Стилизованные современные бурятские платья

Дизайнер Шидэ Найданова создает образы современной бурятки

Как сохранить национальный колорит в одежде, используя модные тенденции

Орнамент, каллиграфия и живопись в руках дизайнера Шидэ Найдановой приобретают современное звучание. Ее коллекции, гармонично сочетающие традиционные мотивы и бунтарские атрибуты, хочется носить.

— У моей одежды бурятский характер. Это характер современной бурятской женщины — степной, сильной, но при этом утонченной. Мобильной, стильной и в тоже время любящей свою землю, знающей свои истоки, культуру и передающей знания и опыт своим детям. Мужская же одежда несет силу, отвагу. В нем я хочу показать характер хозяина, защитника, знающего и бережно хранящего историю своей земли, культуру и достояние своих предков.

Рок and панк, урагша!

Коллекция «Этно-граж» Шидэ Найдановой при сотрудничестве с этно-галереей «Орда», была с восторгом принята взыскательной итальянской публикой на Римской Неделе Моды, а затем на многих других модных площадках.

— Вся коллекция выполнена в черном цвете, в модном сейчас направлении «black mode». На своих изделиях я применила различные принты, написав на старо-монгольском «Тэнгэри», а также бурятские народные орнаменты. В дубленках этой коллекции, пели наши очаровательные певицы в своем клипе « Буряад арадни» Дулма Сунрапова, Елена Борохитова и Дарима Цырендондопова. Создавая эту коллекцию, я исходила из интересов к стилю гранж, рок, панк и модным тенденциям моды в стиле 90-х. Затем очень много клиентов просили меня выполнить такое же платье или дубленку, как в коллекции, и очень часто с каллиграфией «Тэнгэри» и с бурятскими орнаментами. Оказывается, что нравится мне, нравится очень многим. Конечно, приятно, что таким образом принимается концепция моего стиля, мой почерк. Сейчас эта коллекция имеет свое продолжение, она перешла на линию одежды в стиле «family look», которую мы запустили вместе с текстильной компанией «Ажур-текс», — рассказывает дизайнер.

Дизайн — мое призвание, как бы я не хотела уйти от него, поменять профессию. Это удивительно создавать что-то новое: образы как бы приходят ниоткуда, из тонкого мира

Сперва эскизы на бумаге, где все лишние детали убираются или нужные прорисовываются. И затем идет смешение текстур ткани, ниток, цветов. Когда идет процесс, затихаешь и прислушиваешься к изделию, к его энергетике. Оно — твое творение, и уже начинает само жить. Вот за это я безнадежно влюблена в свою работу!

Читайте также:  Модные сарафаны с водолазками

Шидэ, вы — волшебница. Именно такое сравнение приходит на ум, глядя на ваши модели. Ощущение, что они пришли откуда-то сверху. Где вы черпаете вдохновение? Где находите темы?

— Я пришла к мысли, что все мои пристрастия к определенным направлениям в моде, в культуре, искусстве создают тему для моих будущих коллекций, создают мой бренд. В детстве мне попалась книжка о японской живописи, и я открыла для себя уникальные гравюры художников, утонченное письмо японской каллиграфии и пронзительные хокку-трехстишия, которые так просто и душевно рассказывают о моменте жизни. Меня поразило это знакомство, но и было ощущение, что это все мне знакомо и как бы родное.

Поэтому японский минимализм, простота, аскетизм, и при этом тонкая изысканность очень притягивают меня, в свои коллекции я привношу эти элементы. Это и сочетание черного и белого цветов, серого и тонкая полоска оранжевого, цвета земли и песка. Необработанный край, затертый рисунок и едва проявляющийся, «состаренная», словно «пожившая» ткань, стежки, будто бы вручную – все не случайно. А если присмотреться, это очень близко к утраченной традиционной старинной культуре бурят.

Каллиграфию как искусство, я открыла для себя в центре каллиграфии «Тэнгэриин бэшэг».Теперь мой бренд пополнился родной эстетикой письма и бурятской орнаменталистикой.

Мода как искусство

— Все больше бурятских дизайнеров пробуют себя на высоких подиумах. На ваш взгляд, могут ли они стать брендом Бурятии?

— Очень хорошо, что дизайнеров становится больше. Все мы — единомышленники, соратники. Нас объединяет одна цель: мы создаем красоту. Но у каждого свой стиль, чувство вкуса, свое ощущение красоты. Своя энергетика и мировоззрение. И у каждого свои клиенты. Сфера моды должна развиваться наряду с другими отраслями. В глобальном смысле, это вклад в создание привлекательного имиджа республики. Мода не что иное, как культурный символ нации. Бурятские бренды одежды — это не только бурятские дэгэлы на Сагаалган и на концерты. Они должны сопровождать нас в жизни: на работе, в спорте, в институте, дома.

— Если бы вам выпала возможность выпить чашечку кофе с кем-то из мировых дизайнеров, вы бы нашли много интересных тем для беседы. Кто вдохновляет вас больше всего?

— В первую очередь Дом моды Еtrо, у которого яркий стиль, неповторимые рисунки и оригинальный дизайн. Dsquared2- бренд, задающий тенденции молодежной моды. Haider Ackermann с его индивидуальной эстетикой. С этими дизайнерами я бы с удовольствием выпила чашечку кофе. И, конечно же, у меня есть много вопросов к моим кумирам.

Современная горожанка

— Улан-удэнок часто упрекают в отсутствии стиля и однотипности. Неужели все так печально?

— Удивительным образом сочетая все комплекты одежды с аксессуарами, наши улан-удэнские женщины в большинстве одеваются модно и со вкусом. В любом возрасте можно корректировать свой образ, прическу и макияж. Для меня нет одежды«для молодых» и «для пожилых». Есть разделение «стильно» и «не стильно». Конечно, у кого-то возникают мысли, что все дорого. На самом деле нет. Недостаток вкуса, мешающий увидеть свою красоту, от недостатка знаний особенностей своей фигуры, природного колорита. Невозможно все знать, но этому можно научиться. И мы, дизайнеры, готовы работать, чтобы на улицах Улан-Удэ было больше ярких, колоритных и стильных женщин.

— Вы ведь одеваете не только женщин, но и мужчин. У всех на слуху история, как государственный тренер сборной республики по вольной борьбе Юрий Сандаков появился на крупных соревнованиях в Якутске в спортивном костюме с национальным колоритом…

— Да, перед чемпионатом России по вольной борьбе бурятскому борцу Александру Богомоеву и его коллегам по спорту пришла идея создать для команды узнаваемую, стилизованную под «бурятский манер», единую форму, и они обратились ко мне. К началу соревнований был создан пробный вариант для Юрия Сандакова. Поступило предложение отшить костюмы для сборной, над чем мы сейчас и работаем.

— Есть ли будущее у традиционной бурятской одежды?

— Обязательно. Когда я создаю одежду, которая отвечает всем модным тенденциям, цвета и формы, она конечно привлекательная. Но без души. Стоит только приложить маленький бурятский орнамент, «шоу» орнамент в виде круга — черепаха, или «улзы», или тотемный знак рода, одежда приобретает магию, особую ауру. Орнаменты, отображающие символ, несут в себе заряд, от одежды идет тепло. А изделия с надписями каллиграфией, дают силу и защиту. Накидывая такую одежду, будто попадаешь в родительские объятия. У быстрого человека меняется нрав, как успокаивается конь, несущийся по степи. Приходит степенность, мудрость. Юноше тотем волка, на спине его куртки, даст отвагу и терпение. А на футболке девушки — строчки из бурятских стихов, как покрывало из трав, багульников. Просыпается ген предков, память земли, будто начинаешь понимать язык зверей и птиц. Понимаешь кто ты. Сравнивая культуру народов, живущих в России и в мире, понимаешь, каким же богатым наследием обладаем мы с вами. У нашего народа, несомненно, уникальная культура с глубокой философией, с мудростью поколений, с огромной сакральной энергией, и пусть у каждого она будет в душе.

Связаться с Шидэ можно по телефону: 8 (9025) 65-47-68

Воплощая мечты

Елена Шерхоева, директор ателье «Лена»:

Обновите гардероб качественной и эксклюзивной обновкой. Наши мастера сошьют по вашему индивидуальному заказу любую вещь. Поможем за короткий срок научиться кройке и шитью. Обшивай семью сама!

  • курсы кройки и шитья (срок обучения 3—5 месяцев)
  • ускоренные курсы для будущих мам (срок обучения 1—2 месяца)
  • индивидуальный пошив

Мы ждем вас по адресу: ул. Ленина, 30а, офис 38, 4 этаж. Тел.: 21-27-55

Новая дизайнерская шуба за 10 000 рублей в месяц!

Lиректор швейной студии Sagan Zam:

Вы приносите вашу шубу. Мы разрабатываем новый дизайн с учетом ваших пожеланий и особенностей фигуры. Перешиваем шубу, используя дополнительные материалы: меха, кожу, вышивку. И через 4 месяца вы забираете эксклюзивную новую дизайнерскую шубу.

Только до конца апреля акция «Перезагрузка шубы» в рассрочку на 4 месяца!

Запишитесь на консультацию с дизайнером по тел. 444-228

Адрес: пр. 50-летия Октября, 34а, 4-й этаж

Ателье Ольги Баженовой

Ольга Баженова, директор ателье:

При обращении в ателье вы получите консультацию по качеству материала и фурнитуры. Вещь будет сидеть как «влитая», потому что есть возможность примерки и контроля за процессом. Самое главное, на выходе вы получаете качественную вещь, сшитую по вашему индивидуальному заказу.

Пошив и ремонт верхней, детской, спецодежды, изделий из меха и кожи

Специалист проводит 2х-месячные курсы по пошиву и ремонту, конструированию и моделированию, скряжному делу (меховые и кожаные изделия). Всевозможные мастер-классы, в том числе по пошиву детской одежды.

Скидки 5 — 10% для пенсионеров!

Источник

Национальный костюм бурятов

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Национальный костюм не только отражает принадлежность какому-то народу, этносу, но и сочетает в себе культуру этого народа. Его образ жизни, традиции и самобытность.

Национальный костюм бурят не стал исключением и ярко демонстрирует тот образ жизни и уклад, который был присущ этому народу много веков.

Буряты проживают на территории Сибири – Республика Бурятия, Иркутская область и Забайкальский край. Истории известно также, что существуют обширные поселения бурятов во Внутренней Монголии КНР, в Монголии, Маньчжурии.

Бурятский костюм сродни многим костюмам монголоязычных и тюркских народов. Буряты издавна были кочевниками, занимались скотоводством и охотой, жили в суровом сибирском климате. Это во многом повлияло на присутствие в национальном костюме многих элементов, придающих удобство и свободу движений, практичность и всесезонность.

Поначалу в бурятском костюме использовались подручные материалы – овчина, мех-пушнина (песец, лиса, соболь и другие), натуральная кожа, шерсть. Позже с возникновением торговых связей в костюм добавились шелк, бархат, хлопок, украшения из камней, серебра, золота.

Также существуют родоплеменные различия в костюме бурят. Условно буряты делятся на восточные и западные роды относительно озера Байкал. Традиционная религия бурят – шаманизм и ламаизм (буддизм) также вносили свои оттенки.

Мужской национальный костюм бурят

Традиционный мужской дэгэл в виде халата с верхним бортом и нижним подпоясывался кушаком из шелка, ремнем из кожи, украшенным серебром и камнями. Дэгэл – зимний вариант халата шился из овчины, отделывался сверху тканью – шелком, бархатом. Летний вариант назывался тэрлиг – более тонкий, без утеплителя. Повседневные дэгэлы шились из хлопковой ткани.

Мужской дэгэл обязательно украшался тремя разноцветными полосами сверху, называемыми энгэр. Каждый цвет имел особое значение: черный – плодородную почву, синий – цвет неба, зеленый – земля, красный – очищающий огонь. Полосы энгэра имели четкое расположение по цветам, верхняя полоса могла быть разной по принадлежности к определенному роду, племени – Энгэр располагался ступенями на груди.

  • Воротник оформлялся в виде стойки, сам халат не был облегающим, давал свободу движений.
  • Рукава дэгэла или тэрлига были цельнокроенными для защиты от ветров и холода. Халат застегивался сбоку на пуговицы. Количество пуговиц и их расположение также имело сакральный смысл – три верхние пуговицы на вороте приносили счастье, на плечах и в подмышечной впадине — символ достатка, нижние пуговицы на талии считались символом чести. Пуговицы были з серебра, коралла, золота.
  • Рукав имел манжету – туруун (копыта) в виде конуса. В холода манжета отворачивалась и защищала руки. Лицевая часть манжеты украшалась вышивкой, узорами, символизирующими количество скота, достаток.
  • Длина халата была таковой, чтобы закрывать ноги при ходьбе и езде на лошади. Кроме того, на одну полу дэгэла можно было лечь, а другой укрыться при кочевках.

Под дэгэл или тэрлиг надевалась хлопчатобумажная рубаха и штаны из кожи, ткани. Обязательным элементом мужского костюма был пояс. Шился он из разных материалов и имел разную длину и ширину, украшался камнями, серебряными пряжками. На поясе носились нож, табакерка, другие принадлежности.

Женский национальный костюм бурят

Женский костюм претерпевал изменения с возрастом. Девочки носили обычные дэгэлы и тэрлиги с кушаком до подросткового возраста.

С наступлением 13-15 лет менялся крой платья – оно становилось отрезным по талии, сверху на шов пришивалась тесьма – тууза.

С замужеством в женский костюм добавлялась безрукавка. Она могла быть короткой в виде жилета или длинной, в зависимости от принадлежности к тому или иному роду. Края жилетки спереди украшались орнаментом, вышивкой, контрастными лентами или тесьмой.

Нижняя рубашка шилась из хлопка, надевались также штаны.

Наиболее сложную систему представляли собой женские украшения. Кроме традиционных серег, колец, браслетов и шейных украшений, у буряток присутствовали и другие – височные кольца, нагрудные украшения, нарядные пояса, коралловые бусы, серебряные подвески. У некоторых родов существовали наплечные украшения, боковые подвески на пояс, украшения для волос, амулетницы. Женские украшения показывали не только принадлежность роду, но и достаток семьи, социальный статус.

Женские бурятские украшения были из серебра с камнями из коралла, янтаря, бирюзы и других натуральных камней. Серебряные украшения имели филигранную ковку в виде национальных орнаментов, узоров.

Головной убор

И мужчины и женщины обязательно носили головной убор. Головные уборы были разнообразными и различались у различных родов.

У западных бурят головной убор имел форму колпака, отороченный по нижнему краю мехом. Верх шился из бархата или другой ткани, украшался вышивкой, бусинами из коралла, тесьмой. Мех использовался из выдры, оленя, рыси, соболя.

Также носились шапки типа ушанок из меха с длинным ворсом – лисы, песца.

У восточных бурят головной убор был в форме конуса с высокой тульей и отогнутыми краями. Также популярна была шапка в виде юрты или сопки с острым концом, украшенным бусиной или кисточкой – наиболее характерная для жителей Бурятии и Монголии.

Различались головные уборы и по географии проживания – хоринские, агинские и т. д.

Бурятский головной убор был символом неба, жизненной силы и отношение к нему воспитывалось уважительное. Нельзя было его кидать на землю, переступать через него, относиться неуважительно.

Обувь

Обувь бурят представляла собой сапоги из кожи, войлока на плоской подошве с загнутыми вверх носками. Загнутые носки призваны были не наносить вред земле и живым существам при ходьбе.

Такую обувь носили и мужчины и женщины. Обувь из натуральной кожи была удобной, гигиеничной и практичной. Украшали обувь вышивкой по верху либо контрастными нитями швов в виде орнаментов, узоров.

Зимние сапоги были с утеплителем из меха овчины, диких животных. Зимние варианты также представлены в виде унтов.

Летний вариант обуви шился из конского волоса на плоской подошве.

Современный бурятский костюм

Современная стилизация национального костюма необычайно популярна в Бурятии. Используются стилизации под дэгэл разной длины, в виде вечернего платья, верхней одежды. Используется оригинальный крой рукавов, ворота, со вставками с энгэром – ступенчатым узором из цветных полос, манжеты.

Заслуживают внимания и ткани – шелк, атлас с рисунками и фактурной вышивкой, со вплетением серебряных и золотых нитей, традиционные яркие цвета – синий, красный, зеленый, желтый, бирюзовый.

В современной моде популярны стилизации бурятского костюма в виде вечернего платья, блузки, пальто, вышивка орнаментом, традиционными узорами, используются атласные ленты и тесьма для отделки. Активно используются украшения из серебра с кораллами, бирюзой, агатом.

В повседневной жизни все чаще можно заметить стилизованную национальную обувь в виде уггов, унтов, сапог. А также головные уборы с мехом в национальном стиле в сочетании с натуральной кожей, замшей.

Традиционный бурятский костюм надевается по большим национальным праздникам – Сагаалган (Белый месяц – наступление Нового года по лунному календарю), Сурхарбан (спортивный летний праздник), на театрализованные зрелища, религиозные праздники, встречу почетных гостей.

Пользуются все большей популярностью современные модели свадебных нарядов в национальном стиле. Многие артисты используют национальный бурятский костюм для своего сценического образа.

В последние годы стали проводиться межрегиональные конкурсы модных дизайнеров, использующих в своих коллекциях стилизацию национального костюма, этнические мотивы. Многие интересные модели с таких показов попадают в «массы» и становятся популярными у молодежи.

Модные образы

Необычно теплые и уютные модели из овечьей шерсти с добавлением кашемира очень кстати в сибирские морозы. Это может быть брючный вариант со стилизованным верхом под национальный бурятский костюм – воротник-стойка, ступенчатый борт на груди, необычный рукав, капюшон. Либо это вариант с мягким силуэтом, обтягивающим, но не стесняющим движения, с макси длиной юбки или платья, с этническими узорами. Шерсть тонкий и оригинальный материал, дающий тепло в холод и дышащий в жару. Добавив оригинальный головной убор в этно-стиле, ваш образ станет незабываемым.

Оригинальный наряд в белом цвете с серебряным контрастным оформлением в виде кантов и акцентов подойдет и на вечерний выход, и в качестве свадебного наряда. Интересное оформление лифа и асимметричность плеча с серебряным кантом выглядит как ступенчатая вставка энгэр, боковой орнамент на талии и в месте крепления пелерины придает этничность и воздушность образу. Вертикальная серебряная полоса на юбке опять же навевает национальные мотивы. При этом длина платья выше колен не смотрится вызывающе. Добавив уникальные украшения на голову с боковыми подвесками из серебра, вы точно будете неотразимой.

Еще один образ для вечернего выхода или свадебного торжества в белом цвете с золотом станет незабываемым. От национального бурятского костюма присутствует отрезная юбка с верхом, оригинальная вышивка золотом в виде орнамента, национальные украшения – браслеты, нагрудное ожерелье и богатый головной убор. Платье имеет короткий рукав, отделанный золотым кантом, как и лиф. Золотой высокий головной убор с украшением на лбу и подвесками придает женственность, статность и шик. Пышность и длина юбки подчеркнут стройность талии.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями