- WikiphilE
- Что такое кунг-фу и как оно появилось?
- Кунг-фу: значение термина и история его возникновения
- Как научиться кунг-фу в домашних условиях
- Китайские боевые искусства: правильно тренируемся
- Чем отличается кунг-фу от карате?
- LiveInternetLiveInternet
- —Рубрики
- —Музыка
- —Поиск по дневнику
- —Подписка по e-mail
- —Интересы
- —Постоянные читатели
- —Сообщества
- —Статистика
- Кунг-фу и его подражательные стили
WikiphilE
Агрегатор советов и знаний в сети
Что такое кунг-фу и как оно появилось?
Вплоть до середины прошлого века, термин «кунг-фу» использовали только в одной стране – Китае. Так продолжалось вплоть до 1960-х годов. Именно тогда, фильмы с участием известного спортсмена и артиста Брюса Ли рассказали об этой древней системе боевых систем всему миру. Но полагать что такие понятия как кунг-фу, айкидо и дзюдо одно и то же – большая ошибка. Почему так, можно прочитать ниже.
Кунг-фу: значение термина и история его возникновения
Времена в промежутке между III и VI веками, становятся для истории Китая самыми сложными. Некогда мощная империя разрозненна, экономика разрушена, возникает опасность вторжения в страну варваров из Тюркской орды. В конце V века в китайской провинции Хэнань начали строиться первые даосские монастыри, которые стали основой консолидации государства.
Так появился самый известный буддийский монастырь – Шаолинь. Его первый патриарх Бодхидхарма (годы жизни 440–528 гг.) заметил, что почти все монахи физически слабы. Внедренная им система медитации и развития физического здоровья, известная как шаолиньское ушу , стала основой учений кунг-фу.
В переводе с китайского языка, кунг-фу – индивидуальное достижение в чем-либо. Второе значения этого слова – боевое искусство.
Самые известные стили кунг-фу:
- Шаолиньцюань – акробатические приемы и прыжки сочетаются с мощными ударами;
- Тайцзицюань – здесь движения медленные и плавные;
- Вин Чунь – мгновенные атаки при помощи рук. Бой происходит на близком расстоянии;
- Танланцюань – техника копирует движение богомола: раскачивания и уклоны сочетаются со скоростными зацепами руками типа «крюк».
Любой боевой стиль кунг-фу стоит на трех китах – техника, сила, скорость. Развивать их следует равномерно. Например, если боец обладает отличной техникой и скоростью, но его тело физически слабо, то значительный урон противнику он нанести не сможет.
Как научиться кунг-фу в домашних условиях
Рассмотрим морально-психологическую сторону вопроса. Зачем вам кунг-фу? Повысить физику тела, поправить здоровье, побуждают другие обстоятельства? Почти у многих цель размыта. Но в любом случае, для достижения положительного результата следует потратить некоторое время и силы.
Необходимо тщательно подготовиться:
- Место для занятий. Идеальная площадка для тренировок – пустая комната. Если таковой не найдется, следует освободить пространство с размерами 2 на 2 метра;
- Спортивный инвентарь. Для отработки ударов руками и ногами понадобится боксерская груша. Хотя на первом этапе удары можно наносить «по воздуху»;
- Инструкция. Наставника нет, поэтому материалы о тренировочном процессе следует искать самостоятельно. Как вариант – ролики на одном из каналов YouTube;
- Выбор техники. Направлений кун-фу огромное множество. Есть школы оборонительного плана, которые делают упор на равновесие и гибкость, а есть агрессивные техники, направленные на развитие мышечной массы и выносливости. Что выбрать – решать вам.
После подготовительного процесса можно приступить к тренировкам. Как правильно это делать, можно прочитать ниже. А пока, небольшой совет – постарайтесь найти себе партнера для спарринга, ибо боксерская груша – это хорошо, но живого человека она вряд ли заменит.
Китайские боевые искусства: правильно тренируемся
Первое, о чем следует подумать, так это о плане занятий. Интенсивность тренировок высокая, и перерыв между ними для новичка должен быть не менее 48 часов. Приступим:
- Разминка. Важнейший этап в любом спорте. Начиная с шеи и заканчивая областью голеностопа, боец улучшает циркуляцию крови в теле и прогревает мышцы. Следует следить, чтобы ритмичные движения не приносили спортсмену дискомфорта;
- Основные стойки. Через стойку выполняют различные блоки и удары. Всего их, если считать базовые позиции, около дюжины. Начинать нужно со стойки «мабу» (позиция наездника – ноги широко расставлены и согнуты в коленях, ступни полностью соприкасаются с полом, спина прямая, руки на уровне пояса), затем, когда позиция отработана, переходить к «гун-бу» (взведенный лук) и т.д.
- Отработка ударов. Удары ног (с выпрямленной ногой, круговая подсечка, боковой мах, удар пяткой и т.д.), рук (тыльной частью кулака, рубящий удар, прямой удар ладонью и т.д.), составляют основу системы кунг-фу. Технику исполнения ударов, во избежание травм, следует практиковать в конце тренировки, когда мышцы разогреты.
Помните, основные движения системы кун-фу продиктованы поведением животного мира: тигра, журавля, богомола, змеи и т.д. Во время занятий мысленно ассоциируйте себя со зверем, насекомым или пресмыкающимся (зависит от ситуации) и тренировки будут проходить более интересно и продуктивно.
Чем отличается кунг-фу от карате?
Для непосвященных кунг-фу и каратэ могут показаться совершенно одинаковыми. Оба являются азиатскими боевыми искусствами, и оба они довольно популярны в кино. Тем не менее, существует множество различий, которые отличают их друг от друга:
Источник
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
- фильмы/ видео/рецензии (427)
- интересное (290)
- мысли по поводу и без (279)
- литература (257)
- поиск себя (236)
- Цитаты (185)
- музыка/группы/исполнители/альбомы/рецензии (179)
- фото (172)
- арты и художники (132)
- Мифология (131)
- Япония (118)
- Германия (68)
- собственное (66)
- сумасшествие (58)
- Тайны и Версии (56)
- Беларусь(история\ремесла\традиции\праздники) (50)
- кельты (46)
- притчи (44)
- тесты (40)
- карась авторучки (38)
- Китай (33)
- цветы (33)
- Боевые искусства\оружие\доспехи (28)
- Великие женщины (24)
- Великие мужчины (23)
- экология апокалипсиса (21)
- Женские Культы (16)
- Дети Луны (15)
- кладбищенские истории (8)
- death note (5)
- «Цветущая Вишня» (2)
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Кунг-фу и его подражательные стили
Суббота, 04 Февраля 2012 г. 20:48 + в цитатник
Кунг-фу или гун-фу ( кит. упр. 功夫 , пиньинь: gōngfu) — это китайский термин, в современном значении использующийся за пределами Китая для обозначения китайского боевого искусства и является его синонимом. В самом Китае термин означает навык, компетенцию, мастерство отточенное годами в любом роде занятий (ремёсла, искусства, спорт и т.д). Боевые искусства обозначались в китайских текстах как «у-и» и изредка как «у-шу». Оригинальным термином «китайское боевое искусство» является 中國武術 zhōngguó wǔshù.
Этимология
В дословном переводе с китайского языка, «кунг» («гун», «гонг») (功) дает смысл «сила», «власть», а также «достижения» и «результаты» деятельности, работы, «фу» (夫) дает значение человек. Иероглифы объединяются для описания любого приобретённого мастерства, достижений, полученных в процессе упорной работы за длительный промежуток времени, в том числе и в искусстве владения своим телом, разумом и энергией с целью получения превосходства в рукопашном бою.
Считается, что термин «кунг-фу» не применялся в Китае в смысле «китайское боевое искусство» до XX века, в этом значении термин не встречается в древних текстах. В современном значении термин впервые начал применяться на западе, после того, как о нем сообщил французский иезуитский миссионер Жан Жозеф Мари Амио, в XVIII веке. Термин редко использовался вплоть до конца 1960-х, когда приобрел всемирную известность и популярность благодаря Гонконгским фильмам, с участием Брюса Ли, а позднее телесериалу Кунг-фу. В настоящее время термин широко применяется в смысле «китайское боевое искусство» в Китае и мире, являясь символом достижений китайской нации в области боевых искусств.
История
Считается, что основателем кунг-фу как боевого искусства является индийский монах Бодхидхарма, известный в Китае как Дамо. Согласно легенде, он был принцем из Южной Индии, но отказался от королевского титула и наследства, избрав для себя простую жизнь буддийского монаха. Он много путешествовал по Индии, проповедуя и распространяя учение буддизма. В те времена индийские монахи часто путешествовали в Китай, распространяя буддийское учение.
В 520 году н. э. Бодхидхарма покинул Индию и отправился в Китай. Там он обосновался в монастыре Шаолинь. Местные монахи показались ему физически слабыми и неспособными выдерживать аскетическую жизнь буддистов. Тогда он предложил монахам комплекс физических упражнений, чтобы укрепить здоровье и выносливость монахов. Упражнения оказались очень эффективными и монахи стали регулярно проделывать их, доводя свои умения до совершенства. Постепенно, на основе этих физических упражнений, была разработана система самообороны.
«Настоящее кунг-фу — это не просто боевое искусство. » (Вон Кью-Кит).
Внутренние стили
Внутренние стили кунг-фу представляют категорию китайских боевых искусств, которые опираются на концепцию Ци в качестве своей основы. Включают такие направления как Тайцзицюань, Багуачжан, Синъицюань, Люхэбафа, Илицюань, и некоторые другие. Практика цигун (или нэйгун) является неотъемлемым компонентом изучения внутренних стилей. Ци считается источником силы, а цигун используется в качестве теоретической базы и практической методики изучения внутренних стилей кунг-фу.
ПОДРАЖАТЕЛЬНЫЕ ВИДЫ КУНГФУ
Atemschule im Kung-Fu
Подражание «образу и форме» есть во многих техниках и тактиках стилей вушу-кунгфу и не только, в других видах науки боя воинов мира тоже.
Так действительно звериные стили и очень развиты: в вьетнамских БИ (вьеткуа или вьетводао или вовинам). Но, также, и, в бирманских БИ. И в Индийских БИ. И в индонезийских стилях Пенчак и Силат. А также в стилях традиционных БИ Таиланда (муай-тай-боран, и пахают).
И даже в японских БИ (будзюцу), в том числе и в окинавских БИ (окинава-тэ): в школах и направлениях: томари – тэ, наха – тэ, сюри – тэ, сёриндзи-рю, кэмпо, кэмпо-каратэ, каратэ, а также и, в современных японских школах (стилях) традиционного каратэ, их всего — 4 –е – в названиях и ката, и их техниках, также сохранились звериные стили): Сшётокан, Сито-рю, Годзю-рю, Вадо-рю. И в том же числе корейские БИ.
Подражание (импринтинг) прочно входя в подсознание занимающегося, могло изменять кинематику его движений, а на последующих этапах — и манеру мышления. Поэтому человек не столько подражал природе, сколько обнаруживал в ее обитателях самого себя, предполагая в чужом движении безграничность собственных возможностей.
Моё личное мнение, в тон прояснения к сказанному, относительно движений в неких подражательных стилях какого-то вида рукопашного боя, совсем в другом. Дело не в неких животных, или стилях от них происходящих. Сколько в том, что типично для биомеханики движений человека, в частности – используемых для каких-то повседневных нужд, и использование этих же движений для самозащиты. А вот дальше для запоминания личного и передачи тем, кто окружает как последователи, нужно было обозначить каким-то вербально активирующим образом (имаго), архетипом (психотипы).
Давая названия элементам (способам, приёмам) – по наиболее яркому образу, из окружающей действительности жизни, этого мира, в частности названия животных и зверей и птиц, пресмыкающихся и рыб и обитателей глубин и насекомых, можно дойти и до названий элементарных частиц и пылинок и стихий (погодных условий). Вот так и для того и появились якобы тотем-звери, и от них уже — звериные стили, как интегрированная манера ведения схватки.
Отсюда и использование этих архео-психотипов для самосовершенствования, как образ-имя упражнения и манеры (стиля действий), в подражании исполнении, развитии способностей своего стиля движений, в частности бойцовских, игрою лицедейства спектакль разыгрывая роль животного, см. русские сказки. Сюда же относятся звериные союзы воинов, объединения под одним тотемным знаком зверя или птицы покровителя – что известно в истории разных народов Земли, от Евразии, до обоих Америк, Африки и Австралии.
На что опираются стили подражания зверям китайского вушу-кунгфу и других частей мира?
Это следование требованию повторения не только внешней формы, например, переваливающейся походки медведя или забавных ужимок обезьяны, но и внутреннего состояния.
В китайской традиции это объяснялось, как сочетание «формы и бесформенного», соответствовавших внешнему и внутреннему в человеке. Для этого бойцы ушу имитировали даже дыхание животного, уподобляя ток энергии Ци в своем теле ее циркуляции в теле животного.
В начале 2-го века н.э. трактат «Хуайнань-цзы» описал упражнения «карабкающийся медведь», «вытянувшаяся в полете птица», «моющаяся дикая утка», «скачущая обезьяна», «смотрящая сова», «оглядывающийся тигр», объединенные названием «игра 6 животных» (люцинси).
Несколько позже знаменитый врачеватель, даос Хуа То (141—208) создал комплекс «Игра 5 животных» (уцинси), на основе движений зверей и птиц: медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы (журавль), утверждая, что это «может излечить каждого».
Однако все эти упражнения, скорее системы психофизической саморегуляции, а не искусство боя. Но они и заложили принципы основных видов сянсинцюань.
В традиции китайской философии, к примеру, нет различий между понятиями «тождество» и «подобие». За основу взято суть подобия, т.е. человеку не обязательно было полностью походить на животное которому подражают. Достаточно было имитировать характерные признаки, например, издать крик орла, сформировать особую позицию ладони — «лапу тигра», прыгнуть, как обезьяна. В этом случае, человек обретал нужное количество признаков объекта подражания.
Мастера суньбинцюань («Кулак полководца Суньцзы») учили, что необходимо иметь «драконью поясницу, орлиный глаз, змеиные ноги, а в передвижениях походить на ласточку».
В шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий считался прием «яростный тигр вырывает сердце» — резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх.
В стиле мицзунцюань («стиль тайного следования») есть движения, образ которых связан с мифическим Фениксом — «Феникс взлетает с красной горы» — одновременный удар коленом и кулаком, «Красный Феникс расправляет крылья» — одновременные блок одной рукой и удар другой.
Такой подход давал возможность имитировать даже несколько животных сразу, не добиваясь полного сходства внешне с ними.
Во время выполнения таких движений следует представлять образ данного животного. Характерно, что большинство стилей сянсинцюань рекомендовалось изучать в «подходящем месте».
Так, «стиль Змей» (достаточно спорный, как существовавший, в семье видов и традиций и направлений и стилей вушу-кунгфу, для некоторых исследователей, на что они и указывают – как тот же Березнюк. С., во всяком случае, насколько известно им, вроде не сохранился по их мнению, живущих в шорах шаблонов, хотя это не важно, можно что угодно применять и как угодно выкаблучиваться по русской пословице – «хоть горшком назови, но в печь не ставь», или «назвался груздем – полезай в кузов», — Что касается неких фекалий традиционностей, тут стоит избегать, как некоторые, превращаться в лавочника-лоточника-барохольщика – из лавки барахла вторсырья истлевших древностей.
Так вот, «стиль Змей», имитирует движения змеи — в высокой траве или скалистом ущелье. А, «стиль Журавля» — на берегу озера.
Весь этот декор из обстановки и движений был призван навеять прежде всего внутренний образ, уже не зависящий от внешней формы, а потому и называемый «бесформенным».
Истинный мастер сянсинцюань не зависел от обстановки, ему не надо было досконально воспроизводить имитировать животного, так как его образ вошел уже в плоть и кровь.
Этому соответствует сентенция основополагающего даосского трактата «Дао дэ цзин»: «Великий образ не имеет формы», поэтому мастер воплощал собой некий Великий образ, независимо от того, какой конкретно стиль животного он практиковал.
Это было похоже на некую драгоценную жемчужину, скрывающуюся в сердцевине бойца ушу.
Один из речитативов кунгфу говорит: «Форма и бесформенное сочетают в себе абсолютно ложное и доподлинно истинное. Внутри формы таится игла, а в ее сердцевине — учение о сокровенном».
Каждое направление включало несколько стилей группы сянсинцюань.
Как проходило овладение этим? Оно подразделяется на 3-и этапа.
На 1-м этапе нужно имитировать внешний облик подражаемого объекта, что называлось «овладеть формой» (сянсин).
В «стиле Обезьяны», например, не изучая никаких боевых движений, учатся срывать персик как обезьяна, подражать мартышке, дрожащей от холода, прыгающей от радости.
В стиле «Когтей Орла» (инь-чжао) боец бил крыльями как птица, падал на песок, будто орел атакующий добычу.
В «стиле Змеи» (шэцюань – уже написал что спорно был ли он и есть ли традиционно на самом деле), тренируя гибкое тело бойца, учитель советовал ученику «оборачиваться вокруг камня».
Затем 2-й этап обучения, прямо противоположный по характеру 1-му. Суть «отойти от формы» (лисин).
В китайской эстетике есть выражение: «Отходя от формы достигаем схожести». Отход от формы как от некоего канона, есть закономерный процесс творчества.
Но прежде чем отойти от него, надо обрести эту форму, то есть в полной мере освоить базовые упражнения. В противном случае школа подменялась выдумками занимающегося, питающего иллюзию, что он якобы практикует кунгфу.
Китайские мастера учили «не отходя от формы, оторваться от нее». Это утверждение парадоксально на первый взгляд постигается лишь в процессе тренировки. Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы.
Один из известных мастеров «стиля обезьяны» (хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил, много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».
На 1-ом и 2-м этапах боец лишь учился отождествлять себя с каким-либо внешним объектом. Однако на этой фазе сянсин-цюань оставался только танцем, точно копировавшим повадки представителей животного мира, что для боевого искусства недостаточно.
Нужно еще овладеть сочетанием методов кулачного боя и принципов имитации животных. Это знаменовало собой переход к 3-му этапу сянсин-цюань, называемому «утверждение в мысли», что означало понимание бойцом того, что перед ним — не просто имитационный танец, но многогранное и эффективное искусство боя. Во многих стилях «образа и формы» считалось, что если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием ушу, то следует пожертвовать формой ради сохранения прикладного содержания.
Основой для такой работы является изучение комплексов — тао. Такие комплексы в виде ритуальных танцев существовали еще в III в., однако лишь с XIV—XV вв. они стали базой для передачи как технического арсенала кунгфу, так и духовной традиции.
Всякое таоло (таолу – кит., ката – яп., пумсе – корейск., куен – вьетнамск.) требовало строго определенного внутреннего состояния, отвечающего характеру движений. Особенно важно это при выполнении тао стилей синсинцюань, не случайно даже названия движений стремились навеять ученику внутренний образ: «свирепый тигр пожирает добычу», «черный дракон выходит из воды» и т.д.
Итак подражательные – звериные стили, это целый ряд стилей ушу, объединенных общим названием сянсинцюань — «стили образа и формы» или «стили имитации формы».
Они основаны на подражании движениям и повадкам животных.
В сянсинцюань состояние естественности, спонтанной раскрепощенности (цзыжань) достигается за счет полной самоидентификации с избранным объектом, причем не только внешней, но что самое главное, внутренней.
Человек, овладевая «формой и образом» тигра, змеи, дракона, достигал естественной раскрепощенности и природной мощи животного в своем «первозданном состоянии».
Имитация движений животных известна в Китае давно. В ранних тотемных танцах предки китайцев имитировали манеру боя животного.
Например, в первых веках нашей эры при императорском дворе устраивались танцы обезьяны и журавля.
В начале 2-го века н.э. трактат «Хуайнань-цзы» описал упражнения «карабкающийся медведь», «вытянувшаяся в полете птица», «моющаяся дикая утка», «скачущая обезьяна», «смотрящая сова», «оглядывающийся тигр», объединенные названием «игра шести животных» (люцинси).
Несколько позже знаменитый врачеватель, даос Хуа То (141—208), создал комплекс «Игра 5 животных» (уцинси), на основе движений медведя, тигра, оленя, обезьяны и птицы, утверждая, что это «может излечить каждого».
Однако все эти упражнения относились скорее к системам психофизической регуляции и не представляли боевого искусства в полном смысле этого слова. Но именно они заложили основные принципы стилей сянсинцюань.
На чем же основываются стили имитации животных? Уподобление животным требует повторения не только их внешней формы, например, переваливающейся походки медведя или забавных ужимок обезьяны, но и внутреннего состояния.
В китайской традиции это объяснялось как сочетание «формы и бесформенного», соответствовавших внешнему и внутреннему в человеке. Для этого бойцы ушу имитировали даже дыхание животного, уподобляя ток энергии ци в своем теле ее циркуляции в теле животного.
Подражание животным, прочно входя в сознание занимающегося ушу, могло изменять кинематику его движений, а на последующих этапах — и манеру мышления.
Поэтому человек не столько подражал природе, сколько обнаруживал в ее обитателях самого себя, предполагая в чужом движении безграничность собственных возможностей.
В традиционной китайской философии не было различий между понятиями «тождество» и «подобие». За основу бралось именно подобие, т.е. человеку не обязательно было полностью походить на подражаемое животное.
Достаточно было симитировать несколько характерных признаков, например, издать крик орла, сформировать особую позицию ладони — «лапу тигра», прыгнуть, как обезьяна. В этом случае считалось, что человек набрал определенное количество признаков требуемого объекта.
Такой чисто китайский подход давал возможность имитировать даже несколько животных сразу, не добиваясь полного внешнего сходства с ними.
Например, мастера стиля суньбинцюань («Кулак полководца Суньцзы») учили, что необходимо иметь «драконью поясницу, орлиный глаз, змеиные ноги, а в передвижениях походить на ласточку».
Подражание «образу и форме» можно встретить в сотнях стилей ушу.
Например, в стиле шаолиньцюань одним из самых мощных технических действий считался прием «яростный тигр вырывает сердце» — резкий прыжок вперед и удар «лапой тигра» снизу вверх.
В стиле мицзунцюань («стиль тайного следования») есть много движений, название которых связаны с мифической птицей
Феникс — «Феникс взлетает с красной горы» — одновременный удар коленом и кулаком, «Красный Феникс расправляет крылья» — одновременные блок одной рукой и удар другой.
Во время выполнения таких движений следует представлять образ данного животного. Характерно, что большинство стилей сянсинцюань рекомендовалось изучать в «подходящем месте». Так, «стиль Змей» — в высокой траве или скалистом ущелье, «стиль Журавля» — на берегу озера.
Весь этот декор из обстановки и движений был призван навеять прежде всего внутренний образ, уже не зависящий от внешней формы, а потому и называемый «бесформенным».
Истинный мастер сянсинцюань не зависел от обстановки, ему не надо было досконально воспроизводить характерные движения животного, так как его образ вошел уже в плоть и кровь. Этому соответствует сентенция основополагающего даосского трактата «Дао дэ цзин»: «Великий образ не имеет формы», поэтому учитель ушу воплощал собой некий Великий образ, независимо от того, какой конкретно стиль животного он практиковал.
Это было похоже на некую драгоценную жемчужину, скрывающуюся в сердцевине бойца ушу.
Один из речитативов ушу говорит об этом так: «Форма и бесформенное сочетают в себе абсолютно ложное и доподлинно истинное. Внутри формы таится игла, а в ее сердцевине — учение о сокровенном».
Каждое направление ушу включало несколько стилей группы сянсинцюань. Как же проходило обучение этим стилям? Оно подразделялось на три основных этапа.
На первом этапе учителя советовали ученику имитировать лишь внешний облик подражаемого объекта, что называлось «овладеть формой» (сянсин).
В «стиле Обезьяны», например, ученик, не изучая никаких боевых движений, учился срывать персик как обезьяна, подражать мартышке, дрожащей от холода, прыгающей от радости.
В стиле «Когтей Орла» (инь-чжао) боец бил крыльями как птица, падал на песок, будто орел, атакующий добычу. В «стиле Змеи» (шэцюань), тренируя гибкое тело бойца, учитель советовал ученику «оборачиваться вокруг камня».
Затем начинался второй этап обучения, на первый взгляд, прямо противоположный по своему характеру первому. Он носил название «отойти от формы» (лисин).
В китайской эстетике есть выражение: «Отходя от формы, достигаем схожести».
Отход от формы как от некоего канона есть закономерный процесс творчества. Но прежде чем отойти от него, надо обрести эту форму, то есть в полной мере освоить базовые упражнения. В противном случае школа подменялась выдумками занимающегося, питающего иллюзию, что он якобы практикует ушу.
Китайские мастера учили «не отходя от формы, оторваться от нее».
Это парадоксальное на первый взгляд, утверждение постигается лишь в процессе тренировки. Боец не должен «переигрывать», увлекаясь чисто внешней имитацией формы.
Один из известных мастеров «стиля обезьяны» (хоуцюань) Ся Инпэй вспоминал, как он сначала подражал лишь повадкам и ужимкам обезьяны, затем стал замечать, что и его дух стал подобен внутреннему состоянию играющей и сражающейся обезьяны. Затем он потратил много времени на совмещение внешней формы и внутреннего образа, а потом «забыл о том и о другом».
На первом и втором этапах боец лишь учился отождествлять себя с каким-либо внешним объектом.
Однако на этой фазе сянсин-цюань оставался только танцем, точно копировавшим повадки представителей животного мира, что для боевого искусства недостаточно. Необходимо было еще овладеть сочетанием методов кулачного боя и принципов имитации животных.
Это знаменовало собой переход к третьему этапу изучения сянсинцюань, называемому «утверждение в мысли», что означало понимание бойцом ушу того, что перед ним — не просто имитационный танец, но многогранное и эффективное боевое искусство.
Во многих стилях «образа и формы» считалось, что если имитируемая форма не согласуется с боевым содержанием ушу, то следует пожертвовать формой ради сохранения прикладного содержания.
Основой для такой работы является изучение комплексов — тао. Такие комплексы в виде ритуальных танцев существовали еще в III в., однако лишь с XIV—XV вв. они стали базой для передачи как технического арсенала ушу, так и духовной традиции.
Всякое тао требовало строго определенного внутреннего состояния, отвечающего характеру движений.
Особенно важно это при выполнении тао стилей сянсинцюань, не случайно даже названия движений стремились навеять ученику внутренний образ: «свирепый тигр пожирает добычу», «черный дракон выходит из воды» и т.д.
Источник