Как социальные сети влияют на язык?
Аннотация: В этой статье говорится о влиянии социальных сетей на язык человека. Путем проведения исследования, мы выявили актуальные проблемы влияния.
Ключевые слова: язык, культура, человек, молодёжь, социальные сети
Актуальность статьи не вызывает сомнения, поскольку сегодня в социальных сетях проводят время не только молодёжь, но и более взрослая аудитория, которые показывают влияние социальных сетей на их культуру общения / язык.
По результатам опроса среди пользователей (60 человек), среднее времяпровождения в соцсетях – 3 часа (12 человек в среднем 1-3 часа, 48 человек – более трёх часов).
Результат исследования показал, что появление, так называемого «Интернет-сленга» — повлиял на язык. Рассмотрим следующие аспекты:
1. Интернет-сленг как причина снижения грамотности правописания. В социальных сетях люди упрощают слова, сокращая или используя вводные слова. Пользователи не задумываются о орфографии (часто допустимая ошибка – пунктуация), тем самым наличие ошибок входит в повседневную привычку.
2. Интернет-сленг как причина снижения грамотности произношения. Люди упрощают слова, словосочетания, предложения, используя мемы, жаргон, «олбанский язык» и т. п. для выражения своих мыслей, эмоций. Этим поступком они показывают пример подрастающему подрастающему поколению. Поколение, выросшее на этой субкультуре, позже не будут искать различие между хорошим и плохим текстом.
Что думают люди, которые часто проводят время в социальных сетях:
«Социальные сети портят наш язык. В соц. сетях люди упрощают слова, потому что им лень писать длинные тексты. Люди часто используют жаргонные слова и слэнги, тем самым превращая это в повседневную коммуникациСоциальные сети портят наш язык. В соц. сетях люди упрощают слова, потому что им лень писать длинные тексты. Люди часто используют жаргонные слова и слэнги, тем самым превращая это в повседневную коммуникацию..»
«Я думаю, что социальные сети хоть и в незначительной, но положительной мере влияют на язык, ведь это глобальная паутина, позволяющая общаться с кем угодно и когда угодно, в том числе и с носителями тех или иных языков. Таким образом люди могут обмениваться знаниями об языках и взаимно совершенствовать своё владение этими языками.»
У влияния социальных сетей на язык не только отрицательный характер, но и есть положительные моменты. Интернет-сленг делает речь / текст / предложение более краткой, то есть общедоступным (понятным для всех). Использующий интернет-сленг может легко выразить свои мысли и эмоций.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, социальные сети, несомненно, влияют на язык. У влияния, к сожалению, преобладает отрицательный характер. Мы считаем, что в целом, если контролировать использование сленгов и т. п. – можно избежать деградации. Нельзя забывать про положительные аспекты. Ведь упрощение текстов / мыслей / выражение эмоций облегчает нашу жизнь. Главное не допускать ошибки, которые повлияют на грамотность других людей, как и на культуру речи (произношение, жаргоны), так и на орфографию (правописание, пунктуации), особенно нужно следить чтобы это не влияло на подрастающее поколение.
Интернет-сленг — жаргон, используемый при общении через компьютерные сети. На данный момент точного определения данного понятия сформулировать невозможно, из-за того, что сетевой сленг постоянно меняется, как и его тенденции.
«Олбанский язык» — распространившийся в Рунете в начале 2000-х годов стиль употребления русского языка с фонетически почти верным (с некоторыми исключениями вроде медвед, зайчег, креведко и т. п.), но орфографически нарочно неправильным написанием слов (т. н. эрративом), частым употреблением ненормативной лексики и определённых штампов, характерных для сленгов.
Мем — единица значимой для культуры информации. Мемом является любая идея, символ, манера или образ действия, осознанно или неосознанно передаваемые от человека к человеку посредством речи, письма, видео, ритуалов, жестов и т. д.
Социальная сеть — онлайн-платформа, которую люди используют для общения, создания социальных отношений с другими людьми, которые имеют схожие интересы или офлайн-связи.
Источник
КАК ЖИВЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
КАК ЖИВЕТ РУССКИЙ ЯЗЫК В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Автор: Аббасова Майя 15 лет, ученица 9 а класса МБОУ «СШ№15»
Руководитель: Тамакаева Гульнара Хизировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ№15» г.Новый Уренгой
«Язык — это наследие,
получаемое от предков и оставляемое потомкам наследие,
к которому нужно относиться со страхом и уважением,
как к чему-то священному, неоценимому
и недоступному для оскорбления».
/Ф. Ницше /
Язык виртуального общения — особый язык, стал постепенно перебираться в нашу повседневную жизнь. Сегодня проблема чистоты современного русского языка актуальна , потому что речевая свобода, являющаяся благом для языка, способствует его развитию, вовлекаются в активную сферу пользования различные пласты: разговорная речь, просторечие и современный компьютерный сленг; но, а с другой стороны, — дозировка «искажения» речи зависит от внутренней культуры человека, получается искусственная смесь, которая и не воспринимается серьезно. Языковая распущенность является большой потерей для общества.
На просторах русскоязычного Интернета социальные сети появились сравнительно недавно, но стремительно завоевали огромную популярность. Общаясь в социальных сетях, можно заметить, что в виртуальном пространстве слова русского языка часто употребляют не по правилам. Тексты пишутся сокращенно, «на бегу» и выглядят примерно одинаково: без знаков препинания, часто без прописных букв, с многочисленными опечатками.
Тему своей работы я выбрал, ведь сам тоже являюсь пользователем сети Интернет, и мне не безразлична судьба русского языка. Отчасти это связано с появлением новых технологий. Раньше люди вместо Интернета общались через письма, поэтому старшее поколение не пострадало от этой проблемы. Современные подростки стараются общаться на более упрощённом языке. В дальнейшем всё это может отразиться на речевой культуре подрастающего поколения, поэтому мы не должны этого допустить.
Актуальность проблемы : Особые формы общения в социальных сетях в современное время крайне негативно влияют на речь учащихся, на умственные способности и психологическое состояние личности.
Объект исследования: речь подростков.
Предмет исследования: online-субъект, в пространстве социальных сетей.
Цель : выявление причин отрицательного влияния социальных сетей на речь
выявить наиболее популярные сети среди подростков;
посетить различные Интернет-сайты, чаты, которые часто посещают учащиеся;
раскрыть причины отрицательного влияния социальных сетей на речь учащихся и исследовать язык общения;
исследовать отношение подростков на выявленную проблему и провести опрос среди подростков;
исследовать представления учащихся по поднятой проблеме и провести опрос среди подростков 12-14 лет;
исследовать значимость социальных сетей в жизни современного подростка;
Гипотеза: особые формы языковых средств, при общении в виртуальном пространстве могут негативно влиять на развитие личности, приводя к снижению культуры речи учащихся, культуру общения между подростками.
теоретический синтез литературы и Интернет — источников;
практический анализ информации в социальных сетях;
«Прекрасный наш язык под пером писателей и неученых и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».- А.С.Пушкин.
В школе мы изучаем русский язык с первого по одиннадцатый класс. Это один из богатых и удивительных языков мира.
К сожалению, сейчас русский язык переживает трудное время. Негативные изменения заставляют многих ученых, исследователей все чаще говорить о том, что великий богатый русский язык истощается. Здесь, как никогда, хочется дать рекомендации словами Михаила Ломоносова: «Простирайтесь в обогащении разума и в украшении российского слова».
Если сравнить данные, в 1990 г. количество владеющих русским языком в мире достигало 350 млн. человек, а в 2010 г. оно сократилось до 278 млн. человек.
Глава 1. Общение в социальных сетях – часть образа жизни современного подростка
Опрос подростков показал, что чаще всего школьники посещают социальную сеть В контакте (68%), на втором месте – Одноклассники (27%), Мой Мир (5%) .
В социальных сетях у каждого свои причины: одни стараются найти старых знакомых и друзей, для кого-то это просто удобный способ поддерживать связь и заводить новые знакомства. Спрос на социальные сети растет с каждым днем, притягивая всё больше людей самой разной возрастной категории. Посещают социальные сети чаще для того, чтобы пообщаться с друзьями (45%), для чтения новостей и прослушивания музыки (29%). 36% опрошенных используют социальные сети для поиска новых друзей (Приложение 2).
Время, которое подросток проводит в Интернете: «до 4 часов в день» 72% опрошенных, 28% проводят до 6 часов в сутки (Приложение 3).
Многие подростки считают времяпровождение в социальных сетях полезным, лишь менее 20% процентов заявило об обратном.
Самая главная проблема в том, что многие подростки полностью зависят от социальной сети, и не представлять свою жизнь без неё. Общаясь друг с другом в онлайн -режиме, забывают про личное общение. Есть факты, что подросток из-за постоянного пребывания на сайте, уже не может избавиться самостоятельно.
Вывод. Общение в социальных сетях становится образом жизни подростка, из которого вытекают проблемы, одна из них негативное влияние социальных сетей на речь подростков.
2. Влияние социальных сетей на речь учащихся
2.1 Использование смайликов и графических знаков
Смайлик – это пиктограмма, изображающая эмоцию. Все опрошенные подростки используют смайлики постоянно, и только 18% — иногда, не используют 9%. Некоторые смайлики в процессе общения были преобразованы в разного рода «улыбочки» или сокращения. Такие как двукратное и многократное повторение скобок «))))», двоеточие и скобка и прочие «:)», XD, ^_^ и другие.
Общаясь в сети при помощи коротких фраз и сжатых выражений, обозначая эмоции картинками-смайликами, подростки вырабатывают свой новый язык общения, построенный на графических символах и словах. Смайлики получают все большее распространение, становясь частью интернет сленга.
Вывод. Новый вид общения может привести к сокращению словарного запаса, лишая подростков общения используя весь спектр литературных слов.
2.2 «Олбанский» язык
Нами в жизни используются два языка – сложный письменный и простой устный. С помощью интернета родился третий промежуточный язык, который соединил элементы в себе: точность первого и краткость второго.
Этот третий промежуточный язык быстро набирает лексику. Сетевой жаргон уже превратился в диалект, непонятный для непричастных. Ситуация изменилась в последнее время и тут стал о себе заявлять так называемый » олбанский» язык, который получил огромное распространение.
Основой этого языка как раз и является возведение ошибок в правило, говоря иначе, своеобразный культ ошибки, которая превращается в единственно признаваемый принцип. Работает правило: «пиши, как слышишь». На первый взгляд может показаться, что перед нами нечто необычное. Главным принцип данного языка –не подчиняться никаким нормам орфографии и пунктуации. В качестве доказательства можно привести примеры: жила –жыла, Москва –Масква, огонь-агонь и так до бесконечности.
Вывод. Использование учащимися “олбанского” метода не допустимо и крайне опасно для речевого развития, так как это может привести к привыканию и ослеплению учащихся с точки зрения грамотности и соблюдения всех возможных правил правописания слов.
2.3 Особенности интернет-сленга
Основной проблемой распространения интернет–сленга является искажение слов, неизбежно снижающая грамотность: невозможно постоянно выражать свои мысли и эмоции в помощью сетевого языка. В любых его проявлениях, а потом, когда будет необходимо, заговорить красиво и грамотно. Причины появления и распространения сетевого языка: бедность словарного запаса пользователей, одновременно желание быть оригинальным и новизна. Употребление этой новизны превращается в банальность. Исследователи отмечают, что судьба сленговых слов и выражений не одинакова: некоторые настолько приживаются, что переходят в общеупотребительную речь, другие существуют лишь какое-то время и забываются, и, наконец, третьи сленговые слова и выражения так и остаются сленговыми на протяжении длительного времени и жизни многих поколений, никогда полностью не переходят в общеупотребительный язык, но и не забываются.
Как и в любой профессиональной среде людей, так или иначе связанных с компьютерами, существуют и неофициальные обозначения тех или иных понятий. Некоторые слова данной лексической системы заимствованы из жаргонов других профессиональных групп: например, «чайник» (неопытный программист) и «движок» (алгоритм — ядро компьютерной программы) взяты из жаргона автомобилистов, где они обозначают соответственно неопытного водителя и автомобильный двигатель.
Распространённым способом, присущим всем жаргонизмам , стоящим рядом с определённой терминологией, — это трансформация труднопроизносимого слова, или большого по объёму.
Вывод: исследуя особенности интернет – сленга, мы отмечаем бедность словарного запаса пользователей, одновременно проблескиваются искаженность русских слов, желание быть оригинальным и неповторимым, авторов приводит к издевательству над исконно русскими словами, попытки применить новшества в общений с друзьями приводит к искажению смысла и буквенного состава определенных слов. Данная новизна приживается среди молодежи, и учащиеся заблуждаются в правильности и постепенно такая лексика переходит в общеупотребительную речь.
Некоторые слова данной лексической системы заимствуются из жаргонов других профессиональных групп.
В ходе исследовательской работы мы выяснили, что социальные сети скорее отрицательно влияют на речь учащихся. И я думаю, что безграмотность в современном информационном обществе все же должна признаваться пороком, а писать и говорить правильно, должно считаться престижным. Нужно повышать культуру речи и овладевать нормами языка. Проводить время в интернете недозированно, опасно не только для речи, но и для здоровья и психики.
Употребление сленга в современном информационном обществе не должно стать нормой. Общаясь в виртуальном мире и используя сленг, смайликов учащиеся должны понимать, что это вынужденная мера, так как только в мобильном общении можно использовать эти речевые формы. И самое главное учащиеся должны уметь анализировать и видеть положительные и отрицательные стороны такой деятельности. Когда подросток говорит и пишет правильно, это характеризует его как умного, развитого, интеллигентного современного человека.
Итог: мнений много, и какие бы предположения не высказывались, ясно одно — интернет изменил и нас, и наше отношение к жизни.
1. Козыревская А.В., Осипов В.Е. Современное информационное пространство, его влияние на образование и социализацию человека. // Вестник восточно-сибирской государственной академии образования: Иркутск, 2010. – Вып. 12. – С.24-30
2. Омельченко Е. Молодежный активизм в России и глобальные трансформации его смысла. Журнал исследований социальной политики, Том 3. N 1. , С. 59-87
3. Плешаков В.А. Виртуальная социализация как современный аспект квазисоциализации личности //Проблемы педагогического образования. Сборник научных статей. Вып. 21. /Под ред. В. А. Сластёнина, Е. А. Левановой. — М.: МПГУ — МОСПИ, 2005. – С. 48 – 49.
4. Стратегия государственной молодёжной политики в РФ от от 18 декабря 2006 г. N 1760-р.
11..Елистратов В.С. Словарь русского арго. М., 2000.С.56-78.
Источник