Требования современного дизайна для учебных помещений

Требования к учебному кабинету в соответствии с ФГОС.
материал на тему

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с обучающимися, методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса в полном соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом.

Скачать:

Вложение Размер
trebovaniya_k_uchebnomu_kabinetu_v_sootvetstvii_s_fgos.docx 17.86 КБ

Предварительный просмотр:

Требования к учебному кабинету в соответствии с ФГОС.

Положение об учебном кабинете с учётом требований ФГОС.

1. Общие положения

1.1 Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, техническими средствами обучения, в котором проводится учебная и внеклассная работа с обучающимися, методическая работа по предмету с целью повышения эффективности и результативности образовательного процесса в полном соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, учебным планом.

1.2. Настоящее Положение об учебном кабинете с учётом требований ФГОС разработано в соответствии с требованиями

— ст. 7 Закона РФ «Об образовании»,

— СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);

1.3. Оснащение учебного кабинета должно обеспечивать возможность:

— достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования всеми обучающимися;

— развития личности, способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе одаренных и талантливых, через организацию учебной и внеурочной деятельности, социальной практики, общественно полезной деятельности, систему кружков, клубов, секций, студий;

— овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий;

— индивидуализации процесса образования посредством проектирования и реализации индивидуальных образовательных планов обучающихся, обеспечения их эффективной самостоятельной работы;

— формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской деятельности;

— включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность;

— проведения наблюдений и экспериментов, в том числе с использованием учебного лабораторного оборудования, виртуальных лабораторий, вещественных и виртуально-наглядных моделей и коллекций;

— проектирования и конструирования, управления объектами, программирования;

— создания обучающимися материальных и информационных объектов.

2. Требования к учебному кабинету

2.1. Наличие в кабинете нормативных документов (Государственный образовательный стандарт, календарные планы, измерители, требования и др.), регламентирующих деятельность по реализации Государственной программы по предмету.

2.2. Укомплектованность кабинета учебным оборудованием, учебно-методическим комплексом средств обучения, необходимых для реализации учебных программ.

2.3. Соответствие учебно-методического комплекса и комплекса средств обучения требованиям стандарта образования и образовательным программам.

2.4. Обеспеченность учебниками, дидактическими материалами, раздаточным материалом в соответствии с образовательной программой школы.

2.5. Наличие вариативного дидактического материала по основным темам преподаваемых учителем предметов (карточки с вариантами заданий, упражнений, вопросов и т.п.), необходимый для выполнения учебных программ, реализуемых школой в результате введения ФГОС ООО. Этот дидактический материал должен обновляться учителем по мере необходимости в соответствии с прохождением учебной программы, изменением интересов детей. Дидактический материал может храниться, в том числе, на электронных носителях.

2.6. Наличие планов и отчётов работы учителя, планов-конспектов открытых уроков, выступлений учителя на заседаниях методических объединений, совещаниях, педсоветах, семинарах, конференциях и т.д., печатные работы учителя, мультимедийное представление (видеоматериалы, компьютерные презентации открытых уроков, родительские собрания, внеклассные мероприятия и др.).

2.7. Соблюдение эстетических требований к оформлению кабинета: наличие постоянных и сменных учебно-информационных стендов.

2.8. Стендовый материал учебного кабинета должен содержать:

— государственный образовательный стандарт по предмету (минимально необходимое содержание образования и требования к уровню обязательной подготовки);

— рекомендации для учащихся по проектированию их учебной деятельности (подготовка к тестированию, экзаменам, практикумам и др.);

— правила техники безопасности работы и поведения в кабинете;

— материалы, используемые в учебном процессе;

— выставочные работы обучающихся;

— рекомендации по организации и выполнению домашних заданий, по подготовке к различным формам диагностики;

2.9. Соблюдение правил техники безопасности (журнал о проведении инструктажа по ТБ), санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете.

2.10. Наличие расписания работы учебного кабинета по обязательной программе, программе дополнительного образования, индивидуальным занятиям с отстающими, с одаренными учащимися, консультации и др.

3. Оборудование учебного кабинета (см. Приказ МО и Н РФ №336 от 30.03.2016 г. «Об утверждении перечня средств обучения и воспитания, необходимых для реализации образовательных программ…»)

3.1. Помещение учебного кабинета, его оборудование, площадь, освещенность и воздушно-тепловой режим, расположение и размеры рабочих, учебных зон должны соответствовать государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам и обеспечивать возможность безопасной и комфортной организации всех видов учебной и внеурочной деятельности для всех участников образовательного процесса, а также требованиям пожарной безопасности.

3.2. Оснащение учебных кабинетов основной ступени общего образования должно обеспечиваться:

— оборудованием автоматизированных рабочих мест педагога и обучающихся;

— набором традиционной учебной техники для обеспечения образовательного процесса;

— традиционными средствами обучения по предметным областям, которые содержат различные средства наглядности, а также лабораторным и демонстрационным оборудованием, приборами и инструментами для проведения натурных экспериментов и пр.

3.3. В учебном кабинете оборудуется удобное рабочее место для педагогического работника: рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий, экспозиционные устройства, инструменты и приспособления в соответствии со спецификой преподаваемой дисциплины.

3.4. Рабочее место педагогического работника оборудуется классной доской, которая должна быть изготовлена из материалов, имеющих высокую адгезию с материалами, используемыми для письма, хорошо очищаться влажной губкой, быть износостойкими, иметь темно-зеленый цвет и антибликовое покрытие. При использовании маркерной доски цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого). Классные доски должны иметь лотки для задержания меловой пыли, хранения мела, тряпки, держателя для чертежных принадлежностей.

3.5. Допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающими гигиеническим требованиям.

3.6. Каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом с учетом его роста, состояния зрения и слуха. Организация рабочих мест должна обеспечивать возможность выполнения практических и лабораторных работ в полном соответствии с практической частью образовательной программы, при этом необходимо учитывать требования техники безопасности, гарантировать безопасные условия для организации образовательного процесса.

3.7. При оборудовании учебных помещений соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния в сантиметрах:

— между рядами двухместных столов — не менее 60;

— между рядом столов и наружной продольной стеной — не менее 50 — 70;

— между рядом столов и внутренней продольной стеной (перегородкой) или шкафами, стоящими вдоль этой стены — не менее 50;

— от последних столов до стены (перегородки), противоположной классной доске, — не менее 70, от задней стены, являющейся наружной – 100;

— от демонстрационного стола до учебной доски — не менее 100;

— от первой парты до учебной доски – не менее 240;

— наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски — 860;

— высота нижнего края учебной доски над полом — 70 — 90;

3.8. Полы в учебных кабинетах должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

3.9. Оформление учебного кабинета должно соответствовать требованиям современного дизайна для учебных помещений.

4. Организация работы учебного кабинета

4.1. Занятия в учебном кабинете проводятся в соответствии с действующим расписанием занятий и внеурочной деятельностью.

4.2. В целях сохранности учебно-методической базы и УМК приказом директора школы назначается заведующий кабинетом из числа работающих в нем педагогов. Исполнение обязанностей заведующего учебным кабинетом осуществляется в соответствии с должностной инструкцией заведующего кабинетом и настоящим Положением.

4.4. Заведующий учебным кабинетом:

— планирует работу учебного кабинета, в т. ч. организацию методической работы;

— максимально использует возможности учебного кабинета для осуществления образовательного процесса;

— выполняет работу по обеспечению сохранности и обновлению технических средств обучения, пособий, демонстративных приборов, измерительной аппаратуры, лабораторного оборудования, других средств обучения, т. е. по ремонту и восполнению учебно-материального фонда кабинета;

— осуществляет контроль за санитарно-гигиеническим состоянием кабинета;

— принимает на ответственное хранение материальные ценности учебного кабинета, ведет их учет в установленном порядке;

— при нахождении обучающихся в учебном кабинете несет ответственность за соблюдение правил техники безопасности, санитарии, за охрану жизни и здоровья детей.

5. Требования к документации кабинета

5.1. Наличие приказа о назначении заведующего кабинетом;

5.2. Наличие паспорта кабинета, оформленного с указанием функционального назначения, имеющегося в нем оборудования, приборов, технических средств, наглядных пособий, учебников, методических пособий, дидактических материалов, ЦОР, ЭОР и др.

5.3. Наличие правил техники безопасности и журнал инструктажа учащихся по технике безопасности.

5.4. Наличие правил пользования кабинетом;

5.5. Наличие графика занятости кабинета;

6. Оценка деятельности кабинета

6.1. Выполняется на основании данного Положения один раз в год.

6.2. По результатам смотра подводятся итоги и определяются кабинеты, подлежащие оплате и размер оплаты.

Источник

Требования к интерьерам школы

I. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

1. При разработке интерьеров школы (в частности разработки архитектурных, технологических, колористических решений, подборе и размещении оборудования, отделочных материалов) должны соблюдаться в полном объеме действующие нормативные и правовые акты Российской Федерации, нормативные и Правовые акты Московской области, в том числе на обязательной основе должны быть учтены федеральные образовательные стандарты, Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ, СанПиН 2.4.2.2821-10, СП 251.1325800.2016, СП 118.13330.2012, а также требования Технического задания, приложением к которому являются настоящие требования, и Технологическое задание — приложение 1 к Техническому заданию.

2. Внутренние пространства школы подразделяются на:

— общешкольные (общественные) пространства;

— блоки административно-бытовых помещений;

— технические помещения и помещения для прокладки инженерных коммуникаций.

3. Общешкольные (общественные) пространства: входные группы, блоки помещений обеденного зала, актового зала, библиотечно-информационного центра:

— комфортны в доступности для обучающихся в направления движения от учебных пространств-секций (время подхода исходя из общего времени минимальной перемены, простота навигации, минимизация пересечений разновозрастных потоков);

— без препятствий в передвижении (в том числе без ступеней внутри помещений и коридоров, противопожарных дверей при входах на главные лестницы);

— являются визуальными акцентами школы с запоминающимися выразительными интерьерами, комфортной и непринужденной атмосферой общности преподавателей и обучающихся;

— функциональны и удобны в эксплуатации (простые формы без сужений и расширений, выступов конструктивных элементов (пилонов, колонн, коробов инженерных коммуникаций, препятствующих внутренней трансформации);

— высота помещений должна обеспечивать нормативную кратность воздухообмена по таблице 7.1 СП 118.13330, при этом все выступы и западения формы потолка являются частями общей дизайнерской и функциональной композиции помещений (хаотичное пересечение плоскости потолка коробами инженерных коммуникаций не допускается);

— 100% посадочных мест выполнены с одинаковыми условиями комфортности, при этом должны быть предложены не менее 2 вариантов трансформации рассадки в обеденном, актовом, читальном залах.

4. Учебные пространства-секции:

— для начальной школы не более четырех учебных помещений, закрепляемых за классами, со спальнями и игровыми (или четырех учебных помещений, закрепляемых за классами, с кабинетом музыки и лаборантской), рекреациями и санитарно-бытовыми помещениями;

— для начальной школы спортивный зал (9х18 м или 24х12 м) с коридором и санитарно-бытовыми помещениями;

— для основной школы не более шести учебных кабинетов с лаборантскими, рекреациями и санитарно-бытовыми помещениями;

— для основной школы многофункциональный спортивный зал (18х30 м) с коридором, санитарно-бытовыми помещениями и дополнительной входной группой для использования зала для внеурочной деятельности;

— приватны и исключают транзитной движение обучающихся иных возрастных групп (расположение на проходах к общешкольным пространствам не допускается);

— выполняются в индивидуальных доминантных колористических оттеках для простоты ориентирования обучающихся в пространстве (цвет активно используется в рекреациях, санузлах, спортивных залах и минимизирован в учебных кабинетах);

— для начальной школы используются белый цвет и теплые чистые оттенки основного цветового спектра (визуальный результат: психологический комфорт для детей, ощущения чистоты, уютной нарядности пространства);

— для основной школы используются белый цвет и теплые оттенки натуральных природных материалов (металла, дерева) с локальными яркими акцентами (визуальный результат: психологический комфорт для подростков, ощущения чистоты, неформальности, общности взрослеющих подростков и преподавателей);

— расстановка в одном помещении мебели различных оттенков одного цвета не допускается (например: одновременно текстуры и цвет дерева разных пород или холодный и теплый белые цвета);

— расстановка в помещении стилистически диссонирующей мебели (между собой или с дизайном помещения) не допускается;

— высота помещений должна обеспечивать нормативную кратность воздухообмена по таблице 7.1 СП 118.13330, при этом все выступы и западения формы потолка являются частями общей дизайнерской и функциональной композиции помещений (хаотичное пересечение плоскости потолка коробами инженерных коммуникаций не допускается);

— 100% посадочных мест выполнены с одинаковыми условиями комфортности, при этом должны быть предложены не менее 2 вариантов трансформации рассадки в учебных помещениях начальной школы и в основных учебных кабинетах;

— учебные кабинеты первых классов, помещения спален и игровых, учебные кабинеты естественно-научного цикла выполняются с трансформируемыми перегородками, объединяющими кабинет и рекреацию в единое пространство;

— покрытие полов для помещений с доступностью обучающихся должно быть экологически безопасным (не издавать резкого запаха, не выделять вредных веществ), иметь высокую износостойкость (выдерживать механические нагрузки, частую влажную уборку с применением агрессивных дезинфицирующих растворов), быть гигиеничным (быстрое и легкое удаление различных видов загрязнений без потери внешней привлекательности), пожаробезопасными, быть приятным на ощупь и нескользкими, иметь привлекательный внешний вид (керамическая плитка, деревянный паркет или половая доска, ламинат или натуральный линолеум, ковровое покрытие);

— покрытие стен для помещений с доступностью обучающихся должно быть экологически безопасным (не издавать резкого запаха, не выделять вредных веществ, использование органических растворителей, которые после окраски способны долго выделять в помещении вредные вещества, не допускаются), иметь высокую износостойкость (выдерживать механические нагрузки, частую влажную уборку с применением агрессивных дезинфицирующих растворов, краски, образующие полимерный слой, препятствующий истиранию), быть гигиеничным (быстрое и легкое удаление различных видов загрязнений без потери внешней привлекательности), пожаробезопасными, быть приятным на ощупь, иметь привлекательный внешний вид (керамическая плитка, водоэмульсионная (акриловая или силиконо-акриловая) краска, пригодная для детских учреждений (использование пластиковых панелей, виниловых, стеклянных или фотообоев не допускается);

— покрытие потолков для помещений с доступностью обучающихся должно быть максимально светоотражающим, для рекреаций, коридоров и помещений акустическим (разборчивость речи в классах должна быть высокой, в то время, как в коридоре все должно быть устремлено на звукопоглощение), влагостойким, экологически безопасным, иметь высокую износостойкость (выдерживать механические нагрузки, частую влажную уборку с применением агрессивных дезинфицирующих растворов, краски, образующие полимерный слой, препятствующий истиранию), быть гигиеничным (быстрое и легкое удаление различных видов загрязнений без потери внешней привлекательности), пожаробезопасными (огнестойкими и негорючими), быть приятным на ощупь, иметь привлекательный внешний вид (водоэмульсионная (акриловая или силиконо-акриловая) краска, для рекреаций, коридоров и помещений – подвесные потолки (характеристики плит должны быть подобраны исходя из особенностей помещений);

— окна и витражи – энергосберегающие с повышенной теплоизоляцией с использованием экологически чистых материалов, с защитой против конденсата, минимизацией зон охлаждения у кромок стекла;

— двери – распашные и раздвижные (для помещений 1 классов, спален и игровых, зоны естественно-научного цикла), для помещений с доступностью обучающихся без порога, профильные или комбинированные, пожаробезопасные, энергосберегающие, с повышенной звукоизоляцией, водостойкие, износостойкие, приятные на ощупь, удобные для открывания обучающимися (учитывать возрастную группу входящих в помещение), внешний вид покрытий должен полностью соответствовать стилю, цвету интерьера в связи с чем могут иметь разные внешний и внутренний фасады (характеристики и габариты дверей должны быть подобраны исходя из особенностей помещений);

— навигация – подвесные и настенные таблички и указатели для помощи обучающимся ориентироваться в школьном пространстве: внешние указатели – флаги, стелы необходимы для идентификации школы, обозначения подъездов, проходов, входов на территорию и в здание, внутренние указатели – указатели направления к главной лестнице, основным общешкольным помещениям и учебным блокам, в учебных блоках количество табличек и указателей минимально (исключение лишнего визуального информационного шума);

— указатели должны размещаться в ключевых точках определения направления движения: рекреациях, коридорах (развилках коридоров), лестницах, переходах из одного корпуса в другой;

— внутренние указатели должны быть подразделены на работающие на близких и дальних расстояниях (ближний радиус – небольшой шрифт, позволяющий увидеть текст на расстоянии вытянутой руки, указатели дальнего радиуса должны быть видны и доступны для прочтения издалека), дополнительные комбинированные указатели размещаются высоко и включают крупные надписи и небольшой шрифт;

— напротив выходов с лестничных пролетов и в переходах размещаются подвесные указатели с указанием направлений и предназначаются для чтения с большого расстояния (располагаются высоко);

— на углах коридоров размещаются подвесные таблички с группами указателей к кабинетам (располагаются на уровне глаз читающего);

— подвесная навигация дополняется небольшими квадратными табличками с узнаваемыми пиктограммами (например, туалета или лестницы), закрепленными на стене с помощью кронштейнов (панели-кронштейны не должны мешать свободному проходу по коридору);

— дверные таблички содержат порядковый номер кабинета и сообщают школьникам и посетителям его назначение;

— внутренняя навигация должны соответствовать общему стилистическому решению интерьеров для создания в школе аккуратного, гармоничного внутреннего пространства, а также размещаться с учетом ростовозрастных особенностей обучающихся, не должны быть затенена (на затененных, неосвещенных поверхностях должна быть предусмотрена подсветка).

Источник

Читайте также:  Обои для зала восточного стиля
Оцените статью
Поделиться с друзьями