Техника рисования японского стиля

Суми-э: все, что вам нужно знать о японской живописи тушью

Чтобы в полной мере понять и оценить Суми-э, надо немножко познакомиться с этим необычным для нас восточным искусством.
Суми-э это вдохновение и индивидуальность мастера. Это чувствительная рисовая бумага, на которой раскованным танцем нежная кисть, вобравшая в себя чернила, оставляет настроение художника и частичку его самого.

Здесь недопустима никакая медлительность. Картина пишется без эскизов, набросков и исправлений – одним порывом души. Кисть держится очень нежно, что позволяет ей легко скользить по бумаге.

Даже монохромные работы в стиле суми-э вызывают ощущение присутствия полной палитры красок.
Такая отзывчивость и согласованность кисти, чернил и бумаги неизвестна в западном искусстве. Западные техники кажутся вялыми и инертными по сравнению с волшебством японской живописи суми-э.

Немного истории

Свои корни суми-э берет в Китае, там оно зародилось и благодаря миссионерству буддийских монахов.

Изначально Суми-э, как и стиль китайской живописи Се-и была монохромной и писалась лишь при помощи туши, но со временем японские мастера начали использовать цветные минеральные краски.

Живопись суми-э сегодня

Живопись Суми-э давно уже перешагнула границы Японии и разбросала зернышки по всему миру, ростки которых не замедлили взойти и превратиться в крепкие деревца, в частности России. В Москве сегодня существуют школы живописи Суми-э, одна из них находится в клубе «Две империи», собственно, на страницах сайта, которого вы сейчас и находитесь.

Читайте также:  Проекты современных одноэтажных домов с панорамным остеклением до 200 кв м

Что вам нужно, чтобы начать?

Ученик суми-э должен распознавать различные типы кистей и знать то, как они устроены. Если вы приобретете недорогие кисти ширпотреба, в ближайшем магазине канцтоваров, вас ждет большое разочарование, потому что кисть будет вести себя не так, как ожидалось. А разочарованный человек со временем отказывается от учебы. По этой причине даже новичок должен начать свое знакомство с удивительным миром суми-э используя качественную, пускай и дорогую кисть. Такие инвестиции в дальнейшем себя оправдают. Тем более, что хорошая, профессиональная кисть прослужит вам верой и правдой долгие полные вдохновения творческие годы.

Настоящие профессиональные кисти для японской живописи изготавливаются из натурального ворса: зайца, колонка, медведя, барсука, козла и так далее. Натуральные кисти хорошо впитывают и удерживают тушь.

Для каждого стиля живописи и каллиграфии подходят определенные кисти, их насчитывается более двухсот; часто они маркируются, чтобы было понятно, для чего именно предназначена та или иная кисть.

Также кисти различаются также по размеру, жесткости и длине ворса. Для каждого вида работ можно использовать свои кисти, например, для изображения цветов, животных и листьев используют мягкие кисти, изготовленные из шерсти козы или овцы, а иногда из меха кролика. А вот для прорисовки мелких деталей в стиле гунби, лучше купить кисти пожестче — из волос лошадей, медведей и барсуков.
В своем арсенале художник должен иметь разные кисти.

Как ухаживать за вашей кисточкой

Ну вот, наконец-то потратив кучу времени выбирая кисть, вы не пожадничали и купили-таки дорогущий инструмент. И тут перед вами встает законный вопрос, а как же сделать так чтобы кисть прослужила нам долгие годы.

Так вот запомните простые правила. Каждый раз, после того как вы написали свой очередной шедевр, тщательно промойте свою кисть от чернил. Никогда не используйте горячую воду. Щетинки кистей обычно склеены клеем животного происхождения, в котором есть желатин, который в свою очередь, не сразу, конечно, но постепенно может растворяться в воде. Если кисть для суми-э оставить в воде на некоторое время, то щетинки могут выпадать.

Особое внимание необходимо уделить мытью основания щетинок, иначе тушь высохнет вокруг волосков и ворсинки будут растопыриваться, кисть не будет образовывать острый кончик.

При сушке кисти необходимо держать в подвешенном состоянии до полного высыхания, и только затем при необходимости надевать колпачок для транспортировки во избежание деформации пучка.

Какую использовать бумагу для японской живописи

Традиционная бумага для японской живописи Васи (和紙,hé zhǐ) — производится из волокон коры кодзо, мицумата и гампи. Процесс производства длительный и сложный, но и бумага получается прочной, долговечной и красивой. Для нее характерна неровная структура и белый цвет. Такая бумага считается лучшей для каллиграфии и живописи.

Как выбрать чернила для суми-э

По консистенции тушь бывает жидкой (готовый раствор во флаконе) и сухой (в брикетах). Многие художники используют готовую жидкую тушь, так проще, но при выполнении рисунка сухой тушью легче получить желаемый оттенок.
Да и есть в этом определенное таинство, когда растираешь сухую тушь в тушечнице и вдыхаешь тончайший аромат свежей туши.

Более подробно про тушь можно почитать в статье «Тушь, секреты и полезные мелочи».

С чего начать

Чтобы научиться наносить характерные мазки для японской живописи, надо научиться правильно держать кисть.

Учимся держать кисть вертикально, перпендикулярно бумаге. Для этого надо взять кисть за ручку по середине, большим пальцем с одной стороны и указательным и средним пальцами с другой, поддерживая безымянным пальцем, слегка нажимая на него мизинцем.
В процессе рисования, чтобы регулировать ширину штриха, кисть можно наклонять под разными углами вплоть до того момента, когда кисть становить почти параллельно бумаге.

Что дальше

Ну вот, вы научились держать кисть, наносить на бумагу разные штрихи. Пришла пора испытать себя в деле.

Относительно легкий предмет для начинающих изучать суми-э это стебли и листья бамбука. Сложность заключается в том, что большинство из нас никогда не видели растение бамбук в природе, а тем более растущего в роще.

Но надо помнить, что ваше творение в данном стиле не предназначено для детального изучения бамбука. Суми-э это прежде всего живопись идеи.

Если вас заинтересовала такая загадочная японская живопись суми-э, если вы тонко чувствуете мир и хотите создавать картины — мы приглашаем на занятия в наш клуб Две империи.
У нас вы найдете замечательных учителей, которые поделятся своим опытом и подскажут какие моменты вашего творчества необходимо совершенствовать, ценить и развивать.
Все очень просто, доступно и увлекательно!

Источник

Японская живопись Суми-э для каждого

Суми-э — древняя японская техника рисования тушью и минеральными красками на рисовой бумаге. Это живопись, самовыражение и философия одновременно, а значит прекрасно подходит для тех людей, которые интересуются не только и не столько рисованием, сколько саморазвитием и арт-терапией.

Исторически суми-э зародилось в Китае, и только в XIV веке было принесено в Японию буддийскими монахами. Название «суми-э» создано из сочетания двух японских слов: «суми» (тушь) и «э» (живопись). Это древнее традиционное искусство близко к современной акварельной живописи. Отличие суми-э в том, что для рисования художники, как правило, используют только черный цвет, создавая широкую гамму серых оттенков туши, растворяя её в воде в разных пропорциях. Так было принято изначально, однако, со временем японские художники стали писать цветными минеральными красками, которые, проникая в рисовую бумагу, закрепляются на ней подобно туши.

Для рисования необходимы чёрная тушь и кисти для каллиграфии, рисовая бумага и немного воды. В суми-э не делают карандашных набросков, рисунок рождается спонтанно, когда рукой мастера руководят его чувства, ощущения и дух. Композиция и фигуры складываются из отдельных мазков. В задачу художника не входит фотографически точное воспроизведение действительности. В отличие от Западной манеры живописи для суми-э более важны техника рисования мазков и умение создать гармоничную композицию, отбросив все второстепенное и представив только суть вещей. Говорят, что в традиционных японских школах суми-э учащиеся первый год рисуют только отдельные мазки, и лишь после этого их допускают к созданию рисунков.

Прекрасные и изящные рисунки кажутся лишь делом техники, однако при их создании гораздо более важен философский смысл или так называемый «дух суми-э». В буддизме изобразительное искусство использовалось в качестве духовной практики. Не только процесс рисования, но и картины в технике суми-э подходят для медитации. Нанесенные на белую бумагу простые черные линии отвечают духу дзен, когда несколько произнесенных слов могут быть результатом многих лет душевных поисков.

Художник не стремится заполнить весь лист бумаги. Само изображение отличается лёгкостью и изяществом. Рисунок будто дышит и живёт своей жизнью. Мастер суми-э нарочно не прорисовывает картину полностью, оставляя кое-что за кадром. Это подарок зрителю, воображение которого откликается на лёгкие штрихи и начинает самостоятельно «дорисовывать» картину. В Японии говорят, что уметь рисовать — это искусство, но не меньшее искусство — уметь любоваться готовым рисунком.

Я сама более двух лет обучалась суми-э и готова подтвердить ценность этого вида искусства для психологической работы. Вот лишь немногое из того, что я подметила:

  • Поначалу участники группы стремятся использовать исключительно чёрную тушь, но со временем арт-терапия способствует тому, что монохромных изображений почти не остаётся. Уже к концу второго года обучения все рисунки участников, как на подбор, были цветные. Новоявленные художники жаждали выразить себя с помощью ярких красок. Творчество сняло депрессивное настроение и дало дорогу разноцветным чувствам, ощущениям, проявлениям.
  • Занятия японской живописью прекрасно прорабатывается страх совершить ошибку. Работая в стиле суми-э, приходится забыть о предварительных набросках. Если тушь ляжет на лист не так, как вам хотелось бы, то ничего уже изменить не получится, пигмент мгновенно проникает в бумагу и закрепляется намертво. Зато после нескольких месяцев тренировок, страх совершить ошибку отступает, как и стремление всё контролировать. Конечно, такие изменения касаются не того, как человек рисует, но и как ведёт себя изо дня в день. Появляется новое отношение к жизни, большая лёгкость и смелость в проявлениях. Так что рекомендую суми-э тем, кто работает с проблемой внутреннего сверх-контроля.
  • Рисование помогает заметить, что каждый художник имеет свой стиль, свою манеру рисования, у каждого появляются излюбленные образы, композиции и материалы. Работу одного мастера никогда не спутаешь с работой другого. На бумаге со всей ясностью проступает индивидуальность человека, тот неуловимый аромат души, который так тяжело описать словами. Занятия суми-э способствуют осознанию и принятию различий между людьми, а также ощущение нашего внутреннего сходства. Это чрезвычайно важный опыт в процессе самопознания и саморазвития.
  • Творчество самоценно. К этой мысли приходишь, когда после двух часов рисования, поднимаешься из-за стола, ощущая внутреннее спокойствие и гармонию. В этом проявляется целительное влияние медитации и творчества на человеческую душу.
  • Просыпается наблюдательность и ощущение соединенности внутреннего и внешнего миров. Если вы решили рисовать, то в поисках вдохновения, начнёте обращать внимание на всё, что окружает вас, на сезонную смену природы, малейшие проявления красоты там, где раньше вы бы прошли мимо, ничего не заметив.
  • Развивается спонтанность. Тушь растекается так, что никогда не знаешь, что получится в итоге. Особенно это характерно для новичков. Однако со временем начинаешь привыкать, что изначальная задумка в реальности воплощается иначе, и при этом не факт, что хуже. Возможно даже лучше, чем предполагалось. Весьма ценная мысль для жизни, не так ли?

В заключении хочу отметить, что в настоящее время суми-э становится всё более популярным видом искусства в России. В мегаполисах вы без труда сможете найти одну или даже несколько студий, занимающихся этим прекрасным видом творчества, а материалы для рисования можно заказывать в интернет-магазинах.

Источник

Техника рисования японского стиля

Суми-э или японская живопись тушью — это медитативная техника рисования, которая дарит мудрость и раскрывает нашу индивидуальность. Сюжеты тут полны смысла, цвета тщательно подобраны, а каждый взмах кистью имеет значение. Выбрали несколько важных фактов, которые нужно знать о суми-э.

Белое пространство

Белое пространство — составной элемент живописи тушью. Это не «излишек бумаги», остающийся, когда тема исчерпана, а важная часть картины. Белые плоскости живут своей жизнью и имеют глубину.

Представим, что полевой цветок тронул ваше сердце своей жизненной силой и вы наносите тушью сияющие мазки, напитанные вашей энергией. Тогда этот полевой цветок на вашей картине начинает дышать. А белое пространство наполняется его дыханием — как и в природе.

Птицы и цветы

В японской живописи тушью выделяют два жанра: «горы и воды» и «птицы и цветы».

Во второй группе тоже есть три главные темы: цветы, деревья и животные с птицами.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Живопись всего этого направления основана на контрасте противоположностей: покой и движение, мягкость и жесткость. «Тишину» представляют цветы и деревья, «движение» — птицы и животные. Контраст между ними делает изображение живым.

Расплывшаяся тушь

Если на Западе расплывы туши как нечто неприятное, то в Японии же, напротив, видят в этом красоту. Это связано с влажным климатом в регионе — в тумане творения природы приобретают нежные, не слишком четкие очертания. Потому в Японии особенно любят изображать туманные ландшафты.

А ещё расплывы туши на бумаге у людей, живущих в Японии, вызывают ассоциацию с общим взглядом на жизнь: все преходяще, все течет и меняется.

Натюрморты

Слову «натюрморт» в Японии соответствуют два китайских иероглифа «тишина» и «предмет», и воспринимается это название как «композиция из предметов, которые лежат в тишине». Предметы на натюрмортах в живописи тушью должны выглядеть объемными, но при этом художник обходится без света и тени, которые мимолетны, изменчивы и преходящи. В натюрморте должны быть показаны предметы — без линии горизонта, без обозначенной поверхности стола и, главное, без выписанного заднего плана.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Пространство натюрморта — космос, но художник не покоряет его, создавая пространство картины, скажем поверхность стола. Автор сам погружается в космос, проникая в плоскость картины. В мировом пространстве сливаются вечность и повседневность. Космос самодостаточен, самостоятелен, но не закрыт: он вокруг нас — в любом творении природы.

Пейзаж

В живописи тушью классический пейзаж занимает особое место. На японском языке пейзажи называются «сансуй-га» (что означает «картины гор и вод»). Они воплощали определенные идеи и служили примером почитания природы.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Картина в стиле сансуй не просто изображает какие-то явления природы или передает личные впечатления автора — она реконструирует Вселенную через образы гор и вод.

Фудзи

Мотив Фудзи настолько популярен, что вновь и вновь повторяется в схожих формах. Сейчас он стал одним из символов Японии. Высота горы — 3776 метров, она самая высокая в стране. У нее неповторимо прекрасная правильная конусообразная форма с широким основанием. Из-за большой высоты вид Фудзи постоянно меняется — в зависимости от погоды, освещения и сезона.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

В современной японской эстетике Фудзи — символ прекрасного. А вместе с сосной, которая символизирует долгую жизнь, гора Фудзи считается и символом счастья.

Точки и пятнышки

Заметили, что в японской живописи часто на картинах присутствуют точки и пятнышки? Так вот они по-немецки называются «рисовые зернышки» или «моховые пятнышки».

Подобно линиям и плоскостям, это важный составной элемент живописи тушью.

  • Если такие пятнышки сделаны влажной кистью на изображении камня, на скалах или на стволе дерева, они образуют темные влажные поверхности — как будто мох покрывает большие участки объекта.
  • Если они разбросаны по одному — на скале или на стволе дерева, поверхность выглядит грубой и шероховатой.
  • Плотно поставленные «моховые пятнышки» на переднем плане картины обычно изображают мох, на заднем плане, вдали, они могут смотреться как кусты или даже деревья.

Капельки туши позволяют изобразить древесную крону. Иногда эти точки и пятнышки позволяют создать акцент в пейзаже или украсить его. Они придают изображению живость, звучание и ритм. Иногда в них можно подмешать и цвет, например когда надо нарисовать кусты.

Начинающие художники часто ставят их не задумываясь, с полным безразличием. Но в один прекрасный момент они начинают прозревать и постигают смысл этих капелек. Ведь если каждая точка стоит в нужном месте и если их сделать ровно столько, сколько необходимо, выстроить в верном ритме и наполнить жизнью и энергией, то эффект будет потрясающий!

В живописи тушью, на которую сильное влияние оказал дзен-буддизм, вместо цвета выступают различия в тонах туши. Мирская «пестрота», с ее красочностью, игнорируется. Однако, хотя китайские ортодоксы и утверждают, что нюансов черной туши на белой бумаге достаточно, чтобы изобразить любой цвет, люди всегда использовали краски.


Иллюстрация из книги «Суми-э — японская живопись тушью»

Если уж работать с красками, то картина должна стать еще красивее, чем при использовании одной только туши. Это значит, что цвет и черная тушь должны друг друга усиливать. И если лепестки хризантемы вы пишете желтым, то эти желтые лепестки по контрасту с черным должны сиять еще ярче, выглядеть более ароматными и прекрасными.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями