- Особенности кабардинского национального костюма
- ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАБАРДИНЦЕВ И ЧЕРКЕСОВ
- ТЕСТО, СЫР, ЯЙЦО. СЫРНЫЙ ПИРОГ с ЯЙЦОМ. «ХАЧАПУРИ по — АДЖАРСКИ»
- Все красивые кабардинские платья
- Навигация:
- Об Архивной службе
- НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАБАРДИНСКИХ (ЧЕРКЕССКИХ) ЖЕНЩИН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОТЕКИ УЦГА АС КБР.
Особенности кабардинского национального костюма
На мой взгляд, костюм кабардинок является одним из самых красивых костюмов народов Северного Кавказа: он максимально удачно подчеркивает красоту женской фигуры и осиную талию, а также богато украшен орнаментом и в целом выглядит очень благородно и величественно.
Сам костюм представлен несколькими основными элементами: собственно платьем, под которое надевается кафтанчик, под который надевается рубашка (такая вот многослойная капуста, а по внешнему виду и не скажешь), а также поясом с металлическими вставками, головным убором и обувью. Обо всем по порядку!
Платье напоминает черкеску, т.е. распашное, длиннополое, без воротника и открытое на груди, застегивающееся только на поясе. Главный акцент — рукава-лопасти, резко расширяющиеся у локтя и длиной доходящие до колена. Под верхними рукавами, как правило, есть и нижние из более тонкой нежной ткани (шифона) спокойных пастельных оттенков. Основные цвета платья — красный, бордовый, фиолетовый, синий. Тканью, из которой шьют верхнее платье, как правило, является бархат.
Под платье раньше надевали полноценный кафтанчик с воротником-стойкой, который плотно стягивал фигуру. Для украшения на груди нашивалось несколько пар золоченых или серебристых застежек. Сегодня этот кафтанчик «редуцировался» до нагрудника, сохранившего атрибуты предшественника — застежки и воротник.
Пояс имеет важное значение и дополнительно стягивает талию.
Головной убор не имеет единообразной формы, но неизменно представляет собой высокую шапочку того же цвета, что и платье. Его форма может быть конусообразной, цилиндрической или округленной. На самой верхушке обычно имеется украшение в виде шишечки из серебра или серебрянных ниток. Иногда шишечка заменена другим украшением — полумесяцем, птичкой.
На ноги кабардинки надевают шерстяные носки или чулки, а поверх них расшитые, нарядные сафьяновые чувяки.
Интересной особенностью менталитета кабардинок, на мой взгляд, является представление об эталонности плоской груди. Стремление достичь этого эталона доходило до того, что девочки с 10-12 лет начинали носить специальный сафьяновый корсет с деревянными планками, утягивающий грудь.
Примечательно, что в современном мире возрождается мода на национальный кабардинский костюм в контексте свадебных нарядов:
Источник
ТРАДИЦИОННЫЙ КОСТЮМ КАБАРДИНЦЕВ И ЧЕРКЕСОВ
Адыги (кабардинцы и черкесы) долгое время считались на Северном Кавказе законодателями моды, и потому их традиционный костюм оказал заметное влияние на одежду соседних народов.
Мужской костюм кабардинцев и черкесов сложился в то время, когда мужчины значительную часть жизни проводили в военных походах. Всадник не мог обходиться без длинной бурки : она заменяла ему в пути дом и постель, защищала от холода и жары, дождя и снега. Другой вид тёплой одежды — овчинные шубы, их носили пастухи и пожилые мужчины.
Верхней одеждой служила также черкеска . Её шили из сукна, чаше всего чёрного, бурого или серого, иногда белого. До отмены крепостного права белые черкески и бурки имели право носить только князья и дворяне. По обеим сторонам груди на черкеске нашивали кармашки для деревянных трубочек-газырей, в которых хранили заряды для ружей . Знатные кабардинцы, чтобы доказать свою лихость, нередко ходили в рваной черкеске.
Под черкеску, поверх нательной рубахи, надевали бешмет — кафтан с высоким стоячим воротником, длинными и узкими рукавами. Представители высших сословий шили бешметы из хлопчатобумажной, шёлковой или тонкой шерстяной материи, крестьяне — из домашнего сукна. Бешмет для крестьян был домашней и рабочей одеждой, а черкеска праздничной.
Головной убор считался важнейшим элементом мужской одежды. Его надевали не только для зашиты от холода и жары, но и для «чести». Обычно носили меховую папаху с суконным донышком ; в жаркое время — войлочную шляпу с широкими полями . В ненастье поверх папахи накидывали суконный башлык . Парадные башлыки украшали галунами и золотым шитьём .
Князья и дворяне носили красную сафьяновую обувь, украшенную галунами и золотом , а крестьяне — грубую обувь из сыромятной кожи. Не случайно в народных песнях борьбу крестьян с феодалами называют борьбой «сыромятных башмаков с сафьяновыми».
Традиционный женский костюм кабардинцев и черкесов отражал социальные различия. Нательной одеждой была длинная шёлковая или хлопчатобумажная рубаха красного или оранжевого цвета . На рубаху надевали короткий кафтанчик, обшитый галуном, с массивными серебряными застёжкам и. По покрою он походил на мужской бешмет. Поверх кафтанчика — длинное платье . Спереди у него был разрез, в котором виднелись нижняя рубаха и украшения кафтанчика. Костюм дополнялся поясом с серебряной пряжкой . Платья красного цвета разрешалось носить только женщинам дворянского происхождения .
Пожилые носили ватный стёганый кафтан , а молодым , по местному обычаю, не полагалось иметь тёплую верхнюю одежду . От холода их защищала только шерстяная шаль.
Головные уборы менялись в зависимости от возраста женщины. Девочка ходила в платке или с непокрытой головой . Когда же её можно было сватать, она надевала «золотую шапочку» и носила до рождения первого ребёнка . Шапочку украшали золотым и серебряным галуном ; донышко делали из сукна или бархата, а верх увенчивала серебряная шишечка. После рождения ребёнка женщина меняла шапочку на тёмный платок ; сверху на него обычно накидывали шаль, чтобы закрыть волосы . Обувь шили из кожи и сафьяна, праздничную — обязательно красного цвета.
Больше интересных фактов о КАВКАЗЕ на нашем сайте: https://georgi-kavkaz.ru/
ТЕСТО, СЫР, ЯЙЦО. СЫРНЫЙ ПИРОГ с ЯЙЦОМ. «ХАЧАПУРИ по — АДЖАРСКИ»
Источник
Все красивые кабардинские платья
Навигация:
Об Архивной службе
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОДЕЖДА КАБАРДИНСКИХ (ЧЕРКЕССКИХ) ЖЕНЩИН: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ. ПО МАТЕРИАЛАМ ФОТОТЕКИ УЦГА АС КБР.
Слова выдающего русского писателя Максима Горького «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего» можно отнести ко всем аспектам жизни человека. Нельзя под натиском времени отрекаться от своей истории, языка, обычаев, традиций. Да, конечно, цепляться за прошлое, жить только воспоминаниями о былом, при этом, не видя и не ощущая современное течение и веяния настоящего, тоже не допустимо.
Изучая историю – архивные документы и фотодокументы о национальном женском костюме, нельзя не заметить его изысканность, нарядность и в тоже время его простоту и практичность. О красоте черкешенок и их национальной одежде ходили легенды. Путешественники, историки, поэты, художники неустанно восхваляли красоту, женственность, грациозность черкешенок. «Женщины у них самые красивые на Кавказе», – писал в своём отчёте российский офицер Генерального штаба Иван Фёдорович Бларамберг.
По национальной одежде можно узнать о традициях и обычаях своего народа. Многие элементы национальной одежды хорошо вписываются в тенденции нашего времени и широко используются современными модельерами, что придаёт колоритность и элегантность современной моде. Красивейшими платьями черкесских женщин восхищаются и даже перенимают их элементы модельеры и многие народы Кавказа. Мода на национальную одежду утратила былую популярность, но ее возрождению в нашей республике уделяется большое внимание: организовываются выставки, проводятся модные показы, направленные на популяризацию национальной одежды.
Активно в этом направлении работает Арт-Центр Madina Saral’p. Здесь стационарно представлены изделия творческой лаборатории художника-модельера Мадины Саральп, также проводятся персональные и коллективные выставки, организовываются выставки оригинальных частных коллекций национальной адыгской одежды и аксессуаров. «К национальной одежде я отношусь, как к летописи, оставленной нам предками, не знавшими письменности. Я отношусь к ней, как к особой форме диалога с прошлым, где каждый узор, каждый изгиб, каждый символ говорит со мной на понятном мне языке – языке подсознания», – пишет Мадина Саральп в своей книге «…в реке времени… (Адыгский национальный костюм в контексте времени)». Она не только талантливо шьет, удачно сочетая европейскую эстетику с национальным духом, но и помогает молодым дизайнерам, передавая традиции новым поколениям.
Для пропаганды адыгской культуры на Совете Международной черкесской ассоциации было принято решение о ежегодном праздновании 28 сентября Дня черкесского костюма. В рамках празничных мероприятий проводятся «круглые столы», где о черкесском костюме рассказывают с этнографической точки зрения; открываются выставки и специальные телепередачи, посвящённые национальному костюму; проводят смотры-конкурсы для выявления лучших дизайнеров национальных костюмов; организуют показы коллекций современных художников-модельеров.
Национальная одежда представляет собой наше культурное наследие и играет не маловажное значение в приобщении молодёжи к традиционной адыгской культуре. Радует то, что современная молодёжь не спешит отказываться от национальной одежды, тем более в современном её исполнении. Сегодня девушки охотно одевают и шьют под заказ национальные платья для праздничных мероприятий. Национальная одежда используется в лучшей её части для создания новой современной стилизованной одежды.
Как говорила Майя Плисецкая: «Одежда диктует поведение». Умелое использование и грамотная «переработка» адыгского наследия помогает сохранить чувство собственного исторического достоинства. Ношение национальной одежды и её элементов придает современному человеку возможность развить в себе чувство прекрасного, отражает духовное единение современных модниц с культурой своего народа.
Современная одежда с сохранением национальной формы и исполненная в стиле ХХ I века передает черкесский дух, гармонирует с традиционными костюмами адыгов, соединяет их с самыми современными идеями. Стилизация играет огромную роль в популяризации национальной одежды. П латье черкешенки прошлых веков в стиле века XXI является неотъемлемым атрибутом и гордостью всех свадебных, праздничных современных торжеств, отражая богатство культуры черкесского народа
Консультант отдела организации государственного
хранения и учёта документов УЦГА АС КБР
Девушка-кабардинка знатного происхождения в национальной одежде. 1900-е гг.
Девушка-кабардинка знатного происхождения в национальной одежде. 1900-е гг.
Семья уорка Боташева из Малой Кабарды. 1900-е гг.
Кабардинский женский нагрудник. Экспонат Национального музея КБР .г. Нальчик.
Девушка-кабардинка в женской национальной одежде. 1900-е гг.
Кабардинская семья в национальной одежде. г. Нальчик. 1900-е гг.
Кабардинки в национальной одежде. с. Баксан. 1910 г.
Участницы Кабардино-Балкарского ансамбля песни и пляски в национальной одежде. г. Нальчик. 21.05.1961.
Кабардинский свадебный обряд «Унэишэ». г. Баксан. 2003 г.
Современная кабардинская свадьба. Свадебная пара в стилизованных национальных костюмах среди друзей и родственников в Нальчикском городском ЗАГСе. г. Нальчик. 2008 г.
Выступление детского танцевального ансамбля «Джигиты Чегема» на праздновании Международного женского дня. г.п. Чегем. 06.03.2015.
На праздновании Дня государственности КБР. На подворье Лескенского муниципального района КБР. г. Нальчик. 01.09.2016.
Выступление детского народного ансамбля «Анзорей» на праздновании Дня государственности КБР. г. Нальчик. 01.09.2016.
Выставка старинной и современной национальной одежды и аксессуаров в национальном стиле, раритетов из частных коллекций в Арт-центре художника-модельера Мадины Саральп. г. Нальчик. 07.04.2018.
Выставка старинной и современной национальной одежды и аксессуаров в национальном стиле, раритетов из частных коллекций в Арт-центре художника-модельера Мадины Саральп. г. Нальчик. 07.04.2018.
Выставка старинной и современной национальной одежды и аксессуаров в национальном стиле, раритетов из частных коллекций в Арт-центре художника-модельера Мадины Саральп. г. Нальчик. 07.04.2018.
Источник