Уровень физической подготовки современного студента проект

Уровень физической подготовки современного студента проект

Введение

Технический прогресс, стремительное развитие науки и все возрастающее количество новой информации, необходимой современному специалисту, делают учебную деятельность студента все более интенсивной и напряженной. Соответственно, возрастает и значение физической культуры как средства оптимизации режима жизни, активного отдыха, сохранения и повышения работоспособности студентов на протяжении всего периода обучения, подготовки молодых людей к профессиональной деятельности. Одним из важных результатов процесса физического воспитания в вузе является общефизическая и профессионально-прикладная физическая подготовленность обучающихся.

Физическая подготовленность — результат физической подготовки, выражающийся в определенном уровне развития физических качеств, приобретении двигательных навыков и умений, необходимых для успешного выполнения той или иной деятельности.

Роль физической подготовленности студентов многогранна.

Физическая подготовленность не только способствует укреплению здоровья и высокой работоспособности, но и создает предпосылки для успешной профессиональной деятельности, косвенно проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, адаптация к условиям труда.

Оценка физической подготовленности – эффективный способ привлечения студентов к занятиям физической культурой, возможность исследовать уровень личной физической подготовленности, определить пути ее развития.

Учебными программами по физической культуре в высших учебных заведениях предусмотрена балльная оценка физической подготовленности. На основании государственного образовательного стандарта, с учетом регионально-территориальных, социокультурных, климатических факторов кафедры физической культуры разрабатывают шкалу оценки по общефизической и профессионально прикладной физической подготовке. Эта форма очень удобна, дает возможность перевести нормативы в баллы и быстро сделать расчеты для контроля успеваемости по балльно-рейтинговой системе оценки.

Читайте также:  Стилевые решения современного интерьера

Важную роль в исследовании личной физической подготовленности играет самооценка, которая имеет ряд функций: сравнительного познания себя, прогностическая, регулятивная. Самооценка является внутренним представлением о себе самом, собственном потенциале, своей социальной роли и жизненных позициях. Самооценка может быть как завышенная – это переоценивание индивидом собственного потенциала, так и заниженная – это недооценивание своего потенциала. Студент ставит перед собой цели определенной трудности, т.е. имеет определенный уровень притязаний, который должен быть адекватным его реальным возможностям. Если уровень притязаний занижен, то это может сковывать инициативу и активность личности в физическом совершенствовании. Завышенный уровень может привести к разочарованию в занятиях, потере веры в свои силы.

Во многих научных работах одним из ключевых предметов исследования является физическая подготовленность студентов. Сравнительная динамика физической подготовленности студенток представлена в трудах О.А. Богданова, Л.Н. Шелкова и И.П. Васютина [1]. Стараниями К.Э Столяр, С.Ю. Витько изложены организационно-методические подходы к оценке физической подготовки студентов [3]. Физическое воспитание и физическая подготовленность студенческой молодежи представлена в работах Яковлевой В.Н. [5]. Штих Е.А. рассматривает объективную и субъективную оценки уровня физической подготовленности и физического здоровья студенток гуманитарного вуза [4].

В рамках нашего Технического института (филиала) Северо-Восточного федерального университета (ТИ (ф) СВФУ) мы так же решили провести исследование и узнать, какую оценку дают студенты своему уровню физической подготовленности и определить, насколько данная оценка совпадает с объективной.

Цель исследования – провести сравнительный анализ субъективных и объективных показателей уровня физической подготовленности студентов ТИ (ф) СВФУ.

  1. Определить, как студенты оценивают свой уровень физической подготовленности.
  2. Изучить объективные данные об уровне физической подготовленности студентов.
  3. Сравнить субъективную оценку студентов с результатами выполненных ими нормативов.

Методика и организация исследования

В исследовании за период 2015-2016 гг. приняли участие студенты 1-3 курсов, обучающиеся на дневном отделении в ТИ (ф) СВФУ и занимающиеся в группах общефизической подготовки. Общее количество опрошенных составило – 97 человек, из них 41 юноша и 56 девушек. В общий количественный состав вошли студенты, обучающиеся как на гуманитарных специальностях, так и на технических, примерно в одинаковых пропорциях. Все студенты по результатам медицинского осмотра отнесены к основной группе. Исследование проводилось в два этапа.

На первом этапе исследования нами проведен анкетный опрос среди студентов, основанный на субъективной оценке и направленный на определение уровня физической подготовленности по 5-тибалльной шкале. Студентам было предложено оценить в баллах от 1 до 5 свой уровень физической подготовленности (1 – низкий уровень, 2 – ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – выше среднего, 5 – высокий уровень).

На втором этапе исследования на основе проведения тестирования и определения результатов тестов, были выявлены объективные данные об уровне физической подготовленности студентов. Физическую подготовленность студентов оценивали по следующим контрольным упражнениям (тестам):

  1. Тест на быстроту: челночный бег 5 × 10 м (измерения в сек.).
  2. Тест на скоростную выносливость: челночный бег по длине волейбольной площадки 18 м в течение 40 сек. (результат измерялся в метрах).
  3. Тест на гибкость: наклон вперед с прямыми ногами, стоя на скамье, с опусканием рук ниже уровня скамейки (измерения в см).
  4. Тест на силу (для юношей): подтягивание на высокой перекладине, с учетом массы тела испытуемых (результат оценивался по количеству раз).
  5. Тест на силу (для девушек): поднимание туловища из положения лежа на спине, ноги закреплены, руки за головой (результат определялся по количеству раз).Оценка результатов осуществлялась по 5-балльной шкале, утвержденной в ТИ (ф) СВФУ, и определялась, как средняя арифметическая величина выбранных тестов.
  6. Контрольные тесты проводились в условиях спортивного зала на промежуточной аттестации студентов.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты анкетного опроса среди девушек и юношей, а также всего контингента представлены в табл. 1.

Таблица 1. Субъективная оценка уровня физической подготовленности студентов (в %)

Кол-во студентов, оценивших свою подготовленность на:

Источник

Актуальные проблемы совершенствования физической подготовки студенческой молодежи

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ.

Кумертауский филиал ОГУ, город Кумертау

В начале XXI столетия социално-техногенное развитие общества стало все больше характеризоваться динамичным прогрессом социальных, но вместе с тем, и снижением природных физических и психических качеств человека.

Само усложнение технологических процессов, механизация, автоматизация, компьютеризация труда, наличие в окружающей среде вредных для организма человека отходов производства, подчас несовершенная организация труда, отрицательно воздействуя на состояние работника, уровень его работоспособности, приводит к психоэмоциональным перегрузкам, сокращению двигательной активности и возникновению общесоматических и профессиональных заболеваний.

В современном физкультурном образовании физическое воспитание позволяет разносторонне воздействовать на личность. Вместе с тем, многие социально значимые результаты физического воспитания достигаются в настоящее время лишь частично. Все это свидетельствует о проблеме физической подготовленности студентов.

Необходимо отметить, что физическое состояние и здоровье населения любой страны является важнейшим критерием её благополучия. Именно данный критерий лежит в основе сохранения и воспроизводства человеческого потенциала в интересах национальной безопасности государства

Вместе с тем в новых условиях развития России возрастает социальная значимость физической активности в обществе, усиливается её роль в формировании здорового образа жизни. Установлено, что физическая активность умеренной и высокой интенсивности прямо и опосредованно способствует сохранению и укреплению здоровья. В то же время физической активностью в стране регулярно занимается примерно только 20-30% молодежи, тогда как в экономически развитых странах мира этот показатель составляет 40-60%. Снижение уровня физической активности школьников и студентов при одновременном повышении нервно-эмоционального напряжения приводит к ухудшению состояния здоровья.

У подростков к 17-летнему возрасту наблюдается рост хронических заболеваний, охватывающий более 1/5 всех подростков (свыше 800 тыс. детей), т. е. около трети абитуриентов, поступающих в вузы, уже имеют хроническую патологию. Тенденция ухудшения состояния здоровья студенческой молодежи приняла устойчивый характер. К «факторам риска», оказывающим влияние на состояние здоровья студентов, можно отнести несоответствие условий и требований обучения. В исследованиях проведенными научными центрами отмечается, что ежегодно на первый курс вузов Росси поступает только 16% абитуриентов отнесенных к основной группе здоровья.

Основные заболевания, по которым студенты зачисляются в специальную медицинскую группу это болезни глаз и органов дыхания, костно-мышечной и сердечно — сосудистых систем, органов пищеварения и нервно-психическая патология, что соответствует Всероссийской диспансеризации детей от 0 до 18 лет. Количество заболеваний к выпускному курсу возрастает в 2-3 раза.

Дисциплина “Физическая культура” в высшем профессиональном образовании способствует совершенствованию физической подготовленности студента, обеспечивает мотивационную, функциональную и двигательную готовности к выбранной профессиональной деятельности, которое осуществляется путем общих и специфических для нее закономерностей, принципов и правил.

Исходя из этого, задачами физического воспитания в Кумертауском филиале ОГУ являются, развитие физических качеств и способностей, совершенствование функциональных возможностей организма, укрепление индивидуального здоровья, формирование устойчивых мотивов и потребностей в бережном отношении к собственному здоровью, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, освоение системы знаний о занятиях физической культурой, их роли и значении в формировании здорового образа жизни, улучшение уровня физического развития, физической и функциональной подготовленности студентов. И конечным итогом является формирование высокого уровня культуры здоровья студентов.

Основу физической подготовленности составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи положительных двигательных навыков, укрепления и сохранения здоровья студентов. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство физического воспитания. Физическая подготовленность только один из социально значимых результатов физического воспитания в высшем профессиональном образовании.(5)

Основная физическая нагрузка приходится на занятия различными видами спорта: легкая атлетика, волейбол, баскетбол, плавание и лыжные гонки. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем.

По мимо здоровья студентов, выделятся еще одна главная проблема, это отсутствие у студентов устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями. По данным , , только около 10% студентов регулярно целенаправленно включают физические упражнения в свою жизнедеятельность. Их двигательная активность составляет 15 минут в день, хотя гигиеническая норма составляет более одного часа.

В практике физического воспитания вуза видно, что большинство студентов не заинтересованы в самостоятельных занятиях. Отсутствие в студенческом возрасте биогенных потребностей в движении, характерных для раннего детства, а социальные потребности не сформированы из-за слабой постановки физического воспитания в школе. Одной из причин модно назвать не хватка времени, отсутствие условий и увлеченность другими видами отдыха.

Многие указывают на низкий уровень физической подготовки девушек. Возникает необходимость создание и внедрение таких форм занятий которые позволят более глубоко и в тоже время оптимально решать все задачи физического воспитания студентов, помогут заинтересовать молодых людей в повышении уровня своей физической подготовленности. Решение данной проблемы требует поиска новых методов способствующих достижению цели.

1. Изаак физического развития и физической подготовленности молодого поколения России и их коррекция на основе технологии популяционного мониторинга: Автореф. дис. … д-ра пед. наук. — СПб, 20с.

2. Романченко состояния здоровья студентов в процессе занятий физической культуры: Автореф. дис. канд. пед. наук. — СПб., 20с.

3. Физическая культура студента: Учебник / Под ред. . — М.: Гардарики, 20с.

4. Прыткова проблемы и направления совершенствования вузовского физического воспитания [Текст] / , // Молодой ученый. — 2012. — №1. Т.2. — С. 118-122.

5. , Кислицын культура: Учеб. Пособие для студентов СПО. – М.: Мастерство, 2002.-152 с.

Источник

Физическая подготовка как важная часть физического воспитания студентов

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Просмотр содержимого документа
«Физическая подготовка как важная часть физического воспитания студентов»

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ВАЖНАЯ ЧАСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНТОВ

Физическая культура студента имеет важное значение, обеспечивая развитие физических, интеллектуальных способностей и нравственных качеств, психофизической выносливости, повышение физической работоспособности. Физическая подготовка студентов приобретает принципиально важное значение потому, что призвана не только обеспечивать физическое развитие и укрепление молодого организма, но и формировать навыки и потребности в здоровом образе жизни, закладывать фундамент прочности здоровья, общей физической работоспособности и воли будущего специалиста.

Несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране, возрастающий дефицит финансирования образования, физическая культура по-прежнему остается предметом учебного плана.

Сохранение и укрепление здоровья студентов, формирование у них потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни является одной из основных задач системы физического воспитания образовательного учреждения по решению проблемы здоровье-образующего фактора в учебно-воспитательном процессе.

Проблемам физического воспитания молодежи посвящали свои многочисленные труды специалисты и ученые – педагоги, физиологи, психологи. Это работы М.Я. Виленского, В.Я. Игнатьевой, З.И. Кузнецовой, С.Д. Неверковича, В.В. Чешихиной, В.И. Филипповича и других специалистов в области физической культуры, считающих, что физическая подготовленность является важным компонентом здоровья учащейся молодежи, а ее улучшение – одной из главных задач физического воспитания. Особо ценными в смысле изучения проблем физической подготовки молодежи и их решения являются работы, представляющие описание личного опыта известных спортсменов и тренеров – легендарного баскетболиста и тренера Сергея Белова, парашютистки Любови Берлин, великого тяжелоатлета, политического деятеля, интеллигента Юрия Власова, летчика-парашютиста К.Ф. Кайтанова, известного тренера по фигурному катанию на коньках Т.А. Тарасовой.

Для того чтобы занятия физической культурой приносили максимальную пользу, перед системой в целом и перед каждым занятием в частности должны ставится цели, что в свою очередь требует информированности преподавателя о состоянии здоровья, уровне физической подготовленности каждого студента на каждом этапе обучения. Такая информация имеет большое практическое значение, а поэтому оценка эффективности физического воспитания каждого обучающегося должна проводиться, с одной стороны6 по состоянию его здоровья, а с другой – по уровню развития основных физических качеств, т.е. по уровню физической подготовленности.

В работах отечественных ученых отмечается, что понимание студентом пользы занятий спортом, ведение здорового образа жизни как витальной ценности может стать дополнительным резервом формирования разнообразных (в том числе доступных для каждого) видов физической культуры, прогрессивных тенденций в физическом развитии общества.

Так, Б.К. Бальсевич [1], М.Я. Велинский, Г.К. Карповский [2] приразработке направлений физической активности студентов в учебных заведениях неспортивного профиля определяют объективные и субъективные критерии. К объективным они относят требования социума, к субъективным – индивидуальные желания и потребности в занятиях различными видами физической культуры.

Подчеркнем, что для каждого вида физической культуры, культивируемой в образовательном учреждении, педагог должен быть вооружен знанием теории организации, задач, форм, средств и методов его проведения. В современном ОУ для преподавателей физической культуры это сделать несложно, поскольку в последние годы на прилавках книжных магазинов появилось много разработок по совершенствованию спортивных упражнений и методической поддержке физического воспитания в вузах, учреждениях среднего профессионального образования. Учитывая конкретный контингент студенческих групп, преподавателю остается только вносить небольшие изменения в методику проведения занятий в каждой из них. Это позволит удовлетворить потребности, мотивы и личностную ориентацию в физкультурной деятельности каждого молодого человека, повысит престиж в системе гуманитаризации образования.

В современной теории физической культуры условно определены три формы ее функционирования в образовательном учреждении неспортивного профиля: спорт, физическая рекреация и физическая реабилитация. Основой данного единства выступает главное средство – физические упражнения, которые являются основной структурной единицей практики. Основная форма функционирования физической культуры в российских учебных заведениях – неспециальное физкультурное образование [5]. В ряде работ названных авторов также указывается на необходимость усиления образовательной направленности физкультурной деятельности в образовательных учреждениях неспортивного профиля, на обеспечение элементарной физиологической грамотности их студентов. Такие мероприятия, кроме признания важности телесного развития, бесспорно, будут способствовать осознанному, творческому отношению к задачам, средствам, методам и формам физкультурной деятельности, формированию отношения к физической культуре как ценности.

В этом смысле для нас особый интерес представляют работы В.А. Головиной, в которых автор выделила условно четыре основные цели физического образования в условиях вуза:

достижение целостности знания о человеке, его культуре как системе норм, ценностей, ориентированных на развитие личностных качеств каждого молодого человека;

формирование нравственно-эстетических норм интеллигентности студента в единстве с его физкультурной деятельностью;

воспитание у студентов потребности и способности руководствоваться в своей жизни гуманистическими мотивами, умения прогнозировать и самокритично оценивать результаты телесного и духовного развития;

ориентация студентов на самообразование, саморазвитие, саморегуляцию и самоконтроль в области физической деятельности, непрерывное духовное и физическое развитие [4].

Это определение обусловлено повышением требований к физической, духовно-нравственной и общей культуре будущего специалиста, переходом развития самой системы физического образования и воспитания от экстенсивного – к интенсивному. Для учебного заведения неспортивного профиля В.А. Головина четко определяет три группы функций физкультурного образования – обучение, воспитание, управление.

Функция обучения означает формирование специальных знаний студента о физическом развитии человека вообще и своего в частности, овладение основами теории и методики занятий физическими упражнениями в различных видах физкультуры, навыками и техникой их выполнения.

Функция воспитания обеспечивает сформированность отношения к своему здоровью и физическому развитию как ценности, формирует волю, решительность, готовность преодолеть физические нагрузки (в том числе связанные с напряженным режимом учебы), потребность в регулярных занятиях спортом.

Функция управления – управление педагогическим воздействием – направлена на развитие силы, ловкости, выносливости, совершенствование тела и духа в процессе физкультурных занятий.

Структура физической культуры образовательных учреждений гуманитарного и технического профиля характеризуется не только строением, но и взаимосвязями, которые позволяют им взаимодействовать друг с другом на одном уровне (координационных характер) и в то же время подчиняться друг другу внутри системы – то есть имеют характер подчиненный. Причем каждый из видов физической культуры направлен на решение конкретных задач посредством общих и специфических методов и фор организации физической деятельности студенческой молодежи.

В настоящее время все более актуализируется проблема совершенствования системы непрерывного образования обучающихся в целях обеспечения двух основополагающих аспектов: формирования личности с характерным набором свойств, качеств и функций и ее подготовленности к практике социально значимых видов деятельности, главной из которых – производительный труд.

Общественная и личностная потребности, теоретические знания о физкультурной деятельности и становлении личности, подготовленной к практике труда, и значительный практический опыт учебных заведений обусловили выделение отдельной специфической отрасли физической культуры – профессионально-прикладной, которая изучает биологические, социальные и дидактические аспекты комплексного влияния прикладных видов физкультурной деятельности и призвана обеспечивать на всех этапах обучения в ОУ формирование личности созидающей, создающей материальные и духовные ценности, обладающей высокой прикладной подготовленностью.

Таким образом, профессионально-прикладная физическая культура призвана удовлетворять общественные и личностные потребности в формировании личности с характерным комплектом как общих, так и конкретных профессионально-прикладных физических, психофизиологических качеств и функций, двигательных умений и навыков, необходимых для овладения профессией на всех этапах совершенствования в профессиональной деятельности [6].

Уместно заметить, что уровень физической культуры студенчества имеет особо важное значение, поскольку он не только влияет на степень освоения учащейся молодежью учебной программы и эффективность их отдачи как специалистов после получения диплома, но и в значительной мере определяет выбор обществом образа жизни. Поскольку именно от технической интеллигенции, от молодых специалистов, руководителей в значительной степени зависит результат этого выбора.

К задачам, которые должна решать сегодня система физического воспитания в образовательном учреждении, можно отнести: воспитание потребности в физическом совершенствовании и здоровом образе жизни и включение студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность по освоению ценностей физической культуры; формирование системы теоретических знаний и практических умений в области физической культуры; обеспечение необходимого уровня профессиональной готовности будущих специалистов, включающей физическую подготовленность, тренированность, работоспособность, развитие профессионально значимых физических качеств и психомоторных способностей; полноценное использование средств физической культуры для профилактики заболеваний, сохранения и укрепления здоровья, овладения умениями по самоконтролю в процессе физкультурно-спортивных занятий [6].

К противоречиям, которые сдерживают решение этих задач, мы относим: неполное соответствие учебных программ сути указанных задач; недостаточность или отсутствие мотивов для их решения у преподавателей физического воспитания образовательных учреждений неспортивного профиля; недостаточную материальную базу для реализации процесса физического воспитания студентов; недостаточный уровень физического развития и образования поступивших в ОУ, отсутствие потребности в физическом совершенствовании; неопределенность требований к минимальному уровню физического развития поступающих в образовательные учреждения; высокая учебная нагрузка на одного преподавателя физического воспитания; несовершенство соревновательных систем (как внутри учебных заведений, так и между ними), стимулирующих и мотивирующих лишь отдельные команды или отдельных спортсменов на достижение более высоких результатов в спорте.

Для преодоления названных затруднений необходимо обеспечение физической культуры и спорта профессиональными и общественными кадрами. Это направление работы сегодня является одним из главных для системы профессионального образования.

1. Бальсевич Б.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи // Физическая культура и воспитание, образование, тренировка. 1996. № 2.

2. Виленский М.Я.,Карповский Г.К. Мотивационно-ценностное отношение студентов к физическому воспитанию и пути его направленного формирования // Теория и практика физической культуры. 1984. № 10.

3. Власов Ю.П. Мы есть и будем. Воронеж: Воронеж. обл. изд-во, 1996.

4. Головина В.А. Развитие физкультурно-оздоровительной работы в высшей школе на современном этапе: дис. … канд. пед. наук. М., 2002. 178 с.

5. Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания // под общ. ред. Л.П. Матвеева и А.Д. Новикова. 2-е изд., испр. и доп. М., 1976. Т.2.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями