- Архитектура Японии – древняя и современная
- Древность
- Период Дзёмон
- Период Яёй
- Период Кофун
- Храмовая архитектура Японии
- Синтоизм
- Буддизм
- Средневековье
- Новое время и современность
- Характерные особенности архитектуры Японии
- Известные архитекторы Японии
- Японский стиль. Japanese style
- Традиционный японский дом
- Японская керамика
- Дом самурая
- Матия (Machi ya ) — городские японские дома
- Сёдзи и амадо
- Японские двери купе сёдзи — shoji
- Японские шторы
- Двери фусума
- Японские корзины
- Прихожая или genkan в японском доме
- А у вас на кухне есть Тансу
- Современная кухня — японский стиль
- Додзё (Dojo)
- Татами в японском доме
- Хибати
- Японская мебель
- Ирори и котацу
Архитектура Японии – древняя и современная
Архитектура Японии привлекает своей самобытностью. За многие века существования японской цивилизации она не оставалась неизменной. Вначале архитектурные стили менялись под влиянием культуры других азиатских стран. А последние десятилетия наблюдается процесс заимствования и переработки западного опыта.
Древность
Древние сооружения – постройки до IV века н. э. В основном это жилые дома, о которых история сохранила очень мало сведений. Первоначальные японские сооружения возводились из земли и дерева. Поэтому многие из них были утрачены из-за стихийных бедствий, влажного климата, пожаров, войн. Глиняные модели, изображения на бронзе, результаты археологических раскопок кратко рассказывают об архитектуре древности.
Период Дзёмон
Историческая эпоха длилась до 300 г. до н.э. Собиратели, рыбаки, охотники жили в землянках, которые назывались тата-ана-дзюке. Жилище состояло из ямы с утрамбованным земляным полом и соломенной крыши, которую поддерживал деревянный каркас. Стекающую по крыше воду можно было собирать в ёмкости. Целая деревня таких домов расположена на горе Маруяма района Саннай города Аомори.
Период Яёй
Историческая эпоха Яёй продолжалась с 300 г. до н. э. по 250 г. н. э. Это время широкого распространения рисоводства. Появляются постоянные поселения с жилыми помещениями, складами, деревенскими заборами, сторожевыми башнями. Постройки с приподнятым полом и двухскатной крышей назывались такаюка. Они надежно защищали зерно от влажности, грызунов. Также подобные сооружения служили жилищами для вождей и особо почитаемых членов племени.
Исторический парк Ёсиногари в префектуре Сага – место для знакомства с поселением периода Яёй.
Период Кофун
Историческая эпоха Кофун длилась c III в. н. э. до VI в. н. э. В это время начали возводить курганы-кофун – громадные усыпальницы знатных людей и местных правителей. Древнейшие из них – круглые или четырёхугольные насыпи. Позже появились многоступенчатые могильные холмы, похожие на замочные скважины. Их окружали по периметру рвом с водой. Насчитывается более 10000 подобных захоронений.
Храмовая архитектура Японии
Первые японские культовые постройки появляются ещё в древности. В Средние века активно строятся синтоистские и буддийские святилища и монастыри. Большое влияние на храмовую архитектуру Японии оказал Китай.
Синтоизм
Синтоизм – традиционная древняя японская религия, основанная на поклонении духам умерших. Для постройки культовых сооружений – ворот, небольших храмов – использовались природные материалы: необработанное неокрашенное дерево (чаще всего кипарис) для стен, трава для крыши. Часовни-синто приподняты над землёй, закреплены на врытых в землю сваях. Двухскатная плоская крыша выходит за периметр здания. Вокруг главного помещения расположены веранды. Синтоистские монастыри – комплекс симметрично расположенных построек.
В синтоистском святилище обязательно выделяют следующие детали:
- Тории – бесстворчатые П-образные ворота оранжевого или красного цвета. Они символизируют переход между миром людей и духов.
- Комаину – охранные статуи стилизованных львов или собак по бокам от входа.
- Источник с очищающей водой для мытья рук и полоскания рта перед входом в часовню.
- Главный зал со святыней, зал для молитв и подношений.
- Сцена для спектаклей театра но.
Самый старый из синтоистских храмов находится в Исэ на острове Хонсю. Он посвящён богине Солнца.
Буддизм
Буддизм приходит в Японию из Китая примерно в VI–VII вв. н. э. и приносит новые архитектурные формы:
- каменный фундамент;
- выгнутые крыши с поднятыми углами;
- яркие цвета;
- декоративные детали: резьба, росписи, лакировка, позолота.
Для буддийского храма главное – не симметрия, а слияние с природой. На это нацелены легкие, плавные линии, водоемы, сады камней и т. д. Обычно в храмовый комплекс входят:
- ограда с воротами;
- главный храм;
- помещение для проповедей;
- колокольная башня;
- сокровищница;
- книгохранилище;
- многоярусная сужающаяся пагода в 3–5 этажей.
Монастыри Тодай-дзи (VIII в. н. э.) и Хорю-дзи (VII в. н. э.) – самые известные буддийские храмовые сооружения.
Средневековье
Для средневековой архитектуры Японии характерны следующие особенности:
- Стильдзэн в храмовых постройках (многозальные культовые сооружения и позолоченные крыши). Образец – храм Кинкаку-дзи, или Золотой павильон (XIV в.).
- Развитие замковой архитектуры в стиле ямадзиро. Деревянные и каменные постройки находились на равнинной территории. Ансамбль включал центральное сооружение (башня-тэнсю) и многочисленные башенки, которые связывались переходами. Сооружение окружалось оградой, рвами. Пример – замок Имэдзи (XIV–XVII вв.). Он включал более 80 сооружений.
- Строительство каменных дворцов в стиле хирадзиро. 1–2 – этажные здания находились на возвышенности посреди садово-паркового ансамбля. Во внутренней отделке таких построек использовалось натуральное дерево. Пример – дворец Кацура в Киото (XVII в.).
- Появление чайных домиков в стиле сукия. Сооружение напоминает легкую хижину. Чаще всего это одноэтажное здание с низким узким проходом и большим количеством высоко расположенных окон. Внутри – комната для проведения чайной церемонии.
Новое время и современность
Вступив на путь модернизации к середине XIX в., японские архитекторы освоили западные технологии, новые материалы, но, в то же время, сохранили самобытность. К концу XIX века начинают развиваться неостили, эклектика. Основные достижения архитектуры Японии в это время:
- использование кирпича, камня при строительстве государственных зданий и учреждений;
- формирование западных кварталов в портовых городах;
- применение железобетонных перекрытий;
- разработка проектов сейсмоустойчивых типов зданий.
После II Мировой войны для строительства японских домов начинают применять бетон и сталь. Страна постепенно становится лидером по архитектурным технологиям.
В 1950-70-е годы в Японии зарождается и развивается архитектурное направление метаболизм. Его главный принцип – незавершенность, недосказанность. Самый яркий пример – башня-капсула «Накагин» (Токио).
Сейчас японские дома в основном возводят на сваях. При этом используют маятники, амортизаторы, стальные каркасы и рельсовые платформы для защиты от землетрясений. Высокотехнологичные материалы грамотно сочетаются с природными элементами: садами камней, прудами, мостиками, зелеными зонами и т.д.
Самые необычные современные японские здания:
- 634-метровый токийский небоскреб Skytree;
- стеклянная школа в Канагаве;
- дом-занавес в Токио;
- музей науки в Нагое.
Характерные особенности архитектуры Японии
Традиционной японской архитектуре присущи:
- лаконичность, строгость форм, простота, изысканность;
- использование прямоугольных элементов;
- сооружения с массивными крышами и относительно слабыми стенами
- использование необработанного дерева;
- вписывание здания в ландшафт;
- отсутствие пестроты, многоцветья.
Известные архитекторы Японии
Японская национальная архитектурная школа существует чуть больше 100 лет. В 1873 году в Токио открылся Императорский технический колледж, где стали готовить архитекторов. Многие выпускники получили всемирное признание: Тацуно Кинго (Банк Японии, Токийский вокзал), Катаяма Токума (дворец Акасака, резиденция Дзинпукаку).
Архитектор Тадао Андо грамотно сочетал традиционные черты архитектуры Японии с современными технологиями. Основные работы: дом Адзума (Осака), жилой комплекс Рокко (Кобэ), Музей современного искусства на Наосиме и т. д.
Известные современные архитекторы:
- Кэнго Кума (Музей искусств Сантори, Пластмассовый дом в Токио);
- Сигэру Бан (Павильон Японии на EXPO 2000, Картонный собор в Крайстчерче);
- Тойо Ито (центр Mikimoto House в Токио, павильон галереи Серпентайн в Лондоне).
Современная японская архитектура не стоит на месте, а продолжает развиваться. Она использует лучшие мировые достижения, не теряя традиционные черты и уникальность.
Источник
Японский стиль. Japanese style
Традиционный японский дом
Начнем свою экскурсию по японскому стилю с традиционного японского дома. Во многих статьях по японскому дому упоминается Минка (minka), что дословно переводится дом людей.
Минка – это жильё крестьян, ремесленников, торговцев, но не самураев. Минка можно разделить на два типа: деревенские дома (noka) и городские дома (machiya). В свою очередь, в деревенских домах можно выделить отдельный тип рыбацких традиционных японских домов под названием гёка (gyoka).
Минка строились из дешёвых и доступных материалов. Каркас дома делался из дерева, внешние стены из бамбука и глины, а внутренних стен не было, вместо них перегородки или ширмы фусума. Из травы и соломы изготавливали кровлю дома, циновки и маты татами. Редко кровля покрывалась черепицей из обожженной глины, камень применяли для укрепления фундамента дома.
Рис. 1. Вот из такого, так сказать месива, делались стены традиционных японских домов |
Внутри минка две секции, в первой секции был земляной пол (эта часть называлась doma), вторая поднималась выше уровня дома на 50 см и покрывалась татами. В «белой» части дома было выделено четыре комнаты. Две комнаты жилые, включая ту, где находился очаг. Третья комната спальня, четвертая для гостей. Туалет и ванна находились вне основной части дома.
Секция Doma использовалась для приготовления пищи и в ней устанавливали глиняную печь камадо (Kamado), деревянный умывальник, бочки для еды, кувшины для воды. В принципе doma – это бабушка кухни в японском стиле, вряд ли вы такую кухню захотите повторить у себя.
Рис. 2. Печь камадо в японском доме |
Рис. 3. Традиционная японская кухня |
|
---|
Рис. 4. Резиденция самураев |
Рис. 5. Дом самурая Nomura, Kanazawa |
Рис. 6. Фото современного дома в японской стилистике. Дом современного самурая |
Рис. 7. Современный дом с элементами архитектуры в японском стиле |
Дом визуально напоминает щитовой каркасный дом, но только частично разбираемый в зависимости от сезона года. Наружные стены, которые обращены к улице, зафиксированы и неподвижные, а стена, выходящая в дворик, делалась раздвижной. Называлась эта стена амадо (amado), выглядит как щит из сплоченных широких досок, устанавливались в холодную погоду или на ночь перед сёдзи.
Матия (Machi ya ) — городские японские дома
Machiya это традиционные деревянные городские дома, которые наряду с деревенскими домами (noka) представляют японскую народную архитектуру (минка).
Machiya в Киото в течении многих столетий представляют собой стандарт, который определял форму Machiya по всей стране. То есть, если хотите увидеть настоящие матия, то езжайте в Киото.
Рис. 8-9. Machiya в Киото |
Типичный Machiya это длинный деревянный дом с фасадом выходящим на улицу. Сам дом может быть высотой как в один, так и в полтора, два и даже три этажа.
В передней части здания часто находился магазин, который снаружи закрывался створками, которые поднимались или раздвигались. Эта часть дома составляло «магазинное пространство» дома.
Остальная часть дома это так называемое «пространство для жизни», которое состояло из комнат разного назначения, в том числе для хранения товаров, приёма клиентов и гостей, приготовления пищи или отдыха.
Рис. 10. Machiya схематическое изображение |
Рис. 11-12. Городские японские дома |
Сейчас в традиционных японских домах жить не комфортно, они не соответствуют современным требованиям жизни и постепенно такие дома исчезают, где-то сохраняются как исторические памятники. На фото ниже такой дом, вид у него, в отличии вышеприведенных картинок, унылый.
Рис. 13. Традиционный японский дом сегодня |
Сёдзи и амадо
Амадо при закрывании плотно примыкали друг к другу, крайняя амадо запиралась с помощью замка засова. Нам эта стена напоминает неуклюжую большую дверь купе, которая задвигалась в наружный короб для хранения, сделанный у края стены, сам короб тоже может быть распашным. В ряде конструкций амадо снимались полностью, их поднимали наверх и цепляли на специальные крюки.
Рис. 14. Традиционный японский дом минка |
Рис. 15-16. Раздвижные стены амадо |
Рис. 17. Наружный короб для амадо |
Рис. 18. Амадо поднимаются на крюках |
Кстати на фото ниже современная интерпретация амадо, которые поднимаются на крюках.
Рис. 19. Современная интерпретация амадо |
Сёдзи – это перегородки, которые отделяют жилые помещения от веранды (энгава). Энгава это открытая галерея, которая огибает дом с двух или трех сторон.
Рис. 20. Веранда энгава |
Рис. 21. Энгава — традиционный японский дом |
Рис. 22. Энгава в современной интерпретации |
Сёдзи выполняют функцию, как окон, так и дверей и перегородок. В англоязычном написании сёдзи пишется shoji.
|
---|
Рис. 23. Изготовление сёдзи |
Рис. 24. Конструкция сёдзи |
Конструкция сёдзи — верхние и нижние треки напоминают современные для алюминиевых систем дверей купе.
Внутреннее пространство сёдзи, чуть не назвал по аналогии с нашими дверьми купе — заполнение, оклеено бумагой, которую сами японцы называют васи — washi paper.
Бумагу васи изготавливают из волокон коры тутового дерева (кодзо, kozo), кустарника Гампи (gampi), Мицумата, а также с добавлением волокон бамбука, пшеницы, а также риса. Из-за последней составляющей бумагу ошибочно называют рисовой.
Традиционная технология производства васи предусматривает её естественное отбеливание без химии, поэтому материал является экологически чистым. Бумага получается прочной и эластичной.
Рис. 25. Традиционная технология изготовления бумаги васи |
Рис. 26. Бумага васи |
Рис. 27. Сёдзи в традиционном японском доме |
Дизайн сёдзи по внутреннему заполнению может быть разным, схемы напоминают аналогичные для дверей купе из алюминиевого профиля.
Рис. 28. Варианты заполнения сёдзи |
Деление жилого помещения японского дома на комнаты производилось с помощью раздвижных перегородок фусума. Больших различий между раздвижными дверями и перегородками нет. Основное отличие в терминах, если закрывается дверной проем — то это дверь фусума, причём это всегда непрозрачные перегородки, если перегораживается целая комната или очень большой проём — это раздвижная перегородка сёдзи.
Японские шторы
Японские шторы или панели это ровные узкие полотна ткани, которые вверх закреплены на карнизе, а внизу утяжелителем, перейти к статье.
Двери фусума
Фусума — это деревянная рама, оклеенная бумагой васи с двух сторон. У более состоятельных японцев отделка дверей производилась шелком. Открывание дверей фусума производилось аналогично дверям сёдзи, то есть по принципу дверей купе. Двери фусума были с интегрированной ручкой, дизайну которой также уделялось отдельное внимание.
Рис. 29. Интегрированная ручка в двери фусума |
Рис. 30-31. Изысканные ручки для дверей фусума |
Рис. 32. Двери фусума отделаны шёлком |
Рис. 33. Богато выполненные фусума |
Рис. 34. Интересная современная интерпретация японских перегородок |
Кстати, ещё интересное фото передвижных перегородок из дома музея в Kamamura, Japan и подобная конструкция уже в современном доме.
Рис. 35. Японские двери купе из дома музея в Kamamura, Japan |
Рис. 36. Раздвижные двери в японском стиле |
Рис. 37. Решетчатые перегородки отделяют зону приготовления от зоны приема пищи |
Рис. 38. Аналогичный прием для создания фасадов на кухне |
Использование деревянных решеток при создании фасада мебели уже указывает на японский стиль. На фото ниже интересное дизайнерское решение в такой стилистике при создании тумбы для техники.
Рис. 39. Тумба японском стиле |
|
---|
Рис. 40-41. Прихожая или фойе в японском городском доме |
Рис. 42. Древний генкан, вид сверху |
Рис. 43. Уже современное исполнение генкан |
Ещё немного фотографий генкан, но уже в современном исполнении. Добавляю фото, потому как тема минимализма в мебели интересна для меня. Светлые цвета и много дерева напоминает скандинавский стиль.
Рис. 44-47. Генкан в современном японском доме |
|
---|
Рис. 48-50. Несколько примеров dojo |
Татами в японском доме
Пол в японском доме устилают татами. Татами это маты из прессованной рисовой соломы обшитые циновками, всё это по краям скреплено плотной тканью часто черного цвета.
Татами делают прямоугольными, размер их разный в разных частях Японии, в Токио размер 1,76 м * 0,88 м. Бедные горожане и сельские жители, в отличие от самураев, спали прямо на полу, подстелив мешки набитые рисовой соломой.
Рис. 51. Татами |
Рис. 52. Татами и сёдзи |
Рис. 53. Изготовление татами |
Хибати
Интересная часть японского дома это переносные очаги хибати, традиционно в японском доме они использовались для обогрева.
Первоначально хибати вырезали из дерева и облепляли глиной, затем из керамики и металла. Опять же, у обеспеченных японцев мастера превращали хибати по степени отделки в предмет искусства.
Рис. 54. Керамический хибати |
Рис. 55. Бронзовый хибати |
Рис. 56. Хибати в японском доме |
В англоязычном написании можно встретить такое название как хибачи (hibachi) — переносные грили. Назвали так, как следует из различных литературных источников, только по причине того, что истинное японское название подобного устройства трудно было произносить.
Рис. 57. Хибачи (hibachi) — переносной гриль |
Настоящие хибати имели форму горшка, иногда в виде деревянной тумбы, в центре которой находилась емкость для угля. Сейчас такие горшки в большей степени используют как предмет декора для создания интерьера в японском стиле.
Хибати в виде тумбы напоминают современную плиту, которую уже использовали не только для обогрева, но и для того, чтобы вскипятить чайник.
Рис. 58-60. Японский хибачи |
Рис. 61. Японский хибачи в качестве элемента интерьера в японском доме |
|
---|
Рис. 62. Рыболовный крючок держит чайник над ирори |
Рис. 63-64. Японский очаг |
Котацу (kotatsu) выглядел следующим образом: над очагом ирори с тлеющими углями ставили низкий стол, который накрывали одеялом, поверх которого клали толстую доску, читай как столешницу, по размеру стола.
Японцы всей семьёй садились вокруг Котацу, засовывали ноги под одеяло и грелись. Эта традиция сохранилась и сейчас, только вместо ирори используют электронагреватели, и всё потому, что в большей части Японии нет центрального отопления.
Источник