1 Происхождение костюма и его эволюция
Тема: «Происхождение костюма и его эволюция»
1. Исторический костюм как культурный, эстетический, социальный и
экономический образ эпохи.
2. Факторы, оказывающие влияние на эволюцию костюма.
3. Основные термины и определения. Символика одежды и ее элементов.
4. Стили одежды разных времен и народов.
5. Современный костюм как результат эволюции исторического костюма.
6. Роль декоративно-прикладного искусства в дизайне костюма.
7. Формы исторического костюма. Эволюция кроя костюма. Законы гармонии в костюме.
8. Мода и ее проявления в костюме разных времен и народов.
Ещё на заре своего существования человек создал первый покров для защиты тела от холода воды и тепла и помощи в непрерывной борьбе за свое существование. Защитник и помощник – вот чем был для человека первобытный костюм. Костюм – это предмет материальной культуры человека. Его функциональное назначение существовало и видоизменялось вместе с людьми. Со временем костюм стал выполнять множество других функций: прямых и косвенных, более тонких, интимных, способных лишь создать еле уловимое настроение. Эта психологическая связь между человеком и одеждой возникла очень рано. В различные эпохи одежда имела свою форму, свою окраску и свое влияние на формирование внешнего облика человека. Однако эстетический критерий человеческой красоты постоянно меняется. В связи с этим меняется и костюм. Причины смены этого критерия красоты (моды) настолько разнообразны, что с трудом можно разыскать и выделить основные из них, создающие тот или ной идеал костюма определенного времени.
Но все-таки попытаемся отметить основные факторы, влияющие на эстетический образ костюма:
— материальный прогресс общества;
— знакомство с дальними странами;
— возникновение городов или их разрушение;
— появление новых народов и исчезновение старых культур;
— социальные и личные отношения между людьми, сложившиеся в
Все эти факторы отразились на эволюции костюма. Но его форма, понятная и интересная современникам, создается конкретными художественными средствами. Поэтому костюм никогда не может остаться вне сферы влияния художественного стиля эпохи.
В костюме неизменно присутствует основная эстетическая ценность времени, в которое он создавался. Связь костюма с эпохой и искусством неразделима. Но по сравнению с другими видами предметов искусства предмет «исторический костюм» обладает ещё одним важным качеством – возможностью широко и мгновенно реагировать на события в жизни народа, на смену эстетических и идеологических течений в его духовной сфере. Так, например, для того чтобы обрели плоть замыслы скульптора, архитектора, художника, писателя должен пройти длительный срок. Костюм же изменяется моментально, и в его изменениях раскрывается глубинная сущность общественной жизни.
Эволюция одежы. Одежда — самобытнейшее и древнейшее явление цивилизации, существующее столько, сколько существует homo sapiens. По свидетельству археологов ее возраст составляет более 50 000 лет. Уже только по этой причине одежда человека заслуживает серьезного внимания, т. к. является важнейшим источником осмысления проблем этногенеза, этнической истории, связи между различными племенами и народами.
Ни один народ никогда не существовал и не развивался изолировано. Ни одна культура не развивалась в стороне от магистралей культурного процесса. Представить эволюцию одежды в качестве составной части развития ткачества является основной целью изучения дисциплины «История костюма». Историческим фоном дисциплины стали все эпохи, основные исторические периоды и стадии развития общества, а этническим фоном – известные в разные времена племена и народы. Племена и народы составляют историческую общность, которая формировала основы культуры, и каждая из них вносила самобытную ценность. Наиболее ярко это проявилось в одежде. Да это и понятно: ведь одежда была не просто предметом первой необходимости, она служила еще прекрасным материалом для проявления художественного вкуса и эстетических склонностей человека. В современное понятие Одежда вкладывается не только собственно одежда – то, что одевает человек на себя, чтобы защищаться от неблагоприятных условий, но и прическа, украшения, а также способы ношения отдельных компонентов одежды, ее ритуальная система, норма поведения и эстетические представления народа.
Дисциплина «История костюма» рассматривает многовековую трансформацию одежды как социально-культурного явления. Изложение курса построено на соединение фактологической базы данных об одежде с системой художественного мышления, в основе которых лежат знания:
— мировоззренческих и религиозных взглядов людей, живущих в разные эпохи;
— знания природных особенностей разнообразного материала для изготовления одежды (текстильное материаловедение и технология волокнистых материалов);
— знания приемов кроя и шитья (технология конструирования и изготовления одежды);
— художественного украшения одежды (дизайн одежды).
История культуры одежды – это последовательность развития общего культурного процесса, в котором ничего не исчезает, из того, что создали предыдущие поколения. Будущие поколения лишь трансформируют приобретенные ценности в соответствии с новыми природно-климатическими условиями, экономическими и социальными условиями жизни людей, иной мировоззренческой системой взглядов, художественно-эстетическими ценностями. Поэтому, какие бы варианты одежды не диктовала современная мода, она лишь интерпретирует то, что уже когда-то было найденно.
Одежда первобытного человека носила чисто условный характер. У некоторых племен ее присутствие на теле означалось краской или татуировкой. По существу это был лишь прообраз «настоящей одежы».
Истоки «настоящей одежды» приходятся на период позднего неолита, когда зарождается родовое общество и возникает потребность в маркировании «своих» и «чужих», где свои определялись по материнской линии. Одновременно с этим возникает потребность создания системных половых табу для отличий мужской и женской одежды. Схема возникновения и развития одежды проходила по восходящей: от простейшей одежды до более сложных ее видов, от не сшивной к сшивной, от глухой к распашной. Самым простым видом не сшивной одежды был набедренник, подвидом которого стали фартуки перевязки, пояса, плащи. Таким образом, формировался первый комплект одежды, включающий набедренную и верхнюю или плечевую одежду.
На рубеже древнекаменного и среднекаменного периодов произошли изменения в природно-климатических условиях, существенно отразившиеся на животном и растительном мире, следовательно, и на сырье для одежды, на занятиях людей их мировоззрении. Наступила эпоха «северного Оленя», а в месте с ней эпоха плетеной одежды с четко выраженной защитной функцией. Выразителем этого направления развития одежды была культура «мизинских мадонн», которая в своеобразной пластической форме олицетворяла историю «парности», связанную с укреплением института семьи. Одежда «мизинских мадонн» приобрела черты сакральности, проявившиеся преимущественно в украшениях: в подвесках из ракушек, зубов оленей и лисиц, в диадемах, изготовленных из кости мамонта, в бусах, перстнях, браслетах, амулетах.
Эпоха неолита охарактеризовалась переходом от охоты к земледелию и скотоводству, т.е. к воспроизводимому хозяйству. Кардинально изменяется технология изготовления одежды, формируется культура нового типа – земледельческая. Ее сакральная сущность основывалась на культуре земли, и это сказывалась на новых направлениях и новых функциях одежды. Ее трансформация способствовала изобретению ткани и шитья. На первых парах одежда по форме и крою сохраняла традиции палеолита с дальнейшей заменой материалов. Из ткани изготовляют рукава, нагрудники, которые одевали отдельно, и лишь через некоторое время начали сшивать. В одежде человека неолита украшения играли значительную роль. Недаром неолит называют эпохой костяных украшений.
Трансформация одежды на примере населения, занимавшего территорию Украины. В эпоху неолита (5-3 тыс. до н. э.) на территории Украины этническая картина трансформировалась в результате интенсивного смешения этнических потоков. Главными из них были среднеостготовские племена коневодов, кочевые скотоводы. Каждый этнический поток характеризовался своеобразным типом хозяйственных занятий, укладом жизни, культурой, в том числе культурой одежды. Из всего этого многообразия выделялось два потока: скотоводов и оседлых земледельцев. В основе уклада скотоводов лежал отгонный тип скотоводства с характерным для него подвижным образом жизни, патриархальным социальным строем и воинственным духом. В этих условиях формировалась одежда приспособленная к кочевому образу жизни и войнам. Самыми распространенными видами одежды были штаны и комплект защитного снаряжения: боевые пояса, шлемы и шапки, нагрудники с металлическими пластинами.
В основе трипольской культуры лежала производительная экономика, включавшая наряду с ремеслами земледелие и скотоводство. Материалом для одежды трипольцев были: лен, конопля, шерсть. Кроме тканей использовали также кожу и мех. Трипольская орнаментация одежды отражала целостную картину мира, переведенную на язык знаков. Это и «трипольская спираль», символизирующая жизнь и плодородие, «трипольский крест», как олицетворение мужского и женского начала и рождения третьего сыновнего начала. Основную нагрузку в одежде нес декор, роспись и аппликации. В трипольскую эпоху украшения еще не были утилитарными.
Бронзовый век (3-1 тыс. до н. э.) был переломным моментом в истории общества: от первичных форм к современным, от каменного века к веку железа. Основной акцент на стиль бронзовой эпохи перенесен на украшения, которые определяли тип одежды, силуэт, способы ее ношения. На всем культурном ареале произошла определенная дифференциация одежды по социальным признакам и ее своеобразной специализации по назначению. Окончательно сформировалась ритуальная и военная одежда.
Ранний железный век на территории Украины утвердился с появлением в ее степных и причерноморских частях скифов (7 в. до н. э.- 3 в. н. э.). Именно в это время железо становится основным металлом, из которого изготовляют орудия труда, а золото – не только служит главным материалом для украшений, но и несет в себе логические и культовые знаки, приобретает символическое значение в понятии «скифское золото». Золото стало настоящим символом золотого века в веке железном. Скифские одежды, уникальные по своему значению, являются одновременной защитой человека и произведением высокого искусства. Она органически вписывалась в несложный образ жизни воинствующего народа. Снискали огромную славу скифские мечи, кинжалы, дротики, боевые топоры, луки с бронзовыми стрелами. Совершенством отличалось и защитное снаряжение скифа: металлические щиты на кожаной основе, панцири, боевые пояса, шлемы и поножи или кнемиды.
Сарматы – новая волна кочевников в степях Причерноморья во 2 в. до н. э. В результате проникновения сарматов в греческие и римские колонии в культуре сарматов формируется своеобразный полихромный стиль, а в элино-римском искусстве большое место начинают занимать сюжеты сарматской жизни. Сарматы способствовали изменению общего облика костюма. Культура одежды сарматов отличалась своеобразием стиля. Как искусные войны, они разработали совершенную систему защитной одежды – гибкий панцирь. Он состоял из бронзовых или железных чешуйчатых пластин и применялся в комбинации с кольчугой. Под панцирь одевали портупейный пояс, к которому крепили оружие. Головными уборами были башлыки из прочной шерстяной ткани или кожи, обильно украшенные бусами. Бусами также украшали обувь. Как скифы, сарматы носили съемные украшения: браслеты, диадемы, кольца, фибулы, серьги в правом ухе. В одежде сарматок большое место занимали разные украшения, которые носили поверх накидок. Большинство украшений выполняли не только эстетическую функцию, но и защитную, и даже философскую. Например, сюжет диадем воссоздавал языческо-мифологические сцены: дерево жизни, оленицы-роженицы, и соколы, где дерево символизировало плодородие и объединяло своей кроной небесные и земные миры, птицы – род, а золотые плоды дерева – истоки плодородия и бессмертия. Нередко сарматки обшивали одежду бубенцами, чтобы отгонять зло и нечистую силу. Такую же роль играли амулеты-обериги, изготовленные в виде изображений различных животных. В ритуальных целях сарматки использовали курильницы с ароматическими травами.
Этническую основу современного населения Украины составляют главным образом славяне, сформировавшиеся на протяжении тысячелетий из местных племен, которые занимались охотой, рыболовством, земледелием, скотоводством. Их зарождение и становление не осталось в стороне от великого переселения народов. На историческую арену славяне выходят на рубеже тысячелетия до н.э. и н.э. Славянский этнос формировался на нескольких культурных основах, древнейшими из которых являются зарубинская, чернявская и киевская культуры. На основе их позднее были созданы могучие славянские союзы склавнов и антов, а затем древнерусские племена: дублинов, полян, древлян, тиверцев, угличей, северян, родимичей, которые консолидировались в население древнерусского государства. Таким образом, необычно пестрая и в то же время самобытная этнокультурная основа славян, способная даже в условиях этнического влияния сохранить собственные этнические ценности, а заимствованные — превратить в свои. Со второй половины первого тысячелетия н.э. в Украине происходит консолидация всех славянских племен и их объединения на базе создания древнерусского государства – Киевская Русь. Государство сыграло решающую роль в консолидации всех восточно-славянских племен, результатом чего стало формирование общего для них этноса – украинского по сути. Наиболее ярко это проявилось в сфере культуры одежды. Консолидация содействовала созданию общественных черт костюма. Однако при этом он оставался достаточно разнообразным. И это закономерно, ведь одежда, как составляющая культуры, основывается на системе традиций. Естественно, что одежда населения Киевской Руси воплощала лучшие достижения материальной и духовной культуры, эстетические идеалы и вкусы людей. Художественные черты одежды в полной мере проявились во времена подъема древнерусского государства, наличие которого подчеркивалось преобладанием в государственной атрибутике красного цвета, доминирующего также в одежде. Он был знаком принадлежности к знатному роду. Все элементы одежды красного цвета выполняли сакральную и защитную функции. Защитная символика во времена Киевской Руси подверглась существенной трансформации в зависимости от традиций и мировоззренческих представлений. На ранних этапах развития славянского этноса доминировала языческая символика (солнце, земля, вода, дерево жизни, крест, вспаханное поле, стилизованные изображения человеческих фигур русалок и грифонов), на поздних – христианская символика.
Одежда в библейских и литературных сказаниях. О тесной связи одежды и ткани много говорится в библейских сказаниях, народном творчестве и в национальных сказках. И эта связь прослеживается с самого начала создания Богом человечества и одежды для него. Например, в церковном писании «Бытия» говорится следующее:
«Только что прошли шесть многотрудных дней сотворения мира и человека – Адама. Только что появилась у Адама жена Ева, что означает Жизнь. И были оба наги Адам и жена его, и не стыдились этого».
Но стоило им нарушить запрет и вкусить плодов от дерева познания добра и зла, как впервые и навечно возникла проблема одежды: «И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили себе опоясанья».
За нарушения запрета от Создателя немедленно последовали не только суровые наказания, но и первые настоящие одежды. «И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные, и одел их».
Из сказок, которые мы слышали еще в детстве, мы знаем о волшебных одеждах: сапоги-скороходы, шапка-невидимка, сказочные одежды царевны лебеди. Не только славяне, но и все другие народы наделяли одежды волшебными свойствами. Приведем отрывок из сказании о народном герое индейцев Гайавате («Песнь о Гайавате», Генри Лонгфелло — американский поэт 1807-1872 г.).
Источник