Стили в интерьере
Современный стиль в интерьере – чрезвычайно емкое понятие, которое охватывает целый срез наиболее актуальных художественных течений в оформлении жилых и общественных помещений. Эти течения меняются вместе с эпохой и находят свое воплощение в планировочных, колористических и стилевых решениях интерьеров.
Современная классика, или неоклассицизм, завоевывает все больше поклонников и ценителей, в силу универсальности, спокойствия и гармонии, присущих стилю. Классическая элегантная атмосфера домашнего уюта с нотками лаконичной классики, без намека на помпезность и демонстрацию роскоши. Стиль, всегда открытый для новшеств и сдержанных экспериментов.
Икона элегантности, классический стиль, пришел в конце ХVI века на смену помпезному барокко. В моде снова сдержанность, благородность, эстетичность, не допустима перегруженность интерьера. Все продуманно, симметрично, в гармоничных оттенках белого, бежевого, оливкового в сочетании с темными акцентами в отделке мебели и элементах художественного паркета.
Стиль минимализм, появившись в середине 60-х годов, символизировал свободу, простор, полный отказ от роскоши и вычурности. Во всем прослеживаются простые геометрические формы, сдержанные цвета, аскетизм и отсутствие лишних и нефункциональных предметов. Вся бытовая техника удобно встраивается в мебель, прячется в специальные ниши или мебель-трансформер.
Роскошный и эстетичный арт-деко, пришедший в 1925 году на смену «растительному» модерну, покорил сердца всей Европы, напомнив снова всем о роскоши и высоком стиле. Его появление стало возможным благодаря бурному развитию технического прогресса, в частности, промышленного дизайна. На смену пришли новые материалы, такие как слоновая кость, металл, позолота и перламутр, драгоценные камни и кожа экзотических животных.
Эклектика в интерьере — это настоящая находка для новаторов, любителей экспериментов и всего необычного. По сути, это создание индивидуального стиля за счет смешения и умелой компоновки элементов трех и более других стилей: хай-тек, классика, арт-деко, марокканский… В эклектике нет рамок, нет правил, главное – это удачная общая картинка и создание гармоничной связи между несочетаемыми предметами за счет света и цвета. В таком интерьере соединяются современные предметы и классические и этнические мотивы.
После Второй мировой войны появляются и становятся популярными мебель и предметы интерьера массового производства, более простые и доступные. Интерьеры легко меняются, обновляются, компонуются и дополняются новыми элементами. В основе стиля – удобство, простота, функциональность и доступность. Стилевой ориентир – интерьеры IKEA. Удивительно то, что стиль формируется спонтанно и меняется до сих пор, приобретая каждый год новые черты.
Стиль французской провинции, вдохновение поэтов и художников XIX века, воплощающий мечты о радостной и беззаботной жизни на лоне природы! Характерные черты – легкость и воздушность в сочетании с небрежной отделкой стен, например, штукатурка с фрагментами каменной кладки, множество декоративных полочек, а также художественная ковка элементов мебели и декора, и, конечно, «выгоревшие» на солнце сливочные оттенки.
Адаптация под жилье заброшенных чердачных, фабричных и складских помещений старых мануфактур сформировала новый стиль в интерьере – лофт. В моду вошли необработанные кирпичные стены, открытая вентиляция, трубы, потолочные балки и перекрытия. Отсутствие деления на зоны и целостность пространства породили целую индустрию аксессуаров и мебели в стиле лофт.
Обилие великолепной древесины скандинавского региона с XIX обусловило широкое использование дерева в отделке жилищ, что, несомненно, повлияло на формирование особенностей скандинавского стиля. Постоянная борьба за свет и пространство обуславливает обилие белых, светло-серых и голубых тонов и стекла, умеренность декора, а также функциональность мебели.
В конце XX века во главе угла, в виду роста технологий и темпов промышленности, стояли проблемы экологии. Идея создания «природного уголка» в доме витала в воздухе, дав начало новому подходу к оформлению интерьера – экостиль, актуальный и пользующийся популярностью по сей день. В основе – использование экологически чистых природных материалов, дерева, камня, хлопка, лозы, глины, естественность каждой детали интерьера, а также полное отсутствие пластика и продуктов химической промышленности.
Четкая геометрия в дизайне интерьера, а также внедренные новые технологии и космическая тематика, конечно, это непревзойденный стиль будущего – хай-тек, вдохновленный промышленными конструкциями и веком технологических разработок. Для него характерны не только современные материалы, такие как стекло, металл и пластик, но и инновационные технологии в виде автоматизации и интеграции всей техники и электроники в проект. Каждый элемент интерьера хай-тек прежде всего функционален.
Необычный эмоциональный стиль фьюжн появился в 90-е, когда в Европе началось проникновение и слияние разных культур, эпатажный ответ на усталость общества от канонов и правил. Экзотические элементы свободно размещаются в стандартных интерьерах. Канули в лету все правила и стереотипы, в приоритете только цвета, материалы и орнаменты, совершенно не сочетающиеся между собой, но создающие стильную и гармоничную общую картину. Используются яркие краски и неожиданные сочетания.
Стиль конструктивизм был популярным в Европе в 30-х годах и стал своего рода ответом на романтичные мотивы модерна, быстро наскучившие художникам. Для него характерны: отсутствие любого орнамента, мелких предметов, маленьких комнат и коридоров и перегородок, только единое пространство и функциональные мобильные конструкции абстрактной геометрии. В основе цветовой палитры чистые классические цвета – черный и белый.
«Мы недостаточно богаты, чтобы покупать дешевые вещи!» – выражение, наиболее ясно отражающее суть английского стиля. Большое значение в английском стиле придается дереву и тканям благородных фактур: это может быть английская полоска, горошек, куриная лапка, или даже «огурцы». Мебель и стены в таком интерьере обиты яркими гобеленами, а камин является неотъемлемой частью дома.
Стиль кантри имитирует образ сельского дома, с присущей ему индивидуальностью и воплощением предпочтений владельца. Здесь реализуются идеи экологического дизайна, наполнения интерьера предметами деревенского быта. Характерны: использование мебели, изготовленной своими руками, без налета «фабричности», обшивка стен и потолка деревом, а также колористический баланс в приглушенных тонах, обилие мягких натуральных тканей: лен, хлопок, ситец.
Стиль техно изначально появился в начале 80-х, как грубый вариант оформления офисных помещений в период стремительного развития информационных технологий. С тех пор перекочевал в жилые дома и квартиры. Для него характерно использование стекла и металла, как в отделке, так и в подборе мебели и аксессуаров, а также демонстрация всех инженерных и строительных конструкций. Брутальный стиль, похожий на технологическую катастрофу в вашем доме.
Новое течение, поп-арт, возникло в 50-е годы в Америке как новое направление авангарда в искусстве. Знаки и символы массовой культуры плотно вошли в искусство в новом виде в результате обработки их в искаженных цветах и необычных формах. Яркими представителями поп-арта были Энди Уорхол, Роберт Рашенберг и Джаспер Джонс.
Стиль бунгало подразумевает насыщение пространства природными оттенками и натуральными материалами. На формирование стиля значительно повлиял миссионерский стиль. Интерьер прост, лаконичен и максимально приближен к природе, оформление приближено к деревенскому убранству домов. Предпочтение отдается деревянным отделочным материалам.
Экспрессионизм как модное течение в искусстве был популярен в начале XX века, продукты творчества которого выражали яркое эмоциональное состояние художника, что отразилось на формировании соответствующего стиля интерьера. Для него характерна ярко выраженная оригинальная эмоциональность, энергия и индивидуальность, деформация композиции и архитектурных форм, ломка стереотипов и полный отказ от норм и стандартов. Однако, являясь последователем авангардизма, этот стиль более мягкий и домашний, с присущей ему гармонией в сочетании цветов и оттенков.
Стиль авангард, возникший в конце XX столетия, выбирают яркие личности, экспериментаторы по своей природе. Энергия молодости, исторически обусловленная, и сочетание несочетаемого отразилось во всем – цветах, акцентах, формах, планировках.
Архитектурность стиля ампир заключается в упорядоченности и симметричности классических элементов – колонн, пилястр, лепных карнизов, античных образцов скульптуры – грифонов, львов, лебедей, сфинксов, львиных лап, а также военной атрибутики. В помещениях высокие окна, тяжелые портьеры с символикой, балдахины. Преобладают яркие цвета – синий, красный, зеленый, и конечно, позолота.
Стиль, излучающий тепло яркого африканского солнца! Африканским искусством восхищались и вдохновлялись Матисс и Пикассо, что оказало влияние на стили кубизм, абстракционизм и модерн. В основе – элементы интерьера, окрашенные в яркие природные цвета с африканской символикой, этнические элементы и маски, а также использование материалов африканского континента: камень, ротанг, бамбук, солома, тростник, глина, экзотические породы дерева.
Пережитки народных представлений эпохи «варварства» нашли отражение в аскетичном романском стиле. Источник вдохновения – средневековые храмы, башни и крепости. Для оформления интерьера в романском стиле характерно стилизовать потолки под каменные своды, имитировать каменную кладку на стенах и на полу, продумать узкие арочные окна. Примитивная громоздкая мебель с коваными деталями и аксессуары наполнят атмосферу таинственностью.
Ар-нуво (в переводе L’Art Nouveau – Новое искусство) зародился в начале 1880-х годов, источником вдохновения стала сама природа и полный отказ от четких линий и углов. В основе – изображения бутона, как символа новой жизни и экзотических «водяных» растений, таких как лилии, кувшинки, водоросли и ирисы. Цветовые сочетания и решения тоже диктуют природные стихии.
Античный стиль в интерьере легко узнать по наличию роскошных арок, колонн, цилиндрических сводов и атриумов, а также по наличию прекрасных скульптур богов, удивительных ниш с вазами, художественной росписи с батальным или винодельческим узором. Все в таком интерьере построено по принципу «золотого сечения», что создает ощущение особой гармонии в помещении.
Колониальный стиль был рожден на стыке двух миров – Востока и Запада. Поселенцы колоний вынуждены адаптировать свою культуру к новому климату, перенимать что-то от нового народа и использовать совершенно другие материалы в оформлении. Большинство предметов интерьера создается «hand made» из подручных, зачастую, грубых экзотических материалов: хвороста, соломы, камыша, бамбука, камня и глины.
Викторианский стиль носит название эпохи правления королевы Виктории. Довольно эклектический стиль, сочетающий элементы классики, этнических стилей, неоклассики и многих других. Обусловлено это всеобщим интересом к путешествиям в экзотические страны, что не могло не отразиться на оформлении жилищ. В моде максимальная наполненность пространства, отсутствие пустоты и демонстрация достатка.
Шебби-шик в переводе с английского означает «потертый шик» или «потертый блеск», что, конечно, отражено в особенностях оформления интерьера. Оформление в стиле шиббе-шик подразумевает использование предметов старины, даже антиквариата, пастельных тонов, создание романтической атмосферы «домика в деревне» за счет использования пасторальных цветочных мотивов, обилия потертого текстиля, воздушного декора ручной работы. Абсолютно декораторский стиль, именно в нем оформляли загородные дома в конце 80-х годов.
Китч считается синонимом псевдоискусства, символом его отрицания. Из этого складывается вся нарочитость, вычурность и насмешливость, выраженная в выборе материалов, форм и сочетаний. Характерны яркие, даже кислотные цвета, демонстративное гротескное использование подделок под культовые ценности, и, конечно, продуманная стилизация интерьера.
Ренессанс – целая эпоха культуры и искусства, царившая в ХIV-XVI веках в Европе и предшествовавшая культуре нового времени. Отражает возврат к формам римского искусства и античности. Для него характерны такие черты, как строгость, организованность, рациональность. В основе – идея подражания человеку формами и пропорциями. Большое внимание уделяется росписи в интерьере.
Стиль модерн сформировался под влиянием японского искусства и искусства Древнего Египта с общей идеей преобразования мира по законам красоты. Его расцвет пришелся на конец XIX – начало XX веков. Интерьеры эпохи модерна, подражая разнообразию и великолепию природы, приобрели текучесть форм и плавность линий, богаты узорами, принтами и мотивами растительного и животного мира. Присутствуют изображения лилий, лепестков, бабочек и стрекоз.
Бонсай, японская посуда в декоре, абажуры из рисовой бумаги, минимум низкой миниатюрной и функциональной мебели, подиумы и группа для чайной церемонии в центре комнаты — без сомнения, свидетельствуют о японском стиле в интерьере.
Влияние нескольких культур – арабской, испанской, французской и африканской наполнили марокканский стиль особыми чертами и сделали его таким уникальным. Вся красота арабских сказок, экзотики, жизни, полной красок и яркого солнца, культурно и исторически обуславливают столь филигранный, душевный и жизнерадостный подход к оформлению марокканских интерьеров. Здесь вы найдете игру цвета в мелкой мозаике, множество ниш с аксессуарами, резные стрельчатые окна, арки и ширмы, а также россыпь перламутра и будоражащие воображение ткани.
Восточный стиль является воплощением покоя и релаксации. Ему присущи дорогие ткани с элементами орнаменталистики, такие обязательные аксессуары, как кальяны, позолоченные клетки для птиц, кадила для благовоний, музыкальные инструменты, яркая посуда. Восточные интерьеры симметричны, используются арочные проемы, складчатые своды, оригинальные разноцветные светильники в форме чаш.
Устрашающе величественный стиль готики пришел на смену роскошеству романского стиля с характерными зауженными пространствами, насыщенными контрастными цветами и атрибутикой средневековья: кованые канделябры, камины, сундуки и стрельчатые окна. Для стиля характерна ажурность и стремление к невесомости тяжелых предметов. Появляется кружевная ковка, высокие арочные своды и высокие окна с красочным витражом, симфония сочетания стекла, света и камня.
Упрощенный стиль бидермейер пришел на смену помпезным и дворцовым классицизму и ампиру. Сформировался в среде среднего класса с целью «одомашнить» интерьер и сделать его уютным. Впервые в истории с приходом этого стиля на первое место вышли простота и удобство. Большинство современных типов мебели берут начало именно в эту эпоху.
Мексиканский стиль отличается насыщенностью деталями и особой харизмой, достигаемой за счет обильного использования ярких цветов. В архитектуре появляется обязательный элемент – патио. В мексиканском интерьере форма неотделима от цвета – разноцветные лестницы, загадочные ниши и полочки с особой колористической задумкой. В отделке присутствует индейский орнамент и элементы фольклора народа Мексики.
В результате переосмысления модернизма и авангарда в 70-х годах появился новый стиль – смелый постмодернизм, ознаменовавший целую эпоху новых причудливых форм, сочетаний и идей. Главной идеей было – полностью отказаться от скуки и стереотипов в дизайне, как и в искусстве, придумать новые фантастичные ассоциативные конструкции, текстуры и способы их очетания. В пространстве постмодернизма прослеживается четкий орнамент, сочные цвета, необычные фактуры и символика форм.
Для любителей или обладателей состаренных вещей подойдет оформление интерьера в стиле гранж. Это скорее адаптация городского интерьера французских буржуа к условиям тихой загородной жизни. Для него характерны: легкий отпечаток времени на предметах, чуть потускневший металл на фурнитуре, остекленные шкафы, этажерки, консоли.
Этот дворцовый и нарядный стиль в переводе с итальянского означает «вычурный». Действительно, барочные орнаменты отличаются своей пестротой и контрастностью, а в отделке превалирует позолота. Все это сочетается с массивной мебелью с резным растительным декором, дорогими тканями, пышным декором.
В основе средиземноморского стиля – уютные и самобытные интерьеры, впитавшие культуру стран, расположенных на берегу Средиземного моря, с характерным обилием светлых тонов, сочетанием насыщенного синего с белым и пастельными оттенками, а также использованием матовой штукатурки и необработанного дерева в декоре.
В основе идей дизайна интерьера в китайском стиле лежит китайская мифология и целое учение об организации пространства – фэн-шуй. Главным символом и атрибутом стиля является дракон. Интерьеры обычно выполняются в характерных оттенках – черном, белом и красном.
Фантазийные нарядные интерьеры в индийском стиле отличаются своей экологичностью, пестротой, красочностью, богатством тканей и многообразием орнамента в отделке – изображениями людей, индийских слонов, экзотических растений и т.п. Ротанг, металл, яркий текстиль – любимые материалы индийского стиля.
Египет – страна не только яркого солнца, обжигающего песка и пирамид, но и очень богатой культуры и истории, что не могло не отразиться на формировании египетского стиля в интерьере. Для стиля характерна особая палитра – в основе светло-бежевый и песочный тона, в качестве акцентов – черный, охра, синий и золото. Стены украшаются символичными фресками, орнаментальной отделкой, колоннами и специфичными аксессуарами: сфинксы, кошки, бюст Нефертити и т. п.
Онтоарт возник в 70-е годы в Италии, как новое направление в искусстве, основанное художником Антонио Менегетти, а вскоре оно нашло отражение и в дизайне интерьера. Как и в искусстве, новый стиль был призван искать новые формы для метафизического раскрытия цели существования. При этом зритель становится главным действующим лицом. В основе – природные и футуристические формы, яркие принты с сюжетами на мебели, обоях и портьерах.
Для рококо характерны образы мира иллюзий и чувственно-эротические сюжеты. В интерьерах присутствуют средневековые китайские декоративные мотивы. Популярность использования расписных китайских ширм дала возможность создавать легко изменяемые пространства. Используемые выразительные образы и цвета должны исключать все мысли о земном и уносить в мечтательный мир иллюзий.
Маньеризм – переходный стиль эпохи Возрождения от классики к барокко. Своего рода новый взгляд на роскошь и демонстрацию богатства, гротескный способ подражания классическим идеям, смелые эксперименты с цветом и формой. В интерьере присутствуют несочетаемые и неестественные для классики цвета, псевдолепнина, псевдостатуи, гравюры с фантастическими и искажающими оригинал образами, имитация несуществующих окон, арок и дверей.
Источник