Восточный стиль в ландшафтном дизайне
Один из самых красочных и жизнерадостных стилей — восточный! Какой же именно Восток имеется в виду? Персия, Мавритания, Саудовская Аравия и Средняя Азия. Здесь есть возможность применить много различных материалов и большой ассортимент растений.
Восточный стиль идеально подходит для участков в пределах 6 соток, лучше даже 2-3 соток, с близким расположением соседних домов. Но участок не должен быть слишком затененным, обилие солнечного света предопределено правилами стиля. Форма участка — оптимально простая геометрическая. Этот стиль особенно подойдет владельцам узких и вытянутых участков.
Ключевые элементы ландшафтного дизайна:
Внутренний дворик.
Элементы мозаики.
Большое количество растений, преимущественно цветущих, много плодовых деревьев и кустарников.
Огород с преобладанием пряностей и бахчевых.
Куполообразное строение крыш и «стрельчатые» окна для беседок.
Много мощения, различных площадок, причем не только разнообразным камнем, но и цветной тротуарной плиткой.
Фонтаны.
Круглый бассейн.
Ковровые клумбы.
Особенности планировки:
Внутренний дворик должен быть закрыт со всех сторон: например, в пространстве между домом и летним домиком или кухней, которое можно отгородить за счет вертикального озеленения.
В восточном саду преимущество стоит отдать прямым дорожкам, а площадки могут быть и круглыми, и диагональными.
Преимущество — симметричной планировке.
Располагают водоемы по центру внутреннего дворика. А вот фонтанчик — водопад, скажем, в виде головы льва, очень хорошо разместить на кирпичной или бетонной стене.
Если в саду звучит персидская тема, то в качестве водоема подойдет ручеек-«арык» по периметру участка, в каменном или бетонном русле.
Цветовое решение:
Допустимы все цвета и оттенки, но только яркие. Среди основных цветов – терракотовый, небесно-голубой, красный, желтый, белый.
Растения стиля:
Деревья: яблоня, груша, вишня, слива, абрикос, ирга, черешня, декоративные яблони.
Кустарники: шиповник, айва японская, чубушник, вейгела, все виды роз, гортензия, все виды спирей, виноград (девичий и культурный), клематисы (особенно крупноцветковые), актинидия.
Многолетники и цветы: всевозможные — чем ярче, тем лучше. Весной роскошно выглядит море тюльпанов, изысканных, сортовых, предпочтительнее махровых. Пионы всех окрасок, маки, ирисы, хризантемы и астры, лилии, лилейник обыкновенный (лучше разноцветный), бархатцы махровые, душистый табак, разноцветный горошек, гайлардия, агератум, георгины и гладиолусы, лаватера, гипсофила. В качестве вертикального озеленения превосходна тыква декоративная «турецкий тюрбан», а среди цветов можно посадить яркие овощи: кабачки и патиссоны всех мастей, перцы.
Малые архитектурные формы:
Разноцветные витражи и цветное стекло.
Барбекю, стилизованное под тандыр.
Беседка в виде чайханы.
Кованый металл: кованые скамейки, решетки, перголы, круглые садовые столики (а их столешницы часто выложены кусочками керамической плитки).
Много керамики: контейнеры, различные фигурки, отделка фонтанчиков.
Садовые светильники и переносные подсвечники: кованые или имитирующие ковку.
Перголы и шпалеры с сетчатой крышей.
Беседки в форме шатра.
Глиняная и разноцветная обливная керамика.
Тележка-арба в качестве цветочницы.
Расписные восточные блюда для украшения стен.
Ниши в стенах, светильники на стенах.
Советы ландшафтного дизайнера:
Не используйте слишком большое количество предметов и растений — это создает в композиции хаос. Очень красиво использовать в отделке строений на участке белую штукатурку с выпусками кое-где дикого камня на поверхность (можно приклеить фрагменты натурального либо кусочки искусственного).
Сделать ковровые клумбы совсем несложно. Цветы высаживают по определенному узору, напоминающему узор восточного ковра (разумеется, берутся наиболее простые мотивы). Узор вы можете обозначить с помощью колышков и веревки, а дальше — высаживайте цветы!
Для восточного стиля характерно использование зеркал в оформлении сада (на стенах и в клумбах).
Длинные скамьи или подиумы для сидения можно отделать с краев цветной плиткой или стеклышками.
Источник
Рай на земле: сады Востока
Образы садов Дальнего Востока завораживают — у них свои принципы планировки, ландшафтные элементы. Даже философия особенная: арабские и персидские садовники стремились создать рай на земле — отражение того, что пророк Мухаммед обещал правоверным на небе. Воздействовали на все органы чувств: для взгляда — сочные оттенки, свет и тень; для обоняния — ароматы; для слуха — журчание воды; для осязания — текстура разных материалов; для вкуса — сладость фруктов. Так создавалась чувственная атмосфера восточных садов.
Влиял на восприятие и климат. Ведь превращение засушливого уголка территории, отвоеванного у пустыни, в райский уголок — почти чудо. На Востоке сады берегли и передавали новому владельцу как ценнейший дар. Сохранившиеся современные восточные сады повторяют образцы многовековой давности — можно быть уверенным, что именно так выглядело место сотню лет назад и больше.
Прообразом садов Востока служили известные Висячие сады Семирамиды. Древние историки сходятся во мнении, что постройка была грандиозной. Еще бы, ведь самое серьезное расширение и преобразование садов было сделано ради любимой женщины, Никотрисы — супруги царя Навуходоносора II (жил с 605 до 565 гг. до н.э). Царица тосковала по родине — Мидии, и муж постарался отвлечь ее, увлекая красотой нового дома.
Висячие сады располагались на берегу Евфрата при дворце. Постройка была четырехэтажной — из последовательно подымающихся квадратных террас, которые соединяли мраморные лестницы. Колонны образовывали галереи, где «прятались» гроты с фресками и ярким кафелем. С помощью водоподъемного колеса создали систему фонтанов, ручьев и каскадов. В пустотелых колоннах росли деревья, остальная территория была наполнена цветами. Кипарис, самшит, пальма, дуб — чего тут только не было!
Среди отличий восточного сада — ограждение стеной, вечнозеленые растения и яркие цветы (символ вечной жизни), вода в виде водоемов, ручьев и фонтанов (символ бассейна в раю). Садовники Востока ориентировались не на создание чувства простора или слияния с природой, а стремились создать ощущение рая. Даже растения подбирали по оттенкам и ароматам — сад должен был очаровывать благоуханием.
Если у европейского садового искусства есть вехи в развитии, то у восточного (в частности, мусульманского) — все иначе. Современные сады почти не отличаются от старинных образцов. Но культура восточных садов распространилась по миру благодаря Испании, которая много столетий находилась под властью мавров. Европейцы так впечатлились творениями арабских садовников, что у них не поднялась рука разрушить эти шедевры. Именно поэтому и сегодня можно любоваться волшебными уголками Хенералифе в гранадской Альгамбре, возникшими в XIV-XV ст.
Пример старинного восточного «рая» — пять садов возле персидской виллы Эшреф, недалеко от Астрабада. Они создавались по общему принципу: от внешнего мира ограждала стена, по оси пролегал узкий канал с небольшими каскадами между террасами, в центре располагался павильон — к нему вели пологие террасы. Это типичный подход к композиции, который повторялся во всех персидских садах с незначительными изменениями.
Несколько иначе выглядят сады Шалимар возле г. Лахор (современный Пакистан), которые, как и Висячие сады, благоустраивали ради любви — Шах-Джахан велел создать это место ради Мумтаз-Махал. Природную красоту дополнили террасами, добавили фонтаны и каскады, павильоны и беседки. Среди деревьев преобладают кипарис — символ бесконечности, апельсин и абрикос — ассоциируются с молодостью и обновлением. Шалимар, как и сады Эшреф, сохранились по сей день. Правда, на изначальную красоту повлияли неблагоприятные условия климата и эрозия почвы, а также засухи последних лет. Но это объект ЮНЕСКО, и сегодня остро стоит вопрос о его реставрации.
Шалимар схож с другими садами Востока, но особенность объектов империи Великих Моголов (территория современных Афганистана, Пакистана и Индии) — в просторе. Такого размаха не найти в миниатюрных садах Персии или арабской Испании. Но величие обязывало, что отражалось на благоустройстве природных уголков. Еще один пример — сады с прудами и акведуками, расположенные в Агре и Кашмире. Их создатель — Бабур, основатель династии Великих Моголов.
Помимо огромных садов, существовали и маленькие — их красота в изяществе и изысканности. Но общие принципы восточного сада прослеживаются и здесь — пруд (пусть и небольшой), ручейки (узкие), декоративные и питьевые фонтаны. Правда, обходились без грандиозных каскадов и высоко бьющих струй воды. Но в центре объекта обязательно располагали водный элемент, который просматривался отовсюду — обычно бассейн или фонтан. Сад у дворца Топкапы в Стамбуле построен именно по этому принципу. Внутренние дворики с водоемами, павильоны возле фонтанов, благоухающие розы и стройные кипарисы — прогулки здесь тоже вызывают ассоциации с раем.
Восточный стиль садов (его еще называют мавританским, арабским или мусульманским) — это направление ландшафтного дизайна, которое считается традиционным. Здесь строгие правила, которые затрагивают этику и философию оформления, планировку, малые архитектурные формы и растения.
Ключевой момент — подчеркнутая геометрическая планировка, деление территории на крупные квадраты (а затем каждый из них — на более мелкий). Этот принцип называется «чор-бак» («4 сада»). Это символическое воплощение четырех священных рек — считается, что они вытекают из райского сада и делят его на равные части.
Количество квадратов, ориентированных на 4 стороны света, зависит от размеров объекта. Получается своеобразное «мозаичное панно», которое объединяют в целостную картину. Но графичность и симметрия всегда сохраняется.
Обустройство начинают с дорожек и зонирования, реализовывая принцип «чор-багх». Строгость квадратов смягчается рядами растений и цветов, дорожками, каналами с водой.
· Выраженный центр в виде доминирующей композиции. Остальные элементы располагаются вокруг нее. Центром нередко делают фонтаны или даже огромные бассейны — по специальной системе каналов вода «разбегалась» в разные стороны. Именно с помощью звуков легких струй воды и тихих журчащих фонтанов умело создавали неповторимую интимную атмосферу.
· Вода. Символизирует водоем в раю — Каусар, куда впадают небесные реки. Это река жизни. Вдохновленные этим образом, на Востоке украшали сады фонтанами и бассейнами.
· Мощение вместо лужаек и газонов, расцвеченное клумбами с яркими цветами. Ранее территорию мостили мрамором или мозаикой.
· Графичность не отменяет естественности. Растения нечасто подстригают, предоставляя им свободу в создании зарослей, арок, живых стен. Популярные варианты — розы (цветники, обрамление фонтанов и прудов), ирисы, лилии, различные ковровые многоцветники, луковичные акценты (крокусы и другие первоцветы). Сад украшен клумбами в виде узора и плодовыми деревьями.
· Открытый павильон. Садовую территорию Востока сложно представить без построек в виде малых архитектурных форм — беседок-пагод и смотровых площадок. Эти объекты созданы, чтобы любоваться пейзажами и созерцать гармонию его элементов.
· Сады традиционно окружали стеной, отделяя красоту от повседневной обыденности. Сладкие запахи цветов, песни птиц, звуки воды — огороженное пространство словно погружало посетителя в особый таинственный мир. Уместно использовать как классические заборы, так и изгороди, увитые растениями.
Конечно, современные тенденции в арабских садах тоже есть. Но основные принципы и правила неизменны — «играть» с ними позволено лишь в деталях. Даже в современном прочтении ландшафтного дизайна геометрическая структура та же. Именно поэтому восточный сад узнаваем.
Несмотря на единую концепцию, есть много интересных разветвлений. Условно восточные сады делят на три направления:
• Преобладает павильон, растительность тесно связана с водой.
• Геометрическое расположение вокруг фонтана или водоема.
• Неформальные садовые территории, имитирующие природу — вмешательство человека минимально
Зоны отдыха в таком садовом комплексе — крытые террасы и затененные галереи. Важна и подсветка. В современное время источники света «подвязывают» к водоемам.
Воссоздавая красоту восточного стиля, подбирают соответствующие МАФ:
• Террасы в виде патио.
• Пространство под крышей, увитой растениями. Может использоваться и навес.
• Павильоны с беседками.
Беседки и шатры, с помощью которых сегодня обустраивают такое пространство, могут быть как сезонными, так и стационарными. Для зон отдыха подбирают диваны и яркий текстиль, создавая атмосферу Востока. Кованые детали, керамические изделия, тандыры и столы с мозаикой, подсвечники — все это уместно.
Декоративные водоемы — еще один важный элемент сада. Геометрию подчеркивают бассейны, каскады, каналы и ручейки. Водоемы делают плоскими, украшая мозаикой. Фонтаны-скульптуры и водные растения встречаются редко.
Влиятельное направление восточного стиля — мавританский, южно-европейский. Арабскую сказку садов в Испанию привнесли мавры, которые завоевали страну в VIII веке. Миниатюрные дворики, тенистые галереи, деревья апельсинов, ароматные розы, тихое журчание воды, пение птиц — райская картинка. Кстати, птиц не выпускали на волю — их содержали в позолоченных клетках. По тропинкам бегали павлины, в прудах плавали рыбки. Когда Испания стала христианской, а мавров изгнали, сады разрушить не посмели.
Правда, садовая территория видоизменилась — добавились скульптуры и европейские черты. И сегодня, например, можно любоваться садами Альгамбры. Этот архитектурно-парковый ансамбль разместился на возвышенности в Гранаде (юг Испании). Дворец и сады построены в XIV веке. Комплекс включает несколько уединенных садов-патио, размещенных на террасе. Один из них — Патио-де-ла-Асекиа («двор ручья») с колоннами, протяженным бассейном, клубами и павильонами.
Красивое место садовой территории — «кипарисовый двор» — Хардин-да-ла-Султана. Это лучше всего сохранившийся сад мусульманской Испании. Здесь используется интересный метод — обзорные площадки с аркадами. Так связывают уединенные огороженные территории объекта и внешние пейзажи.
Знамениты на весь мир и сады Хенералифе. Их создавали как часть летней резиденции эмиров Гренады. Как и сады Альгамбры, они находятся на изолированных зонах, которые занимают 8 террас. Особенность — обилие водных устройств. Вода вытекает из скалы и распределяется по периметру. Центр ансамбля — двор канала с водоемом из белого мрамора и фонтанами. С террас просматривается Альгамбра и город.
Еще один яркий пример — сады Алькасара (Севилья), разбитые в XII столетии. Зеленый парк окружает весь дворцовый комплекс. Садовая территория располагается террасами и изобилует причудливыми фонтанами, колоннами, скульптурами, беседками и павильонами с керамической плиткой. В основе композиции — водоем прямоугольной формы с большими рыбками. Лабиринты самшита, кусты жасмина, хвойные деревья — этот уголок природы наполнен ароматами.
Источник