Игорь Галицкий «История витража», журнал «Деко», № 6, 2009 г. С.12-17.
«Витраж – это прозрачная перегородка между моим сердцем и сердцевиной мироздания.»
Марк Шагал
Более пяти тысяч лет человек владеет тайной создания стекла. Наиболее вероятно, что стекло было случайно обнаружено египетскими или месопотамскими гончарами при обжиге своих изделий.
Стекло — это образ чистой тонкой материи, пропускающей свет. Проходя сквозь цветное стекло, луч света, разбиваясь на спектральные оттенки, окрашивается в яркие тона, чистоту и насыщенность которых невозможно передать с помощью других материалов. Благодаря прозрачности и своим оптическим свойствам, стекло обладает уникальной способностью преломлять проходящие сквозь него лучи света, приобретая блеск драгоценного камня.
Развитие производства цветного стекла и положило начало новому виду монументально-декоративного искусства – витражу. Витраж – это стеклянная картина, чьи краски никогда не меркнут, не тускнеют, «играя » не только от яркого солнечного света, но и от мягких тонов заката и сверкающих вечерних огней. Окрашенный таким образом свет способен пронизывать все окружающее пространство. Поэтому витраж оказывает сильное эмоциональное воздействие на зрителя и способен активно воздействовать на внутреннюю атмосферу интерьера, подчеркивая в своих изображениях характер и назначение сооружения и дополняя его художественный образ.
Витраж – искусство тесно связанное с развитием архитектуры, со сменой стилей, эстетических воззрений. Витражи, представлявшие ранее набор цветных стекол, нередко служили случайным украшением помещения. С течением времени совершенствовалась их композиция, рисунок, художественная обработка стекла и техника исполнения. Витражи становились подлинными произведениями искусства, неотъемлемой частью строго продуманного монументально-декоративного убранства зданий.
Мозаика из небольших пластинок цветного стекла была обнаружена в древнем Риме времен империи и в храмах первых христиан. Окна Софийского собора в Константинополе, ставшем столицей Византии в 330 году н. э., были застеклены цветными стеклами, по-видимому, вскоре после сооружения собора.
Цветное остекление окон первоначально представляло собой стеклянную мозаику, вставленную в каменные и деревянные проемы ажуры окон. Затем появилась мозаика из цветных стекол, вырезанных и собранных в свинцовой оправе в виде узора, геометрического или растительного орнамента. Первые достоверные сведения о применении свинцовой пайки относятся к Х-XI векам. Это было крупным техническим достижением. Такие мозаики собирались в металлической раме и устанавливались в оконных проемах.
Применение цветных стекол для украшения окон началось с того времени, когда христианство стало официальной государственной религией в Римской империи (в конце IV столетия н. э.). Началось оживленное строительство в соответствии с новыми требованиями, предъявляемыми к плану, фасаду и интерьеру храма. Появление оконных проемов в зданиях, в отличие от архитектуры храмов Древней Греции и Древнего Рима, поставило вопрос об их оформлении.
Ведущая роль в искусстве романского стиля принадлежала архитектуре, отличавшейся тяжеловесностью форм. Мощные стены, узкие оконные проемы, ступенчато-углубленные в стену порталы, массивные столбы и колонны, придававшие зданию суровый крепостной вид — отличительные черты сооружений романского стиля.
В раннехристианских базиликах Рима и Равенны заполнением оконных рам служили алебастр и селенит, которые приглушали в интерьере яркий дневной и создавали своеобразный декоративный эффект благодаря игравшему в полумраке прихотливому узору естественных прожилок. Базилика, украшенная фресками и мозаикой, не нуждалась в фигурах на окнах. Наоборот, цветное окно, сильно акцентированное фигурами, уменьшало бы силу выразительности стенной живописи.
В V-VI веках н. э. мозаикой из цветных стекол украшались окна церквей в разных городах Галлии, откуда это искусство проникло в германские города и другие страны. Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре С-Павла в Jarrow в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.
Цветное остекление постепенно образовало особую отрасль декоративного искусства и стало равноправным в числе других отраслей и видов искусства. Используемое стекло было очень неоднородно и не очень прозрачно, но по-своему выразительно и неповторимо.
С течением времени повысились требования к рисункам стеклянной мозаики. Попробовали оттенять цветные стекла наложением более темных красок. Результаты оказались положительными. Техника окраски стекол при помощи обжига была открыта в IX веке. Этот новый прием нашел широкое распространение. Таким образом, в конце Х века возникла и развилась живопись по стеклу. Роль художника в живописи по стеклу в эту пору, вплоть до XIII столетия, продолжает оставаться незначительной: рисунок примитивен, фигуры довольно условны, орнаменты, люди, животные набросаны парой сочных контуров, лица и прочие детали сделаны из цветных стекол. Самыми старыми законченными витражами Европы являются пять фрагментов из Аугсбургского Собора.
Старые мастера не злоупотребляли свинцом и черной краской, иначе при малой площади окон витражи пропускали бы мало света. Каждый главный контур, проведенный свинцом или черной краской, у них был логичен. Рассчитывая, что витраж будет рассматриваться издали, художник прибегал к приемам монументальной живописи.
Он проводил широкие густые штрихи, а затем объединял их тремя-четырьмя все утончающимися параллельными штрихами. Прорисовка волос на голове и бороде, линий на ладонях рук, морщин на лбу. Все было рассчитано на восприятие издали. То, что вблизи кажется для глаза резким, например черный штрих и белый промежуток, то на расстоянии сливается в гармонически оттененный контур. В рисунках все было ясно распределено, контуры четко отделяли красочные пятна.
Фигурные изображения не занимали всего оконного пространства, а только его середину. Их окружали орнаментальные бордюры, пальметты, надписи и узоры на одежде. Рисунок или буквы наносились кистью или выскабливались из фона. Отдельные детали короны, края одежды инкрустировались мелкими кусками цветного стекла, имитирующего драгоценные камни.
Готика — подлинный венец средневековья. Готическое искусство оставалось преимущественно культовым по назначению и религиозным по тематике. Для готики характерны символико-аллегорический тип мышления и условность художественного языка. От романского стиля «готика » унаследовала главенство архитектуры в системе искусств и традиционные типы зданий. Основополагающее место в искусстве «готики » занимал собор — высший образец синтеза архитектуры, скульптуры и живописи (преимущественно витражей).
Несоизмеримое с человеком пространство собора, вертикализм его башен и сводов, подчинение скульптуры ритмам динамичности архитектуры, многоцветное сияние витражей оказывали сильное эмоциональное воздействие. Атмосфера грандиозных готических соборов, заполненных льющимся из разноцветных окон феерическим светом и сиянием драгоценных украшений, является воплощением небесной возвышенности, похожей скорее на сон, чем на явь. Как бы ловя свет и отдавая его в новом качестве, витраж придает интерьеру неповторимое настроение, украшает его, делает торжественнее. Его словно и не касались разрушительные воздействия времени, не тускнели его краски, радостно и возвышенно «поющие » до захода солнца.
Конструктивные особенности готических сооружений не требовали массивных стен, и наружные промежутки между столбами-контрфорсами заполнялись громадными стрельчатыми окнами. Эти окна украшались витражами, которые к этому времени отличались уже высоким художественным уровнем. На их качество оказывало влияние развитие живописи вообще и живописи на стекле в частности. Появление новых красок обогатило палитры художников, теперь можно было передавать тонкие цветовые нюансы, светотень, живопись стала исключительно выразительной. Живопись витражей становилась сложнее, краски обладали поразительной красотой.
В эту эпоху тесное сотрудничество архитектора и живописца по стеклу стало совершенно необходимым, причем ведущее начало принадлежало зодчему. Общий характер и композиция живописи по стеклу находится в полном согласий и сочетании с архитектурой сооружения. Мистика раннего средневековья придавала витражу выразительность огромной силы. Это период высшего расцвета, витражей.
Одна витражная панель в средние века состояла часто из сотен кусочков стекла. Затем некоторые кусочки изымались и расписывались матовыми эмалевыми красками и повторно обжигались. Готовые кусочки скреплялись свинцовыми Н-образными профилями. Окна достигали высоты шести метров, а некоторые — были более восемнадцати метров. Для прочности такие большие окна делили на панели, которые прикреплялись к расположенной снаружи металлической решетке.
Королевская церковь аббатства Сен-Дени стала совершенным визуальным воплощением духовных сюжетов. Окна Сен-Дени явились исключительным новаторством. В панно были включены жизнеописания святых, Марии и Христа, их родословные и, возможно, первый крестовый поход. Расходясь широкими веерами, синие, красные, золотистые лучи омывали стены. Обычный дневной свет, проникавший сквозь витражи в собор, воспринимался как мистический. А изображения походили на иллюстрации к манускриптам. Окна становятся эквивалентом рукописных текстов, описывающих жизненный путь христианских святых.
В эпоху готики витражи создавались целыми циклами, как например циклы витражей в готических соборах в Шартре и Бурже во Франции, в Кельне, Ульме и Нюрнберге в Германии и т. д. К памятникам архитектуры эпохи готики относятся соборы, ратуши, башни, замки и другие здания, возведенные в основном в XIII — XIV столетиях.
В эпоху Возрождения витраж обретает популярность в Италии, Швейцарии, Польше и особенно в Англии (Вестминстерское аббатство в Лондоне, собор в Уэльсе).
В XV веке обрамления в витражах прорабатывались весьма детально. Фигуры в витражах перестают быть условными, абстрактное превращается в конкретное, реальное. Движения фигур менее скованы, более динамичны, драпировка одежд становится богаче. Изображение в витражах прорабатывались весьма детально, фигуры облачались в богатую одежду, которая передавалась на стекле с удивительным умением и красотой. С большой силой выражены душевные переживания изображаемых персонажей, с непостижимой виртуозностью передавались трогательные моменты повествования. Крупнейшие художники эпохи Возрождения (Донателло , Учелло, Лоренцо Гиберти) выполняли эскизы витражей. Но витраж понимался ими больше как живопись по стеклу. В это время намечается тенденция к подражанию масляной живописи, тщательной моделировке и светотеневым эффектам. Витражные картины более поздних времен Возрождения содержат разные аллегорические фигуры и символические знаки. Вместо орнаментального фона появились чуждые для изображения пейзажей и интерьеров. Живопись по стеклу никогда в дальнейшем не достигала такого высокого художественного уровня.
Для искусства барокко, пришедшего на смену маньеризму, знаменовавшему собой распад искусства Возрождения, характерна пышность декоративных форм, синтез архитектуры с другими видами изобразительного искусства. Основными объектами строительства являлись дворцы и церкви. Однако к формированию торжественных и богатых красками барочных интерьеров витражи почти не привлекались.
Вновь витраж обрел популярность в XIX в. Знаменитый английский теоретик и практик художественных ремесел Уильям Моррис возродил эстетику средневековья и старые технологии создания классического витража. В фирме Морриса работали знаменитые художники-прерафаэлиты Эдвард Берн-Джонс и Габриэль Данте Россетти. Рисунки для витражей выполнял также швейцарский живописец Арнольд Бёклин (1827 -1901 гг., картон для витража Флора) и модернисты.
Новый импульс искусство витража получает в конце XIX века, связанное с возникновением стиля «модерн ». В основе стиля — тезис, согласно которому любое самое прозаическое содержание может быть представлено в высокохудожественной форме. Источником этой «новой формы“ стали природа и женщина. Модерн — стиль женский. Этому стилю свойственны изысканность, утонченность, одухотворенность, изменчивость. Из этого следовал определенный набор цветов — блеклые, приглушенные; преобладание плавных, сложных линий. Набор символов — причудливые цветы, морские редкости, волны. Близок модерну и сам образ женщины. Модерн, в отличие от импрессионизма, стиль прежде всего дизайнерский. Он изначально направлен на привнесение искусства в частную жизнь человека, эстетизацию, украшение действительности и, в первую очередь, мира вещей, окружающих человека.
В эпоху «арт нуво» витраж возродился как вид не только монументальной живописи, но и часть декоративно-прикладного искусства, широко используемого для украшения изысканных интерьеров. Американцы Луи Комфорт Тиффани и Ля Фарж усовершенствовали способ соединения цветных стекол разной формы. Их края обклеивали медной фольгой (фолией ), а затем спаивали. Так появилась возможность соединять стекла не только в одной плоскости, но и придавать разноцветной поверхности выпуклые, объемные формы. Помимо этого новая технология позволяла скреплять даже очень маленькие кусочки стекла, соединяя их изысканно-витиеватыми, похожими на паутину линиями спайки.
Особое внимание было уделено созданию новых видов стекла для воплощения новых художественных замыслов. Цвет, текстура, фактура были нерасторжимо связаны с формой произведения, характером изображения, его живописностью, составляющей резкий контраст с плоcкостной средневековой системой. Производство таких витражей требовало много времени и усилий: каждый элемент надо было точно подобрать для достижения нужного эффекта. Мастерам требовались воображение и художественные способности, собирая тысячи частиц стекла и представляя, как будет выглядеть целое. В результате создавались удивительные по красоте и изысканности витражи с пейзажной тематикой, где основную роль играла не живопись по стеклу, а само окрашенное в массе стекло всевозможных оттенков и неповторимых фактур.
Около 1899 года Тиффани применил технологию производства витражей для изготовления новых и очень эффектных изделий — абажуров для электрических ламп, изобретенных Томасом Эдисоном (известные на весь мир абажуры для ламп фирмы «ТИФФАНИ СТУДИОС“). Благодаря таким осветительным устройствам можно было получить мягкий теплый свет и в вечернее время в дополнении к оконным витражам, рассчитанных на светлое время суток. Привлекают удивительные по красоте нарядные лампы, люстры, торшеры, поражающие великолепием убранства, тонкостью и мастерством исполнения.
В истории ХХ века существует много витражей, созданных выдающимися живописцами и искусными мастерами. Круг известных художников, работавших для витражей или в живописи по стеклу, необычайно широк. Имя автора или мастера нередко подсказывает нам художественную ценность того или иного произведения искусства. Витражи проектировали такие архитекторы и художники, как Анри Ван-де Вельде, Фрэнк Ллойд Райт, Чарльз Рени Макинтош, Пауль Клее, Пит Мондриан, а позже, в середине века, Анри Матисс, Жорж Руо, Фернан Леже, Марк Шагал.
Витражи в России были не так распространены, как в Европе, но все же достаточно широко представлены, по крайней мере, в обеих столицах. Они украшали как светские, так и церковные здания (Исаакиевский собор, Петропавловский собор С.Петербурге). Особенно славился витражами Санкт-Петербург. Витражи радовали глаз в гостиницах, во многих доходных домах, лечебницах, гимназиях, особняках, ресторанах. В Москве особенно известен витраж «Рыцарь » Михаила Врубеля в особняке Морозова.
За многовековую историю существования витража в этой технике было создано множество подлинных произведений искусства, которые завораживают, вызывают восхищение зрителей, не оставляя никого равнодушным. Вышедший из недр архитектуры, витраж занял самостоятельное достойное место наряду с другими видами изобразительного искусства. И в настоящее время это светоносное искусство востребовано, продолжает развиваться, радуя взгляд каждого, соприкасающегося с ним.
Материал предоставлен Игорем Галицким, студия «Обсидиан ».
Источник