Тувинские платья для женщин современные
Этномода Тувы. Тувинские дизайнеры показали новые коллекции
В Центре Тувинской культуры состоялся показ этнической моды от ведущих дизайнеров Тувы, приуроченный к празднованию «Шагаа».
Публика оценивала 20 коллекций от 14 мастеров. Костюмы, фасоны национальных платьев, традиционные орнаменты и аксессуары. Дизайнеры удивили сочетанием современных тенденций, поэтому в показе встречались новые, самобытные течения в нарядах, наполненные всевозможными цветами, и сочетанием разных стилей. С особым умилением и трепетом, зрители приняли маленьких моделей, которые продемонстрировали оригинальные наряды кочевого народа.
Показы национальной тувинской одежды важны для сохранения традиций также, как и сохранение языка. Зрители отмечали, что каждый выход модели отзывался в душе вдохновением на изучение истории как национального костюма, так и истории народа.
Открыли мероприятие и задали темп зажигательные барабанщики группы «Медээ Хаан». Дефилирование моделей разбавлялось красочными выступлениями тувинских артистов.
Благодаря проекту этноковоркинг «Центр Азии» появилась возможность развиваться как начинающим дизайнерам, так и мэтрам швейного искусства. Приглашенный для вручения дипломов первый зам. министра экономики РТ- Михаил Табаев, поблагодарил участников и собравшихся зрителей за насыщенный красотой вечер. Он также отметил, что подобные мероприятия важны для развития экономической и культурной жизни региона.
www.tmgnews.ru «ТуваМедиаГрупп»
Фото Арсалан Аракчаа полный фотоотчет смотрите в разделе Галерея
Тувинская национальная одежда: споры будут продолжаться
На презентации книги Роланды Ховалыг «Тувинская традиционная одежда» директор Национального музея Тувы Каадыр-оол Бичелдей сказал, что о национальном костюме теперь не надо спорить и что многие элементы одежды «кочующие», они есть и в Европе, и в Азии. Но уже в самой книге можно найти замечания о разном крое тувинского тона и монгольского дэла. Так что споры еще будут. А ведь есть и другие важные аспекты костюма.
Почему русские не носят национальный костюм
Поскольку свое выступление на презентации Каадыр-оол Алексеевич начал с того что первые образцы тувинского костюма начали собирать и описывать еще русские географы, этнографы и путешественники, как-то сама собой подкралась мысль – а ведь русские путешественники сами не носили русские национальные костюмы. Почему? Ну да, время было другое, они – не деревенские парни, чтобы щеголять в косоворотках, сшитых мамой. Они достаточно обеспечены, чтобы купить одежду. Но ведь сейчас тувинские национальные костюмы как раз носят не самые бедные люди, они достаточно дороги, и время стало еще больше «другим», одежда еще больше унифицирована… А в Туве носят национальные костюмы. А русские их как раз и не носят. За исключением барышень в кокошниках, которые выносят хлеб-соль, и артистов, исполняющих народные песни и пляски.
Везде пишут, что, мол, костюм — важный маркер этнокультурной и цивилизационной идентичности. И еще, что неповторимый визуальный образ народа передается через демонстрируемый костюм. И вот тут понимаешь, почему в России не популярен русский национальный костюм. Потому что их – очень много, они не боятся потерять самоидентификацию. И еще раз – потому что русских очень много. И национальных костюмов много.
Есть национальная одежда, которую носили на севере России и на юге. И она весьма различалась. Больше того, даже в каждой деревне порой были свои, специфические отличия – хотя бы другая вышивка на вороте той же косоворотки. То, что сейчас изучают культурологи, своеобразный социокод, раньше просто считывали. И выражение «по одежке встречают» могло восприниматься буквально. По «одежке» сразу было видно, что это за человек, откуда он, каково его социальное положение. Вот, допустим, шотландцы носили килты. Мы можем представить себе «усредненного» человека в своеобразной «юбке», но ведь для самих шотландцев был очень важен цвет. По цвету отличали определённые кланы или различные области и города, есть военные полковые цвета. Количество используемых цветов указывало на социальное положение носящего. Создать какой-то универсальный, всеобщий костюм для всех русских вряд ли возможно. Вот для отдельных групп – это да. Например, можно выделить какие-то детали для костюмов приверженцев старообрядчества в Туве . Но костюмы, которые носят «семейские» — староверы в Бурятии , уже будут немного другими.
В Туве был только один костюм?
Численность тувинцев не очень велика. Но велики различия разных кожуунов, начиная с чисто визуальных, географических. Трудно себе представить, чтобы жители Тоджи, Бай-Тайги и Эрзина носили совершенно одинаковую одежду. А они не носили. В 18 веке территории Северного Китая , Монголии и Тувы попали под власть Манчьжуро-Цинской империи. Быт стал некоторым образом унифицироваться. Но, как пишет Роланда Ховалыг, «есть отличия тувинской национальной одежды от монгольской». В частности, «у тувинского тона на передней поле не должен быть виден вертикальный шов, т.е. при раскрое тувинские мастерицы оставляют цельной переднюю полу». Есть и другие отличия. В частности, тоны тувинских мужчин никогда не имели украшения вокруг воротника и украшения переднего подола, а у монголов, бурят, калмыков такие украшения были. В книге нет данных, но все равно кажется, что у разных родов, из которых сложился общий этнос – тувинцы, просто должны были быть какие-то отличия в костюмах. Да, костюм – это средство самоидентификации. И оно было свойственно всем.
Дефиле
Перед презентацией книги в фойе музея организовали дефиле моделей тувинской традиционной и современной одежды. В дефиле приняли участие Республиканский центр народного творчества и досуга, Ассоциация дизайнеров, Ассоциация « Тыва мода» из Дзун-Хемчикского кожууна, учителя гимназии №9 и № 2 г. Кызыла . Сотрудники фонда музея показали тувинскую национальную одежду разных годов. Свои работы представили Кежикей Шарый -оол из Монгун-Тайгинского кожууна и Алдын Хомушку из Овюрского кожууна. Теоретически и официально одежда разделялась на мужскую и женскую, летнюю и зимнюю, нарядную и рабочую. Но на самом деле все костюмы были очень разными. Действительно разными. Может быть, это как раз связано с тем, что в них отразились, в том числе, и вкусы разных родоплеменных групп? Вот, например, в женских причёсках есть конкретные различия. Из книги «Тувинская национальная одежда»: «Молодые девушки в одних местностях носили одну косу, в других – три косы, в третьих – многочисленные мелкие косы». В каких-то районах женщины до свадьбы носили три косы, а после замужества – две. Или были две толстые косы, а между ними – три тонкие. А в Тере-Хольском кожууне, напротив, после свадьбы носили три косы. И эта разница в костюмах, которыми можно было полюбоваться на дефиле, определенно указывает и на разные районы Тувы . Только нигде не прописано подробно, что и как шили именно в разных районах.
Вольный подход
Ну да, это тоже недавняя беда, когда хотели показать народный костюм покрасивее, и в результате возникали невиданные костюмы неведомых стран. Как говорили на презентации книги, она может и должна стать основой для дизайнерской одежды, отсутствие такого пособия и привело к «вольному подходу». Не обязательно копировать образцы, достаточно просто не уходить от них слишком далеко. Да, похожие детали есть у разных народов, но, по словам директора музея, «Мы выработали свой, особый колорит». Вот как раз особый колорит хорошо представлен в новой книге. Аяс Монге , зам. председателя Правительства Тувы , выразил уверенность в том, что книга будет очень востребована, в первую очередь, теми, кто занимается моделированием одежды. Кстати, практическая ценность была показана тут же. Оказывается, Глава Тувы Шолбан Кара-оол дал поручение разработать деловую одежду для должностных лиц, своеобразный мундир, униформу. И сейчас за короткое время, пользуясь сведениями из этой книги, можно разработать такую форму.
Отсутствие идентичности, как способ манипуляции
Интересные вещи говорят культурологи. Они уверены в том, что кризис идентичности приводит к неуверенности человека в своем будущем, ощущению постоянной опасности и тревоги, росту разрыва между поколениями и другим проблемам. Снижение роли и значения традиций и моральных норм приводят к расслоению, распылению таких устоявшихся видов идентичности, как национальная, классовая, гендерная. Более того, кризис идентичности, когда человек не способен сравнить свой образ мира с картиной мира, сформированной в рамках этноса, нации, государства, грозит тем, что человек теряет субъектность и становится объектом манипуляции. Ну, вообще-то, это общемировые процессы. Родитель №1 и родитель №2 вместо мамы и папы в некоторых странах уже стали нормой.
После стирания национальных различий приходит стирание гендерных различий. Россия пока этому сопротивляется. Пока у нас важным считается идентификация именно разных народов, а гей-парады вовсе не приветствуются. Но долго можно сопротивляться мировым тенденциям? Так что национальные костюмы, которые непременно разделяются на мужские и женские, может быть, как-то помогут подольше продержаться? На презентации книги главного хранителя музея Роланды Ховалыг все ее поздравляли, говорили, как важно это событие. На самом деле, может, и не так важно. Обычная книга, каких много. Новая книга, но о древних традициях. А ведь и такой вклад в сохранение нынешнего положения может оказаться серьезным. И это будет действительно важным не только для создания костюмов, но и для реального самосохранения. Глобализация культуры ведь продолжается.
Тувинский национальный верхний костюм — тон.
Любовь Адыг-Тюлюш, педагог дополнительного образования Сосновской средней школы
Работы, посвященные изучению тех или иных сторон традиционной культуры, в последнее время принято стало предварять оговорками о том, что такого рода исследования являются традиционными для отечественной этнографии. Традиционная одежда, пожалуй, нуждается в такой оговорке более, чем любое другое явление традиционной культуры. Итак, хотя тема нашей работы в целом не является новой, тем не менее, предлагаемый нами подход и применение его на практике, мы берем на себя смелость, можно назвать во многих отношениях вполне новым. Мы попытаемся рассмотреть традиционный комплекс одежды тувинского народа как проявление некоей единой культурной общности, это единство, насколько возможно, увидеть и в мелочах.
Пока человек жил в пещере, о красоте своей “одежды” он думал немного. Спасаясь от холода, наш пращур с немалым искусством пускал в дело все имевшиеся у него под рукой резервы. В ход шли шкуры животных, кора деревьев, листва. Эта практическая потребность прикрывать свое тело, чтобы согреть его, уберечь от ссадин и синяков, послужила исходным толчком к созданию костюма. Тут уж, как говорится, “не до жиру, быть бы живу”. Собственно, “изобретение” одежды — и есть следствие борьбы человека за свое существование.
Постепенно с развитием цивилизации к одежде начинают предъявлять другие требования. Одежда уже не только предохраняет человека от различных жизненных невзгод, но и служит украшением. Так, чтобы прослыть “человеком со вкусом”, древнему египтянину следовало носить льняной передник, который крепился на бедрах при помощи кушака или пояса. А в Древнем Риме “модной” одеждой считалась туника — “безразмерная” рубашка, образованная из сложенного пополам куска материала, в центре которого было отверстие для головы, а по бокам — для рук, и т.д.
Шло время, менялись общественно-экономические формации, менялись и взгляды на одежду. Так и традиционный тувинский костюм менялся и создавался на протяжении нескольких столетий. Одежда тувинцев, как и вся их сложившаяся веками материальная культура, была приспособлена к кочевому быту в условиях горно-степной и горно-таежной природной среды. Вплоть до XX века она несла достаточно устойчивые черты, связанные с традициями, сложившимися у далеких предков тувинцев, ярко отражала их культурные связи со многими кочевыми и оседлыми народами Азии. Особенности народного костюма жителей Урянхая складывались и под влиянием общения с алтайцами, хакасами, бурятами, но большее воздействие в последние три столетия оказали монгольская, маньчжурская культура и философия буддизма. Заметные же изменения он претерпел в годы ига маньчжурской династии. Традиционный тувинский костюм — халат, до маньчжурской экспансии, не имел стоячего воротника вокруг шеи, а глубокий запах левой стороны халата на правую сторону образовывал небольшой V-образный угол. Маньчжурские захватчики заставили подавленные народы изменить свой национальный костюм на маньчжурский манер. Вот тогда появились стоячие воротники, фигурный и более закрытый вырез левой полочки, сохранившийся с названием « өөлет », знаки различия на мужских головных уборах, безрукавная одежда « кандаазын », короткополая « хүрме » с рукавами, массовое ношение мужских косичек « кежеге ».
В комплекс традиционного тувинского костюма на протяжении веков входят: халат (тон), пояс (кур), головной убор ( бөрт ), безрукавная одежда ( кандаазын , шегедек , хөректээш ), короткополая куртка ( хүрме ), брюки ( чүвүр ), сапоги ( идик ), носки ( ук ), наколенники ( өгдешки ), муфта ( чүлдүргүүш ), подвески поясные ( дерги ) и украшения ( каасталга ).
Одежда — не только способ защиты, украшение, она имеет гораздо большее значение в культуре каждого народа. Одежда указывает на пол, возраст, социальный статус, профессию, даже на черты характера своего обладателя.
Теплая верхняя одежда тувинцев – кышкы тон.
Национальную верхнюю одежду тувинцев — длинный халат (стеганые мужское и женское пальто, шубы, тулупы, халаты) с запахом на правую сторону и двумя застёжками (на плече и под мышкой) — тувинцы называли общим названием «тон». Тон подпоясывается поясом — кур. Мужской и женский костюмы различались головными уборами и украшениями.
Покрой тувинской одежды был связан с условиями и образом жизни населения. Изготовление тона зависело от сезона, для которого предназначена одежда: демисезонная, летняя, зимняя. Одежда различалась и по своему назначению: повседневная, праздничная, промысловая, культовая, ритуальная, спортивная.
К числу зимней будничной одежды относились следующие виды кышкы тонов: хураган кежи тон (эта шуба считалась праздничной, нарядной), который обычно шили из разных шкурок подросших ягнят, и тодарлыг тон. Они всегда покрывались тканью, которая прошивалась мелкими стежками. Внутренняя меховая часть компоновалась с большим вкусом: мех должен был иметь одинаковую длину ворса, равномерную густую шерсть и сочетание по цвету. При цветовом подборе шкурок учитывалась естественная гамма шерсти ягнят: серых, черных, коричневых и т. д.
Наиболее популярны зимой были шубы — негей тон и аскыр негей тон. Они не покрывались тканью, т. е. были нагольными. Отличие между ними состояло в том, что негей тон изготовлялся из шкур взрослых особей баранов, овец, домашних коз. Длина ворса у них обычно 4- 5 см . При этом использовались шкуры животных, перенесших зиму, поскольку качество их шерсти было лучше.
В самое суровое морозное время носили аскыр негей тон. Его отличительной особенностью было то, что он был несколько больше в размере по сравнению с негей тон, потому что этот тон изготовляется из шкур самцов 3-4 баранов 3-4 летнего возраста, шерстяной покров которых был особенно густым, длина ворса достигала 8- 10 см .
Зимняя одежда была темных расцветок, а летние ткани были более светлых расцветок (летом население пользовалось видами халатов: терлиг тон, шыва тон, эдектиг тон, объединенных общим названием чайгы тон. Они шились из ткани, с тканевой же подкладкой).
Отличительные признаки тувинской одежды — « тона» :
Во-первых : покрой «тона» не стесняет свободу движения , в тувинском тоне пройма рукава занижена, напоминая крыло летучей мыши , низ тона шире, прибавляется « шавы », то есть клинья;
Во-вторых: деталь улуг-хой раскраивается цельно (в отличие от монгольского тона,который раскраивали как две разные части впереди);
В-третьих : низ « тона» длиннее ;
В-четвертых : ширина окантовки шире — « имчилге ».
В-пятых : для повседневного тона количество пуговиц должно быть четыре : по вороту — одна, на ступенчатом вырезе « улуг-хой бажы » — две, по пройме — одна, перед вырезом подола « алаңгы эдек » — две.
Для « херелдиг тон» количество пуговиц должно быть семь: по вороту — две, на ступенчатом вырезе « улуг-хой бажы » — две, по пройме — одна, перед вырезом подола « алаңгы эдек » — две.
В-шестых, в тоне в правой поле « иштии-хой » иногда шили « оорук » — карман, в основном использовали пояс (« кур »).
В-седьмых, тувинская пуговица имеет « дижи » — петлю, в которую вшивали шерстяную нить.
В-восьмых, с двух сторон пришивали клинья, называющиеся « шавы ».
Символы цвета в национальных костюмах.
Символы вбирают в себя интеллектуальную информацию, волевые устремления, эмоциональный опыт человека, фиксируя все это в упрощенных формах. Практически у каждого народа выработалась своя система знаков, символов и цветов, часто родственная с подобными системами с соседними народами, труднодоступная или непонятная с первого взгляда для представителей другой культуры. Среди различных систем выделяется символика одежды разных народов, которая на протяжении тысячелетий отражала своеобразие духовного мира людей. Поэтому изучение именно символики и цветов традиционного тувинского костюма позволяет лучше понять некоторые материально-этнические, философские аспекты жизни народа на протяжении столетий.
Среди символов, использовавшихся в национальной одежде тувинцев, можно выделить систему символов цвета и систему буддийских знаков.
Наиболее универсальной, доступной для реализации, была система символов цвета. Говоря об использовании символа разных цветов, следует сказать, что у тувинцев есть много общего с культурой других народов, в частности, с монголами, тибетцами, и есть присущие только себе особенности.
Для того, чтобы сшить тувинскую национальную одежду, нужно правильно подобрать цвета, в соответствии с возрастом и статусом. Для детей и молодежи наиболее подходят яркие цвета, а людям зрелого возраста – более приглушенные; для девочек подходят розовые, красные цвета, а для мальчиков – голубые, синие.
Рассмотрим значения цветов в тувинской культуре с некоторыми сравнениями: самые распространенные цвета — белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, коричневый. Они выражают характеристику явлений, предметов, людей, эмоциональное состояние, нравственные категории, геосимволику .
Во главе системы цветов стоит белый цвет, «цвет-мать» — самый священный и желанный символ чистоты, благородства, благополучия, богатства, добра, почета. Самое высокое положение занимает белая пища, скотина белой масти, белая юрта, человек с белой душой, белая одежда.
Противопоставляется белому цвету черный. В контексте тувинской символики, как и монгольской, он олицетворяет разные понятия и характеристики, в отличие от тибетской системы, где черное однозначно олицетворяет все злое и мрачное. Для тувинцев черный цвет, с одной стороны, — это зло, несчастье, сокрушающая сила, нищета, с другой стороны, — несметные богатства, неисчислимое множество, чистота природных явлений, а также часть народа, жившая на севере и отколовшаяся от своего основного этнического состава, а в одежде этот цвет использовали, желая, с одной стороны, призвать силу и богатство, с другой стороны — выразить принадлежность хозяина одежды к северной стороне света.
Остальные основные цвета это «цвета-отцы»: красный, синий, зеленый, желтый и производные от них «цвета-дети» (розовый, голубой и т.д.). Они в различных жанрах культуры не обладают обширным комплексом значений, как белый и черный цвета. Красный цвет символизирует радость, благополучие, синий — удачу, победу, золотой и желтый — святость, божественность, высшую исключительность.
Цветовая традиция в одежде тувинцев.
Тон малышей – « чучак тон» почти как у взрослых. Стоячий воротник, фигурный вырез нагрудной части левой полы с запахом направо, четыре пуговицы. Зимой детям шили хураган кежи чучак тон, т.к. она была теплой, удобной в носке. Цвет одежды детей был скорее разнообразным. О наличии обязательной цветовой традиции в старинном детском костюме нет никаких данных ни в исследованиях ученых, ни в героических военных сказаниях, ни у информаторов. В героических сказках есть сведения только о том, что мальчики получали в наследство от отца комплект взрослой одежды, который мог быть черного, белого, красного, желтого, коричневого и других цветов. Такой комплект часто передавался от родителей к сыну. Традиционные праздничные (они наиболее выразительны и символичны) костюмы тувинцев различных возрастных групп: детский костюм мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличался и не имел пояса, цветовая гамма была самой различной. Одежда подростков могла быть синего или черного цвета, это символизировало удачу и благополучие, также были распространены яркие цвета — они символизируют расцвет сил и время созревания. Весенне-осенние халаты были похожи и различались только по цвету.
Женская одежда была похожа на мужскую и различалась только по цвету, и костюм украшался яркими цветами и орнаментом (это тоже имело значение), тогда как у мужчин цвета и украшения отличались сдержанностью.
В костюме молодых людей существовала определенная цветовая символика. Цвета были близки к ярким. Яркий цвет был символом силы, активной жизненной энергии, жизнерадостности и бесстрашия. Это доказывают строки из разговора юноши и девушки в тувинской народной сказке « Кангывай Мерген »: «Мне пятнадцать лет и тебе пятнадцать лет. Синее волка, краснее лисы мы в нашу юную пору».
Вдовы носили одежду мужских цветов (черный, синий, коричневый), этим показывали окружающим, что функции мужчины они берут на себя.
Пожилые женщины носили одежду более темных цветов, так как наличие мужских особенностей во внешнем облике и манерах поведения пожилых и старых женщин было распространенным явлением.
Костюм пожилого мужчины почти не менялся.
Для проведения исследовательской работы нами был изучен ряд литературы. На основании чего и проведено исследование национальной одежды тувинского народа. В национальной одежде продолжает жить стремление тувинского народа к красоте. По национальному костюму можно изучать историю народа.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что цветовая символика играла большую роль в традиционной национальной одежде тувинцев. Мы попытались проследить динамику изменения цветовой гаммы в костюмах мужчин и женщин в зависимости от возраста и пришли к выводу: детская одежда мальчиков и девочек до трехлетнего возраста не отличалась ни кроем, ни цветом и была традиционно мужских цветов (черный, синий, коричневый). Одежда юношей и девушек уже различалась по крою и цветам, делилась по половому признаку, имела характерную особенность — яркие цвета, что символизировало период полового созревания. Одежда зрелых людей имела четкие различия, исключение составляли вдовы. Пожилые мужчины и женщины носили одежду мужских цветов, здесь можно провести параллель с детским костюмом.
Таким образом, яркие цветовые отличия в одежде мужчин и женщин наиболее выражены были в период юношества и зрелости, то есть, связаны с периодом половой активности. Данная тема имеет множество неизученных аспектов, поэтому исследования по изучению национальной одежды тувинцев необходимо продолжать.
Источник