- Смысл линии и формы в дизайне интерьера
- Игра по правилам дизайна
- Тайна триединства
- Основы дизайна интерьера: линии и формы
- Линия
- Форма и формы
- Современный стиль в дизайне интерьера
- Энциклопедия декора: Современный стиль
- Аксиомы стиля
- Что такое современный стиль в интерьере?
- Характерные черты
- Закон прямолинейности
- Открытое пространство как принцип зонирования
- Пол, потолок и стены
- Мебель с совершенными формами
- Нейтральная цветовая гамма
- Особенности декора
- Интерьер гостиной в современном стиле
- Интерьер кухни в современном стиле
- Современный дизайн прихожей
- Интерьер спальни в современном стиле
- Интерьер ванной в современном стиле
- Детский интерьер в современном стиле
- Фото современного стиля
Смысл линии и формы в дизайне интерьера
Порядок или хаос
Принцип моделирования идеального жилого пространства один: гармония формы, цвета и фактуры. В этой триаде равноправны и важны все элементы, но, пожалуй, именно форма служит отправной точкой дизайнерского замысла.
Если взглянуть на древние жилища человека, становится ясно, что геометрически выверенных форм наши отдаленные предки не знали. Лишь с открытием способов обработки камня и дерева и изобретением искусственных строительных материалов, таких как кирпич, появились привычные сегодня четкие параллелепипеды залов и комнат.
Однако природе в целом прямые линии не свойственны; поэтому, как только возникли новые жесткие формы, возникла и психологическая необходимость адаптации их к потребностям психики человека. Украшение помещений, декоративная отделка – все это способы приблизить жилье к природному идеалу.
Но шёл и обратный процесс. За тысячелетия развития цивилизации новая искусственная реальность также воздействовала на наследственный разум человека, порождая новые образы, устойчивые ассоциации, эмоции. Они настолько впитались в архетип, что стали едиными для всех рас и народов. Символические понятия геометрических объектов и линий служат для выражения замыслов художников испокон веков.
Так, вертикаль, если она не разделена, воспринимается как символ стремления ввысь, бесконечности, легкости. Добавив «массы» в нижней части, создав визуальное основание, и вот перед нами нечто стабильное, незыблемое. Поступательное движение, развитие – это горизонталь, вдобавок такие линии придают визуальную основательность, тяжеловесность. Диагональ – динамика.
Объединив четко выраженные вертикали и горизонтали, замкнув помещение жесткой геометрией, получим торжественный зал, например, дворца или храма. Прорезав пространство диагоналями, добавив ломаных линий – получим динамику, доходящую до чувства тревоги, что например, является характерной чертой современных клубов.
Благодаря такому единству восприятия форма стала определяющим элементом стиля, который, в свою очередь, являлся отражением глобальных социальных или экономических процессов. Например, эпохе абсолютных монархий середины XVII – начала XVIII в. соответствует роскошное барокко и помпезное рококо, даже церковь превращающее в подобие будуара. Но проходит полвека, королевская власть слабеет, а формы интерьера упрощаются, возвращаясь к классической, почти античной простоте. Четкие вертикали и горизонтали, подчеркнутые колоннами и пилястрами, пришли на смену завитушкам.
Двумя веками позже подобная трансформация вновь стала революцией в дизайне. Изысканный модерн, где прямые линии намеренно маскировались, сменился четкой геометрией конструктивизма, в котором акцентировалось отсутствие «лишнего», а индивидуальность, декоративность подчеркнуто изгонялись. Проходит пара десятков лет, и новые империи меняют облик зданий: «сталинский» и «гитлеровский» тяжеловесный ампир вновь возвращают жилища в классическую эпоху.
Лишь в наше время, практически лишенное общей идеологии, стиль перестал довлеть в архитектуре и дизайне. Индивидуальность стала основополагающей, а мода уже не диктуется политикой. От «экологической» простоты кантри до технологической сложности хай-тек – все приемлемо и востребовано. Тем не менее, архетип победить нельзя, и способы использования форм в интерьере остались незыблемыми.
Игра по правилам дизайна
Существуют основополагающие принципы использования и взаимодействия элементов формы в интерьерах. Во-первых (и это, пожалуй, самое главное), простота облегчает восприятие. «Большое искусство живет бедными средствами», как говорил Ле Корбюзье. Исходя из этого, следует помнить, что знакомые формы воспринимаются легче, а объекты таких форм гораздо четче отделяются визуально от общего фона.
Во-вторых, разнородные по геометрии предметы смотрятся лучше на определенном расстоянии. Чем ближе объекты, тем больше шансов, что их будут воспринимать как единую композицию. В-третьих, элементы интерьера, размещенные по законам симметрии, воспринимаются единым целым.
Образующими могут быть не только формы, но и, как следствие, задаваемые предметами воображаемые линии. Они очень активно влияют на пространство, фиксируя и направляя взгляд, определяя визуальное впечатление, деля поверхности, ритмизуя их. Умелое управление линиями способно даже вызвать нужные эмоциональные реакции. Интересно, что для создания подобных эффектов вовсе не обязательно пользоваться крупными предметами или менять конфигурацию помещения. Небольшие декоративные элементы, помещенные «в нужное время в нужном месте», могут радикально изменить характер пространства.
Популярные сегодня монотонные поверхности из керамической плитки лучше «разбавлять» декоративным элементом, отличным по рисунку или фактуре от основного фона. Это позволяет добиваться интересных эффектов, способных изменить зрительное восприятие помещения и даже визуально скорректировать его неправильность.
Небольшие элементы также могут задавать стилистическую направленность помещения. Использование некрупных «античных» выпуклых декоров, скажем, камей или барельефов, придаст интерьеру классический дух. При этом эффект достигается минимальными усилиями. Например, декоративные розетки, имитирующие мрамор, просто крепятся на основную плитку при помощи специального клея, а затем элемент монтируется на стену обычным порядком. Несколько таких вставок придают четкость облику помещения и позволяют акцентировать замысел дизайнера.
Форма элементов интерьера может задавать не только стиль, но и эпоху. «Огрубите» мебель, отдав предпочтение массивным сосновым или дубовым поверхностям с минимальной обработкой, и вы получите дом в «древнескандинавском» или «древнеславянском» стиле. Добавьте витражей и цветного стекла – получится стиль «модерн». Измените окна – выберите темные рамы, уменьшите размер стекол с помощью тонких декоративных профилей «фальш-импостов», наклеиваемых на стекло с внутренней и внешней стороны, — и вот уже на улицу глядит викторианское здание.
Тайна триединства
Несмотря на то, что форма образует интерьер, она останется мертвой без цвета и фактуры. Выбор цвета, по существу, задается характером линейной формы, ее композиционной ролью. Есть общие правила, которые позволяют гармонизировать эти два элемента. Так, чем динамичнее форма, тем ярче должен быть цвет и наоборот. Верно и обратное влияние: яркие линейные элементы на спокойном фоне делают интерьер «подвижным», активизируют его.
Очевидно, что при выборе цвета для базовых форм нужно учитывать эти нюансы, принимая во внимание особенности назначения помещения. Динамичные линии и цвета в спальне столь же неуместны, как пастельные цвета и классические декоративные мотивы в ночном танцевальном клубе.
Например, чтобы сгладить «скуку» от стен, ровно покрашенных в один неяркий цвет, и при этом зрительно увеличить высоту помещения, вполне достаточно выделить вертикальную узкую полосу. Если она будет выпуклой (например, образованной при помощи филенки или бордюра), это акцентирует и зонирует интерьер. Но 5-6 подобных элементов подряд сделают помещение излишне пестрым, визуально раздражающим.
Темный (в пределе – черный) контур усиливает цветовые эффекты, повышает яркость красок, одновременно отделяет и объединяет цвета. Более того, он позволяет акцентировать форму разнородно окрашенных элементов. Но и здесь важно чувство меры, поскольку контур (а чем он шире, тем отчетливее эффект) способен не только выделить преимущества, но и подчеркнуть недостатки.
Обрамление дверного проёма и сама дверь могут серьёзно влиять на восприятие интерьера. Поэтому форму и цвет этих необходимых в любом доме элементов нужно выбирать в точном соответствии с общим дизайнерским замыслом. Например, двустворчатая дверь со стеклянными вставками придаст помещению торжественность и «анфиладность». Однако неправильно подобранный цвет – слишком яркий или контрастный – «стянет» внимание и сделает комнату визуально меньше.
Двери со вставками из стекла в подавляющем числе случаев устанавливают, чтобы визуально облегчить и расширить границы помещения. Кроме того, так решается проблема дефицита освещения, в первую очередь дневного. Дверные блоки все чаще дополняют верхними или боковыми фрамугами с непрозрачными стеклами или витражами. Многие производители специально дополняют популярные модели вставками из стекла.
Форма – это то, что человек воспринимает непосредственно, интуитивно. Этот язык не является тайным кодом, доступным лишь посвященным. Высоко-низко, тесно-просторно, широко-узко – азбука формы подвластна любому. Достаточно доверять своему вкусу, чутью и помнить о чувстве меры.
Источник
Основы дизайна интерьера: линии и формы
Знание основ дизайна интерьера имеет важное значение для успешного планирования и реализации любого проекта. Элементы и принципы дизайна являются общими и универсальными, которые применяются к каждому аспекту дизайна. После того, как вы узнаете и поймете их потенциал, вы сможете использовать и комбинировать их для создания красивого интерьера независимо от вкуса и стиля.
Элементы дизайна являются инструментами, у которых есть визуальные и психологические характеристики, необходимые для создания желаемого эффекта. Они создают пространство в котором находятся. К элементам дизайна относятся:
Принципы дизайна являются руководящими возможными путями организации элементов дизайна. К принципам дизайна интерьера относятся:
Линии и формы неразрывно связаны между собой.
Линия
Линией является расширенная точка или ряд точек, соединенных вместе. В то время как точка является статической и бесцельной, линия выражает движение, направление и рост. Линия может также передавать различные чувства и эмоции: тонкая гладкая линия кажется спокойной и успокаивающей, а смелая неистовая линия может вызвать гнев или другие сильные эмоции.
Простые повторения подобных элементов, расположенных достаточно близко, также могут восприниматься в виде линии с текстурой. Линия также может быть использована для создания текстуры и узора на поверхности формы.
Горизонтальные линии располагают к отдыху и стабильности, они имеют расслабляющий, неформальный эффект и идеально подходят для создания спокойных интерьеров. Горизонтальные линии также зрительно расширяют комнату.
Вертикальные линии выражают состояние равновесия и создают впечатление психологической устойчивости, прочности и простоты. Они добавляют высоту, создавая более формальную атмосферу.
Диагональные линии подразумевают движение и визуально активны и динамичны. Они привлекают внимание и могут добавить драматичности. Но могут вызывать тревожность, если не придерживаться вертикали противостоящих диагоналей. Слишком много наклонных линий может сделать интерьер беспокойным.
Изогнутые линии, как правило, способствуют мягкости, будучи похожими на природные формы, мы воспринимаем их легче, чем прямые. Большие кривые, идущие вверх, имеют мягкое, спокойное движение, в то время как кривые, идущие вниз, кажутся серьезными и печальными. Небольшие изогнутые линии могут выражать игривость и энергию. Чрезмерное использование кривых может создать чрезмерно суетливый вид.
Форма и формы
Линии, соединенные вместе, образуют форму или формы предметов. Наиболее распространенные формы в наших домах: квадраты, прямоугольники и треугольники — созданные прямыми линиями; и круги и овалы — созданные изогнутыми линиями.
Квадрат чистый и рациональный. Треугольник стабильный и спокойный. Но квадрат становится динамичным на одном из его углов.
Прямоугольные формы более приятные для глаз, чем квадратные. Прямоугольные формы считаются нормой в архитектуре и дизайне интерьера, однако слишком большое их количество может сделать пространство скучным. Интерес добавляют варьируя их размером, пропорциями, цветом, текстурой, размещением или ориентацией.
Треугольник представляет стабильность, но это также динамическая форма из-за различных углов, образованных его сторонами.
Круг — компактная форма, которая представляет единство и преемственность. Хотя это обычно стабильная форма, она может изменяться в сочетании с другими линиями и формами. Криволинейные формы, такие как изогнутые линии, выражают мягкость и текучесть.
Когда формы продлеваются в третье измерение, они создают объем. Пространство, образованное стенами (комната), является наиболее распространенным объемом в дизайне интерьера. Полностью геометрические пространства могут казаться слишком формальными или ограниченными, в то время как плавные пространства могут быть открытыми и спутанными, поэтому необходимо сбалансировать эти формы.
Источник
Современный стиль в дизайне интерьера
Энциклопедия декора: Современный стиль
Что именно мы называем «современным стилем» в дизайне интерьера? Прямые линии, четкие формы, минимум аксессуаров и декор, отличный от классических представлений о комфорте.
Если исходить из названия, «современный» – значит «сегодняшний», интерьер «здесь и сейчас». В более широком понимании, современный стиль – это, прежде всего, прямая противоположность стилю традиционному.
Однородные поверхности вместо рельефов, ткани с нейтральным рисунком или вовсе без него вместо узорчатых принтов, минимум аксессуаров вместо заставленных мелочами полок и картинных галерей. Если у современного стиля нет уюта классического интерьера, это совсем не означает, что он непригоден для жизни.
Аксиомы стиля
Важно!
Часто неспециалисты путают понятия современного стиля и стиля модерн. А ведь это совершенно разные вещи. Под модерном специалисты понимают мощное направление в декоративно-прикладном искусстве начала XX века. Оно детально исследовано и имеет хорошо узнаваемые черты. Что касается современного декора, то он свободен от строгих норм и правил. У него тоже есть основные признаки, но в целом это весьма гибкая система.
Почему он работает: Сильный акцент на линиях и формах (две составляющих блестящего дизайна) определяет энергетику стиля. Это интерьер открытых пространств, насыщенных естественным светом и воздухом. Он не терпит смешения и хаоса, каждый элемент значим.
Вам понравится это направление, если. В художественных галереях вас тянет в залы абстрактной живописи. У вас дома несколько книг, название которых содержит слово «минимум». Тяжелые портьеры вызывают приступ клаустрофобии. В школьные годы вы были особенно сильны в геометрии. Порой вам хочется спрятать вещи в закрытые наглухо шкафы и полностью выкрасить комнаты в белый цвет.
Что такое современный стиль в интерьере?
Тенденции дизайна, не ограниченные жестким набором выразительных средств, – своеобразный антипод классики. Стиль отрицает ее стремление к декоративности, четкому следованию канонов.
Здесь доминирует концепция комфортного и функционального места обитания, где каждая деталь логично встроена в контекст. Течению свойственна минималистичность. Реализуется она в фокусированном внимании на объемах, выраженной линейности, текстурах, что создает благодатную почву для оформительских экспериментов.
Красивые интерьеры в современном стиле – это удобство для жизни, практичность в эксплуатации и эстетика, основанная на дизайнерских трендах.
Характерные черты
1. Во главе угла – простота и четкость. Главный принцип – форма не затмевает содержания. Отсюда отказ от броского декора, прямолинейный дизайн мебели.
2. Максимальная простота равняется комфорту. Аккуратная отделка в нейтральной цветовой гамме создает фон, где в равной степени можно сосредоточиться на отдыхе, общении или работе.
3. Планировка стремится к созданию открытого пространства, без сложных конструктивных элементов, часто с панорамным остеклением. Распространенное решение – интерьер студийного типа.
4. Сдержанная обстановка является прекрасным окружением для оригинальных аксессуаров, арт-объектов, произведений концептуального искусства.
5. Здесь одинаково уместны искусственные и природные материалы.
6. Современному стилю претят манерность и затейливость, какие можно встретить, например, в ретро и этнике. А когда обстановка минималистична, это выгодно еще и с практической точки зрения (в плане временных и финансовых затрат на уборку, уход за мебелью и пр.).
7. Дизайн охотно видоизменяется в стили, близкие по идее. Сделайте обивку дивана похожей на шкуру зебры, разбавьте монотонный интерьер картинами в серебряных рамах, парой абстрактных скульптур – и получите арт-деко. Расставьте светильники с металлической фурнитурой, вазы-колбы, украсьте мебельные фасады блестящими вставками, а стену урбанистическим фото – и готов техно.
Закон прямолинейности
Строгая ориентация по осям координат и трехмерная структура пространства, выраженная через линии, углы, плоскости, – основополагающий принцип оформления в актуальном дизайне, от архитектуры и до предметов интерьера.
Но и здесь есть место свободе и творчеству: можно разнообразить композицию включением нескольких плавных линий. Только пусть это будут простые геометрические формы: круг, сфера, цилиндр. Более замысловатые конструкции – удел традиционного оформления.
В дизайне интерьера таунхауса роль таких корректирующих элементов играют стулья в зоне столовой.
Открытое пространство как принцип зонирования
Планировка современных квартир и домов воплощает идею open space. Это означает минимум перегородок и возможность использовать одно помещение одновременно под разные задачи: так появляются кухня-столовая, гостиная-кухня, гостиная-кабинет, спальня-гостиная.
Организация пространства средствами зонирования не даст возникнуть чувству пустоты. В качестве таких средств выступают:
- группировка мебели;
- подиумы;
- раздвижные прозрачные перегородки;
- отделка стен;
- разноуровневые светильники.
Красивые интерьеры частного дома в поселке «Миллениум Парк» строятся на комбинации открытого пространства и приемов из традиционного и современного стилей.
Пол, потолок и стены
Описание современного стиля в интерьере будет неполным без рассказа об отделке.
Пожелание к напольному покрытию – быть гладким и однотонным. Для этих целей подходит ламинат, плитка, натуральный камень, наливные полы. Предпочтительны натуральные оттенки: кофейный, ореховый, молочный, коньячный. Если это древесина, то хороши светлые ясень, клен, темное венге.
От ковра можно отказаться совсем или выбрать изделие с необычной текстурой (например, эффектом потертости), геометрическим рисунком.
Задача оформления стен – создать фон, на котором выгодно будет смотреться мебель и аксессуары. Поэтому поверхности должны быть гладкими, не отвлекать внимание рисунками и фактурой.
Подходящие отделочные материалы: декоративная штукатурка, краска, жидкие или виниловые обои. Если сделать одну стену более яркой, выделить гипсовым барельефом, 3D-обоями, то комната не будет выглядеть скучной и однообразной.
Стандартное решение для потолка – гладкая белая поверхность. Если позволяет площадь, делают подвесные двухуровневые конструкции со встроенными светильниками. Люстры и лампы по дизайну соответствуют стилю: из стекла и металла, без украшательств.
Мебель с совершенными формами
Современные стили в интерьере предпочитают мебель чистых форм.
- В приоритете – четкая конструкция и линии, диванные опоры выставляются на всеобщее обозрение, а не прячутся за драпировкой.
- Мягкая мебель отличается симметричными пропорциями, в эксплуатации удобна и практична. Обивка – тканая или кожаная (из искусственных или натуральных материалов), гладкая, однотонная. Текстиль может ввести в оформление пару ярких пятен, нарушая однообразие обстановки.
- Чтобы сэкономить место, мебель изготавливают по индивидуальному заказу из МДФ или ДСП. Чаще всего это трансформеры: шкафы-купе, диваны-кровати, складные столы.
- Минимальный набор мебели для гостиной – диван, кресла, журнальный стол, шкаф-купе или модульная система на ширину стены.
- Компенсировать излишнюю прямолинейность мебельных форм можно круглым столиком на дисковом основании, низкой софой.
Нейтральная цветовая гамма
Основная палитра современного дизайна – белый, бежевый, серый, черный. Не обязательно использовать банальные, прямолинейные цвета, можно обратиться к сложным составным оттенкам.
В монохромном исполнении за выразительность отвечают полутона, а также фактуры и объемы, которые выходят на первый план. В контрастном варианте фон окрашивают в белый, светло-коричневый, светло-серый, а мебель подбирается темная.
Светлый интерьер в современном стиле – типичный формат. Особенно популярен белый цвет, который расширяет пространство и делает его легким для восприятия. Избежать эффекта безликости помогут дополнительные краски и яркие предметы.
Нейтральные оттенки теплого спектра (например, коричневые) логично подхватят мотив природных материалов.
При сочетании нескольких цветов один должен доминировать, быть максимально спокойным по эмоциональной окраске. Особенно в спальне. А если хочется цветового всплеска, нужна точка для фокуса – акцентированная стена, красочный аксессуар, часть меблировки.
Пример современного стиля интерьера в светлых тонах – белая отделка загородного дома. Вместе с панорамным остеклением цвет помогает воплотить идею открытого чистого пространства.
Особенности декора
Что подойдет: постеры, крупные картины без рам, абстракции, скульптуры с обтекаемыми силуэтами, графика, живые растения.
Что не подойдет: эклектичные коллекции безделушек, цветочные узоры, текстиль с пышными драпировками.
Несколько слов об оформлении оконных проемов. Если окно на всю стену – его можно оставить полностью открытым. Если хочется повесить шторы, ткань должна быть ровно окрашена, без растительных мотивов, допускается геометрический рисунок, сочетание блестящих и матовых нитей. Подходит классический способ крепления – на люверсах, так складки получаются ровными и равномерными. Подойдут римские шторы, японские. А вот тяжелые портьеры с ламбрекенами и кистями, конечно, нет.
Интерьер гостиной в современном стиле
В вопросе планировочных и декораторских решений стиль отличается универсальностью, поэтому подходит для оформления гостиной любой площади. Даже компактное пространство можно сделать комфортным и функциональным благодаря ясным линиям, аккуратной работе с композицией и оттенками.
Материалы |
Материалы |
Материалы |
Материалы |
Материалы |
Материалы |