Стиль современной одежды использующий элементы народного костюма это
Народный костюм и современная одежда
Создание модного костюма — это постоянный поиск новых форм и конструкции одежды, ее цветового и декоративного решения и, как результат — нового образа. Как уже было сказано выше, творческим стимулом и источником вдохновения в этом поиске может стать любое явление жизни человека.
Ассоциативное представление является при этом важнейшим фактором создания нового решения, оно позволяет достичь разнообразия видимого образа, добиться новизны, а именно новизну мы рассматриваем как один из существенных признаков моды.
Но, как гласит пословица, новое — это хорошо забытое старое. Мудрость этого изречения в полнор мере можно отнести и к сфере создания костюма. Именно поэтому богатейшей кладовой идей для модельера, проектирующего современную одежду, является исторический и народный костюмы, традиции которых складывались и утверждались веками.
Естественно, что, занимаясь созданием современной одежды и модного направления, дизайнер не должен копировать формы народного и исторического костюмов. Его задачей является достижение выразительности и образности путем трансформации источника творчества посредством ассоциативного мышления.
При работе с историческим материалом невозможно не восхищаться его богатством: красотой форм старого костюма, великолепием отделки, виртуозностью кроя. Велико при этом искушение перенести все эти качества в проектируемое изделие практически неизменными.
Однако механическое воспроизведение старых форм в современном костюме без переосмысления их с позиций современного человека обрекает работу модельера на неудачу. Ведь исторический костюм, так гармонично соответствовавший своей эпохе, становится неуместным в условиях сегодняшней жизни и вместе с целесообразностью теряет свое обаяние.
Творческая, трансформация характерных свойств и признаков костюма прошлых веков, служащего импульсом для создания новых форм современной одежды, начинается со сбора информационного материала. Выполняя копии, зарисовки костюмов и их фрагментов, нужно выявить пластику формы и закономерности ее развития, красоту пропорциональных отношений отдельных частей формы, принцип ее ритмической организации, характер цветового решения, разнообразие фактур и декоративного оформления, а также другие параметры.
Беря за основу один из этих признаков, наиболее характерный и интересный с точки зрения модельера, он создает современный костюм, добиваясь новой выразительности, соответствующей требованиям сегодняшнего дня.
Особый интерес художники-модельеры проявляют к народному костюму как к источнику творчества. Основная ценность народного костюма состоит в его предельной функциональности, логике форм и конструкций, рациональности и целесообразности и в то же время в многообразии вариантов внешнего вида за счет различных приемов декоративного оформления.
Изучение и творческая переработка народного искусства способствует обогащению и обновлению современного костюма, созданию в нём особого национального колорита. Однако при этом национальные черты должны не акцентироваться, а только угадываться.
Без глубокого изучения традиций, хранимых народным искусством, невозможно прогрессивное развитие современного костюма. Понимая это, художник-модельер не может оставаться равнодушным к своим национальным корням. В этом смысле для нас особый интерес представляет русский народный костюм.
Коллекции народных костюмов, хранящиеся в музеях нашей страны, наглядно демонстрируют фантазию
русских людей, их тонкий вкус, изобретательность и мастерство. Профессиональных художников поражают разнообразие форм и образов, стройность композиционного решения, красочность колорита, изящество и неповторимость декора, особенно ручной вышивки.
Иногда трудно поверить, что все это создано руками «темных», неграмотных крестьянок, мастериц-самоучек, вооруженных примитивными приспособлениями. Безусловно, это чудо стало возможным только благодаря многовековым традициям, бережно хранимым русским народом и передаваемым от поколения к поколению.
Живой интерес к изучению и современному переосмыслению русского народного костюма проявляла Надежда Ламанова — замечательный модельер, работающий в области бытового и театрального костюма. Она утверждала, что основные формы народной одежды всегда мудры — их простота и целесообразность должны быть использованы в современном костюме.
В рубашечном покрое, например, Ламанову привлекали элементарность кроя, экономный расход материалов, дешевизна изготовления. При этом она неизменно восхищалась искусством художественно-декоративного решения русской одежды.
Именно принципы создания народной одежды легли в основу ее теории моделирования. Н. Ламанова работала в содружестве с Верой Мухиной, прекрасным живописцем и скульптором (ей принадлежит скульптурная композиция «Рабочий и колхозница»). В 1925 году они подготовили оригинальную коллекцию современных костюмов для участия во Всемирной выставке в Париже.
В качестве главной образной идеи Ламанова и Мухина использовали традиции русского народного костюма. В тяжелое для России послереволюционное время создание одежды было делом совсем непростым. Ткани, которыми располагали Ламанова и ее помощницы, — грубое полотно, бумазея, солдатское сукно. Рубашечный прямоугольный крой, характерный для народного костюма, как нельзя лучше подходил к этим жестким материалам.
Прямого силуэта платья и костюмы, изготовленные Ламановой и Мухиной для выставочной коллекции, вполне соответствовали европейским направлениям моды того времени, но имели при этом русский национальный колорит. В общей композиции костюмов, расположении декора (в основном это была ручная вышивка) четко прослеживались традиции русской национальной одежды.
Интересно, что некоторые из изделий содержали в качестве вставок настоящие вышитые крестьянками рушники и их фрагменты. Можно сказать, что эта коллекция была создана из ничего только благодаря фантазии, таланту и умелым рукам.
Оригинальная коллекция Н. Ламановой и В. Мухиной, отличавшаяся безупречным вкусом и высоким художественным мастерством, на Всемирной выставке в Париже завоевала Гран-при, покорив жюри и зрителей сочетанием национальной самобытности и модного направления в современном костюме.
Этот исторический пример удачного обращения ху-дожника-модельера к истокам народного искусства весьма яркий и далеко не единственный. Анализируя историю народного костюма и сравнивая его с костюмом современным, можно заключить, что в любом модном направлении проявляются черты народного, национального, традиционного, что делает одежду органичнее и самобытнее.
Именно поэтому среди устойчивых стилей в современной одежде утвердился фольклорный стиль, интерес к которому не ослабевает. В последнее время художники-модельеры все чаще обращаются к народным традициям. Они не копируют национальный костюм, а берут из него богатство колористических сочетаний, разнообразие орнаментных композиций, выразительность формы.
На рис. 78 представлен эскиз коллекции молодежной одежды, выполненной в фольклорном стиле. Очевидно, что, проектируя эту коллекцию, художник вдохновлялся своеобразным и красочным костюмом индейцев Южной Америки.
Использование современными дизайнерами элементов народного костюма придает проектируемой ими одежде живость, нарядность, образность. В настоящее время вполне сформировался подход к использованию фольклорного материала в современном моделировании: основная роль в создании одежды принадлежит поиску новой оригинальной образности и эмоциональной выразительности.
собно дать толчок для создания новой формы, отличающейся особой образностью..
Выше были подробно рассмотрены наиболее важные источники творчества художника-модельера. Очевидно, что они весьма разнообразны и порой совсем не похожи друг на друга. Однако при этом принципы переработки и использования их признаков при проектировании костюмной формы подчиняются единой логике.
Невозможно точно объяснить чудо рождения новой идеи. У каждого творца эго происходит по-разному. У одного модельера рождает образы новой коллекции музыка, создающая особый эмоциональный настрой, у другого — созерцание живописных полотен, у третьего 71 72 73 74 75 76 77 78 79 80 ..
Источник
IX Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2017
НАРОДНЫЙ КОСТЮМ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ МОДЕЛЬЕРОВ
Русский стиль – это не только народный костюм. Он может быть интерпретирован разнообразно. Наследие русской стилистики и культуры, активно использовали и продолжают использовать в своих коллекциях известные модные дома и дизайнеры.
Талант художника определяет умение не только увидеть, но и отобрать существенное, суметь обобщить увиденное, творчески переработать его в своей художественной практике. Художник дает не только познанную реальность, но и выявляет своё индивидуальное отношение к ней, своё виденье жизни. Способность к образному мышлению, развитие этой способности расширяет сферу видения и общения художника-модельера с народным искусством.
Анализируя историю народного костюма и рассматривая современный костюм, можно заключить, что в любом современном костюме должны проявляться черты народного, национального, традиционного, что делает его органичнее, самобытнее, роднее, ближе, дороже. При этом следует принимать во внимание и тот факт, что костюм, мода — явление интернациональное, поэтому было бы не правильным исключать взаимовлияние костюмов, моды всех стран мира.
Неповторимое национальное своеобразие современным изделиям придает использование элементов народной вышивки, играют роль и другие приёмы декорирования. Обеспеченность населения разнообразной одеждой зависит от правильности выбора материалов, от оригинальности конструкции, соответствующих назначению одежды, сезону и возрастным особенностям человека.
Применение элементов русского народного костюма в современной одежде представляет большое научное и практическое значение, которое требует необходимых знаний и умений. Поэтому наши экспериментальные исследования по совмещению двух стилевых направлений представляют большой интерес.
Все эти черты народного костюма составляют содержание понятия «народные мотивы». Народные мотивы − это преломление народных традиций в современном искусстве создания вещей.
Сейчас фольклорный стиль не является главенствующим, но он занял своё место в общем широком международном русле индустрии моды.
Мода на «русское»
Впервые европейская мода начала черпать свое вдохновение в России, скорее всего, благодаря знаменитым Русским сезонам Дягилева 1900-х годов. К примеру, именно тогда европейцы узнали и полюбили русский кокошник.
Русский кокошник и кокошник – творение Карла Лагерфельда для Chanel pre-fall 2009.
Одним из первых дизайнеров, создавших коллекции, посвященные России, был великий гений Ив Сен Лоран. В 1957 году, после смерти Кристиана Диора, начинающий дизайнер возглавил знаменитый дом и именно он осмелился привести коллекцию Dior в советскую Москву в 1959 году. Возможно, тогда и начался роман дизайнера с Россией, который закончился созданием Русской коллекции в 1976/77 году.
Yves Saint Laurent, эскиз для Русской коллекции.
Модели из Русской коллекции Yves Saint Laurent 1976/77 года.
Один из «фирменных» атрибутов одежды Yves Saint Laurent — дутые широкие рукава, — возможно, заимствован у русского национального костюма.
Yves Saint Laurent осень 2010 и весна 2010.
Джон Гальяно, еще один поклонник «русской темы», в 1993 году создает коллекцию под названием Принцесса Лукреция. По замыслу дизайнера, принцесса Лукреция – это русская царевна, сбежавшая из коммунистической России и отправившаяся в Шотландию. Наряды русской принцессы дизайнер представляет себе примерно так:
Кейт Мосс в платье из коллекции John Galliano Принцесса Лукреция.
Шапка-ушанка из коллекции John Galliano.
Надо сказать, что ушанка — один из любимых аксессуаров Гальяно, ее можно часто встретить в коллекциях дизайнера.
Осенью 2009 года Гальяно вновь обращается к русскому национальному костюму и создает коллекцию, полностью посвященную балканскому фольклору.
John Galliano осень 2009.
В 2009 году многие дизайнеры решили обратиться к русской теме. Карл Лагерфельд посвящает России круизную коллекцию Chanel и символично называет ее «Париж-Москва», видимо кайзер хотел напомнить миру о давней дружбе госпожи Коко с российской эмиграцией 1910-20 годов. Так или иначе, коллекция безумно красива и безусловно войдет в историю благодаря своим неимоверным аксессуарам — кокошникам, муфтам, сумочкам в форме матрешки, значкам с советской символикой.
Chanel pre-fall 2009.
Аксессуары из коллекции Chanel pre-fall 2009
Антонио Маррас в осенней коллекции 2009 года для Kenzo тоже обратился к русским национальным мотивам, в частности дизайнера вдохновили павловопосадские шали и шапки-ушанки, а так же длинные широкие шерстяные юбки, очень напоминающие русские национальные наряды.
Kenzo fall 2009
Реклама осенней коллекции Kenzo 2009 года
Шаль из коллекции Kenzo и шаль павловопосадской платочной мануфактуры.
Интереснейшая кутюрная коллекция Жозефа Тимистера вдохновлена падением царской России и кровавыми событиями первой мировой войны. Центральное место в коллекции занимает образ расстрелянного царевича Алексея. Красные, «кровавые» пятна на белой одежде, пиджаки в стиле царя Николая, шубы как у бойцов армии Буденного, и в завершение коллекции — комбинезоны рабочих советских фабрик.
Thimister fall 2010 haute couture и портрет царя Николая II.
Thimister fall 2010 haute couture и фотография советского военачальника Семена Буденного.
Thimister fall 2010 haute couture и фотография советского рабочего.
Николай Терюхин
Николай Терюхин – автор более 80 коллекций. Несмотря на большое количество сногсшибательных фантазийных коллекций, этнические традиции стали определяющими в творчестве модельера и принесли заслуженный успех, как у зрителей, так и на профессиональных российских и международных конкурсах и фестивалях моды. Показы коллекций состоялись в российских городах: Сочи, Екатеринбурге, Ярославле, Вологде, Архангельске, Москве, а так же в городе Олоу (Финляндия – 1999, 2000 гг.). В 2005 и 2008 годах Николай Терюхин принял участие в фестивале «Дни российской моды в Париже», где представил коллекции «Городской романс», «Откудова экой фасон?», «Пестрядинная артель» после этого был принят в «Ассоциацию русских художников в Париже».
Народный костюм является образной летописью жизни наших предков, которая языком цвета, формы, орнамента, раскрывает нам многие тайны и законы красоты народного искусства. Использование народных мотивов в современной моде приводит к созданию интересных моделей в этническом стиле.
Николай Терюхин использует традиционный материал, характерный для северного народного костюма: ситец, сатин, лён, парча, холст, бязь, павлово-посадские шерстяные платки, а так же современные ткани: джинсовая, габардин, декорированные кружевом, атласными ленами, искусственным жемчугом, вставками из жаккардовой тесьмы имитирующими элемент северного костюма – вышивку, браное ткачество. А так же блёстки, стеклярус, бисер, стеклянные и металлические пуговицы, бусины.
Этническому костюму модельера присуще использование полихромных цветовых сочетаний, многослойность компонентов костюма, включение традиционных орнаментальных мотивов в текстиле. В его работах широко используется лоскутный стиль — как при создании целых ансамблей, так и отдельных элементов костюма: манжеты, воротники, карманы самых разнообразных форм, аксессуары, шляпки, шапочки, гетры, нарукавники. В этой технике модельер сотрудничает с мастерами: Г. Б. и Д. И. Зубовыми (лоскутное шитьё), Л. В. Усачёва (вязание).
В изделиях так же используются постижёрные изделия (автор – О. В. Шабанова), имитирующие женский северный головной убор – кокошник.
«ГОРОДСКОЙ РОМАНС»— Лёгкие женские пальто с использованием современной ткани – габардин и элементов кроя русского городского традиционного костюма. Дополнение – оренбургские пуховые платки. 2004
«КИЖМА»— Коллекция приурочена презентации научного проекта «Село Кижма Мезенского района Архангельской области — уникальное историческое поселение Русского севера. Изучение, сохранение, развитие».2007
«Откудова экой фасон?»— Основная идея заключена в сочетании трикотажного платья, выполненного в лоскутном стиле, имитирующего «половичёк», и жакета из современной джинсовой ткани. Удостоена Гран-при фестиваля «Русский костюм на рубеже эпох» в г. Ярославль.2004
«СНАРЯДНАЯ»-В традиционной народной культуре праздничную одежду называли «снарядной» от слова «снаряжать», «снаряжаться». 2006
«Сударушка»- Специально создана для регионального конкурса красоты с одноимённым названием. Коллекция отражает гламурно- деловой образ женщины. В основе павлово- посадские платки. 2002
Вячеслав Зайцев — кутюрье, художник, поэт, президент Московского Дома Моды, член Союза художников РФ, профессор, почётный гражданин Парижа и Иванова. Человек года в мире моды.
Во многом благодаря его усилиям русская мода достигла мирового уровня, заняв достойное место наравне с такими признанными законодателями моды, как Франция и Италия.
ДЕНИС Симачев является наиболее востребованным и популярным российским модельером за рубежом. Дизайнер делает акцент на советскую символику и русские национальные мотивы.
Народный костюм, его колорит и вышивки и сейчас заставляют нас восхищаться. Они заражают нас оптимизмом, настроением праздничности и веселья. Народные мастера умеют превращать утилитарную вещь в произведение искусства. Ни одна страна в мире, ни один народ не располагает таким богатством традиций в области национального народного искусства, как Россия. Интерес к русскому народному костюму существовал всегда. Народный костюм это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленная веками.
Традиции русского народного костюма прослеживаются в процессе социокультурного творчества дизайнеров всего мира.
Источник