Техника современной классической гитары
За последнее столетие гитара сильно эволюционировала. В XX веке, благодаря открытиям в области электроники и компьютерных технологий, появляются электрогитары, полуакустические и электроакустические гитары. Гитарная музыка звучит на сцене больших залов, где требуются системы усиления звука. Все вокруг дышит свежими идеями и всевозможными экспериментами: со звуком, формой, стилем.
Возникают новые музыкальные течения. Гитарное звучание проникает в десятки жанров современной музыки (джаз, фьюжн, рок, кантри, латиноамериканская музыка). Таким образом, в современном музыкальном мире гитара становится мультистилевым инструментом.
Также необходимо отметить что для многих музыкальных культур гитара является традиционным инструментом. Многие музыкальные жанры (такие как фламенко, латиноамериканская музыка, джаз, рок, фьюжн), зарождаясь и развиваясь, опирались на гитару. В каждом жанре гитара приобретает характерные особенности (форма инструмента, строй, особенности звукоизвлечения, посадка, постановка рук и т.д.).
На сегодняшний день существует огромное множество разновидностей гитар. В зависимости от стиля и манеры игры, музыкант выбирает для себя нужный инструмент.
XX век привнес всевозможные приспособления для акустической гитары, что позволило устранить малую объемность этого инструмента. Также, уникальность электроакустической гитары в том, что она не только соединяет в себе все положительные стороны классической гитары (дыхание дерева, тембральное богатство и теплоту звучания), но и позволяет усилить и обработать звук. Это дает исполнителю много возможностей. Струна приобретает чуткость к каждому прикосновению, позволяет продлить звук, придавая где нужно педальности, четкости и выразительности в приеме легато, становятся доступными многие приемы игры, как-то touchstyle (см. ниже) и др.
У электроакустической гитары есть свои особенности. Так, например, для интимного, лирического звучания требуется минимальное давление на струну. Необходимо точно рассчитывать атаку звукоизвлечения для варьирования экспрессии, так как тактильные ощущения при исполнении на электроакустической гитаре другие, нежели чем при игре на классической гитаре. Нужно следить, чтобы не было форсирования и детонации, когда громкость звука уже не зависит от давления на струну (вследствие конструктивных особенностей электроакустической гитары).
Очень часто современная гитара (равно как и электрогитара) имеет вырез в корпусе, что делает доступными дальние лады, как правило, их 22−24. Соответственно, это увеличивает диапазон и возможности инструмента.
Сейчас активно происходит взаимопроникновение и обогащение различных музыкальных направлений. Интеграция классической, современной, этнической и джазовой (в широком смысле) музыки. Как следствие, возникает новый гитарный репертуар, который подразумевает несколько иное мышление, наряду с традиционными, новые приемы игры.
К сожалению, на сегодняшний момент, в России нет полноценной школы по фингерстайлу, да и информация об этой технике весьма скудна. Основная ее часть на английском языке.
Этот стиль основывается на классической школе игры и одновременно подразумевает владение разными джазовыми стилями (свинг, босса нова, блюз, джаз-рок, страйт). Fingerstyle сочетает в себе приемы из различных школ: академической, джазовой, тэппинг, фламенко и пр. Благодаря этой технике гитара звучит, как мини-оркестр. Этот оркестр, как правило, состоит из соло-гитары, ритм-гитары, контрабаса и перкуссии.
В джазовой стилистике фингерстайла широко используется так называемый «шагающий бас». Использование «шагающего» баса и ритмических структур одновременно с мелодическими линиями дает постоянную пульсацию на протяжении всей композиции. Большой палец выполняет функцию контрабаса, остальные пальцы ведут мелодическую линию, в сочетании со всевозможными подголосками и аккордами, являющимися аккомпанементом. Этот стиль активно практикует российский гитарист, композитор и автор методики «Джаз на классической гитаре», Александр Виницкий.
Нельзя не отметить школу Мартина Тэйлора по джаз-фингерстайлу. Она является отличным пособием для желающих изучить эту технику игры, хотя рассчитана на подготовленных гитаристов, владеющих инструментом. Однако, и в ней содержится растолковывание некоторых аспектов гармонии, голосоведения, ритма, в силу джазовой специфики стиля.
Многие исполнители, играющие в стиле фингерстайл, например, известный талантливый гитарист Томми Эммануэль, используют большой палец левой руки для зажима басовых струн. Это дает ряд преимуществ, в частности становятся свободными остальные пальцы для проведения мелодии и других голосов. Также, используются удары по струнам и деке, в качестве перкуссионного элемента в игре.
Суть этого метода игры в следующем: гитарист извлекает звук ударами пальцев обеих рук по струнам между ладами на грифе, как на фортепиано. Линия баса, насыщенный аккомпанемент, виртуозная импровизация — все это исполняет один человек на гитаре.
Чаще всего для исполнения тэппингом используется электрифицированная гитара, поскольку игра на акустических инструментах приемом «тэппинг» была мало эффективна в следствии тихого звучания. Однако, такой способ игры, как это ни странно, не является новым. Еще в XIX веке этот прием эпизодически использовали не только фламенкисты и классические гитаристы, но и русские балалаечники. Сохранились нотные записи конца XIX века, где данный прием имел специальные обозначения. И многие поколения гитаристов боролись с конструктивным недостатком акустической гитары, стараясь заставить ее звучать громче, не потеряв при этом глубины звука. Пока на помощь гитаристам не пришло электричество. Электрифицированная гитара более чувствительна — небольшое прикосновение к струнам уже давало звук.
В начале 50-х годов в США Джимми Уэбстер из Англии начал широко использовать странный метод игры. Но подлинный переворот в данной технике был впереди, в 1983 году совершил его гитарист Стэнли Джордан. Это была новая форма исполнительского мастерства, которая вывела гитару на следующий уровень развития. У нас в стране активно используют данную технику игры такие известные исполнители, как Энвер Измайлов и Дмитрий Малолетов.
Сегодня наряду с пальцевым звукоизвлечением используется техника игры медиатором. Многие гитаристы, играющие как на электрогитарах, так и на акустиках, играют медиатором. Медиаторная техника игры — это отдельное направление в гитарной школе, требующее для овладения не меньше времени, чем классическое звукоизвлечение. Часто используется смешанное звукоизвлечение — медиатором и пальцами. Этот способ активно используют «фингерстайльщики». Например, известный акустический гитарист Томми Эммануэль, блестящая техника которого не перестает удивлять как просто любителей гитарной музыки, так и профессионалов.
Особую нишу занимают так называемые «когти» — специальные приспособления, которые крепятся на пальцы. Как правило, их используют банджоисты и музыканты, играющие на слайд-гитарах.
Приемов игры боттлнеком на сегодня существует довольно много. Большинство музыкантов играет слайдом, не меняя положения гитары. Слайд надевается на палец левой руки и скользит по струнам, не касаясь ладов. Также, можно сочетать игру слайдом и обычную технику. Это позволяет музыканту использовать не только ноты, расположенные вдоль линии соприкосновения слайда со струнами, но и ноты позади него.
При этом практически исчезают ограничения, с которыми обычно сталкивается каждый слайд-гитарист — зажатость в пределах одного лада, невозможность играть быстрые пассажи и легато. Примеры этого потрясающего стиля можно услышать в записях таких музыкантов, как Mick Taylor, Rainer Ptacek. Особенно интересно использование этой техники в таком стиле, как «Gypsy Jazz». Очень распространен слайд среди фолк-музыкантов.
Таким образом, анализируя основные тенденции развития современной гитары, можно увидеть, что популярность шестиструнной гитары неизменно растет, а вследствие этого должна меняться и активно развиваться гитарная педагогика, должны появляться новые методики преподавания игры на инструменте.
На мой взгляд, очень важно и просто необходимо идти в ногу со временем, т.к. мировое музыкальное пространство постоянно расширяется, появляются новые идеи, новый опыт. В заключении, хотелось бы привести цитату маэстро Лео Брауэра:
Источник
Гитаршкола
Здравствуйте уважаемые читатели блога Гитаршкола . Помимо техник игры на гитаре, которые описывались в прошлых уроках, существуют так же расширенные техники игры на классической гитаре. И сегодня вкратце расскажу о них.
Расширенными техниками называются необычные стили игры, отличающиеся от общепринятого использования инструмента, которые в основном стали появляться и развиваться в последние сто лет. Ниже предложен обзор некоторых наиболее распространенных расширенных техник (приемов игры).
Расширенные техники игры на классической гитаре
Пиццикато
Этот термин подразумевает, что исполнитель музыкального произведения на струнном инструменте должен извлекать звуки щипками пальцев, а не смычком. Хотя применительно к игре на гитаре использование этого термина может показаться странным, поскольку гитаристы смычками не пользуются, им описывается особая техника извлечения звуков подобных тем, которые получаются при игре пальцами на смычковых инструментах.
Результатами применения качественного пиццикато являются короткие приглушенные звуки, обладающие при этом ясным тоном. Чтобы добиться такого звучания, внешняя сторона правой кисти прижимается к струнам перед самой подставкой (см. снимки ), не позволяя им звучать в полную силу, а ноты берутся только большим пальцем (р), даже на дискантовых струнах.
Поэкспериментируйте, чтобы найти наилучшее положение кисти: если нота звучит слишком глухо и тускло и ее тон сложно определить, значит, рука сильно смещена влево.
Напротив, если струна продолжает звучать некоторое время и этот звук похож на ее обычный тон, значит, рука отведена слишком далеко вправо и находится над подставкой, поэтому не может в достаточной мере приглушить струны.
Пиццикато широко применяется профессиональными гитаристами, которые любят экспериментировать с различными звуками гитары и применять различные расширенные техники игры на классической гитаре.
На первом снимке хорошо виден угол расположения кисти. Обратите внимание, что большой палец располагается параллельно струнам, а остальные пальцы отведены от него на значительное расстояние.
На втором снимке показано пиццикато, исполняемое на струне А (ля). Струна обычно берется левой стороной костяшки первого сустава большого пальца, хотя то же самое можно делать и мясистой частью боковой поверхности пальца.
Приглушить звучание всех струн одновременно невозможно: для
каждой приглушаемой струны нужно находить особое, индивидуальное положение руки.
Тамбор
Слово «тамбор» («tambor») по-испански означает «барабан», а называемая этим термином техника игры на гитаре предполагает извлечение звуков с помощью не щипков струн, а ударов по ним, которые выполняются левой боковой поверхностью большого пальца р. Этот прием наиболее эффективен, если он выполняется в двух-трех сантиметрах от подставки. Как можно было ожидать, звуки при этом получаются резкие и ритмичные, похожие на барабанный бой.
В связи с ростом интереса к тональным оттенкам, возникшим в музыке после XIX столетия, подобные эффекты получили широкое распространение во многих произведениях этого периода: достойным примером этому может служить «Секвенция XI для гитары» , написанная Лучано Берио (р. 1925) для гитариста Элиота Фиска в 1988 г.
Барток
Эта техника игры на струнных инструментах названа в честь венгерского композитора Белы Бартока (1881-1945), которого принято считать ее изобретателем. При ее выполнении струна оттягивается пальцами р и i от гитары, а затем резко отпускается и с громким звоном ударяется о гриф. Нюанс этого приема состоит в том, что нота сохраняет свой тон, а это означает, что с помощью этой техники могут быть исполнены целиком музыкальные фразы. Эта техника наиболее эффектна в гитарной музыке благодаря металлическим ладам инструмента, придающим звучанию дополнительную насыщенность.
Поскольку ноты при этой технике приобретают крайне характерное звучание, она должна использоваться только там и тогда, где и когда это оговорено специально.
Диссонанс (изменение строя гитары)
Для техники диссонанса одна или несколько струн настраиваются на не характерный для себя тон. Наиболее часто шестая струна опускается на тон до ноты D (ре). При другом широко распространенном диссонансе третья струна опускается на полутон до F# (фа-диез), в результате чего большая терция, которая находилась между третьей и второй струнами, оказывается между четвертой и третьей струнами.
Подобный строй характерен для лютни эпохи Возрождения и используется для исполнения на гитаре произведений, написанных для лютни, например, таких, как работы британского композитора Джона Доуленда (1562-1626).
При еще одной разновидности диссонанса пятая струна опускается на тон до G (соль), а шестая — до D (ре), в результате чего тональность открытых струн меняется с обычной ми-минор на соль-мажор. Указания на использование диссонанса даются в начале музыкального произведения таким, например, образом: «6th to D» («шестая струна — ре»).
Кампанелла
Кампанелла по-итальянски означает «колокольчик» и представляет собой технику, усиливающую резонанс инструмента. С этой целью мелодия исполняется на открытых струнах, чтобы ноты звучали как можно дольше, и каждая последующая нота берется на другой струне. Не каждая последовательность нот может быть сыграна таким образом, но даже часть мелодии, исполненная в этой технике, способна дать желаемый эффект.
В приведенном ниже примере показана нисходящая гамма, начинающаяся с открытой Е (ми), в которой гармоническая А (ля) еще более усиливает резонанс. Точно следуя аппликатуре и номерам струн, вы сможете получить настоящее звучание кампанеллы. Пальцы левой руки должны оставаться на струнах как можно дольше, чтобы ноты, которые они удерживают, продолжали звучать, когда берется последующая нота. В результате две-три ноты будут звучать одновременно, а именно это и называется техникой кампанелла.
Применение расширенных техник игры на классической гитаре даст Вам хороший результат в исполнении многих классических произведений.
Источник