Стили мебели мебель xx века

Офисная мебель и всё вокруг неё

Эволюция мебели: прошлое, настоящее, будущее. Стол и кресло XX века.

В предыдущей части мы произвели экскурс по Прошлому. Вернемся к нашему Порталу Времени и заглянем в недавнее Настоящее. Как менялись стол и кресло с начала ХХ века по нынешнее время?

В это время в русскую культуру вошел новый стиль под названием Модерн (ар нуво от фр. art nouveau – новое искусство, от англ. modern style – современный стиль) — эстетическое осмысление материалов: стекла, металла, дерева.

Обтекаемость контура, нарушение симметрии, беспокойная линия контура, резьба в виде сглаженного рельефа с матовой полировкой, свобода композиционного решения декора и условность трактовки элементов характерны для мебели этого времени. Основные мотивы украшения мебели — стилизованные цветы и травы с длинными изогнутыми стеблями и листьями. Вводятся новые сорта дерева, ранее использовавшиеся редко: бук, серый клен, ясень. В отделке широко применяются штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. В обивке модными становятся серо-зеленые, сиренево-розовые и желто-зеленые полутона; часто используется техника аппликации.

Для стульев этого времени характерны спинки в виде тех же контуров, что и в мебели, но уже стали появляться стулья со сквозной решеткой и вертикальными вытянутыми делениями. Поверхность дерева часто покрывалась эмалевой краской цвета слоновой кости, а сиденья и спинки обтягивались тканями с вышитыми на них блеклыми розами и др. цветами.

Стиль Модерн стал последним для царствовавшей почти триста лет на Руси фамилии Романовых.

В предреволюционный период получило распространение сочетание неоклассицизма с присущей ему строгостью композиционных решений и модерна.
Неоклассицизм — ретроспективный стиль. Появился, как антитеза декоративной переизбыточности модерна. Опора на классику, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель легкая, изящная, прямые линии.

В нашей стране, после Октябрьской революции 1917 и гражданской войны 1920 годов, со сменой политического строя меняется и отношение к мебели, как к таковой. Это коренным образом отличило развитие стилей в искусстве, архитектуре России от Америки и стран Европы, которые продолжили свое развитие в создании дорогой, помпезной мебели. Например в стиле Арт деко.

Это направление возникло во Франции в 20е-30е гг. ХХ века. Но окончательно сформировалось как стиль и обрело популярность к концу 60-х гг. Свое название (ArtDeco) было получено от выставки декоративных искусств и ремесел, проходившей во Франции в 1925г. Стиль этот создает особенное настроение в пространстве — это атмосфера эпохи ретро, роскоши, легкомыслия, бодрости и возбуждения.
Со времени своего возникновения, Арт Деко покорил всю Европу, стал классическим для США, но только-только приходит в Россию.

Мебель в стиле Возрождения, да и вся другая мебель, с ее красивой, вычурной резьбой и инкрустацией стала являться в послереволюционное время уделом роскоши и богатства, поэтому почти вся она была безжалостно уничтожена или использована в виде дров для обогрева холодных помещений. На смену приходят простые, грубо сколоченные столы на четырех ножках с перекладинами по периметру. Они покрывались зеленым сукном и были многофункциональны. Такие столы использовали в виде трибун, рабочих столов, столов для принятия пищи, столов для заседаний и т.д.

Началась эпоха постреволюционных стилей конструктивизма и функционализма (1917 — 1928)

Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны.

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству.

Функционализм был заложен в 20-30 годы, немецкой школой дизайна Баухаус. где в то время творили самые продвинутые и смелые дизайнеры, бросившие вызов прежней эстетике, выражавшейся в господствовавшем тогда витиеватом модерне, в виде лозунга, гласившего: «форма должна подчиняться функции».
Полное отрицание излишней декоративности. Дом – это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Используемые материалы: сталь, стекло, гнутое дерево, кожа, пластик. Любимые цвета: черный, белый, коричневый, серый и хром.
Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные, лаконичные и законченные формы .

В России этот стиль довольно быстро прижился. И не то, чтобы он особенно пришёлся ко двору самому народу, а больше он удовлетворял тогдашнюю власть, стремившуюся после Октябрьской революции как можно быстрее отречься от пошлой буржуазной жизни, проявлявшейся и в интерьере. В те времена «строители коммунизма» украшали свои жилища простейшей мебелью строгих геометрических форм, которая была лишена даже минимального декора.

А в Западном полушарии функционализм (вместе с переместившимися туда в 30-е годы корифеями Баухауса) дал начало стилю минимализм.
Его «золотой век» пришёлся как раз на те «революционные» 60-е годы, как противопоставление буржуазной помпезности. Создание интерьеров по принципу «ничего лишнего» подразумевало наличие минимума декораций, монотонность цветов и отсутствие всевозможных утомительных визуальных эффектов. Именно такие интерьеры были по вкусу передовым умам середины прошлого века. Этот стиль благополучно дожил до наших дней. Здесь на блоге о нем уже подробно писала Барби. Добавляю к ею сказанному картинки с сайта, где Вы тоже можете почитать про минимализм (в основном применительно к домашней мебели).

А Вас ждет следующий вход в Портал Времени, где Вы встретитесь с мебелью наших дней.

Источник

Нужны услуги строителей?

Среднее время ожидания первого ответа с момента публикации заявки

Средняя активность исполнителей в рамках одного проекта

Интересуют цены на работу?

более чем 900 видов работ

ценовые предложения с разбивкой по городам

быстрый поиск по исполнителям

список мастеров по выбранной услуге в выбранном городе

Перейти к расценкам на работы

Нужны стройматериалы?

никаких общих фраз и стандартных рекламных текстов

автовыделение самого выгодного предложения

статистический срез по предложениям всех поставщиков

По теме:

Другие интересные публикации:

Поддержи проект, поделись с друзьями!

О мебели на рубеже 19-20 веков… включая советский период. Гнутая венская мебель, сборно-разборная и трансформируемая мебель, советская мебель.

Как и в прошлый раз, мы продолжим экскурс в историю мебели.

С помощью БСЭ (не забывая давать свои комментарии) мы узнаем о том, что собой представляла мебель на рубеже 19-го и 20-го веков. Итак…

Источник нам сообщает, что «…у широких слоев населения стала особым спросом пользоваться гнутая так называемая венская мебель. С зарождением стиля «модерн» (в конце 19 — начале 20 веков), стремившегося к единству и самостоятельности в художественном решении материальной бытовой среды, в мебели стали вестись поиски новых конструктивных форм и фактурно-цветовой выразительности материала. По мере эволюции «модерна» формы мебели изменялись от причудливо изогнутых, порой асимметричных, к строгим, рационально обобщённым. В целом мебель «модерна» становится менее громоздкой (постепенно исчезают большие корпусные изделия): начинают применяться стенные шкафы и ниши. Нередко черты… «модерна» в мебели сочетались с национально-романтическими и неоклассицистическими тенденциями». Это еще раз доказывает, что мебельный стиль «соседствовал» (и продолжает «соседствовать») со стилями в архитектуре и искусстве. Правда, среди домовладельцев есть оригиналы, которые сознательно смешивают стили. В таких жилищах перед камином, выполненным в стиле «хай-тек», может стоять трон — точная копия того, на котором восседали короли, и при этом стены в помещении будут оклеены этикетками от бутылок. Или такой вариант: в помещении, отделанном и современными материалами, и материалами, используемыми в древности, современная мебель может соседствовать с экземплярами из прошлых веков. «Какая прелесть», — скажут одни. «А в этом что-то есть», — воскликнут другие. «Боже, какой кошмар!» — прошепчут третьи. И каждый будет прав по-своему, так как «сколько людей, столько и мнений». Но все же приведенный пример — скорее исключение, чем норма, и подавляющее большинство хозяев домов стремятся сохранить единый стиль в архитектуре и интерьере дома. На этом лирическом отступлении мы «переходим» в 20-й век.

Источник сообщает нам, что «с распространением в начале 20 века рационализма (рационализм, согласно БСЭ — это «совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 века, программно осваивавших достижения современной науки и техники» — прим А. К.) в мебели… усилились поиски лаконичных, тектоничных форм на основе использования новых материалов (стальных труб и полос, клеёной слоистой древесины), особое значение стало придаваться конструктивной основе предмета и его функциональной организации… В быт стала внедряться секционная сборно-разборная и трансформируемая мебель, разрабатывалась специальная мебель для контор, банков, школ и т. д.».

Мебель, о которой идет речь, как и более «ранняя», сохранилась до наших дней. Причем, свое место она занимает не только в музеях, но и в частных домах и квартирах. Конечно, сравнить ее с дворцовой невозможно, так как последняя при одном взгляде на нее «говорит» о своем величии. Борясь со всем, что напоминало буржуазный строй, руководители Советского государства строго следили за тем, чтобы в «облике» предметов интерьера ничто не напоминало о «пережитках прошлого». Более того, мебель с советской символикой стала неотъемлемым элементом убранства государственных учреждений, клубов, санаториев, кабинетов и проч. Она несла в своем «облике» детали самодержавия, и была уничтожена как и многие памятники и церкви. К счастью некоторые музеи смогли отстоять мебель, которая была частью истории и «видела» многих великих людей.

Что же касается производства мебели в Советском Союзе, то, надо сказать, что поставлено оно было «на широкую ногу». Вот только вопрос выбора был, действительно, вопросом. Всё, что стояло в качестве элементов убранства в деревенских домах, а впоследствии и в частных загородных домах, которые больше напоминали солидные курятники (мы не говорим о загородных строениях, в которых жили народные слуги и элита Советского государства) было изготовлено либо самими деревенскими жителями, либо покупалось в магазинах. Но при всем однообразии советской мебели было бы несправедливо утверждать, что мебельное производство в СССР не развивалось. Конечно, оно шло в ногу со временем, и мебельные производители вносили свои коррективы в конструкцию изделий, но выбор был по-прежнему невелик.

Конечно, говоря о советском периоде, нельзя сравнивать мебель, производимую в довоенные годы, с той, которая выпускалась во второй половине прошлого века (советский период насчитывает 72 года). Источник сообщает о разных годах в «жизни» советского мебельного производства. В частности, говорится, что «в создании советской мебели 20-х — 30-х годов, предназначенной для жилых домов и общественных зданий новых типов, которые отвечали вновь возникшим социальным потребностям… принимали участие различные творческие силы: архитекторы А. В. Щусев, И. А. Фомин и другие, не порывавшие с традициями русской классицистической мебели, и преподаватели и студенты ВХУТЕМАСа… опиравшиеся на эстетику конструктивизма. Последние предприняли попытки создать функционально целесообразную встроенную и трансформируемую мебель на основе промышленного изготовления. Однако промышленность не была подготовлена к решению такого рода задач. Во 2-й половине 30-х годов использование традиционных форм и конструкций (так же, как и в архитектуре) привело к временному отходу от новаторских приёмов формообразования и обращению к традициям прошлого. В мебели возникли тенденции парадности, идущие подчас в ущерб решению функциональных задач».

Мебель, производимая в послевоенные годы, отличалась от той, что была в 30-е годы. С рассказа о мебели второй половины прошлого века мы начнем нашу следующую беседу.

Источник

Читайте также:  Неформальный стиль ландшафтного дизайна
Оцените статью
Поделиться с друзьями