Прическа-фрегат, «а ля садовница» и в честь рождения сына: «пуф»-мода при дворе Марии-Антуанетты
В 1770 году четырнадцатилетняя австрийская эрцгерцогиня Мария-Антуанетта вступила в брак с дофином Франции Людовиком.
Молодая, беззаботная, желающая, прежде всего, насладиться жизнью, Мария-Антуанетта бросилась с головой в ту бездну развлечений, что готов был ей предоставить французский двор. Наряды, способные оттенить её прелесть, становятся истинным увлечением этой очаровательной женщины.
Став королевой Франции в 1774 , она получает не только власть над государством, но и власть над модой.
Итак, королева дает волю своим фантазиям.
В том же 1774 году, её модисткой становится Роза Бертен . Благодаря стараниям последней, а также работе парикмахера королевы — Леонара , прическа под названием «пуф» , представляющая собой целую конструкцию из высоко поднятых волос, которая закреплялась на различных каркасах, вошла в моду.
Это увлечение начинается с так называемых «сентиментальных пуфов» , причесок, декорированных миниатюрными фигурками близких и любимых: детей, матери, братьев и сестер, любовников. и даже домашних животных.
Госпожа герцогиня де Шартр, Луиза-Мария-Аделаида де Бурбон Пентьевр, мать будущего короля Луи-Филиппа, носила в апреле 1774 года прическу «пуф», на которой можно было увидеть фигурки кормилицы, держащей на руках старшего сына герцогини, пажа-негритенка и попугая с вишенкой в клюве.
Впрочем, мода на «сентиментальные пуфы» не задержалась: у Розы Бертен появляется интересная идея — связать украшения пуфа с важными для страны и двора событиями . К этому времени прически достигли апогея экстравагантности: настоящие башни, монументальные пирамиды из искусственно завитых волос, «шаткие леса, увенчанные перьями, газовой тканью, лентами, помпонами и цветами»*, они поднимаются намного выше голов дам, которые соревнуются в изобретательности друг с другом.
События, оставлявшие след на волосах придворных прелестниц, были разными. Так, например, чтобы отпраздновать благополучное выздоровление короля и двух его братьев после прививки от оспы , сделанной им 18 июня 1774 года, появляется пуф «прививка» : он состоит из фигурки оливкового дерева, покрытого плодами, вокруг которого обвивается змея. Композиция увенчивается восходящим солнцем. Вот такой вот символ победы науки над болезнями.
В 1778 году головы модниц украсились пуфом «à la belle-poule» в честь фрегата «La Belle Poule», участвовавшего в битве с англичанами (французы битву проиграли, но фрегат сумел уйти).
Конечно, волосы могли декорироваться и иным образом. Так прическа » а ля садовница» украшалась артишоками, морковью и свеклой, а «а ля Минерва» — более чем дюжиной страусовых перьев, таких длинных, что дамам приходилось нагибаться, чтобы пройти через дверь.
Источник
Причёски Марии Антуанетты
Проходят столетия, меняются моды, а взаимоотношения «женщина и ее любимый парикмахер» по-прежнему актуальны.
Если помните, один из самых ярких моментов в фильме С. Копполы «Мария Антуанетта» — это появление в аппартаментах королевы придворного куафера мсье Леонара. Многие увидели в этом эксцентричном персонаже намек на современных известных стилистов.
Все мы знаем, как это важно — найти своего мастера по прическам, который будет нас чувствовать, понимать и делать счастливыми. У Марии Антуанетты этим человеком был Леонар.
Мария Антуанетта родилась 2 ноября 1755 года. Её детство и юность прошли во дворце Шёнбрунн, в венской резиденции австрийских императоров. В то время в знатных семьях даже малыши носили пудренные прически и взрослые фасоны одежды.
Мария Антуанетта была прелестным ребенком: с большими голубыми глазами, высоким лбом и словно фарфоровой бело-розовой кожей.
Но при этом у нее всегда были слишком тонкие, слабые волосы.
Когда в 1770 году она стала дофиной Франции, ей пришлось не только уехать из родной страны, но и пережить стилистические трансформации, сменить австрийские прическу и платье на французские.
Она стала пользоваться услугами придворного парикмахера Сьера Ларсеньёра, который делал будущей королеве простые, но изящные укладки.
Этот стиль стал настолько популярным, что все австрийские модницы стали носить прическу «а-ля Дофина».
Тем не менее, прозвали «Министром моды» не Ларсеньёра, а другого любимого парикмахера Марии Антуанетты — мсье Леонара.
Он был симпатичным, веселым гасконцем, очень неглупым и артистичным. Леонар был так популярен у дам, и соответственно занят, что даже будущая королева могла пользоваться его услугами лишь раз в неделю по воскресеньям. Во все другие дни это делал один из его помощников, которого звали «le beau Julian».
В последний год правления Людовика XV женщины были просто помешаны на гигантских, сложных прическах и украшениях для волос.
Что постоянно высмеивалось.
Дамы часами терпели пока их волосы заверачивали в бумажные рулоны, завивали горячими утюгами, смачивали соком крапивы, начесывали, обильно посыпали пудрой.
Высота причесок была настолько огромной, что приходилось передвигаться в каретах сидя на полу.
Известны случаи, когда из-за причесок даже увеличивали дверные проемы. Видимо к этому радикальному средству пришлось прибегнуть после того случая, когда Леонар так перестарался с высотой прически будущей королевы, что пришлось ее частично разобрать, а потом снова собрать — Мария Антуанетта просто не могла войти в бальную залу!
Именно Леонар ввел в моду женские укладки, украшенные перьями, драгоценностями, фигурками людей, животных, птиц и даже макетами парусников.
Кто не мог себе позволить ежедневные услуги куафера должен был ходить с таким сооружением на голове по нескольку дней или недель. Всем вам наверняка известны истории про грызунов и блох, живших в таких прическах.
Конечно, у королевы были другие возможности. Но волосы все-равно страдали нещадно.
10 мая 1774 Людовик XV умер и Мария-Антуанетта стала королевой Франции и Наварры. А в 1776 году у нее начали выпадать волосы. Это вызвало стресс и депрессию у королевы (а у кого не вызвало бы?), ее состояние осложнялось нелегкими взаимоотношениями с королем.
После появления первенца Марии Терезы Шарлотты в 1778 году, Леонар коротко остриг волосы Марии Антуанетты. Но королева Франции могла себе позволить скрывать это под роскошными париками.
В 80-х годах Мария Антуанетта прониклась симпатией к идеям Руссо, призывавшего всех быть ближе к природе. В то время она любила проводить досуг в своей миниатюрной деревне Le Petit Trianon, носить платья из белого муслина и простые соломенные шляпы, доить козочек и жарить королю омлеты.
Огромные башни на голове никак не вписывались в этот стиль. Как следствие, в 1781 году, после рождения Людовика Жозефа (дофина Франции), куафер изобретает для Марии Антуанетты «простую» прическу «à l’Enfant» из пышных, взбитых по бокам локонов.
Перед рождением дочери Софии в 1786 году, волосы Марии-Антуанетты были острижены еще раз (возможно, опять же, из-за стресса и нехватки нужных витаминов). Пришлось снова прибегнуть к парикам.
От политических потрясений в стране, в волосах появилась ранняя седина, и в письмах к близким друзьям, Мария Антуанетта приписывает это стрессовым испытаниям, которые пришлись на ее долю.
Уже будучи в тюрьме во время Французской революции Мария-Антуанетта продолжала делать прически, хотя и гораздо более простые.
Источник
Рисовая мука, блохи, духи и мыши: что можно было найти в волосах дам 18 века
Выйдя замуж за дофина Франции, будущего короля Людовика XVI, Мария-Антуанетта стала королевой в 19 лет. Государственные дела юную красавицу мало интересовали, поэтому она занималась исключительно собой. Проводила много времени на балах и маскарадах, играла в театре, а еще она была главным трендсеттером Франции XVIII века.
Кроме нарядов, которых в гардеробе главной модницы было превеликое множество, она уделяла огромное внимание прическам и постоянно экспериментировала с ними. Заботу о своих густых белокуро-золотистых волосах она поручила придворному парикмахеру Леонару, фантазия которого не знала границ. Мастер постоянно изобретал для королевы экстраординарные прически.
В то время женская прическа стала стремительно подниматься вверх – в буквальном смысле, порой достигая 70-80 см в высоту. А так как не каждая красавица обладала роскошной шевелюрой, в ход шли шиньоны и парики, различные накладки, которые изготовлялись из покупных волос, в том числе конских. Подобные прически украшались всевозможными лентами, драгоценностями, перьями павлинов и страусов, искусственными цветами, а также вазами с фруктами, чучелами птиц. Иногда в каркас прически вставляли флакон с водой, в который помещали живые цветы – это стимулировало женщину держать осанку, чтобы неожиданно при наклоне головы не облить себя.
На создание подобной прически, которая представляла из себя настоящее произведение парикмахерского искусства, требовалось много времени. Например, несколько недель в моде была прическа A la Belle Poule, в честь одноименного фрегата, который в 1778 году одержал морскую победу, и представляла собой мини копию одноимённого французского военного корабля.
Когда прическа в 70 см высотой была готова, ее нужно было закрепить салом, а в конце – пудрой из рисовой муки. Для этого даму заводили в специальный шкаф без крышки, предварительно прикрыв лицо маской, а платье – пеньюаром, после чего куафер щедро осыпал свою модель разноцветной пастельной пудрой. Задав моду на волосы пастельных оттенков, королева предвосхитила тренд на несколько веков вперед. Конечно, держать такой вес прически на голове было сложно, но что делать! Мария-Антуанетта осталась довольна, несмотря на то что была крайне измучена.
Не только придворным дамам, но и королеве ни раз приходилось ехать на бал в карете, стоя на коленях, чтобы сохранить высокое великолепие на собственной голове. А после бала таким же образом нужно было вернуться во дворец. Ложась спать, прическу «не разбирали», потому что даже для королевы сооружать такое только на один раз – было дорого и очень утомительно. Чтобы сохранить «товарный вид» и не повредить прическу, спали на оттоманках или сидя в кресле с подголовниками. Утром волосы не расчесывали, а лишь поправляли примятые пряди.
Меняли прическу, а значит, причесывались и мыли голову, раз в две недели, а то и реже – раз в месяц. За это время в волосах заводились блохи и вши, а кожа головы ужасно зудела. В таких сооружениях, на горе их хозяек, заводились даже мыши, которых привлекал запах пудры, смешанный с жиром. Чтобы почесать голову, модницы использовали специальные «чесалки» – изящные палочки-спицы, сделанные из серебра или слоновой кости, которые на балу носили на поясе. Кстати, ими допускалось почесать голову прилюдно. Для борьбы с паразитами красавицы также использовали «блохоловки» – маленькие флаконы без крышки, наполненные густой патокой, которые крепились в каркасе прически. На тонкий, сладкий запах слетались насекомые, а затем погибали. Со временем в немытых волосах появлялся специфический прогорклый запах от пудры и жира. Чтобы его заглушить, дамы сильно душились и всегда имели при себе флакон духов.
В 1781 году, после того Мария-Антуанетта стала матерью, она остыла к экстравагантным сооружениям из волос. Переехав из Версаля в Трианон, королева начала носить естественные прически и наряды в пейзанском стиле. На смену «пирамидам» в волосах пришли простые прически «à l’Enfant», которые представляли собой локоны, обрамляющие лицо. Вслед за королевой сменили стиль и парижанки.
Источник