Архитектура и Проектирование | Справочник
Вы здесь
Мебель в Древнем Египте
Древнейшим государством, образцы мебели которого сохранились до наших дней, является Египет. В прошлом эта страна широко применяла дерево для своих нужд, вывозя его из соседних стран. Древняя египетская мебель делалась почти сплошь из дерева.
Древнейшие из известных нам образцов были найдены в царских погребениях ранней династической эпохи (3400-2980 гг. до н. э.). Это обломки ларцов чёрного дерева, инкрустированных слоновой костью, обычный и складной табуреты с ножками в виде копыт жвачных животных (табуреты сделаны из дерева, но ножки вырезаны из целых слоновых клыков). От III династии (2980-2000 гг. до н. э.) уцелели кровати, стулья и разнообразных размеров ларцы чёрного дерева с инкрустацией из зелёного и синего малахита, бирюзы, ляпис-лазури и слоновой кости, с ножками, изображающими львиные лапы или копыта быков, причём передние и задние ножки мебели сделаны соответственно форме передних и задних ног животного. В эпоху Среднего царства (2000-1500 гг. до н. э.) столярное искусство достигает подлинного расцвета и поражает масштабами изготовляемых изделий.
Например, для наружных и внутренних двухпольных дверей — между пилонами большого Карнакского храма — изготовлялись створки, каждая 5 м ширины и 20 м вышины. При этом все отдельные их части скреплены между собою деревянными гвоздями и клиньями, расположенными для предотвращения появления щелей в различных направлениях, но всегда под углом в 45° (такие же крепления мы видим в деревянных гробах, находимых в древнейших захоронениях, относящихся к IV тысячелетию до н. э.). Мебель для сидения или скреплялась поперечными соединениями, устраиваемыми под углом, или же в угловые части стульев изнутри врезались специальные, дугообразно искривлённые, деревянные шипы. Исследования египтолога Петри показали, что такие изогнутые формы получались в результате искусственного искривления ствола на корню в продолжение нескольких лет.
Переходим к рассмотрению отдельных предметов. Табурет на четырёх вертикально поставленных точёных ножках имеет проноги, скреплённые с верхней обвязью отдельными соединениями, поставленными под углом. Складной табурет также имеет четыре ножки, которые скреплены с обоих концов и перекрещены диагонально планками. Нижним концом ножек придается форма утиных головок. Верхняя обвязь табуретов прогибается для удобства сидящего и покрывается циновкой, сплетённой из тростника или из полосок кожи. Иногда сиденья делают из досок. Кроме табуретов обычного типа, существуют парные двухместные сиденья на львиных лапах или бычачьих ногах, с поставленными вертикально массивными спинками. Отдельные доски таких сидений обычно соединены в шпунт. Иногда спинка делается наклонной, в таком случае она соединяется с задними ножками специальными опорными планками. Ярко выраженная конструкция отдельных частей египетской мебели придаёт им некоторый отпечаток жёсткости. Опоры в виде ног животных делаются обычно у более богатой мебели, Причём все они всегда бывают поставлены на довольно высокие каблучки.
Богато украшенные кресла и троны снабжены боковыми частями (подлокотниками), оформленными в виде идущих львов. Спинки покрыты сквозной резьбой символического характера со слабым рельефом. Накладки из драгоценного металла с цветной эмалью покрывают различные части таких кресел. Так, на стуле фараона Тутанхамона верхняя часть спинки украшена металлической накладкой из золотого крылатого солнца — знака бога Ра. Инкрустации на мебели особенно часто применялись в эпоху XXIII династии (745- 718 гг. до н. э.).
Кровать представляет собою выгнутую в середине раму с небольшой спинкой в изголовье. На раму натянута крепко сплетённая циновка. Ножки имеют форму лап, обращённых в одну сторону, причём передние — в ногах кровати, а задние — в изголовье.
Сундучки для хранения домашнего инвентаря сконструированы очень остроумно. Они состоят из рам со вставленными в них поперечными досками. Благодаря этому не появилось никаких щелей, и дерево не покоробилось в течение тысячелетий. Сундучки, лари (как и гробы) окрашивались в яркие цвета по поясам и были украшены расположенными параллельно друг к другу геометрическими узорами и инкрустацией из кусочков синего и белого фаянса, непрозрачного стекла-смальты, полудрагоценных камней, серебра и золота. Особенно роскошно отделан ларец для драгоценностей, найденный в гробнице Аменофиса III (1411-1375 гг. до н. э.); его полукруглая верхняя крышка настолько богато украшена инкрустацией, что основной материал ларца — чёрное дерево — почти совершенно не заметен.
Для изготовления мебели в Египте употреблялось привозное дерево крепких пород. Его ввозили из Киликии (Малая Азия), Пунта (Абиссиния) и из других мест. Употреблялась также древесина дикого фигового дерева (смоковницы), тиса, кедра, сикоморы и оливкового дерева. Инструментарием египетских мебельщиков были топор, двуручная пила длиною около одного метра, деревянный молоток, тесло и лучковое сверло. Шероховатости на дереве удалялись путём лощения поверхности тяжёлыми камнями. Таким же способом производилась и его полировка.
Мебель для сидения, столы, ларцы и сундуки в большинстве окрашивались белой краской, служившей фоном для дальнейших украшений. Особенное изобилие образцов роскошно украшенной парадной мебели было найдено в открытой в 1922 г. гробнице фараона Тутанхамона, относящейся к 1350 г. до н. э. Среди найденных здесь предметов интересен двойной деревянный ковчег для хранения культовых реликвий. Весь вызолоченный и покрытый росписью, ковчег имеет четырёхгранную форму, он утверждён на полозьях. По сторонам ковчега стоят на страже четыре вырезанные из дерева обнажённые фигуры богинь. Верхняя часть ковчега украшена богатым карнизом из ряда священных змей со знаками бога Ра над головами. Кроме мебели, в гробнице Тутанхамона было найдено также большое количество деревянных колесниц, очень интересных по конструкции и исполнению.
Источник
Стили мебели древний египет
(источник фотографии обложки saanvi.ru)
Древний Египет — этот первая человеческая цивилизация, в смысле сообщество, обладающее признаками государственности. Примечательно, что это цивилизация, посвятившая себя загробной жизни. Текущая жизнь для древнего египтянина была лишь предверьем перед настоящей, загробной.
Пантеон древнеегипетских богов обширный, есть боги земли, неба, воздуха, искусства, истины. Верховное божество — Ра, бог солнца. Есть предтеча христианского рая, и даже концепция взвешивания души.
Есть специальное божество, отвечающее за домашнее хозяйство — это кошка Бастет
В Древнем Египте появляются зачатки современной геометрии, вплоть до специальных формул, выражающих пропорции.
Искусство Древнего Египта очень символично. Например, размер передает значимость объекта. Вообще, всей сохранившейся египетской архитектуре присуща монументальность.
Египетская архитектура эволюционировала следующим образом
1. Самые первые церемониальные постройки. Мастаба. Фактически, это такой упорядоченный трапецевидный каменный курган над важным захоронением.
2. Зиккурат. Лестница. Мастабу делают многоступенчатой.
3. Классическая пирамида
Квадрат в основании пирамиды символизирует землю. Вершина пирамиды — фараона. А сторона пирамиды — это фактически социальная модель.
Скульптура в Египте начинает развиваться в середине 3-его тысячелетия до н.э. Скульптура рассматривается, как дублер человеческого тела для души, соответственно — она всегда портретна. В скульптуре нет сиюминутного, человека изображают на пороге вечности.
Обратите внимание, что фигуры разного размера. Чем больше размер — тем выше социальный статус изображаемого.
Портет никогда не идеализирует человека, ведь это такое же вместилище души, как и тело. Поэтому мы имеем возможность сегодня видеть все этническое многообразие населения древнего Египта, что очень интересно.
В период Среднего Царства появляются Архитектурные Ансамбли.
Естественно, все это так или иначе связанно с миром мертвых. Ансамбли представляют собой огромные усыпальницы.
Как видно на фото, появляются Обелиски, которые представляют собой символ луча солнца (а соответственно и символ верховного бога).
В период Нового царства появляются колонны. Как правило, они ничего не поддерживают, а просто образуют скульптурные композиции.
Есть 3 типа древнеегипетских колонн
2. Пучок Папируса
3. Пальмовая ветвь
Позже появляются балочно-сводчатые перекрытия, колонны занимают свои привычные места.
Изобразительное искусство Древнего Египта решено в 4 главных цветах
1. Золотой, символизирует солнце и песок.
2. Синий. Вода и небо.
3. Коричневый. Земля.
4. Черный. Отводится для иероглифов.
Все изысканно и утонченно, в качестве сюжетов предстоит жизнь, такая как она есть.
С Древнего Египта начинается Фактическая история мебели. Благодаря изобразительному описанию простого быта мы знаем, что у египтян были стулья, кресла, диваны, столы. Современные образцы, сделанные по древним рисункам продемонстрировали, что египетская мебель была довольно удобной и комфортной.
Древнеегиптеские дома всегда строились вокруг внутреннего двора. Убранство и размер дома характеризовали социальный статус своего владельца. Дома строили с плоскими крышами, на которых летом спали и сушили фрукты. В качестве материала использовали глину, кирпич и кирпич-сырец. В качестве дверей выступали порталы, которые завешивали тканью.
На плане а. пункт 4, и на плане б. пункт 3 — это внутренние дворы.
Древнееегипетские орнаменты очень графичные и яркие. Многие из них позаимствовали некоторые современные стили.
Спасибо за внимание. Я хочу еще раз подчеркнуть, что о древнем мире нам известно не так уж много, особенно если это касается простого быта. Соответственно, пока я просто рассказываю о том, как развивалась человеческая культура, стараясь делать акцент на архитектуре и еще чем-то, имеющем отношение к дизайну интерьера. Чем ближе мы будем подходить к современности, тем больше будет непосредственно интерьеров, и их стилей.
Далее — Античность, а точнее крито-микенская цивилизация.
Комментарии (17)
и зачем все это? показать как мало вы знаете об истории архитектуры? для справки — «2. Лестница. Мастабу делают многоступенчатой. » — сие творение зовется по научному зиккурат.
и где тут интерьер вообще?
Drabanth
рада,что наша с вами дискуссия вылелась в такой чудесный блог.
очень приятно всегда прикоснуться лишний раз к истории.
мне очень нравятся слова Kusanagi по этому поводу (ее первые два поста сверху страницы) http://3ddd.ru/forum/thread/show/khochu_nachat_liet_chieriez_piat_shiest_dizit_god_piervyi/8
и коли вы не против, внесу небольшую лепту в вашу тему.
насчет Бастет.если ее рассматривать,как представленную фигуру кошки-то,да, она является хранительницей очага. Но сама же богиня, олицетворением которой лишь является кошка, несла несколько иную функцию.
в Древнем Египте она стала символом женской красоты и любви, дающей радость, веселье и плодородие.
Культ ее начался со времени правления Хатшепсут-женщины фараона, правящей Египтом более 20 лет.Именно она возвысила кошку и Бастет,Ее называли «царицей, достойной славы предков», так как именно она, вместе со своим зодчим Сенмутом, создали подлинную жемчужину исккусства Древнего Египта — поминальный храм царицы в Дейр-эль-Бахри. Понятие «украшательства», а не культ завоеваний, начала именно она. Большая значимость стала отводиться интерьерам, а не только архитектуре. Ее начинания потом продолжит великий Тутмос III, а Аменхотеп III (Эхнатон) вообще возведет небывалый по красоте город с пленительными интерьерами. Именно с восемнадцатой династии ( а это и есть Среднее Царство), к которой и принадлежали все эти Фараоны, мы и изучаем интерьеры Древнего Египта, потому что последующие династии только дополняли и сохраняли.а Основу заложила Хатшепсут со своими последователями.
matof
я согласна с вами, что у нас у каждого здесь находящегося, разный уровень подготовленности в плане стилей.
и вам, как архитектору, вполне понятно, хочется почитать о чем то для вашего уровня восприятия. но здесь немало визуализаторов и студентов, которым эта информация будет и нужна ,и интересна.потому что просто технически красивой картинкой уже никого не удивишь.визуализация должна передать атмосферу и те ощущения,которые дизайнер вкладывает в свой проект.и тут очень важно понимание таких понятий, как «гармония». «эстетика», «красота». и прикосновение к истории как раз и дает эти познания.
я хоть все это и знаю, но мне лишний раз было приятно посмотреть картинки,которые очень хорошо подобраны, насладиться духом той эпохи, которую Drabanth смог передать.
как то так.
Источник