейшие оттенки воздуха и настроения в своих морских пейзажах. Позже Моне говорил о нем: «Он был человеком, который окончательно развил мое зрение».

В Аржантёе Моне работал на открытом воздухе, часто в сопровождении Камиллы, сидя в специально построенной для этого лодке. Эдуар Мане запечатлел художника за работой в 1874 году. Работа на пленэре стала по настоящему возможной благодаря изобретению в 1841 году мягких тюбиков для краски. Краски в тюбиках были более густые чем прежние, хранившиеся в специальных ящиках, поэтому художникам потребовались более толстые и короткие кисти, чтобы пользоваться ими. Краски в тюбиках требовали от художников слегка измененной техники письма и вдохновили их на более широкое использование различных «готовых» цветов.

ЧТО ВИДИТ ГЛАЗ НА САМОМ ДЕЛЕ

Моне узнал, что картина, написанная на открытом воздухе, обладает уникальной свежестью и жизненностью, которых невозможно достичь, работая в мастерской, где художник заранее представляет себе то произведение, которое он собирается создать. Совет, данный Моне художникам, четко раскрывает его собственный подход к картине: «Старайтесь забыть о том, что вы видите перед собой, — о дереве, доме, о поле, о чем угодно. Просто думайте, что в этом месте — маленький синий квадрат, там — продолговатая розовая фигура, и продолжайте до тех пор, пока у вас не возникнет наивного впечатления от картины, которая находится перед вашими глазами». Таким образом, впечатление представляет собой зрительный импульс, создаваемый увиденным в данный конкретный момент.

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ИДЕЯ

Для всех импрессионистов, и для Моне в особенности, основной целью искусства было запечатлеть ускользающее, мимолетное впечатление. В то время такая мысль казалась революционной и шокировала не меньше, чем неприкрытый реализм Курбе в его картине «Каменотесы» или авангардные работы Мане «Завтрак на траве» и «Олимпия». Сам Моне стал знаменем импрессионистов благодаря своей любви ко всему современному и свежей манере письма.

НОВАЯ ТЕХНИКА

Для достижения поставленных целей художнику требовались новые технические приемы письма. Моне, в частности, выработал собственную технику письма, нанося на холст короткой кистью широкие грубые мазки, жирные разбросанные точки, черточки, зигзаги и толстые штрихи. Моне одновременно работал над всем пространством картины, веря, как он позже говорил, что «первый слой краски должен покрыть как можно большую часть холста и неважно при этом, насколько грубо он будет нанесен».

Совершенно по-новому, революционно, Моне использовал цвет, вдохновленный, без сомнения, открытиями Эжена Шевреля о способе зрительного восприятия. Шеврёль доказал, что соседствующие основные цвета цветового круга друг друга смягчают, а наибольший контраст достигается при соседстве дополнительных цветов. Другим важным его открытием было то, что цвет не является неотъемлемым свойством предметов. Цвет — это просто способ, которым смешивается свет, отражаясь от поверхности предмета. Как и его товарищи-импрессионисты, Моне обычно пользовался ограниченной палитрой, предпочитая чистые, не смешанные цвета и рисуя на холстах, предварительно покрытых белым или кремовым грунтом, благодаря чему нанесенные краски становились светлее и ярче.

Другим важным открытием, повлиявшим на видение художников, стала фотография. На снимках того времени движущиеся предметы воспринимаются как размытые пятна, а четкие очертания имеют только неподвижные предметы. Этот эффект явно отразился в похожих на муравьев фигурках людей, которых мы видим на картине Моне «Бульвар Капуцинок» (1873).

ИЗМЕНЕНИЕ ОБЪЕКТА ИЗОБРАЖЕНИЯ

Очень интересно проследить, как на протяжении долгой жизни менялось отношение Моне к изображаемым объектам. Несмотря на то что он постоянно был поглощен игрой света, на ранних своих картинах Моне чаще всего изображал на фоне ландшафта написанные в привычной манере человеческие фигуры.

Однако ближе к 1880-м годах Моне все больше начинает привлекать природа в чистом виде. Если на картинах этого периода и появляются фигуры или неодушевленные предметы, они обычно играют вспомогательную роль и отходят на второй план.

СЕРИИ КАРТИН

Несмотря на то, что художники во все времена создавали ряд набросков одной сцены, до Моне не было ни одного, кто написал бы один и тот же объект несколько раз при различном освещении и разных погодных условиях. Картины Моне представляют целые серии, изображающие стога сена, тополя, собор в Руане, вид Лондона с Темзы и, наконец, кувшинки.

Лондонские пейзажи Моне, написанные в 1899-1901 годах, с их рассеянным светом и рассеянным цветом, — это виртуозные, драматичные произведения искусства, по которым можно проследить эволюцию стиля художника к почти абстрактной манере. Они показывают постепенное продвижение художника к объекту, который он будет писать во все оставшиеся годы жизни, создавая свои сады и превращая их в редкостные произведения искусства.

Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и неповторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи.

Биография художника

Работы художника

Арка на запад от Этрета

Впечатляющие меловые скалы близ Этрета, на побережье Нормандии, манили к себе художников ещё с XVII века. Моне приезжал сюда каждый год с 1883 по 1886 и написал здесь более 60 полотен, на шести из которых изображен один и тот же вид самой большой арки, известной как Маннпорт.

Терраса в Сент-Адресс

Один из ранних шедевров Моне. Картина написана в тот период, когда страдающий от нужды художник был вынужден оставить Париж и вернуться в отцовский дом в Сент-Адрессе. На картине изображены отец Моне, его тётка и кузина. В тот период Моне ещё стремился к строгому построению картины: она чётко прописана и тщательно выверена по композиции.

Поле маков у Аржантёя

На картине «Поле маков», представленной на первой выставке импрессионистов, изображены жена Моне Камилла и их сын Жан в поле неподалёку от дома в Аржантёе. Как и на многих других работах Моне, Камилла нарисована с зонтиком в руке, и его изящные очертания придают картине особое впечатление.

Водяные лилии

Эта картина Клода Моне является одной из наиболее поразительных в серии из 60 холстов, изображающих пруд с кувшинками, которые Моне написал в период между 1914 и 1917 годами. Плавающие на воде кувшинки резко обрезаются краями холста, создавая впечатление, что картина на самом деле является лишь частью чего-то большего.

Источник

Техника живописи Клода Моне

ЕСЛИ ВЫ КОГДА-ЛИБО ХОТЕЛИ ЗНАТЬ, КАК ПИСАТЬ, КАК МОНЕ, ВЫ, КОНЕЧНО, НЕ ОДИНОКИ. ВОТ НЕКОТОРЫЕ ИЗ ЕГО МЕТОДОВ.

Живопись Моне « Впечатление», «Восход солнца» с 1873 года была картиной, которая заставляла искусствоведа Луи Лероя мотивировать термин «импрессионизм», хотя его намерение было более оскорблением, чем комплимент в то время.

МОСТКИ МОНЕ НЕВЕРОЯТНО ПРОСТЫ.

Чтобы поддерживать тот же уровень спонтанности и энергии во всем, он не работал ни одной части картины за несколько коротких штрихов, позволяя зрителю «оптически сочетать» информацию о цвете и ценности. В этой детали воды вы можете видеть приподнятые края толстой краски и интенсивный, почти прямолинейный цвет.

Его короткие удары и тяжелые импасто предвидеть как работу Винсент Ван Гог несколько лет спустя и пуантилист методы Жоржа Сера.

Стога сена в Живерни 1884

СЕРИЯ « СЭНДВИЧ» МОНЕ ДЕМОНСТРИРУЕТ СВОЙ ПОДХОД К ЗНАКОМОЙ ПРОБЛЕМЕ ДЛЯ ПЕЙЗАЖИСТОВ: АТМОСФЕРНАЯ ПЕРСПЕКТИВА.

Художники уже давно знают, что отдаленные объекты, близкие к горизонту, кажутся более синими и светлее, чем дальше. Традиционный подход заключался в том, чтобы мягко нарисовать атмосферную перспективу, используя, насколько это возможно, смешанную и рассеянную мазку, чтобы сделать изображения более отдаленными. Моне встряхивает эту традицию, энергично атакуя эту область своими короткими короткими штрихами, снова уговорив зрителя «оптически смешивать» штрихи и ценности, и он все еще исчезает на заднем плане.Сами стога — отличный пример того, как ценность, цвет и контекст имеют большое значение для описания чего-то. Моне не нужно рисовать отдельные соломинки для зрителя, чтобы увидеть сено-другое блестящее «впечатление».

Три исследования Руанского собора 1894

МОНЕ БЫЛ ОЧАРОВАН ВЗАИМОДЕЙСТВИЕМ СВЕТА С ЕСТЕСТВЕННЫМ И ПОСТРОЕННЫМ ЛАНДШАФТОМ, А ЕГО СЕРИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ РУАНСКОГО СОБОРА С 1894 ГОДА ЯВЛЯЕТСЯ ОДНИМ ИЗ САМЫХ ПОДРОБНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ТОГО, КАК СВЕТ МЕНЯЕТСЯ С ТЕЧЕНИЕМ ВРЕМЕНИ И В ЛЮБУЮ ПОГОДУ, КАКУЮ КОГДА-ЛИБО СОВЕРШАЛ ЛЮБОЙ ХУДОЖНИК.

Особенно интересно то, как техника Моне меняется, чтобы реагировать на различные световые сценарии — в условиях мягкого света мазкие маны Моне также мягки и рассеянны, а его impasto становится более агрессивным и скульптурным, когда сцена содержит более сильный и сильный свет. Эта серия картин также подчеркивает скорость, с которой Моне, должно быть, пришлось работать, чтобы запечатлеть свет в нужные моменты.

Водяные лилии 1899

Когда вы впервые сталкиваетесь лицом к лицу с одной из больших картин из серии « Водные лилии Моне» , трудно понять, как нечто столь монументальное по масштабу может показаться таким деликатным и мирным. Если вы посмотрите немного ближе, то также заметно, насколько Monet достигли чрезвычайно ограниченной палитры в основном приглушенной и грязной зелени и блюза. Но лилии, похоже, светятся светом, как отражения в воде.

СЕКРЕТ МОНЕ, СОЗДАЮЩИЙ ПРУД, КАЖЕТСЯ ТРЕХМЕРНЫМ, СОСТОИТ В ТОМ, ЧТО ТОЛЬКО ЛИЛИИ ЯВЛЯЮТСЯ IMPASTO, С МАЛЕНЬКОЙ ЧАСТЬЮ ИНДИГО, НАПИСАННОЙ ПОД КАЖДЫМ, СЛУЖАЩИМ ТЕНЬЮ И ОТРАЖЕНИЕМ.

Сам пруд, хотя и выполненный из мохнатых мазков Моне, плоский и гладкий. В середине всего есть сияющий пышный желтый цветок, сбалансированный против дополнительного синего отражения.Техника Моне сделала его синонимом импрессионизма, но они не являются исключительными для этого движения. Вы можете видеть его влияние во многих современных картинах, как репрезентативных, так и абстрактных.

Источник

Самые известные картины Клода Моне с описанием

1. «Лондон. Парламент»

Уильям Тернер, британский мастер романтического пейзажа, был открыт Клодом Моне во время пребывания в Лондоне в 1870 году. Воздушная легкость живописи Тернера поразила импрессиониста. Обоих художников объединил настойчивый поиск способа воплощения в полотне мимолётного впечатления, но романтизм Тернера был неприемлем для Моне.

Спустя три десятилетия Моне возвращается на берега Темзы, помнящей его молодость. У него возникает желание посвятить новую серию полотен лондонскому туману: «Я попробую запечатлеть здесь несколько эффектов, связанных с потрясающим туманом над Темзой».

После 1901 года Клод Моне не выезжал из Живерни, лондонская серия картин, состоящая более чем из 37 полотен, была закончена в мастерской. В это время им была разработана сложная система соотношений цветов, без непосредственного соприкосновения с натурой, практически в абстрактной манере. Здание Парламента окутано густым туманом, сквозь который проступают его очертания. Оно предстает силуэтом, размытой тенью, лишенной материальности. Серия была показана в галерее Дюран-Рюэля с 9 мая по 4 июня 1907 года.

Мираж, феерия, фантасмагория, реальность и абстракция, правда жизни и декоративность, очарование красок и тончайшие переливы цветовых нюансов — вот что поражает в «Кувшинках». Квадратное полотно размером 2х2 метра написано более смело и свободно, чем ранние варианты, которые относятся к 1903-1908 годам. Вид пруда с кувшинками — шаг живописца в сторону абстрактной живописи, отход от идеи картины как описания природы.

Темно-синяя, зеленая, фиолетовая поверхность воды украшена округлыми островками розовых, желтых цветков. Отказавшись от принятых канонов композиции (линии горизонта), он решает сосредоточить внимание на изолированном участке водяной глади. Края холста резко обрезают плавающие на поверхности воды цветы, кажется, словно картина – часть чего-то большего.

«Кувшинки» входят в большой цикл «Нимфеи», состоящий из 250 изображений кувшинок, выполненных в последние три десятка жизни Клода Моне. Основная часть из этих работ была создана уже после того, как у художника начались проблемы со зрением (он страдал от катаракты).

Национальный музей западного искусства, Токио

3. «Впечатление. Восход солнца»

«Впечатление. Восход солнца» — полотно, созданное художником по возращению во Францию из Нидерландов. Критик Луи Леруа, освещавший важное культурное событие — первую выставку импрессионистов, состоявшуюся в 1874 году, писал следующее: «На ней (картине) не было ничего, кроме впечатленчества».

Мане послал холст, написанный из окна в Гавре: солнце в тумане, на первом плане – несколько виднеющихся мачт и корабль. Резкий стремительный мазок у Моне сильно напоминает сверкающее пятно. Добиваясь чистого, прозрачного света, Клод Моне не смешивает цвета на палитре, а использует краску из тюбиков.

Композиционным центром полотна служит яркое солнце, расположенное чуть выше линии горизонта. Преодолевая дымку, светило отбросило на гладкую поверхность воды тёплый отсвет.

Порт едва различим, все вокруг окутано густым туманом, лишь лодки на воде выделяются темно-зелеными пятнами. Их уходящие вдаль силуэты дают явное ощущение бесконечной глубины.

«Впечатление. Восход солнца»

Музей Мармоттан-Моне, Париж

4. «Завтрак на траве»

В 1863 году Клод Моне уговаривает своих друзей на Пасху поехать месте с ним поработать на пленэре в деревню Шайи-ан-Бьер, располагавшуюся на окраине леса Фонтенбло, где летом 1865 года он написал большую композицию «Завтрак на траве». Существует две версии картины: одна хранится в Париже, другая (повторение)– в России.

Моне вслед за Курбе и другом Базилем стремится найти решение проблеме изображения человеческой фигуры на пленэре. «Я поступал как все: сначала исполнял небольшие этюды на пленэре, потом в мастерской компоновал их воедино. Эта картина несовершенна, шероховатости для меня очень важны».

Главная особенность полотна – изображение солнечных лучей, которые проникают сквозь многочисленную листву. В «Завтраке на траве» струящееся лето мягко прикасается к коже изображаемых, тканям на одежде, посуде на скатерти, расстеленной на траве.

«Завтрак на траве»

ГМИИ им. А.С.Пушкина

5. «Сад в Живерни»

В 1883 году в возрасте 43 лет Клод Моне покинул Пуасси, свой дом на берегах Сены, последнее пристанище, которое вот уже несколько лет осаждали кредиторы.

На Живерни он обратил внимание случайно, проезжая мимо деревни на поезде. Именно это тихое, уютное место стало пристанищем для семьи художника. «Кроме живописи и садоводства я ничего не умею делать», -говорил Клод Моне. Нет сомнений, что в этих двух областях он превзошел многих.

В своем саду художник создает множество цветных ковров. Вместо того, чтобы искать мотив в природе, сталкиваясь с непредвиденными трудностями, Моне сам создает то, что хочет написать – он формирует потрясающей красоты сад. Сначала картина возникает в реальности, а потом уже на холсте.

6. «Стога»

Собственное творчество Моне приняло новое направление; это стало очевидным, когда в 1891 году он выставил у Дюран-Рюэля серию из пятнадцати картин, изображающих стогн сена в различное время дня.

Тема стогов в живописи не нова; до Моне ее уже использовали Милле, Гоген, Писсарро и Ван Гог, — каждый по-своему. Моне внедряет два новаторских элемента: тематическую серию и способ видения света.

Художник предполагал вначале, что для передачи предмета при различном освещении достаточно двух холстов — одного для пасмурной погоды, другого для солнечной. Но, работая над этими полотнами, он обнаружил, что эффекты света непрерывно изменяются, и решил удержать все эти впечатления на ряде холстов, работая над ними по очереди, причем каждый холст был посвящен одному определенному эффекту. Таким образом он пытался достичь того, что называл «мгновенностью», и утверждал, что очень важно прекращать работу над одним холстом, как только меняется свет, и продолжать ее над следующим, «чтобы получить точное впечатление от определенного аспекта природы, а не смешанную картину».

«Стога» имели огромный успех. Все полотна были проданы в течение трех дней после открытия выставки по очень высоким ценам: от 3000 до 4000 франков за картину. Камиль Писсарро в письме своему сыну Люсьену в марте 1891 года писал: «Покупают только работы Моне, кажется, что их не хватает. Ужаснее всего то, что все хотят иметь «Стога на закате» . Все, что он делает, отправляется в Америку по иене в четыре, пять, шесть тысяч франков».

Серия «Стогов» — одна из самых поэтичных и артистических в искусстве Моне. Волшебное владение магией взаимодополнительных цветов позволило впервые с такой очевидностью реализовать на холсте отсутствие теней (как темных вариантов того же цвета) и показать из как иной цвет, столь же яркий и прозрачный, как на свету.

«Стога сена в Живерни»

ГМИИ им. А.С.Пушкина

7. «Маки»

Картина, на которой художник изобразил жену Камиллу и сына Жана в поле неподалеку от дома в Аржантее, была показана на первой выставке импрессионистов. Как и на многих других полотнах Моне, Камилла написана с зонтом в руке, изящное очертания которого придают холсту особое очарование.

В левой верхней части «Маков», на вершине холма, поодаль от основных действующих лиц, еще два персонажа. Моне, желавший передать ощущение движения, добавил вторую прогуливающуюся пару (модели были те же – жена художника и сын).

Картина была написана на пленэре, на небольшом переносном холсте. Ракурс выбран таким образом, что яркие цветы, заполняющие левую часть композиции, расположены по диагонали, вдоль которой идут мать с сыном, словно выходя при этом за рамки картины. Насыщенный цвет и движение, которым наполнен этот участок картины, находится в выверенном контрасте со спокойными тонами правого верхнего края полотна, где терракотовая крыша дома искусно связывает задний план с переднем планом композиции.

8. «Руанский собор»

Клод Моне приехал во французский городок Руан в начале февраля 1892 года. Сняв жилье вблизи готического собора, он обеспечил себя единственной точкой зрения на архитектурное сооружение, которое планировал изобразить при разных погодных условиях. Импрессионист писал своей жене Алисе следующее: «У меня была ночь, полная кошмаров, собор сваливал меня вниз, он казался то синим, то розовым, то желтым».

Результатом его стараний стала серия, состоящая из 30 полотен, которую на сегодняшний день принято считать революционной. Художник решил сконцентрировать внимание на отдельных элементах готического собора, остановив свой выбор на портале, башне святого Мартина и башне Альбане.

У Моне интерес составляет лишь игра света на сером камне католического собора. Его увлекает исключительно игра света на камне, небо и земля почти перестают существовать. Камиль Писсарро, побывавший на выставке в галерее поля Дюрана-Рюэля в 1895 году, писал сыну о картинах из этой серии: «Я нахожу в них великолепное единство, к которому сам так стремлюсь».

«Собор в Руане в солнце»

9. «Бульвар Капуцинок»

Красота городского пейзажа завораживает художника, часто изображавшего бульвар капуцинок в различное время года и в разное время дня. Стихия света, в котором формы и краски обретают новую жизнь, вторгается и в такие полотна.

Используя короткие, быстрые мазки кисти Клоду Моне удается передать городскую суету людского общества, спешащего по делам.
В колоритном мареве тонут архитектурные детали зданий, которые расположены на другой стороне бульвара, экипажи. Размыта грань между вертикалями домов и горизонтальной мостовой. При создании этой работы ракурс был выбран аналогично ракурсу в «Террасе в Сент-Андрессе» — свысока.

Картина была написала из окон дома № 35, где находилась студия фотографа Надара. Об этом свидетельствуют две мужские фигуры, изображенные справа- прием, позволивший художнику отказаться от переднего плана.

Диагональ, образованная границей света и тени, уводит взгляд в глубину, где под светло-голубым прозрачным небом тают очертания домов, открывая манящую солнечную даль. Никто до Моне не сумел так живо передать города и в то же время поэтическую озаренность, которую вносит в нее солнечный свет. Его пример оказал влияние на Писсарро, вскоре обратившегося к аналогичным мотивам.

Художественный музей Нельсона-Аткинса

10. «Вокзал Сен-Лазар»

Группа картин, созданных в 1877 году, была посвящена одному из кружных железнодорожных вокзалов Парижа – Сен-Лазар. Стеклянная крыша общественного здания, под которой клубился густой дым, движение составов по рельсам, толпы людей, ждущих отправление поезда – все это захватывало художника, который часто переносил мольберт с места на места, улавливая необычные сюжеты. Изучая один мотив в разных аспектах, он (как и Дега) энергично и мастерски схватывал специфический характер общественного места и его атмосферу.

Моне считал, что «нашим художникам предстоит раскрыть поэзию вокзалов, как их отцы открыли в свое время поэзию лесов и рек».

Мотив привлек Моне и своим остросовременным звучанием, и захватывающей динамичностью, и сложнейшими светоцветовыми эффектами. Композиционно картины этой серии отнюдь не идентичны, художник менял точку зрения в поисках новых, неожиданных ракурсов, позволяющих с максимальной интенсивностью выразить стремительный бег паровозов, мелькание фигур на путях, клубы дыма, рвущиеся из труб и тающие в воздухе.

В этих картинах Моне смело утверждает новое понимание прекрасного в, казалось бы, прозаическом сюжете. Глаз художника открывает в нем бесконечные цветовые оттенки, а присущее ему композиционное воображение помогает объединить разрозненные наблюдения в целостную картину, исполненную захватывающей мощи.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями