- Роспись в стиле Гризайль
- Использование техники гризайль в архитектуре
- Уникальность произведений, созданных по технике гризайль
- Техники и виды росписи интерьера
- Альфрейная живопись
- Фреска
- Живопись масляными красками
- Темперная живопись
- Клеевая живопись
- Энкаустика
- Гризайль — уникальное монохромное искусство с потрясающими возможностями
- Особенности гризайли
- История гризайли
Роспись в стиле Гризайль
Техника гризайль известна с античности, получила широкое развитие в периоды Средневековья, Готики, а также Северного Возрождения. Гризайль является видом живописи, выполняемой одним цветом, чаще всего серым. Основа – это тональные градации, игра цвета и тени, достигаемые при помощи полутонов, а также сочетания с белым цветом. Фактически в гризайли важен только тон предмета, а не его цвет.
Изначально данный вид живописи использовался для имитации скульптурных рельефов на стенах, применялся при разноплановом декоре интерьера. При этом очень важна была точность исполнения для достижения эффекта объемного изображения. Данные архитектурные детали в сочетании с многоцветной росписью обеспечивали невероятную красоту. При этом было практически невозможно отличить скульптуру от живописи.
Со временем техника гризайль стала использоваться в качестве дополнительного метода при создании эскизов и написании полотен, ее стали применять в станковой живописи. Позже данная техника переросла в самостоятельный вид живописи.
Сегодня помимо живописи и архитектуры, техника гризайль широко используется в декоративно-прикладном искусстве, производстве витражей. С ее помощью печатают рисунки на тканях и других материалах (набивка), часто применяют в гравюрах.
Использование техники гризайль в живописи
Данная техника достаточно сложна, но позволяет получать удивительные картины с применением всего одного цвета за счет сочетания света, полутонов и тени. Данный вид монохромной живописи использовал Пабло Пикассо, Рембрандт и многие другие известные художники.
Художник, владеющий техникой гризайль, способен используя основной цвет с белым создать очень точные тональные отношения, обыграв при этом все нюансы произведения. В итоге ощущается не только неповторимый колорит, но и окраска каждого предмета. Более того, произведения в стиле гризайль позволяют дать волю фантазии, представляя изображение в индивидуальной цветовой интерпретации.
Использование техники гризайль в архитектуре
Благодаря использованию данной методики живописи, в том числе в сочетании с многоцветной росписью, возможно создание элементов архитектурной иллюзии, которые практически невозможно отличить от настоящих скульптур или арок. Например, в некоторых залах Эрмитажа потолки и стены выполнены в технике гризайль, что позволяет визуально наблюдать полностью реалистичные скульптуры под сводами, атриумы и резные стены.
Данная техника позволяет имитировать следующие архитектурные элементы и детали:
Как и на картине, в архитектуре особо важна передача света, полутонов, теней, рефлексов. Именно данные факторы обеспечивают иллюзию подлинности. С другой стороны, профессионально выполненное произведение в гризайли не позволяет забыть, что перед нами живопись, орнаментная роспись, а не скульптура.
Когда создается архитектурная гризайль, используется всего несколько колеров (заготовленных тонов), каждый из которых соответствует строго определенной градации света. Кроме того, при создании каждого колера учитывается, какой тип материала имитируется, как создаваемая композиция соотноситься со всем архитектурным ансамблем. И самое важное – учитывается расстояние, с которого законченное произведение будет представлено вниманию.
Уникальность произведений, созданных по технике гризайль
В итоге всегда получается шедевр, очаровывающий кажущейся простотой. На самом деле передача ощущения цветного изображения с использованием удивительного сочетания оттенков одного цвета — это сложная задача, но результат стоит затраченных усилий, он всегда просто завораживает. Данный вид живописи позволяет фантазировать, додумывая изображение, представляя его в собственной цветовой гамме.
Источник
Техники и виды росписи интерьера
Альфрейная живопись
Альфрейная живопись — разновидность интерьерной росписи, имитирующая различные типы и виды отделки помещения (например, ценные породы дерева, гипсовую лепнину, шёлковые драпировки, растительные узоры и т.п.). Альфрейная живопись подразумеваются следующие виды орнаментально-декоративной росписи: монохромная, полихромная, гризайль, имитации (разделки).Альфрейная живопись выполняется по сухой штукатурке. В России примеры исполнения альфрейной живописи можно увидеть в дворцах Санкт-Петербурга: Зимний, Александровский, Мраморный, Юсуповский и т.д.
Гризайль — вид живописи, выполняемой тональными градациями одного цвета, чаще всего сепии или серого, а также техника создания нарисованных барельефов и других архитектурных или скульптурных элементов. В гризайли учитывается только тон предмета, а цвет не имеет значения. Для создания искусственных барельефов техника часто использовалась в эпоху барокко, классицизма, рококо. Так, например, потолки и стены некоторых залов Эрмитажа исполнены в этой технике.
- Многофигурные композиции
Многофигурная композиция — это композиция в которой главенствующую роль играют два или несколько равных, или почти равных, фигур-объектов.
- Монохромная роспись
Монохромная роспись выполняется в одном цвете и его тоновых градациях (например, весь орнамент в золотистых тонах).
- Полихромная роспись
Полихромная роспись — это разнообразные многоцветные орнаменты, стилизованные цветы, геральдика, фантастические фигурки и другое. При росписи используется вся цветовая палитра, цвета яркие и насыщенные. В полихромной гамме возможно выполнить не только декоративно-орнаментальные композиции, но и самые разнообразные сюжеты, пейзажи, архитектурные «обманки» (эффект оптической иллюзии) и тому подобное, относящиеся уже к монументальной, а не декоративной живописи.
- Плоскостной орнамент
Плоскостной орнамент является одним из средств оформления произведений декоративного искусства. Односложно исполненный орнаментальный узор (например, русский стиль, восточный стиль).
Фреска
Фреска — это живопись по сырой штукатурке, одна из техник стенных росписей. При высыхании содержащаяся в штукатурке известь образует тонкую прозрачную кальциевую плёнку, делающую фреску долговечной.
Живопись масляными красками
Для этой техники используются краски, в которые в качестве основного связующего вещества вводится масло. С изобретением различных пигментов – растительных, минеральных, а позже химических, совершенствовалась и структура масляных красок. Само же масло имело растительное происхождение. Наиболее эффективно показало себя сочетание пигментов с льняным маслом, поэтому с годами его стали чаще всего использовать при изготовлении красок. В интерьере роспись масляными красками исполнялась как на холсте с последующим монтажом, так и непосредственно на штукатурном основании.
Темперная живопись
В интерьерах при росписи стен применяются казеиновые и яичные темперы, обладающие прочностью и отвечающие задачам монументальной живописи. Темпера принадлежит к числу наиболее древних способов стенной живописи: им пользовались древнерусские мастера и итальянские мастера эпохи Возрождения. Большинство русских церквей расписывалось темперой. Приготовляют темперные краски и на одном белке ценны в стенной живописи, так как они с известью дают очень прочные соединения (альбуминаты кальция), нерастворимые в воде. Темперные краски с этими составами связующих веществ по высыхании светлеют, а покрытые лаком темнеют. По сравнению с фреской темпера дает более плотный слой и несколько тяжелее ее по тону.
Клеевая живопись
Клеевая живопись, вид живописной техники, при котором связующим пигмента служит клей (животный — рыбий, мездровый, костный, казеиновый — или растительный — крахмал, камеди, трагант). Краски непрозрачные, живописная поверхность. Роспись клеевыми красками наносится как правило до полного высыхания грунтовки, выполнение работы требует скорости, так как клеевые краски быстро высыхают и становятся непригодными для повторного использования. В России и Европе (в сочетании с фреской или темперой) применялась в виде росписи во 2-й половине 18—19 вв. в общественных зданиях, дворцах и церквах.
Энкаустика
Энкаустика — техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Сваренный в морской воде пчелиный воск добавляется смола и мелко растертые красочные пигменты. С помощью разогретых инструментов эту пасту накладывают на деревянные доски, или мрамор, или слоновую кость, или штукатурку. Энкаустика сохраняет цвет и сочность красок в течение столетий, для нее опасны только механические повреждения.
- Имитации (разделки)
Разделка под ценные породы дерева и камня это техника декоративных работ; назначение ее — воспроизвести на поверхности рисунок, имитирующий текстуру ценных пород дерева (дуба, клена, красного дерева, ореха, чинары, ясеня, карельской березы и др.) или камня (мрамора, гранита, известняка и др.).
Разделки как декоративный прием существуют с античных времен и украшают многие памятники архитектуры по всему миру.
Источник
Гризайль — уникальное монохромное искусство с потрясающими возможностями
Гризайль (от французского gris — «серый») — это вид искусства, в котором художник создает произведение (картину, роспись или рисунок) с использованием различных оттенков серого или другого нейтрального цвета. Гризайль идеально подходит для имитации на плоской поверхности скульптурного рельефа с помощью разнообразных техник живописи и графики.
Гризайль традиционно применяют живописцы в качестве подмалевка (для нанесения предварительного рисунка на холст или бумагу) для дальнейшей работы над картиной в технике лессировки. Кроме того, эта разновидность искусства востребована в художественных школах. С ее помощью начинающие художники учатся тонко различать и использовать на практике мельчайшие оттенки цветов.
Особенности гризайли
Гризайль нельзя назвать техникой или разновидностью живописи (графики). Это — именно отдельный вид изобразительного искусства. Визуально, картина, выполненная художником, больше напоминает рисунок углем, сангиной или пастелью, хотя при ее создании автор обычно использует масляные или акварельные краски, которые наносит кистью.
Изначально, гризайлью называли только картины, выполненные в серых оттенках. Для обозначения аналогичных произведений искусства, созданных в коричневых тонах, существовал термин «брунайль», а в зеленых — «вердайль». Но сегодня такого разделения нет. Название гризайль стало общепринятым для всех монохромных цветов и широко используется в художественной среде.
История гризайли
История гризайли по самым скромным подсчетам насчитывает более 700 лет. Хотя люди научились создавать монохромные изображения еще в античную эпоху, вплоть до начала эпохи Возрождения этот вид искусства был практически неизвестен.
Первые из сохранившихся до наших дней образцы гризайлей датируются началом XIV века. Их можно обнаружить в нижних фрагментах фресок Джотто (Giotto di Bondone) в часовне Скровеньи в Падуе. Чуть позже монохромные картины начали использовать архитекторы и скульпторы Раннего Ренессанса для презентации предварительных проектов заказчикам.
Столетие спустя для гризайли нашлось новое, весьма достойное применение. Однотонными изображениями художники стали украшать наружные створки расписных алтарей (триптихов и полиптихов). В ту далекую эпоху в католических храмах существовали строгие правила. Открытыми алтари были только во время праздничных богослужений, а в остальные дни их створки были плотно закрыты.
Картины, выполненные на внешних стенках, искусно имитировали скульптурные изображения и гармонично вписывались в интерьер собора или церкви. Создание гризайли также было выгодно по финансовым соображениям, так как обходилось гораздо дешевле, чем написание красочной разноцветной картины.
Изготовлением гризайлей для алтарей в те времена занимались многие выдающиеся мастера изобразительного искусства, в том числе:
- Робе́р Кампе́н (Robert Campin);
- Ян ван Эйк (Jan van Eyck);
- Иероним Босх (Hieronymus Bosch);
- Альбрехт Дюрер (Albrecht Dürer);
- Маттиас Грюневальд (Matthias Grünewald).
К середине XVI века художники начали использовать гризайль и в станковой живописи. До наших дней сохранились шедевры Питера Брейгеля Старшего (Pieter Bruegel de Oude) «Христос и женщина, уличённая в прелюбодеянии» (1565), Рембрандта (Rembrandt Harmensz van Rijn) «Поклонение волхвов» и многие другие знаменитые монохромные картины.
С XVII века художественная роспись стен гризайлью нашла широкое применение в архитектуре. Искусной имитацией скульптурных композиций до сих пор украшены интерьеры многих величественных зданий, построенных в стиле барокко, неоклассицизма и ампира.
Несмотря на появление новых техник живописи и графики, на протяжении всех последующих столетий гризайль оставалась востребованным видом искусства. Даже великий Пабло Пикассо (Pablo Picasso) использовал монохромные цвета при написании знаменитого шедевра «Герника» в 1937 году.
И в наши дни гризайль не утратила популярности в среде живописцев разных стилей и жанров. Напротив, благодаря огромному разнообразию современных художественных материалов, создавать монохромные картины стало намного легче как опытным профессионалам, так и ученикам специализированных школ и курсов живописи.
Источник