Почему Шанель не изобретала маленькое черное платье
В этом году исполняется 90 лет маленькому черному платью Коко Шанель. Arzamas объясняет, почему Шанель придумала не платье, а лишь миф о нем
Мифу о маленьком черном платье Шанель столько же лет, сколько и ему самому. Все верят в то, что в 1926 году мадемуазель Габриэль придумала маленькое черное — и этим сотворила себе прижизненный памятник. Этот миф бесконечно дорог кураторам французских музеев моды, именитым историкам костюма и в особенности Карлу Лагерфельду, который стал куратором целой серии посвященных платью проектов.
Но правда, увы, в том, что Шанель не изобретала это платье. Она изобрела лишь миф о нем.
Венценосный черный
Этот цвет (или, скорее, «нецвет») много раз был в моде и до Шанель. В начале XVI века им увлеклись миланские герцоги и венецианские купцы, любившие похвастать богатством. Благодаря новому хитрому способу обработки окрашенные в черный цвет ткани не линяли, стоили гораздо дороже, чем прежде, и стали очень популярны среди богатых купцов и модников-аристократов. Именно итальянцы стали первыми сочетать черное с черным, играя на различии фактур. Юноша на портрете работы Бронзино явно гордится своей шелковой черной джуббой (курткой), сквозь разрезы которой видна бархатная подкладка. Не это ли первый вариант «маленького черного»?
В XVII веке этот цвет полюбили голландские бюргеры. А в начале XIX столетия в рыхлые волны черного бархата погрузились бледнолицые романтики. В середине века французская императрица Евгения (испанка по происхождению) ввела черный в повседневную моду. В 1850-е она прославила черные кружевные шали и мантильи, в 1860-е — черные испанские платья, кофточки и распашные бурнусы с романтичными названиями: «Альгамбра», «Мадрид», «Эскориал». Обязательной стала отделка из черного сутажа Сутаж — плоский и тонкий плетеный шелковый цветной шнур для отделки женской одежды. — на плечах и вдоль рукавов.
Форменный черный
Но для Шанель это был цвет униформы, унылого сиротского приюта, ее отроческих лет. Наряд, который в 1920-е стал «très Chanel», — черное платье и колготки, белые манжеты и воротничок — в XIX и начале ХХ века носили девочки из воспитательных домов при монашеских орденах.
Эта форма была скромна, вполне удобна, но главное — скрывала происхождение, превращала детей в единую черно-белую массу, девичий полк, признававший только личные заслуги, слово Божье и наставления монастырских настоятельниц. Шанель долго пыталась забыть о монастырском прошлом — и в этом, надо сказать, преуспела: биографы до сих пор не знают толком, кто ее отец и как прошло ее детство. Но точно известно, что провела она его в приюте.
Ее «маленькое черное» стало красивым и лаконичным прощанием с неудобной, постыдной частью жизни. Габриэль был важен и сам цвет. Черный — демократичный, терпеливый, немаркий и многозначительный. Он хорош пасмурным днем и уместен в вечерних интерьерах. То есть имеет превосходный продажный потенциал, чем Шанель и воспользовалась.
«Маленькие черные» до Шанель
Мадемуазель Коко, безусловно, цитировала девичью форму. Но не только ее. Еще в начале 1920-х годов многие парижские щеголихи и модельеры предложили свои формулы маленьких черных платьев, опередив Габриэль на целых пять лет.
В январе 1921 года экстравагантная принцесса Люсьен-Мюра появилась на светской вечеринке в платье из черного джерси Джерси — трикотажное полотно из шерстяных, хлопчатобумажных, шелковых или синтетических нитей. Изначально делалось только из шерсти. с кушаком, украшенным кубистической вышивкой, в черном манто и шляпе, с полей которой вялой декадентской паутиной свисали черные кружева шантильи Шантильи — разновидность кружева. Использовалась для изготовления мантильи — шарфа-вуали, элемента национального испанского женского костюма. . У Мюра была конкурентка — неулыбчивая мадам Патри. Ее часто видели на раутах и вечерах в черном шелковом или трикотажном платье и черной накидке.
Французские модельеры Дреколь, Пату, Дженни в 1921–1924 годах предлагали множество «маленьких черных» из атласа, велюра, тафты и бархата. Были платья, украшенные вышивкой или кушаком, с кружевами, лентами, кистями и черным бисером. Были и построже — почти точные прототипы творения Шанель. К примеру, летом 1923 года зоркий глаз хроникера заприметил среди отдыхающих одну даму в подчеркнуто простом (и потому чрезвычайно модном) платье из черного альпака Альпак — тонкая плотная шелковая ткань. и шелка с белым воротничком и манжетами. Ее изображение мгновенно попало на страницы Vogue под заголовком: «Благородная простота остается главным правилом элегантности».
Люсьен-Мюра одной из первых в Париже начала носить маленькие черные платья и, вероятно, вдохновила этим Шанель.
© Коллекция Ольги Хорошиловой
Габриэль все это видела и учитывала. Отмечая явные промахи и ошибки, она скрыто любовалась удачными лаконичными вариантами, сочиненными ее коллегами, и тихо работала над своим. Ее маленькое черное платье из крепдешина Крепдешин — вид шелковой креповой ткани. , оживленное ловкими геометрическими плиссировками Плиссировки — мелкие параллельные складки на ткани, заглаженные машинным способом или утюгом. , бижутерией и перчатками, появилось в октябрьском номере журнала Vogue 1926 года — без восклицаний и жирных рекламных заголовков.
Революции не произошло. Шанель не превратилась в главного модельера ХХ века. Она просто стала еще одним парижским мастером в длинной череде тех, кто успел выразить свою любовь черному цвету. Но все же она была чуть талантливее и свое «маленькое черное» сумела превратить в легко запоминающуюся формулу, легко применимую к любым обстоятельствам и оттенкам настроения. Она отсекла все лишнее, вычурное, ненужное, дав черному цвету относительную свободу самовыражения, мягко сдерживая его лесками дешевых бус у горловины и деревянными браслетами у манжет.
Успех формулы Шанель — не только в ее экспрессивной простоте, но и в той настойчивости, с которой мадемуазель рекламировала платье в течение 1920-х и напоминала клиенткам о «маленьком черном» в гламурные 1930-е. Ее платье даже назвали «униформой всех женщин с хорошим вкусом». Были «маленькие черные» у Пату, Дреколь, Вионне, Ланвен, Толльманн, Лилли Райх. Но запомнили именно версию Шанель.
Источник
Черная жемчужина Коко Шанель. Вспоминаем с чего все началось
Среди знаковых вещей XX столетия маленькое черное платье, созданное королевой парижской моды Gabrielle Bonheur “Coco” Chanel (Коко Шанель), играет роль настоящей жемчужины.
История создания этого шедевра окутана флером романтических и печальных тайн, которыми так изобиловала жизнь самой Великой Мадемуазель. И сравнение элегантного одеяния с морской драгоценностью в данном случае отнюдь не случайно. Для того чтобы во всей полноте выразить свои чувства в новой модели, Коко Шанель понадобилось долгих 7 лет ― столько же, сколько нужно настоящему жемчугу, чтобы достичь совершенной формы…
Победы и потери
К моменту создания знаменитого платья Коко Шанель уже успела одержать несколько веских побед на фронте «от кутюр» и пережить немало печальных поражений и потерь в личной жизни. Ее судьба словно в насмешку удерживала таким образом странное равновесие, благодаря которому эта хрупкая леди могла творить необыкновенные дизайнерские чудеса в духе Микеланджело. Уверенной рукой Мастера Шанель постепенно отсекала в женской одежде все то, что мешало прекрасной половине человечества чувствовать себя комфортно и раскованно.
Именно Коко достала дам из «футляра» корсетов и, упразднив неудобные пышные юбки, сложные, прически и тяжелые, замысловатые шляпы, предложила взамен строгие костюмы в английском стиле, удобные головные уборы и короткие стрижки «а-ля гарсон».
Толчком же для выбора модели, как утверждали в свое время проницательные парижские сплетники, стала потеря единственного мужчины, которого по-настоящему любила Великая Мадемуазель.
Его звали Артур Кейпел. Он был истинным английским денди, обожавшим женщин, книги, лошадей и быструю езду, которая его и погубила, ― Кейпл погиб в автокатастрофе в декабре 1919 года по дороге из Парижа на Лазурный берег. Коко, отлично водившая машину, немедленно примчалась на место трагедии и прорыдала несколько часов, сидя у обуглившейся машины. А затем, собравшись с силами, она вернулась домой и тут же отдала распоряжение обтянуть свою спальню черной тканью и постелить того же цвета постельное белье. Но заснуть в этой обстановке не смогла. На следующий день спальня была задекорирована в розовый, а официальный траур по любимому, роман с которым длился около 10 лет, Коко не носила вовсе ― статус любовницы запрещал шокировать общество таким откровенным проявлением чувств.
Отражение души
Но Коко Шанель не была бы Великой Мадемуазель, если бы не нашла выход за жесткие рамки условностей. Спустя 7 лет Коко все же подарила миру возможность надевать то и тогда, когда они сами этого захотят.
В 1926 году она представила на суд публики маленькое черное платье из муслина, и оно тут-же стало скандальным хитом сезона. Модель отличалась ювелирно отточенным силуэтом, полукруглым вырезом и длинными узкими рукавами.
Этот «ребус» вызвал бурю противоречивых эмоций и вопросов, но в конце концов fashion мир сдался на милость победительницы, когда понял, что она предложила новую философию красоты, в которой одежда остается рамой, обрамляющей саму картину.
Платье же стало настолько популярным, что в том же году американский журнал Vogue сравнил его с … автомобилем Ford ― королем среди себе подобных. Этот лаконичный шедевр «от кутюр» напоминает душу своей создательницы, неприемлемую ничего фальшивого.
На все времена
Платье Chanel по-прежнему остается вещью на все времена. Все же Великая Мадемуазель оказалась права, однажды заявив, что именно это платье и есть сама мода.
Коко Шанель подарила женщинам истинный шедевр ― более 90 лет не выходящее из моды маленькое черное платье. Достаточно иметь одно такое в гардеробе, чтобы быть всегда хорошо одетой. При условии, что вы готовы к экспериментам.
- Отправляясь на выставку, смешивайте тенденции на свой вкус: мужской пиджак и оригинальное платье Chanel.
- Для уик-энда на даче в дополнение к платью подходят только уютные вещи: объемный кардиган, шарф, гольфы, сапоги без каблука.
- Создать образ «интеллектуалки» можно при помощи платья, теплого пальто и французского берета. Ансамбль способствует долгим прогулкам по парку с томиком любимых стихов.
- Этюд в осенних тонах: платье плюс блуза с бантом и сапоги в стиле 70-х на высоком каблуке. Вдохновляющий образ богемы.
- Поможет «с душой» станцевать зажигательное танго правильная одежда: сексуальное платье, жилет и мужская шляпа.
- В стиле рок-звезды: куртка-косуха, байкерские сапоги и маленькое черное платье ― только подчеркнут вашу нежность.
Накануне праздников интерес к этой универсальной вещи возрастает в разы, ведь оно не подведет и оставляет простор для творчества. Достаточно одной яркой детали: живого или искусственного цветка либо броши, жемчужного колье и стильной сумочки CHANEL, ― и вы потрясающе элегантны.
Оставайтесь в тренде вместе с LUXXY!
Удобные покупки и больше скидок в приложениях:
Источник
История маленького черного платья: создание и реальность
Словосочетание «маленькое черное платье» и имя Коко Шанель сегодня практически синонимы. Вспоминая о Великой Коко, мы обязательно представляем платье строго кроя, и наоборот.
Только с увереностью и смелостью Коко можно было создать черное платье, вызвав тем самым шквал обвинений и неприятия на себя. Ведь в 1926 году, в год изобретения модеи, было недопустимо выйти в свет в черной одежде, это означало снискать осуждение и непонимание со стороны окружающих.
Идея одеть женщин в черный цвет пришла Шанель после трагической смерти ее любимого мужчины Боя Кэпела. «Эта смерть, — позже скажет она, — явилась для меня тягчайшим ударом. Со смертью Кэпела я потеряла все». Поскольку мадемуазель не могла официально носить траур (Бой был женат), она создала черное платье в знак скорби о возлюбленном.
«В течение нескольких лет я делала только черное. Мои платья продавались, как булочки с вкусной начинкой. Все носили их — актрисы, светские дамы, горничные». Изобретение Шанель было достаточно скромное по тем временам, когда обильно декорировались платья и шляпы: длина ниже колена, длинные узкие рукава, заниженная талия и только защип, образующий складку, в качестве украшения. Современники называли платье «сиротским» и «бедным». Но его все равно покупали. и покупали! Вскоре американский Vogue назвал его «Форд». Коко, острая на язык, подхватила эту мысль: «Я создаю «Форды», а не «Роллс-ройсы». Как и автомобиль Форд марки Ти, платье было доступно каждому, но только в черном цвете. Мадемуазель искренне считала, что если у женщины в гардеробе есть маленькое черное платье, то она не может быть плохо одетой.
Конечно же, впоследствии и сама Коко Шанель, и другие дизайнеры модного Дома Chanel (и не только, естественно) «изобретали» новые варианты платья, но всегда оно было образцом элегантности и женственности.
Карл Лагерфельд, настоящий креативный директор Дома Chanel, с огромным успехом «играет» с маленьким наследием Коко.
«В маленьком черном платье вы всегда будете соответствовать любой ситуации, и никто вас не назовет одетой слишком вычурно».
2004 Карл Лагерфельд для H&M
В настоящий момент до 1 ноября в Лондоне проходит выставка «Mademoiselle Prive». Для этого проекта Карл Лагерфельд придумал восемнадцать новых фасонов черного платья и сфотографировал в них восемнадцать красавиц.
Источник