Стремительное развитие современной техники

Тема 3. Особенности развития техники в новейший период ( XX — XXI вв.).

Современную этап развития общества справедливо называют «техногенным», поскольку техника является определяющей сферой, оказывающей влияние на все аспекты бытия человека. Более того, если в предшествующий период техника являлась придаточным звеном науки, то в новейшее время техника рассматривается как сложный и многомерный социокультурный комплекс. В частности в этот период техника выходит за рамки технического знания в сферу философского обобщения, формируя специальную область знаний — философию техники. В конце XIX в. появляются первые концептуальные подходы к определению техники (Ф. Рело, Э. Капп, П. Энгельмейер). Техника также «вырастает» за пределы инженерно-экспериментальных и машиностроительных задач: она становится теорией управления (тейлоризм).

Скачок в техническом развитии произошел после Второй Мировой войны, главным событием которого является научно-техническая революция. Ее выражением стало появление ЭВМ, формирование теории информации и кибернетики, становление и развитие микроэлектроники, компьютерной техники.

Изменение масштабов и форм взаимодействия науки и техники отразилось на облике всей системы связей человека с миром. Многие исследователи, перечисляя черты нового этапа развития техники, относят их к неклассическому типу рациональности:

1. Появление новых форм организации знаний, связанных новейшими технологиями ЭВМ;

2. Дифференциация отраслей знаний для решения конкретных практических задач;

3. Преобразование традиционных форм, норм и идеалов научного исследования.

4. Появление комплексных исследований, затрагивающих всю совокупность технических, естественнонаучных и общественных наук.

Фундаментальное различие между классическими и неклассическими техническими дисциплинами, проходит в области понимания предмета и целей исследования. Так, классические дисциплины ориентированы на определенный проектируемый объект (механизм, машину, устройство). Вторые же, усматривают объект исследования в комплексе сложных научно-технических проблем, имеющие свои уровни и классы, а также не одну, а целый комплекс научных знаний и дисциплин. Соответственно к неклассическим формам технических знаний можно отнести информатику, системотехнику, различные формы системного проектирования, которым свойственно создание сложных технических систем.

Читайте также:  Интерьер стиль средневековый замок

Другой отличительной чертой неклассического периода является изменение методов и теоретических подходов. Так для комплексного теоретического подхода неприемлемы понятия естественных наук, такие как аксиома, теорема, закон и пр. Результаты, получаемые на практике, фиксируются в форме методических рекомендаций, предписаний: программа, прецеденты, культурные образцы. Эксперимент, проводимый с помощью компьютера, меняет свои былые формы: он становится средством математизации.

В последние десятилетия, когда техника с человеком и природой образует особую замкнутую систему, в которой техника нередко определяет развитие данной целостности, появляются призывы к включению ценностных регулятивов для контролирования ее влияния. В этой связи, В.С. Степин, кроме отмеченных классических и неклассических типов рациональности, рассматривает и третий тип развития науки – постнеклассический. Автор характеризует его как соотнесенного не только с пониманием особенностей средств и форм деятельности, но и с анализом ценностно-целевых установок[8]. Главный посыл в сложившейся исторической ситуации, как коэволюции человека – природы и техники, – это формирование в себе способности соотносить свою деятельность с живой экосистемой, предупреждая разрушительные последствия научно — технической деятельности.

Библиографический список

1. Боголюбов, А.Н. Теория механизмов и машин в историческом развитии идей. М., 1976.

2. Горохов, В.Г. Концепции современной науки и техники. М.. 2000.

3. Горохов, В.Г. Основы философии техники и технических наук. М., 2007.

4. История и философия науки. Современные философские проблемы естественных, технических и социально- гуманитарных наук /под ред. В.В. Миронова. М., 2006.

5. Рапп, Ф. Техника и естествознание // Философские науки в ФРГ. М., 1989.

6. Козлов, Б.И. Возникновение и развитие технических наук. Л., 1988.

7. Степин, В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Практикум

Контрольные вопросы

1. Что послужило причиной сближения технической культуры и теоретического знания на рубеже Ренессанса – Нового времени?

2. В чем выразился технический характер эпистемологии Нового времени?

3. Ф. Бэкон сказал: «Природу побеждают подчиняясь». Согласны ли вы с его мнением?

4. Какую роль технические средства и инженерно-техническое мышление сыграли в становлении науки Нового времени?

5. Как развивались взаимоотношения науки и техники в Новое время (XVII-XIX вв.)?

6. Как изменилась система воспроизводства технических практик в Новое время по сравнению со Средневековьем?

7. Каковы основные технические достижения Нового времени?

8. Охарактеризуйте развитие технического образования, оцените его влияние на развитие науки и техники.

9. Перечислите и охарактеризуйте основные этапы становления классических и неклассических технических наук.

Темы рефератов и самостоятельных работ

1. Формирование проектной культуры на рубеже Ренессанса – Нового времени.

2. Современная философия техника: проблемы и перспективы.

3. Роль техники в исследовательском проекте Р. Бойля.

4. Сциентификация техники: этапы становления.

5. Преломление эпистемологической дихотомии «естественное» — «искусственное» в философии технике.

6. Значение промышленной революции в развитии техники.

7. История развития технического образования.

8. Становление техники в контексте неклассической методологии науки.

Источник

Тенденции развития современной техники

Основные закономерности развития техники детерминируются основными отношениями техники в системе социальной материи и выражаются обусловленностью техники мерой человека и мерой природы, с одной стороны, и влиянием техники на человека и природу, с другой. Таким образом, функционально-морфологические изменения системы технических объектов можно свести к следующим основным взаимообусловленным закономерностям:

— тенденция к усилению степени опосредования в отношении человек – природа;

— усложнение и развитие вариативных социальных функций техники;

— качественное усложнение морфологической структуры системы техники, которое выражается в формировании многоуровневых технических объектов.

Эволюция понятий «технология» и «техника»

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам в 1772 г., по другим – в 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г. с выходом первой части учебника по химической технологии И.А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых».

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии — «технологией».

Термин «техника» заменял нынешнее понятие «технология».

В 40-е – 50-е годы XX в. в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Из этого можно сделать вывод:

— при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;

— для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;

— субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;

— содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.

Периоды развития понятий «техника» и «технология»

Выделяют шесть характерных периодов развития понятий «техника» и «технология».

1. (начало XIX в. – третья четверть XIX в.)

Проникновение термина «технология» в специальную литературу и его закрепление в химии и химических производствах.

2. (третья четверть XIX в. – конец XIX в.)

Распространение термина «техника» и его толкование как совокупности навыков, умений, приемов и знаний по овладению силами природы.

3. (конец XIX в. – первая четверть XX в.)

Господство термина «техника» и толкование его как мастерства в отдельных сферах человеческой деятельности.

4. (вторая четверть XX в.)

Возрождение термина «технология», его распространение. Технология дифференцируется на научную и практическую. Термином техника стали обозначать в основном материальные носители труда.

5. (третья четверть XX в.)

Строгое разграничение терминов «техника» и «технология» при дальнейшей дифференциации последней. Осуществлена попытка сформулировать предмет теоретической технологии.

6. (последняя четверть XX в.)

Термин «техника» окончательно отделен и стал вполне самостоятельным.

Таким образом, техника является предметом рассмотрения исторических и обществоведческих дисциплин как элемент производительных сил в системе общества, и предметом специальных технических дисциплин. Философия техники исследует феномен техники в целом, ее место в общественном развитии, принимая во внимание широкую историческую перспективу.

Принцип техники – в целенаправленном манипулировании материалами и силами природы для реализации назначения человека.

Анализ концепции технологии, эволюции ее понятия, отношений к другим отраслям знаний позволил раскрыть диалектику, дифференциацию, двойственный характер, а также обосновать статус ее как науки и практики.

На всех иерархических уровнях организации технология делится на практическую (объективную), научную и теоретическую.

Общественный статус технологии определяется ее значимостью в жизни человека и влиянием на формы производства, тесной взаимосвязью с потребительными стоимостями, своей целесообразностью.

Технология развивается по двум направлениям: первое связано с проникновением в глубь материи, выходом на атомно-ядерные уровни ее организации, второе – с выходом на широкие уровни управления производством.

Технология тесно связана с другими науками. Она прочно объединяет естествознание, науку и технику, экономику, политику и управление.

Технология базируется на объективных законах, развивается адекватно природе и в зависимости от степени ее освоения.

Характерные особенности технологии в том, что она целесообразна, и процесс ее размножения отделен от материальной субстанции (например, техники), проходя через сознание человека.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность: объединение объективного и субъективного в данных понятиях и диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания. Диалектика взаимосвязи техники и технологии носит четкий характер. Технология детерминирует развитие техники, является ведущей стороной в этом процессе. Функционирование техники вызывает заранее намеченные изменения в технологическом движении.

1.6. Контрольные вопросы:

1. Правомерно ли существование дисциплины «история науки и техники», что является ее предметом, возможно ли искусственное конструирование предмета?

2. Оцените прошлое, настоящее и будущее научно-технического развития общества?

3. Каково соотношение истории науки и науковедения?

4. Каковы возможности интерпретации выражения «история науки – драма идей, а не драма людей»? В чем различие понятий «когнитивная и социальная история науки»?

2. Развитие техники в древнем мире
(500- 4 тыс. лет до н. э.)

Возникновение и распространение простых орудий труда (см. документы № № 2-4 хрестоматии).

Изобретение орудий труда означало, что предмет, данный природой (камень, палка, кость, раковина), был превращен в орган деятельности человека. Начальным этапом истории первобытнообщинного строя является первобытное стадо. Первобытнообщинный строй предусматривал политическое равноправие с незначительными привилегиями вождя и несущественное имущественное неравенство.

Присваивающий тип хозяйства сопровождался дикостью, которому соответствовало общество, существовавшее за счет охоты и сбора пищи. Варварство – уровень общественной организации земледельческих народов, не достигших цивилизации.

Техника на этом этапе характеризовалась появлением простых орудий: палок, дубин, копий, грубых каменных орудий. Хронологически этот этап охватывает весь древний палеолит, т.е. от 500 до 40 тыс. лет до н. э. Материалом для изготовления простейших орудий служил камень. Первые орудия древнейших людей (питекантропов) — эолиты трудно отличить от расколотых природными силами камней. В качестве сырья для них использовался кремень, который обладает большой твердостью, раскалывается на тонкие пластины с режущими краями и, кроме того, широко распространен в природе.

С течением времени человек вместо эолитов стал изготовлять орудия труда, которым уже сознательно придавалась определенная форма. Эти орудия, получившие название ручных рубил (или ударников), представляют собой кремневые желваки различной величины и формы, поверхность которых с обеих сторон тщательно оббита более или менее частыми и крупными сколами.

Открытие огня и способы его добывания (см. документ № 9 хрестоматии)

Полезные свойства огня: его свет и способность размягчать растительную и животную пищу — заставили первобытных людей позаботиться о его поддерживании. Наиболее древними способами добывания огня являлись: выскабливание, высверливание, выпиливание и высекание огня при ударе камня о железо.

При выскабливании (или выпахивании) огня деревяшку в виде полена, в которой имеется мелкий желобок или бороздка, удерживали коленом. Затем заостренной деревянной палочкой обеими руками водили по бороздке вперед и назад под углом в 30-35°. При большой скорости движения палочки бороздка выскабливается, в конце ее собираются опилки, которые через некоторое время начинают тлеть. При раздувании они загораются.

При высверливании кусок сухого дерева, в котором делается небольшое углубление, кладут горизонтально и поддерживают ногами. Деревянная палочка с несколько закругленным концом вставляется в углубление и затем быстро вращается руками. В результате трения происходит нагревание, и сухой мох, положенный в углубление, опилки или другой какой-либо загорающийся материал воспламеняется.

Выпиливание огня производится следующим образом: берется кусок ствола бамбука толщиною 10-15 см, расщепляется вдоль на две половины, одна из которых кладется на землю полой стороной вниз. Затем из пластинки бамбука изготовляется нож, которым и пилят ствол поперек. Древесина бамбука богата кремнеземом, поэтому очень тверда и сильно нагревается от трения, а сердцевина его способна легко воспламеняться.

Высекание огня при помощи кремня и металла продержалось вплоть до появления спичек. Для успешного применения этого способа необходимо иметь трут, без которого невозможно уловить искру.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями