Третьяковская галерея зал современного искусства

Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России 0+

16 января — 10 мая 2021

Уважаемые посетители! Просим обратить внимание: визуально активные работы, представленные на выставке, могут вызывать чувство дискомфорта!

Государственная Третьяковская галерея совместно с Центральным выставочным залом «Манеж» (Санкт-Петербург), ГМВЦ «РОСИЗО», Галереей «Триумф» при поддержке Благотворительного Фонда «Транссоюз» представляют проект «Лаборатория Будущего. Кинетическое искусство в России», посвященный одному из самых значимых и в то же время наименее изученному направлению в истории российского искусства второй половины ХХ века. Экспозиция, в которую включены около 400 произведений, демонстрирует широкую панораму развития кинетического искусства в 1960–1970-х годах, прослеживая его связь с авангардистскими экспериментами начала века и художественными практиками современности.

«Лаборатория Будущего…» — крупнейшая выставка современного искусства, осуществленная в пространстве Западного крыла Третьяковской галереи, где музей проводит яркие междисциплинарные проекты, связанные с поиском актуальных смыслов и форм в современном искусстве, воплощенных новыми пластическими средствами. Кроме того, этот проект продолжает традицию демонстрации актуального среза художественной жизни. Архитектура здания позволила объединить в одной экспозиции больше крупномасштабных объектов и инсталляций, появились специальные видеозалы, расширился список имен выставляемых художников. Время рождения кинетического искусства и проекта здания на Крымском Валу практически совпало, и это способствует появлению глубокой исторической и эстетической связи между ними.

В основе кинетического искусства лежит идея трансформации: как художественной формы, так и самого процесса восприятия. Подвижность, изменчивость, нестабильность — определяющие качества для динамических произведений, преобразование которых происходит с помощью механических сил или визуальных эффектов. Возникнув одновременно в различных регионах мира в послевоенную эпоху, кинетизм был во многом связан с идеей реабилитации технического прогресса и формированием информационного общества.

Читайте также:  Изображения дизайна прошедших эпох одного стиля

Наравне с научным авангардом художники-кинетисты изобретали визуальные системы передачи информации, исследовали особенности образного мышления, экспериментировали с новейшими технологиями и материалами. Такие темы, как полисенсорность восприятия, алгоритмизация творческого процесса, процессуальность, интерактивность, виртуальность, определяли актуальную художественную проблематику того времени. Художники не только искали новые формы воплощения своих замыслов, но и реализовывали их в сфере дизайна, архитектуры, градостроительства, организации окружающей среды. Таким образом кинетизм стал не просто направлением искусства, но и своеобразной лабораторией, где художники генерировали альтернативные версии реальности и того будущего, в котором мы сегодня оказались. То, что когда-то виделось художественным экспериментом, теперь во многом является частью нашей повседневной жизни.

Экспозиция в Новой Третьяковке включает разнообразные формы и жанры кинетического искусства: мобили, самонапряженные конструкции, трансформирующиеся скульптуры, оптическую живопись, графику, коллаж, фотографию, видеопроекции, звуковые и световые инсталляции, интерактивные объекты. Представлены работы известных художников-кинетистов, создавших основной комплекс произведений в 1960–1970-х годах, и их предшественников — главных представителей русского авангарда начала XX века, а также современных авторов.

Выставка состоит из четырех разделов, в каждом из которых выявлены наиболее характерные черты кинетизма и показано развитие его основных идей. Однако при создании выставки кураторы стремились уйти от герметичной структуры, с четким делением между разделами, а благодаря архитектуре выставочного пространства сделали их взаимопроникаемыми.

Раздел «Лаборатория зрения» посвящен исследованию визуального восприятия и художественным экспериментам по расширению его возможностей. «Лаборатория искусствометрии» демонстрирует работы, для которых важны точный расчет и рациональная объективация художественного процесса. Раздел «Лаборатория среды» собрал проекты по переустройству окружающего пространства в области архитектуры, дизайна, театра. В «Лаборатории синестезии» представлены проекты, авторы которых используют мультисенсорный подход и реализуют идею всеобъемлющего произведения.

Трейлер к выставке

Художники, чьи произведения представлены на выставке:
Пётр Айду, Владимир Акулинин, Кирилл Александров, Анна Андреева, Татьяна Андреева, Давид Апикян, Владимир Баранов-Россине, Галина Битт, Леонид Борисов, Александр Веснин, Герман Виноградов, Николай Воинов, Анатолий Волгин, Наум Габо, Булат Галеев и НИИ «Прометей», Владимир Галкин, Илья Голосов, Александр Григорьев, Михаил Гришин, группа «Движение», Михаил Дорохов, Римма Заневская-Сапгир, Юрий Злотников, Сергей Зорин, Платон Инфанте, Франциско Инфанте-Арана, Карл Иогансон, Давид Какабадзе, Густав Клуцис, Иван Клюн, Анна Колейчук, Вячеслав Колейчук, Анна Комарова, Алиса Королёва, Ася Королева, Анатолий Кривчиков, Владимир Кринский, Георгий Крутиков, Максим Ксута, арт-группа «Куда бегут собаки», Иван Кудряшов, Валентина Кулагина-Клуцис, Александр Лабас, Александр Лаврентьев, Николай Ладовский, Август Ланин, Иван Леонидов, Эль Лисицкий, Вячеслав Локтев, Сергей Лучишкин, Татьяна Макарова, Казимир Малевич, Павел Мансуров, Владимир Мартиросов, Михаил Матюшин, Константин Мельников, Пётр Митурич, Мария Молокова, Лев Нусберг, Натан Певзнер, Любовь Попова, Юрий Правдюк, Наталия Прокуратова, Николай Прусаков, Александр Пушкарёв, Юрий Решетников, Александр Родченко, Владимир Рындин, Роман Сакин, Владимир Слепян, Андрей Смирнов, Юрий Соболев, братья Стенберги, Варвара Степанова, Борис Стучебрюков, Владимир Татлин, Сергей Третьяков, Екатерина Трубина, Борис Турецкий, Сергей Филатов, Павел Филонов, Велимир Хлебников, Илья Чашник, Яков Чернихов, Леонид Чупятов, Евгений Шолпо, Алексей Шульгин, Стас Шурипа, Василий Щетинин, Иван Щетинин, Сергей Эйзенштейн, Александра Экстер, Мария Эндер, Борис Эндер, Сергей Якунин, группа Stain и ::vtol:: (Дмитрий Морозов), Recycle Group.

Первый канал. Репортаж об открытии выставки

Куратор: Юлия Аксёнова
Сокураторы: Анна Колейчук, Андрей Смирнов, Наталья Сидорова (Государственная Третьяковская галерея)
Архитектор выставки: Ксения Лукьянова
Консультант: Любовь Пчёлкина (Государственная Третьяковская галерея)
Графический дизайн: Андрей Шелютто / Ирина Чекмарева

Источник

Современное искусство: 1960–2000. Перезагрузка

Один из самых ожидаемых проектов Третьяковской галереи последних лет — новый вариант постоянной экспозиции новейших течений. Это уже четвертый с начала 2000-х годов показ и кураторская интерпретация процессов, происходивших в актуальном искусстве на протяжении нескольких десятилетий. Каждый раз ракурсы экспонирования менялись и вызывали острые и заинтересованные обсуждения в профессиональном сообществе и у публики.


Все онлайн экскурсии смотрите на Youtube канале музея.

В залах Галереи, отведенных под современное искусство, в последние годы демонстрировались такие яркие проекты, как «Дмитрий Пригов…», «Гиперреализм…», «Метагеография…», которые во многом были основаны на коллекции музея. Однако появилась необходимость и возник важный повод представить здесь новый вариант постоянной экспозиции. На этот раз она посвящена современному российскому искусству в период с конца 1950-х до 2000-х годов. Настоящим событием стало включение в экспозицию произведений из легендарной коллекции знаменитого собирателя советского андеграунда Леонида Прохоровича Талочкина (1936–2002), доступ к которой многие годы был ограничен. Особую интригу создает экспериментальный подход к формату и архитектуре экспонирования произведений.

Настоящий проект — единственная в России панорама истории современного искусства, в которой представлены все ключевые направления и жанры. Она позволит понять исторические границы современности, поможет публике преодолеть стереотип о «сложности» восприятия современного искусства и отказаться от настороженности по отношению к нему.

Коллекция современного искусства в Третьяковской галерее формировалась на протяжении двадцати лет. В 1990-е годы ее основой стали произведения, приобретенные Министерством культуры, а также переданные в дар музею художниками или их наследниками. В начале 2000-х в Третьяковскую галерею перешла коллекция отдела современного искусства музея-заповедника «Царицыно», собранная Андреем Ерофеевым.

В 2014 году произошло важнейшее для Третьяковской галереи событие — Татьяна Вендельштейн, вдова коллекционера Леонида Талочкина, передала в дар музею значительную часть его уникального собрания, другая часть была приобретена для Галереи Министерством культуры РФ. С включением этого собрания в фонды музея в коллекции современного искусства восполнены многие лакуны — недостающие ранее имена и целые направления.

В настоящее время собрание современного искусства в Третьяковской галерее насчитывает свыше 5000 произведений — картин, объектов, ассамбляжей, инсталляций, видео-работ. Это единственное собрание в России, которое позволяет изучать и показывать историю современного искусства от послевоенной абстрактной живописи до актуальных практик 2000-х годов.

Смысл «перезагрузки» 2016 года заключается в соединении и сопоставлении работ, которые в разное время поступили в собрание Галереи. Произведения сгруппированы по направлениям, а также тематическим разделам: «Абстракция», «Кинетизм и оптическое искусство», «Мистики и сюрреалисты», «Новый реализм», «Поп-арт», «Минимализм и постживописная абстракция», «Соц-арт», «Концептуализм — образ в голове», «Поэзия и письмо», «Перформанс», «Машины понимания», «Неоэкспрессионизм», «Концептуализм — новое поколение», «Археология постмодерна», «Акционизм 1990-х» и «Проект: искусство 2000-х».

В экспозиции представлено более 200 работ, половина из которых принадлежала Леониду Талочкину и сейчас впервые показана в стенах Третьяковской галереи после длительного процесса реставрации. Именно благодаря коллекции Талочкина музей получил возможность артикулировать и достойно показать такие направления, как новый реализм, поп-арт, минимализм и неоэкспрессионизм.

Кураторы и хранители отдела новейших течений вместе с дизайнером экспозиции Алексеем Подкидышевым отказались от привычных методов демонстрации и вместо традиционного формата «выставки» предложили формат «кабинета редкостей», где можно не только рассматривать произведения на стенах и в витринах, но также сидеть за столами, изучать и трогать интерактивные копии работ, предназначенных, например, для перелистывания или верчения в руках.

Многие произведения неофициальных советских художников были созданы в домашних условиях для дружеского круга. Они часто не соответствовали и противоречили общепринятым категориям «выставочного объекта», и тем более товара. Художники-нонконформисты изобретали новые способы производства, демонстрации и бытования искусства при отсутствии выставочных площадок. И поэтому формат рабочего «кабинета редкостей» кажется оптимальным и продуктивным для понимания истории современного российского искусства. Этот же формат позволяет создать новую, более камерную, можно сказать домашнюю, форму существования музея, альтернативную привычным «парадным» выставкам, тем самым давая возможность зрителю не только увидеть произведения искусства, но и самому стать видимым в пространстве музея.

Специально к проекту разработана параллельная образовательная программа «Философия после искусства», которая включает серию лекций и дискуссий. Идеолог программы Дмитрий Волков, бизнесмен и меценат, кандидат философских наук и член Попечительского совета Фонда поддержки Третьяковской галереи, совместно с куратором выставки, заведующим отделом новейших течений Кириллом Светляковым приглашают современных художников, философов и зрителей взглянуть на работы, представленные в экспозиции, под другим углом и подискутировать на тему свободы воли и связи искусства и технологий

Источник

Третьяковская галерея зал современного искусства

Стоимость проката аудиогида по постоянной экспозиции и временным выставкам:

350 рублей — на русском и английском языках.

Услуга аудиогида оказывается партнером Третьяковской галереи компанией «Делия».

Перед посещением экспозиционных залов следует сдать в камеру хранения предметы, размер которых превышает 30х40х20 см.

В холле Новой Третьяковки установлены локеры разных размеров, которыми можно воспользоваться самостоятельно.

В холле Новой Третьяковки работают кафе и кофе-поинт.
В холле Западного крыла работает кофе-поинт.

Время работы кафе совпадает со временем работы музея.

В холле Новой Третьяковки работает магазин самообслуживания, где можно ознакомиться с печатной продукцией музея и широким ассортиментом сувениров, связанных с тематикой отечественного искусства.

Подробную информацию о музейных магазинах можно получить по телефонам: +7 (495) 957-07-15.

На территории Новой Третьяковки оборудован пандус во входной зоне, имеется лифт и несколько инвалидных колясок.

Подробности можно уточнить по телефону: +7 (495) 957-07-27

На постоянной экспозиции разрешена любительская фотосъемка (в том числе с мобильного телефона) без применения фотовспышек и дополнительного оборудования, в том числе штативов для селфи, без права публикации и тиражирования отснятого материала.

Фотосъёмка на временных выставках запрещена.

От станции метро «Октябрьская»: выйдите из метро на улицу Крымский вал и следуйте в сторону моста. Напротив главного входа в Парк Горького перейдите дорогу.

От станции метро «Парк Культуры»: выйдите из метро на улицу Крымский вал и следуйте через мост. Напротив главного входа в Парк Горького перейдите дорогу.

Бесплатные билеты можно получить в кассах музея или онлайн в предварительной продаже или в день посещения. Обратите внимание, что все услуги Галереи, в том числе экскурсионное обслуживание, оплачиваются в установленном порядке. Условия бесплатного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право бесплатного посещения предоставляется в следующие дни для определённых категорий граждан в порядке общей очереди (обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок):

  • Первое воскресенье каждого месяца: студенты высших учебных заведений РФ вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранные граждане-студенты российских ВУЗов, аспиранты, адъюнкты, ординаторы, ассистенты-стажёры) по продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажёр».
  • Первое воскресенье каждого месяца: учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (старше 18 лет) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося.
  • Первое воскресенье каждого месяца: студенты-держатели карт ISIC имеют право бесплатного посещения экспозиции «Искусство XX века» Новой Третьяковки.
  • Второе воскресенье месяца: художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов; искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов; члены и сотрудники Российской академии художеств.
  • Второе воскресенье месяца: сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры; сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ.
  • Третье воскресенье месяца: дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно.
  • Последняя суббота месяца: члены многодетных семей (граждане РФ) по удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ.

В День народного единства — 4 ноября — Третьяковская галерея работает с 10:00 до 18:00 (вход до 17:00). Вход платный.

Расписание работы экспозиций и выставок 4 ноября:

  • Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, Инженерный корпус и Новая Третьяковка — с 10:00 до 18:00 (кассы и вход до 17:00)
  • Музей-квартира А.М. Васнецова и Дом-музей В.М. Васнецова — закрыты

Вход платный.

Обратите внимание, что условия льготного посещения временных выставок могут отличаться. Информацию уточняйте на страницах выставок.

Право льготного посещения Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется при предъявлении документов, подтверждающих право льготного посещения. Посетители приобретают льготный билет и посещают музей в порядке общей очереди.

  • пенсионеры (РФ и ЕАЭС). По пенсионному удостоверению гражданина РФ или документу, удостоверяющему личность, с указанием даты рождения, социальная карта москвича;
  • учащиеся средних и средних специальных учебных заведений (от 18 лет) (РФ и ЕАЭС) по продленному на текущий учебный год студенческому билету или социальной карте учащегося;
  • студенты высших учебных заведений РФ, в том числе иностранные граждане-студенты, обучающиеся в российских высших учебных заведениях, по продленному на текущий учебный год студенческому билету. Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажёр»;
  • дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно (бесплатно при наличии экскурсионной путевки);
  • члены многодетных семей (РФ и ЕАЭС). По удостоверению многодетной семьи, свидетельствам о рождении детей или справке, выданной органом в сфере социальной поддержки населения, паспорту РФ;
  • художники, архитекторы, дизайнеры — члены соответствующих творческих Союзов России и ее субъектов, искусствоведы — члены Ассоциации искусствоведов России и ее субъектов, члены и сотрудники Российской академии художеств;
  • сотрудники музеев системы Министерства культуры РФ и соответствующих Департаментов культуры, сотрудники Министерства культуры РФ и министерств культуры субъектов РФ.

Право бесплатного посещения основных и временных экспозиций Галереи, кроме случаев, предусмотренных отдельным распоряжением руководства Галереи, предоставляется для следующих категорий граждан при предъявлении документов, подтверждающих право бесплатного посещения:

  • члены Международного Совета Музеев (ICOM);
  • дети в возрасте до 6 лет включительно;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Полные Кавалеры «Ордена Славы»;
  • ветераны и инвалиды Великой Отечественной войны, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период Второй мировой войны, незаконно репрессированные и реабилитированные граждане, участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;
  • участники программы лояльности («Друг Музея»).

Граждане РФ и стран ЕАЭС:

  • студенты факультетов, специализирующихся в сфере изобразительного искусства средних специальных и высших учебных заведений России, вне зависимости от формы обучения (в том числе иностранные граждане- студенты российских ВУЗов). Действие пункта не распространяется на лиц, предъявляющих студенческие билеты «студент-стажёр» (при отсутствии в студенческом билете информации о факультете, предъявляется справка из учебного заведения с обязательным указанием факультета);
  • участники боевых действий;
  • военнослужащие срочной службы Российской Федерации;
  • инвалиды I и II группы;
  • ребенок-инвалид;
  • один сопровождающий инвалида I группы;
  • один сопровождающий ребенка-инвалида;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (граждане России);
  • волонтеры музея (граждане России);
  • гиды-переводчики, имеющие аккредитационную карту Ассоциации гидов-переводчиков и турменеджеров России (индивидуальное посещение основных экспозиций);
  • дети в возрасте от 7 до 17 лет включительно при наличии экскурсионной путевки;
  • один преподаватель учебного заведения и один сопровождающий группу учащихся средних и средних специальных учебных заведений (при наличии экскурсионной путевки, абонемента) (граждане России и стран ЕАЭС); один преподаватель учебного заведения, имеющего государственную аккредитацию образовательной деятельности при проведении согласованного учебного занятия и имеющий специальный бейдж (граждане России);
  • ;дин сопровождающий группу студентов или группу военнослужащих срочной службы (при наличии экскурсионной путевки, абонемента) (граждане России).

Бесплатные билеты можно получить в кассах в предварительной продаже и в день посещения, а также онлайн.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями