- Платья для плюшевого медведя и не только: 10 фактов о великом Жан-Поле Готье (и еще один)
- Самые яркие моменты из истории показов Жан-Поля Готье
- Последний показ
- Начало и становление
- Осень-зима 1984
- Весна-лето 1985
- Сбор пожертвований amfAR 1992
- Haute Couture весна 1997
- Весна-лето 1998
- Haute Couture весна-лето 2003
- Haute Couture осень-зима 2006
- Haute Couture весна-лето 2007
- Осень-зима 2007
- Весна-лето 2010
- Весна-лето 2011
- Весна-лето 2013
- Весна-лето 2014
- Весна-лето 2015
Платья для плюшевого медведя и не только: 10 фактов о великом Жан-Поле Готье (и еще один)
Первая муза Жан-Поля Готье — его бабушка. В детстве будущий кутюрье проводил с ней много времени. По словам Готье, бабушка была исключительной личностью — медсестра по профессии, она умела делать массаж, давала косметологические консультации, а еще занималась гипнозом и гадала на картах. «Бабушка мне все разрешала. Благодаря ей я впервые увидел женское нижнее белье: она уходила из дома к своим пациенткам, а я начинал копаться в ее вещах и вот однажды нашел корсет. Я не знал, что это такое, но мне сразу понравилась эта вещь — она была лососевого цвета, странной формы и со шнурками… Ох, как же она мне понравилась! Бабушка не стала меня ругать, но объяснила, зачем нужен корсет, и поделилась секретом, как его надевать», — вспоминает дизайнер о своем первом важном модном впечатлении. Мы знаем, чем это обернулось: бельевая тема стала одной из знаковых линий в творчестве Готье.
Многие знают историю про плюшевого медведя по имени Нана, которого Готье пытался превратить в куклу, но на самом деле карьера игрушки на этом не закончилась. Дизайнер любит рассказывать, как в детстве мечтал о кукле, но получил в подарок плюшевого медвежонка. Находчивый мальчик сделал мишке макияж при помощи бабушкиной косметики, парик из ниток, а также картонный бра в виде конусов — именно он и стал прообразом знаменитого корсета, в котором Мадонна выступала во время своего мирового тура. Но медведь имел насыщенную жизнь и дальше: в интервью French Radio London Готье рассказал , что Нана переживал вместе с ним все значимые события. Так, когда в 1960 году бельгийский король Бодуэн женился на королеве Фабиоле, Готье сделал медвежонку платье, похожее на подвенечный наряд королевы, а в 1967-м Нана перенес пересадку сердца — вслед за первой в истории успешной операцией по пересадке человеческого сердца, проведенной доктором Кристианом Барнардом.
У Готье не было специального художественного образования. Он просто с детства любил рисовать, листал модные журналы и смотрел по телевизору показы и рекламу модных домов. В 17 лет он нарисовал эскизы своей первой коллекции и решился разослать их именитым парижским кутюрье. Затея обернулась успехом: в день своего 18-летия Готье получил приглашение на собеседование к Пьеру Кардену, который сразу взял талантливого юношу ассистентом.
Сейчас показы-перформансы — общее место, но Готье начал делать такие одним из первых. Его шоу резко отличались от выхолощенных дефиле, которые устраивали коллеги по цеху, и напоминали митинги, театральные представления и балы . Наработанный за годы материал в итоге лег в основу его спектакля Fashion Freak Show (название говорит само за себя). В 2019 году Готье принял решение уйти из высокой моды и свое прощальное шоу превратил в феерический 45-минутный перформанс с «похоронами» и «возрождением моды», танцами, песнями и знаковыми нарядами из разных коллекций, перемежающимися с носимыми скульптурами.
На подиуме для Готье не существовало гендерных норм и стандартов красоты. В 1985 году дизайнер впервые показал в мужской коллекции килты, чем вызвал настоящий взрыв в модном сообществе: общественность резко критиковала Готье за покушение на мужественность. Дизайнер только отмахнулся — мол, что это за мужественность, если ее можно пошатнуть куском ткани на бедрах? Точно так же вольно Жан-Поль Готье обращался и с общепринятыми модельными стандартами, выводя на подиум самых разных женщин — с татуировками и пирсингом, беременных, с «немодельной» фигурой и не только: «Меня привлекала красота, делающая людей уникальными и непохожими на других. Мне нужны были яркие, а не безликие модели. Меня всегда манила исключительность — наверно, потому, что я сам в своем роде исключение из правил».
Родители поддерживали дизайнера во всем — и в работе, и в личной жизни. Несмотря на то что они были из рабочего класса и выросли в консервативной Франции середины прошлого века, их не смутил жизненный выбор сына — развиваться как дизайнер одежды. Позже они так же спокойно восприняли каминг-аут Готье: «Помню, что однажды я посмотрел фильм «Угадай, кто придет к обеду?» — это история любви между темнокожим мужчиной и белой женщиной. Увидев это, я спросил своих родителей: «Если я приведу домой девушку, а она окажется темнокожей, что бы вы сказали?» «Если вы любите друг друга, — сказала моя мать, — то это будет прекрасно». И спустя годы, когда я сказал им, что я гей и у меня есть парень, они спросили: «Вы любите друг друга?» Я ответил: «Да», и они сказали: «Так это прекрасно».
Готье многое связывает с кинематографом: он создавал костюмы для фильмов, снимался сам. Среди самых знаменитых картин, к которым дизайнер приложил руку в качестве художника по костюмам, — «Пятый элемент» Люка Бессона, «Повар, вор, его жена и ее любовник» Питера Гринуэя, «Кика» Педро Альмодовара. Кроме того, у Готье есть шесть ролей в художественных фильмах и 48 камео, а в 2012 году он вошел в состав жюри Каннского кинофестиваля.
Кроме кино дизайнер выступал в роли телеведущего. В девяностых он вместе с французским актером и режиссером Антуаном де Коном вел шоу Eurotrash, и содержание телешоу вполне соответствовало названию: жесткая сатира, поющие чихуа-хуа и Готье в образе принцессы Дианы.
Жан-Поль Готье стал учителем Мартина Маржелы, хотя сам советовал молодому дизайнеру сразу запускать собственную марку. Готье познакомился с Маржелой на выпускном экзамене в Антверпенской академии в 1981 году: это был курс, на котором училась знаменитая «Антверпенская шестерка». Мартин, выпустившийся годом ранее, пришел поддержать друзей, а Готье входил в состав экзаменационной комиссии. «Как только мы встретились и я посмотрел его коллекцию, то сразу сказал, что ему вовсе не нужно нигде стажироваться и собственную марку можно запускать прямо сейчас. Но он ответил, что хочет работать у меня. В итоге он остался на три года и стал лучшим ассистентом, который у меня когда-либо был, и даже более того — моим другом. А когда он наконец решил открыть собственный бренд, я мог только пожелать ему удачи», — вспоминает Готье встречу со своим феноменальным учеником.
Готье не только работал на свой именной бренд, но и побывал в роли креативного директора Hermès, притом во французский модный дом он пришел в 2003 году — аккурат после того, как в течение шести лет им руководил Мартин Маржела. Готье создавал коллекции для Hermès до 2010 года.
Кажется, Жан-Поль Готье любит все проявления жизни, творчества, свободы и дурачества. А вот чего он не любит, так это праздновать день рождения. Вскоре после своего 60-летия он рассказывал : «День рождения — это просто символ. Ведь вы не меняетесь внезапно за один день — скорее, наблюдаете свою эволюцию за прошедшие годы. И когда мне исполнилось 60, я не изменился как по щелчку пальцев. Такое отношение с возрастом у меня получилось благодаря бабушке. Мне очень повезло, ведь она дала мне представление о том, что становиться старше — это что-то очень милое, это как рассказывать хорошие истории. С тех пор я думал, что возраст — это не так уж плохо. Но теперь, когда я начал чувствовать свой артрит во время танцев, я думаю «Ой-ей!»
Источник
Самые яркие моменты из истории показов Жан-Поля Готье
Жан-Поль Готье покидает модную индустрию. Об этом сам модельер сообщил в Instagram незадолго до последнего показа. Вспомним самые яркие показы именитого кутюрье.
Жан-Поль Готье пришел в fashion-индустрию в 18 лет, попав в команду Пьера Кардена. Кутюрье учил «новенького» сотрудника и старался передать все свои знания. За многолетнюю и успешную карьеру Жан-Поль видел многое и решил завершить свою работу точно в юбилей — 50 лет.
Об этом он решил рассказать всему миру в Твиттере и Инстаграме за несколько дней до последнего показа. Признание он записал на видео, причем сделанное в привычной шуточной манере. Жан-Поль заверил подписчиков, что «Gautier продолжит существование» и заинтриговал своими планами на будущее. По его словам, сейчас ведется работа над новым проектом, о котором модельер сможет рассказать уже совсем скоро.
A post shared by Jean Paul Gaultier (@jpgaultierofficial) on Jan 17, 2020 at 8:42am PST
Мы ностальгируем по шедеврам легендарного кутюрье, включая наряды Мадонны, идеальную посадку и красавиц-моделей, а также вспоминаем самые яркие моменты из истории показов модного дома.
Последний показ
22 января 2020 года прошел последний показ под руководством Жан-Поля Готье. По подиуму прошлись многочисленные модели, включая сестер Хадид (Беллу и Джиджи), Коко Роша, Карен Элсон, Ясмин Ле Бон, Карли Клосс, Джоан Смоллс, Эрин О’Коннор и другие.
«Я уже 25 лет знакома с Готье. Он значит для меня невероятно много. Он необыкновенный и является олицетворением богемного Парижа. Быть сегодня здесь — честь для меня»,
— призналась в интервью Карен Элсон.
Начало и становление
Впервые на суд зрителям Готье вынес свою работу в 1976 году. Он сразу показал несколько фривольный стиль, который не вписывался в рамки того времени. Своим подходом он словно разрушал все модные порядки и тем самым хотел повлиять на современную индустрию.
В 1983 году во время создания коллекции L’Homme Objet дизайнер посягнул на исследование гомоэротических образов. Он представил обществу новую мужественность — молодых парней-моделей в ярких тельняшках. Критики не были готовы к такому подходу, поэтому мнения разделились: одни осуждали работу Готье, другие восхищались.
С 2003 по 2010 год помимо работы в модном доме Hermès и развитии собственного бренда, Готье не отказывался от заказов на сценические костюмы. Он помогал театрам воплощать в образах актеров исторические аспекты. В кинематографе наиболее яркой работой модельера стала помощь Люку Бессону для фильма «Пятый элемент» (1997).
Жан-Поль работал над собственным фильмом. Название Fashion Freak Show полностью отражает натуру знаменитого кутюрье, ведь никто не может идти по лезвию ножа, лавируя между дозволенным и запретным.
Осень-зима 1984
За свою многолетнюю карьеру модельер, кажется, изучил вдоль и поперек всевозможные корсеты. Его всегда посещала идея представить нижнее белье, как верхнюю одежду, поэтому изучались самые разные формы корсетов и нижнего белья эпохи 50-х.
Легендарное оранжевое и розовое бархатное платье с двумя конусами на груди было представлено на показе в 1984 году. Тогда Готье рассказал, что на такое необычное решение его натолкнули корсеты его бабушки. Он долго подбирал пропорции модели, а первым «подопытным» стала плюшевая игрушка- медведь Жан-Поля.
Весна-лето 1985
Коллекция Et Dieu Créa l’Homme стала продолжением начатой в 1983 году. Своеобразная игра с определением мужественности снова имела место в творчестве Жан-Поля. На этот раз модельер вызвал настоящий гнев общественности, выпустив на подиум мужчин в юбках.
Конечно, сейчас, отправь модный дом дефилировать мужчину в юбке, общество воспримет это с интересом и даже трепетом (это настоящая ломка шаблонов). Но до начала 90-х любое отхождение от природно-гендерных устоев каралось гневной критикой.
Сам же модельер лишь напоминал о наличии разных подходов к созданию одежды для мужчин. Параллельно с этим он продолжил бороться с консервативным обществом и делал это довольно успешно.
Сбор пожертвований amfAR 1992
В 1990 году Жан-Поль Готье испытал потрясение: умер его возлюбленный и бизнес-партнер Франсис Менюж. Причина была до боли страшной — СПИД, поэтому модельер спустя пару лет после смерти друга организовал сбор пожертвований в Американский фонд исследования СПИДа или amfAR (American foundation for AIDS Research).
Мероприятие было организовано в Лос-Анджелесе в Аудитории Шрайна, а сумма пожертвований составила $ 700 тыс. Среди гостей присутствовали сексологи Доктор Рут и Билли Айдол, Фэй Данауэй, Патти Лабелль, Рейчел Уэлш.
За фотосессию отвечал Герб Ритц, а за эмоциональную составляющую — Мадонна, которая весь вечер развлекала гостей. Кстати, именно Мадонна стала вишенкой на торте в тот день, ведь она в один из моментов сорвала с себя пиджак. Всего бы ничего, только под ним оказалось полосатое черное платье с прорезями на груди. Бюстгальтера, как вы понимаете не было. Триумф и эпатаж — так можно описать мероприятие Жан-Поля Готье.
Haute Couture весна 1997
Первый показ Haute Couture стал для модельера огромным шагом вперед. Коллекция Salon Atmosphere сочетала в себе любимые корсеты, театрализованные и гиперболизированные образы, андрогинный крой и многое другое.
Жан-Поль сумел найти баланс между «высокими» и «низкими» характеристиками моды, поэтому коллекция смотрелась органично. Из необычного отметим черный комбинезон с дерзким разрезом ниже пупка и декором в виде ярких перьев попугая ара Макао.
Весна-лето 1998
Конец 90-х связан появлением в жизни модельера музы — художницы Фриды Кало. Ее тяжелая история заставила Жан-Поля рассказать об этом всему миру в рамках новой коллекции весна-лето 1998.
С девушкой у мужчины ассоциировались длинные цветные юбки, вплетенные в волосы цветы и даже монобровь. Помимо этого она отличалась особыми взглядами на политику и собственное тело. Именно поэтому Готье, вдохновленный образом Фриды, воссоздал его на подиуме.
Haute Couture весна-лето 2003
Показ Flying Jackets Couture в очередной раз доказал, что Жан-Поль Готье является l’enfant terrible (в переводе «ужасный ребенок») французской моды. Он решил повлиять на людей, называющих моделей «вешалками». В начале нулевых этот термин начал прочно входить в словарный запас людей.
Модели Наоми Кэмпбелл и Стелла Теннант, продемонстрировавшие на подиуме яркие наряды с миниатюрным верхом, кого угодно могли заставить изменить мнение о манекенщицах. Музы Готье стали в прямом смысле вешалками и, надо сказать, чувство юмора модельера оценили все.
Haute Couture осень-зима 2006
Коллекция одежды Les Surrealistes отразила излюбленный фокус Готье на отдельных частях тела. Он уделил особое внимание грудной клетке, ключицам и голове.
Например, модель Эрин О’Коннор он одел в потрясающее фиолетовое платье, выполненное из шифона и органзы. В районе декольте и талии наряд представлял собой подобие скелета, что было обусловлено сложной конструкцией и контрастом цветов.
Впервые интерпретировать анатомию Жан-Поль решил на показе осень-зима 2003, когда создал нюдовое платье, украшенное венами и красным сердцем. Тогда представляла наряд все та же Эрин О’Коннор.
Haute Couture весна-лето 2007
В 2007 году стало ясно, что помимо частей тела Готье интересует и религиозная сторона вопроса. Так, на показе весна-лето он переодел свою команду моделей в святых, причем образы были продуманы вплоть до нимбов.
Осень-зима 2007
В 2007 году Готье не перестал размышлять о том, как удивить общественность. На помощь пришла модель Коко Роша, которая мастерски умела танцевать национальные танцы. Еще в юности она познала азы ирландских танцев, поэтому согласилась открыть показ. Шоу осень-зима 2007 прошло потрясающе во многом благодаря ее номеру.
Образ Коко состоял из красного двубортного пальто с ремнем на талии, килта и головного убора с перьями. Жан-Поль специально заказал для своей музы хорошую танцевальную обувь, однако ее привезли буквально за несколько часов до выхода Роша на подиум.
Весна-лето 2010
Больше всего на показе весна-лето 2010 зрителям запомнилась модель Джордан Данн, которая согласилась выйти на подиум на седьмом месяце беременности. Девушке было 19 лет, и специально для нее Жан-Поль Готье создал особенный наряд. Он сочетал в себе корсет в бронзовом оттенке, больше напоминающий доспехи, брюки и кепку.
Глядя на образ и на конусовидное декольте можно подумать, что эта работа — некоторая отсылка к Мадонне, однако в этом случае контекст абсолютно другой.
Весна-лето 2011
Жан-Поль Готье всегда с уважением относился к разного телосложения моделям. В стремлении выйти за рамки стандартных 90×60×90 он обратился за помощью к Бет Дитто, актрисе и певице. Девушка согласилась выйти на открытии и закрытии показа, продемонстрировав наряды именитого кутюрье.
Сначала солистка группы Gossip надела серебристое платье, а под занавес переоделась в черное мини-платье с корсетом и объемным декором. Бет спела две песни без музыкального сопровождения под громкие аплодисменты.
Весна-лето 2013
Этот показ стал оммажем для целого списка исполнителей от Майкла Джексона с его фирменным стилем до группы ABBA. На подиум выходили двойники Дэвида Боуи, Sade, Энни Леннокса и других звезд.
Перед началом шоу Жан-Поль игриво сказал: «Этот показ основан на фактах. Любые сходства с настоящими событиями или людьми — вовсе не случайность».
Весна-лето 2014
С момента показа прет-а-порте весна-лето 2009 танцы прочно вошли в рабочую атмосферу Готье. И если раньше он придумал показать на подиуме танец в стиле модерн, то в последующие годы модельер начал придумывать более изощренные способы разгорячить публику.
В 2011 году он устроил кутюрный показ, сопроводив его жарким канканом. Молодые барышни в соответствующих нарядах и колготках в крупную сетку резво поднимали ноги вверх и вниз, повышая градус на всех рядах в зале.
Еще спустя несколько лет, в 2014 году, Готье сделал ставку на танцевальное представление. Весь показ был олицетворением конкурса с жюри, в которое вошла испанская актриса Росси де Пальма.
Весна-лето 2015
Показ прет-а-порте (одежда более доступная по цене, для «широкой публики»), который прошел в 2015 году, стал последним в карьере Готье. Об этом было известно заранее, поэтому первую весточку о будущем уходе модельера коллеги получили.
Жан-Поль устроил грандиозное представление в киноконцертном зале Le Grand Rex Парижа. Он превратил обыденное дефиле в конкурс красоты Election de Miss Jean Paul Gaultier 2015. Шоу состояло из двух частей: в первой манекенщицы изображали именитых редакторов, таких как Грейс Коддингтон, Карин Ройтфельд и Сьюзи Менкес.
Гости высказали множество положительных отзывов в адрес Жан-Поля Готье, а также всей его команды. Среди присутствующих отметились коллеги Готье по цеху: Гарет Пью, Альбер Эльбаз, Рик Оуэнс.
Источник