Жизненные стратегии современной молодежи проект 10 класс обществознание

Содержание
  1. Жизненные стратегии современной молодёжи
  2. проект по общ.doc
  3. Исследовательская работа по теме: «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи» (стр. 1 )
  4. 2.1. Понятия «жизненные ценности» и «жизненные ориентиры». Стр.8-9
  5. 2.2. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование. Стр.9-12
  6. Гипотеза: Различные ценностные ориентации оказывают существенное влияние на становление развивающейся личности и регулируют процесс социализации молодых людей. Следовательно, каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека. Если среди приоритетов преобладают те, которые оказывают отрицательное влияние, то формируется личность с низким моральным и нравственным уровнем воспитания. Также под влиянием ориентиров формируются уникальные личности с индивидуальными особенностями социализации.
  7. Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.
  8. Возрастные границы этой социальной группы достаточно сглажены. К молодёжи чаще всего относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это период достижения экономической независимости, формирования чувства ответственности за совершенные поступки, выбора профессии и своего места в жизни, становления самосознания и формирования социального статуса личности, выработки мировоззрения и устойчивой системы ценностей, выбора спутника жизни и создания семьи.
  9. Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.
  10. У молодёжи есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, готовой отвечать за свои поступки, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Находясь на переходной стадии взросления, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – этап социализации.
  11. Социализация — это процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация по своей сути является процессом взаимо — и самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами определенные нормы, установки, представления и стереотипы. Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с продолжением учебной деятельности и началом трудовой деятельности.
  12. С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет), когда в соответствии с Конституцией РФ граждане приобретают полную дееспособность. Совершеннолетний человек получает возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.). С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность осуществления активной общественной деятельности, принятия участия в выборах, в работе государственных органов и общественных организаций. Происходит процесс становления человека как полноценного субъекта политики. Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, защита Отечества.
  13. С точки зрения психологии молодость — это период утверждения человека как индивидуальной, особенной личности; процесс поиска собственного пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, чтобы принимать исключительно правильные решения в сложившихся жизненных ситуациях. Однако именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт.
  14. С философской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. Известный русский публицист Дмитрий Иванович Писарев говорил: «Что не развилось в молодости, то останется неразвитым на всю жизнь».
  15. Молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска чего-то нового. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.
  16. Молодежь как наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения обладает такими социаль­но-психологическими качествами как: неиссякаемая жизненная сила, огромный энергетический потенциал и запас интеллектуальных и физических сил. Нельзя не отдавать себе отчета в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, которые составляют основные факторы развития экономики, в основном создаются людьми нового, нетрадиционного типа мышления. Молодежь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение.
  17. Молодость — это пора, когда каждый должен сам определить собственную судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей и утвердить себя в обществе.
  18. Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.
  19. 2.1. Понятия «жизненные ценности» и «жизненные ориентиры».
  20. Основными социально-психологическими регуляторами процесса жизнедеятельности человека и одновременно показателями его положения в обществе выступают жизненные ценности и ориентиры. Они определяют тип сознания человека, характер его деятельности, специфику его проблем, потребностей и интересов.
  21. Понять, что значат ценности и ориентиры в жизни людей — очень важно. В зависимости от воспитания и индивидуальных особенностей, каждый человек выбирает для себя ценности, которые считает приоритетными. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.
  22. Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни. Ценности отражают отношение человека к действительности – фактам и событиям, происходящим в жизни, к другим людям и к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают, строятся человеческие отношения, выдвигаются цели деятельности и определяются приоритеты.
  23. Ценности могут быть религиозными, политическими, нравственными, гедонистическими, профессиональными.
  24. Примерами религиозных ценностей, т. е ценностей, возникающих в религиозном осмыслении мира, являются верование в Бога, святость и праведность, следование религиозным предписаниям и запретам. В отдельную область можно выделить политические ценности, к которым относятся: ценности политической свободы, социальной справедливости, патриотизма, равенства перед законом и политической стабильности.
  25. Нравственные же ценности характеризуют поступки и намерения человека. Сюда относят добро, гуманность, справедливость, мужество, верность, честность, порядочность. Гедонистическими ценностями являются прежде всего удовольствие, порождённое удовлетворением потребностей, наслаждение и комфорт. Для многих людей приоритетными являются профессиональные ценности, к которым относятся получение профессии, совершенствование полученных навыков, карьера.
  26. Сама по себе ценность – это некая значимость объекта для субъекта. То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.
  27. Без усвоения личностью системы ценностей, без определения собственного отношения к ним невозможен успешный процесс социализации личности.
  28. Поставив перед собой цели, человек ищет пути их достижения, т. е. выбирает свой жизненный ориентир. Ролью ориентира на пути к цели нередко является идеал — совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях.
  29. Само понятие жизненный ориентир включает в себя руководящие принципы и систему ценностей, позволяющих принимать решения касаемо осуществления целей. Система жизненных ориентиров образует направленность личности, регулирует её деятельность.
  30. Таким образом, жизненные ориентиры — это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве основополагающих целей жизни.
  31. Жизненные ориентиры характеризуют направленность личности, определяют общий подход человека к миру, к себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Жизненные ориентиры являются одним из источников мотивации поведения человека. В сознании людей должна быть четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов.
  32. На формирование жизненных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.
  33. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром и мотивирующим фактором к достижению поставленных целей.
Читайте также:  Красивейшие дома сан франциско

Жизненные стратегии современной молодёжи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2014 в 08:39, реферат

Краткое описание

Исследование мотивов формирования жизненных стратегий показали, что 25% молодёжи не имеет главной жизненной цели, но при этом руководствуются частными целями. Согласно исследованиям ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) большую значимость стали приобретать деньги (66 %), личные деловые качества (37 %), образование (30 %) и др. Прагматическая мотивация позволяет сегодня, по мнению молодёжи, достичь успеха в жизни. А наличие денег является определяющими факторами благополучия и положения человека в обществе.
Цель этой работы – проанализировать жизненную стратегию российской молодежи.

Содержание

Введение
1. Типы жизненных стратегий.
2. Пассивные стратегии.
3. Активные стратегии.
4. Цели и стратегии современной российской молодёжи.
Заключение.

Прикрепленные файлы: 1 файл

проект по общ.doc

Жизненные стратегии современной молодёжи.

  1. Типы жизненных стратегий.
  2. Пассивные стратегии.
  3. Активные стратегии.
  4. Цели и стратегии современной российской молодёжи.

Изменения, которые произошли в нашей стране за последние два десятилетия (Реформы, «утечка умов», демографические проблемы и т.п.), привели к серьёзным трансформациям в образе жизни людей, способствующих размыванию традиционной культуры, ценностных ориентаций. Современное общество характеризуется не просто ломкой старых социальных структур, ценностей, установок, но и активным формированием новых, отвечающих текущим жизненным интересам и потребностям людей.

Исследование мотивов формирования жизненных стратегий показали, что 25% молодёжи не имеет главной жизненной цели, но при этом руководствуются частными целями. Согласно исследованиям ВЦИОМ (Всероссийский центр изучения общественного мнения) большую значимость стали приобретать деньги (66 %), личные деловые качества (37 %), образование (30 %) и др. Прагматическая мотивация позволяет сегодня, по мнению молодёжи, достичь успеха в жизни. А наличие денег является определяющими факторами благополучия и положения человека в обществе.

Читайте также:  Стиль ретро для квартиры

В этих новых условиях получение образования и трудоустройство остаётся одной из острейших проблем. Эта сфера за годы реформ претерпела серьёзные изменения, что способствовало увеличению доли безработного населения, в особенности среди молодёжи, появились престижные и не престижные профессии. Всё это нашло своё отражение в выборе образовательных и профессиональных стратегий молодёжи.

Цель этой работы – проанализировать жизненную стратегию российской молодежи.

2. «Размытые» стратегии. Данный тип специалисты разделяют на следующие группы:

«Выживающие» — молодые люди, как правило, из семей с невысоким достатком и социальным статусом. Возможность самореализации, трудоустройства, повышения благосостояния, получения качественного образования здесь связана с минимальным набором благ и возможной удачей (брак, переезд в большой город).

«Плывущие по течению» — к этой группе эксперты относят представителей как низших социальных слоев, не верящих в реальную возможность изменения своего положения к лучшему, так и молодых людей из семей среднего достатка, в целом удовлетворенных своим положением и ориентированных на стабильность. Данную жизненную стратегию эксперты рассматривают как намеренное избежание рисков.

«Игроки» — группа молодых людей, для которых характерно представление об успехе как случайности или везении. Эксперты относят к ним молодых людей из семей со средним достатком, имеющих конкурентные стартовые возможности, но не стремящихся их реализовать (самостоятельно зарабатывать, приобретать знания). Таким молодым людям свойственно недостаточно развитое чувство ответственности за себя и своих близких, инфантильность, надежда на «счастливый случай». Эксперты делают вывод, что такому взгляду на жизнь способствует пропаганда в СМИ, рекламе потребительского образа жизни (подразумевающего высокую покупательскую способность без указания источника денежных средств), распространение телевизионных проектов, культивирующих легкий путь к богатству и известности.

3. Протестные стратегии.

«Герои – леворадикалы»: предполагается участие в деятельности леворадикальных организаций, таких, например, как Национал-большевистская партия (НБП). Определенной активностью отличаются и молодежные организации либерально-демократической направленности («Молодежное Яблоко», «Молодежный СПС», «Пора», «Да!», «Мы»), но их привлекательность, численность, организованность и идейная сплоченность несопоставимы с левыми организациями. Численность НБП – около 20 тыс.чел.1 Социальной базой этих организаций являются молодые люди (старшеклассники, студенты колледжей, техникумов и ВУЗов, рабочие и служащие), недовольные существующим общественным строем или привлеченные романтикой борьбы ради светлого будущего. Эксперты называют следующие причины привлечения таких молодых людей к леворадикалам.

Во-первых, большую роль играет юношеский максимализм, когда реально существующий комплекс проблем в социально-экономической и политической сферах представляется возможным быстро и справедливо разрешить революционным путем. Многие проблемы, за радикальное решение которых выступают левацкие организации, действительно весьма актуальны – нарушение прав человека, отмена отсрочек от призыва в армию, статус русскоязычного населения в Прибалтике и др.

Во-вторых, образ «героев-мучеников», создаваемый рядом СМИ арестованным леворадикалам. Характерно, как считают эксперты, что участие молодежи в праворадикальных организациях гораздо реже связывается с жизненной стратегией, это скорее «хобби», коллективное действие и выражение позиции, чем борьба за свое будущее.

Пассивные стратегии можно подразделить на: рефлексивно-запаздывающие и умеренно-приспособительные.

Представители пассивной «рефлексивно-запаздывающей» стратегии сохраняют старое ценностное сознание, они включаются в рыночные отношения, хотя в основе этого лежит только экономическая необходимость.

Адаптация этой группы происходит на уровне приспособленности, когда личность, усваивая новые нормы, готова следовать им на уровне публичного социального поведения, не воспринимая их внутренне.

Возрастные границы этой группы — 27–29 лет. Такая стратегия характерна для периферии, где возможности профессиональной мобильности ограничены особенностями рынка труда небольших городов, зачастую имеющих моноструктуру. В этой группе доминирует ориентация на функциональное содержание и условия труда.

У представителей пассивной «умеренно-приспособительной» стратегии сохранилось старое ценностное сознание. К этой группе можно отнести молодых людей до 18 лет и старше 25 лет.

У молодежи до 18 лет воспроизводятся ценности родительской семьи, у второй группы наблюдается сохранение ценностей, сформированных в условиях административно-командной системы.

Жизненная позиция этой группы не адаптирована к новым условиям, мышление носит профессионально- ориентированный пассивный характер, констатирующий социальные проблемы.

В профессиональном плане молодежь этой группы предпочитает государственный сектор экономики, стабильность заработка в ущерб его размеру.

Молодые люди часто наследуют семейную профессию, образование в этой группе рассматривается как самоценность.

Активные стратегии можно подразделить на: позитивно-карьерные, позитивно-инструментальные и криминально-карьерные.

Представители активной « позитивно-карьерной» стратегии принимают новые ценности.

Молодежь этой группы имеет новое по характеру ценностей сознание, ее мышление активно, конструктивно, контроль направлен на ситуативные конкретные проблемы, поэтому она осуществляет регуляцию деятельности, адекватную рыночным условиям.

Этот тип обладает двойной адаптированностью к новым условиям (по своим ценностям и социальным позициям), себя осознает как субъект, а общество как объект, используя его для достижения своих личных целей.

В профессиональной деятельности он направлен на создание собственного предприятия, образование ценит как средство получения больших доходов и успешной карьеры, а не как самоценность.

Данная группа — носитель достижительских стереотипов, поведение ее ориентировано на успех сейчас, без особых гарантий на будущее. Ее возрастная граница — 20–25 лет, эту группу составляют, в основном, мужчины. Она характерна для больших городов и регионов с высокой интенсивностью развития частного сектора и, в частности, малого бизнеса.

Активная «позитивно-инструментальная» стратегия направлена на рациональное использование новых возможностей как самоцель.

Эта группа имеет противоречивое ценностное сознание. Но это противоречие продуктивно, поскольку ведет к теоретизации, проблематизации социальной действительности.

Благодаря способности к теоретическому мышлению, его плюрализму, данный тип может не только сам адаптироваться к новым условиям, но и выполнить определенную конструктивную роль в обществе.

Двойственность позволяет ему и неадаптивно взглянуть на процессы, происходящие в обществе, и ценностно-рационально осмыслить окружающее.

К труду относится как к цели, но не как к средству, ориентирован на развитие способностей и творческое отношение к труду. Данную группу составляют, в основном, студенты. Успешная карьера и связанное с этим благосостояние — естественный, ожидаемый, но не единственный мотив социальной активности в этой группе.

Активная «криминально- карьерная» стратегия преследует цели повышения личного благосостояния за счет использования прежде всего возможностей, связанных с дезорганизацией.

Возможность получения высокого дохода зачастую связана с полулегальными и даже нелегальными способами деятельности, то есть приводит молодежь этой группы в криминальные структуры.

Ослабление институтов социального контроля создает объективные условия, когда молодые люди имеют возможность реализовать индивидуальные представления о социальном успехе на основе жизненной модели, исключающей профессиональную деятельность как условие жизни и развития. Возрастные границы этой группы — 17–29 лет.

4.Цели и стратегии современной молодежи

По прежнему, одной из важнейшей задач молодёжи сегодня является получение образования. Как показывают исследования, качество и уровень образования тесно связаны с возможностями трудоустройства и снижают риск безработицы. Весомым конкурентным преимуществом на рынке труда становится получение отвечающего современным требованиям образования. Около 2/3 выпускников московских школ нацелены на продолжение своего образования, из них 32 % намерены поступить в вузы, а 33 % будут совмещать учебу с работой. Согласно исследованиям ВЦИОМ получение высшего образования способствует профессиональному и карьерному росту молодых специалистов (48 % и соответственно 28 %), профессиональному становлению (26 %) . Для подавляющего большинства выпускников московских школ (91 %) образование является важным фактором достижения успеха в жизни, а так же влияет на карьерный рост.

С начала реформ 90-х годов произошёл сдвиг занятости молодёжи из сферы производства материальных благ в сферу производства услуг и информации. Отток молодёжи из промышленности, сельского хозяйства, строительства, транспорта сегодня сказывается в остром дефиците рабочих, специалистов инженерно-технических специальностей. Наиболее привлекательным местом для работы молодёжь по-прежнему называет коммерческие организации (32 % московской молодёжи) и заниматься индивидуальным предпринимательством (24 %) работу в органах государственной и муниципальной власти (14 %). Следует отметить, что желание открыть своё дело, заниматься индивидуальным предпринимательством характерно только молодых людей. Такая смена профессиональных ориентаций и, как следствие, жизненных траекторий связана с трансформацией ценностных ориентаций в условиях новой экономики.

Наряду с традиционными жизненными ценностями (такими как здоровье (58 %), друзья (53 %), семья и дети (50 %), любовь (42 %), самореализация (34 %) и др.) большую значимость стали приобретать деньги (66 %), личные деловые качества (37 %), образование (30 %) и др. Прагматическая мотивация позволяет сегодня, по мнению молодёжи, достичь успеха в жизни. А наличие денег является определяющими факторами благополучия и положения человека в обществе.

Среди важнейших тенденций современного рынка труда, влияющих на профессиональные и жизненные стратегии молодёжи, является переход от традиционных форм занятости к более гибким формам, способствующих повышению трудовой мобильности. Следует так же отметить увеличение доли молодых людей, старающихся получить первый трудовой опыт уже в ходе получения профессионального образования (совмещают учёбу с работой 15 % студентов) .

Однако, часто эта работа не связана с получаемой специальностью (75,9%), хотя подобный вид занятости позволит получить так необходимый сегодня «опыт работы» (56 %) и развить профессиональные навыки (44 %) .

Рассматриваемые стратегии современной российской молодежи во многом являются реакцией на сохранение неопределенности и риска во всех жизненных сферах, присущих современной России. Однако, как считают исследователи, в каждом типе условных жизненных стратегий можно выделить элементы, которые возможно использовать для конструктивного развития общества в целом.

На наш взгляд со стороны государства необходима поддержка общественно-политической деятельности молодежных организаций, а именно активизация мер по поддержке общественных инициатив молодежных организаций, общественно полезной деятельности молодых граждан, их общественных объединений, потенциала молодежи во всех сферах общественной жизни.

Источник

Исследовательская работа по теме: «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи» (стр. 1 )

Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3 4 5

МБОУ СОШ с УИОП № 47 Октябрьского района города Кирова

Исследовательская работа по теме:

ученица 10 «Б» класса

Глава 1. Особенности молодёжи как социально-психологической группы. Стр.6-8

Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

2.1. Понятия «жизненные ценности» и «жизненные ориентиры». Стр.8-9

2.2. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование. Стр.9-12

2.3. Влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодежи. Стр.12-14

2.4. Субкультура и ее влияние на формирование жизненных ценностей и ориентиров современной молодежи. Стр.14-15

3. Социологическое исследование. Стр.15-19

6. Список использованной литературы. Стр.25

7. Тезисы исследовательской работы. Стр.26

Тема проекта: «Жизненные ценности и ориентиры современной молодёжи»

Актуальность темы: Данная тема обладает большой значимостью в условиях современного мира.

В социальной структуре общества особое место занимает молодежь. Этой возрастной категории присущи ярко выраженные черты поведения, образа жизни, мышления и мироощущения. От того, каким образом сформируются определенная жизненная позиция молодого человека, его ценностные ориентации, цели, собственные взгляды на окружающую действительность, безусловно, будет зависеть его будущее. На основе ценностей, которые принимает человек, складываются его жизненные приоритеты. Какими будут эти приоритеты – зависит от него. Неспособность активно отстаивать жизненную позицию, недостаточная подготовленность молодежи к самостоятельной жизни в современном обществе, может привести к нежелательным последствиям. Такого быть не должно.

Противоречивость ценностных ориентаций порождает непоследова-тельность в поведении. Неразвитость ценностных ориентаций – признак инфантилизма, господства внешних стимулов во внутренней структуре личности. Именно поэтому в настоящее время уделяется особое внимание исследованию процесса становления личности у молодых людей, их месту и роли в социальной структуре общества.

Ценностные ориентации молодежи динамичны, поэтому их изучение является актуальным на любом промежутке времени. В условиях социально-экономических и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат – потребительско–эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью находится в прямой зависимости от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального статуса.

Проблема: Современной молодежи в большей мере свойственна ориентация на ценности индивидуализма.

Историография вопроса: Проблема ценностей и ориентиров активно разрабатывалась и разрабатывается учеными. Анализ научной литературы показал, что ценности личности — это очень сложный, многогранный феномен, определяемый авторами по-разному, порой во «взаимоисключающих и несопоставимых смыслах»:

1) как значимость каких-то объектов или явлений, способных удовлетворять определенные потребности человека (Владимир Александрович Василенко — один из инициаторов выдвижения и разработки проблемы ценности в советской философии; Сергей Леонидович Рубинштейн, советский психолог и философ, связывавший личность с высшими нравственными и этическими ценностями);

2) как представления о желательном, как убеждения, как идеалы, эталоны (Клайд Клакхон, американский социальный антрополог, один из первых давший определение понятию ценности: «Ценности — это осознанное или неосознанное, характерное для индивида представление о желаемом, которое определяет выбор целей с учетом возможных средств и способов действия»; с точки зрения Вадима Борисовича Ольшанского, российского социолога: «Ценности являются своеобразными маятниками, помогающими заметить в потоке информации то, что наиболее важно для жизнедеятельности человека»);

3) как разновидность установок (Андрей Григорьевич Здравомыслов, доктор философских наук, опубликовавший книгу «Потребности, интересы, ценности»; Флориан Знанецкий, американский социолог, полагавший, что основой бытия являются ценности, которые создают культурный мир);

4) как элементы мотивации наряду с потребностями и мотивами (Эрих Фромм, немецкий психолог, рассматривавший проблемы этики, норм и ценностей, которые ведут человека к самореализации и осуществлению его возможностей; Абрахам Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии, рассматривавший ценности как не зависящие от прихотей человека, познаваемые, постигаемые, но не изобретаемые, и приравнивал их к потребностям).

Но, несмотря на многообразие подходов к трактовке ценностей, мнения большинства авторов сходятся в том, что индивидуальные ценности являются важнейшими компонентами структуры личности, обусловливающими её направленность, активность, устойчивость, целостность «Я», мировоззрение и т. д. Будучи основополагающими компонентами личности, ценностно-смысловые ориентации обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие внутреннего мира личности и внешнего мира, следовательно, они влияют на образ жизни, на то, как субъект проявляет себя в различных сферах жизни и деятельности.

Объект исследования: Современная молодёжь как социальная группа.

Предмет исследования: Жизненные ценности молодежи в современном обществе.

1. Определить, что является наиболее ценным для современной молодёжи.

2. Раскрыть сущность и особенности ценностей молодого поколения.

3. Провести анализ представления современной молодежи о жизненных ценностях и ориентирах.

1. Рассмотреть понятия «жизненные ориентиры» и «жизненные ценности».

2. Охарактеризовать молодёжь как социальную группу, выявить её особенности.

3. Проанализировать основные факторы, влияющие на формирование и специфику ценностей и ориентиров молодого поколения.

4. Раскрыть влияние современного искусства и средств массовой информации на формирование жизненных ценностей и ориентиров молодёжи.

5. Раскрыть влияние субкультуры на жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

6. Провести социологическое исследование среди молодёжи, суть которого сводится к определению её жизненных ценностей и ориентиров.

7. Провести анализ данных, полученных в результате социологического исследования, выявить наиболее распространённые жизненные ценности и ориентиры среди молодёжи.

8. Сделать обобщающие выводы о жизненных ценностях и ориентирах молодых людей.

Научная новизна исследовательской работы состоит в следующем: 1) Проведен социологический анализ ценностей и ценностных ориентаций современной молодежи. 2) Выявлены основные факторы, влияющие на жизненные ценности и ориентиры молодежи. 3) Проанализировано влияние современного искусства на формирование жизненных ценностей молодых людей.

Практическая значимость исследования определяется возможностью использования его результатов в практической деятельности педагогов, социальных работников, психологов, родителей и других лиц, участвующих в процессе социализации личности. Также данные исследовательской работы могут быть учтены при разработке действенных и эффективных программ молодежной политики.

Методы, использованные мной для проведения исследовательской работы:
1. анализ источников;
2. опрос;
3. анкетирование;
4. графический;
5. интервьюирование;
6. сравнение.

Гипотеза: Различные ценностные ориентации оказывают существенное влияние на становление развивающейся личности и регулируют процесс социализации молодых людей. Следовательно, каждый человек выбирает собственные жизненные ориентиры, которые могут привести и к негативным последствиям, но эти ориентиры, безусловно, отличаются от ориентиров другого человека. Если среди приоритетов преобладают те, которые оказывают отрицательное влияние, то формируется личность с низким моральным и нравственным уровнем воспитания. Также под влиянием ориентиров формируются уникальные личности с индивидуальными особенностями социализации.

Глава 1. Особенности молодёжи как социально-психологической группы.

Молодёжь — социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных ими социально-психологических качеств. Молодежь занимает важное место в социально-демографической структуре и общественно-политической жизни общества.

Возрастные границы этой социальной группы достаточно сглажены. К молодёжи чаще всего относят людей в возрасте от 16 до 30 лет. Это период достижения экономической независимости, формирования чувства ответственности за совершенные поступки, выбора профессии и своего места в жизни, становления самосознания и формирования социального статуса личности, выработки мировоззрения и устойчивой системы ценностей, выбора спутника жизни и создания семьи.

Сознание молодого человека обладает особой восприимчивостью, способностью перерабатывать и усваивать огромный поток информации. В этот период развиваются критичность мышления, стремление дать собственную оценку разным явлениям, поиск аргументации, оригинального мышления.

У молодёжи есть ряд особенностей, отличающих ее от других возрастов. По своему характеру молодость — это переходное состояние между детством и взрослостью. В каких-то вопросах молодежь является вполне зрелой, серьезной и ответственной, готовой отвечать за свои поступки, а в других — наивной, ограниченной и инфантильной. Находясь на переходной стадии взросления, молодое поколение переживает важнейший этап в своей жизни – этап социализации.

Социализация — это процесс усвоения человеком определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Социализация по своей сути является процессом взаимо — и самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Каждому молодому человеку необходимо усвоить выработанные обществом и различными группами определенные нормы, установки, представления и стереотипы. Если рассматривать молодежь с точки зрения ведущих видов деятельности, то этот период совпадает с продолжением учебной деятельности и началом трудовой деятельности.

С позиции права молодость — время наступления гражданского совершеннолетия (в России — 18 лет), когда в соответствии с Конституцией РФ граждане приобретают полную дееспособность. Совершеннолетний человек получает возможность пользоваться всеми правами гражданина (избирательными правами, правом вступления в законный брак и т. д.). С приобретением всей полноты гражданских прав он получает возможность осуществления активной общественной деятельности, принятия участия в выборах, в работе государственных органов и общественных организаций. Происходит процесс становления человека как полноценного субъекта политики. Одновременно молодой человек принимает на себя определенные обязанности, среди которых — уплата налогов, забота о нетрудоспособных членах семьи, защита Отечества.

С точки зрения психологии молодость — это период утверждения человека как индивидуальной, особенной личности; процесс поиска собственного пути достижения успеха и счастья. Как в любом поиске, молодой человек не застрахован от трудностей и ошибок: у него еще нет достаточного опыта, чтобы принимать исключительно правильные решения в сложившихся жизненных ситуациях. Однако именно осознание этих ошибок формирует его собственный жизненный опыт.

С философской точки зрения молодость может рассматриваться как время возможностей, время устремленности в будущее. Известный русский публицист Дмитрий Иванович Писарев говорил: «Что не развилось в молодости, то останется неразвитым на всю жизнь».

Молодость — период неустойчивости, изменений, критичности, постоянного поиска чего-то нового. Интересы молодых лежат в иной плоскости, чем интересы старших поколений: молодежь, как правило, не желает подчиняться традициям и обычаям — она хочет преобразовать мир, утвердить свои инновационные ценности.

Молодежь как наиболее активная, мобильная и дина­мичная часть населения обладает такими социаль­но-психологическими качествами как: неиссякаемая жизненная сила, огромный энергетический потенциал и запас интеллектуальных и физических сил. Нельзя не отдавать себе отчета в том, что принципиально новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, которые составляют основные факторы развития экономики, в основном создаются людьми нового, нетрадиционного типа мышления. Молодежь обладает здравым смыслом, намерением получить качественное образование, желанием трудиться за хорошее вознаграждение.

Молодость — это пора, когда каждый должен сам определить собственную судьбу, найти единственно верный, ведущий к успеху жизненный путь, который позволит максимально реализовать свои способности. Человеку нужно определить границы своих реальных возможностей и утвердить себя в обществе.

Глава 2. Жизненные ценности и ориентиры молодого поколения.

2.1. Понятия «жизненные ценности» и «жизненные ориентиры».

Основными социально-психологическими регуляторами процесса жизнедеятельности человека и одновременно показателями его положения в обществе выступают жизненные ценности и ориентиры. Они определяют тип сознания человека, характер его деятельности, специфику его проблем, потребностей и интересов.

Понять, что значат ценности и ориентиры в жизни людей — очень важно. В зависимости от воспитания и индивидуальных особенностей, каждый человек выбирает для себя ценности, которые считает приоритетными. Реализация значимых для человека приоритетов очень важна для его признания и самоутверждения.

Жизненные ценности – это то, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для человечества в целом; это ценности, которые образуют цели, мотивы и направленность деятельности людей, о чем они мечтают и к чему они стремятся, достижение чего образует смысл их жизни. Ценности отражают отношение человека к действительности – фактам и событиям, происходящим в жизни, к другим людям и к самому себе. На основе ценностей, которые люди принимают, строятся человеческие отношения, выдвигаются цели деятельности и определяются приоритеты.

Ценности могут быть религиозными, политическими, нравственными, гедонистическими, профессиональными.

Примерами религиозных ценностей, т. е ценностей, возникающих в религиозном осмыслении мира, являются верование в Бога, святость и праведность, следование религиозным предписаниям и запретам. В отдельную область можно выделить политические ценности, к которым относятся: ценности политической свободы, социальной справедливости, патриотизма, равенства перед законом и политической стабильности.

Нравственные же ценности характеризуют поступки и намерения человека. Сюда относят добро, гуманность, справедливость, мужество, верность, честность, порядочность. Гедонистическими ценностями являются прежде всего удовольствие, порождённое удовлетворением потребностей, наслаждение и комфорт. Для многих людей приоритетными являются профессиональные ценности, к которым относятся получение профессии, совершенствование полученных навыков, карьера.

Сама по себе ценность – это некая значимость объекта для субъекта. То, что для одного человека может быть ценностью, другой может недооценивать, а то и вовсе не считать ценностью, т. е. ценность всегда субъективна.

Без усвоения личностью системы ценностей, без определения собственного отношения к ним невозможен успешный процесс социализации личности.

Поставив перед собой цели, человек ищет пути их достижения, т. е. выбирает свой жизненный ориентир. Ролью ориентира на пути к цели нередко является идеал — совершенство, высшая цель человеческого стремления, представление о высших моральных требованиях.

Само понятие жизненный ориентир включает в себя руководящие принципы и систему ценностей, позволяющих принимать решения касаемо осуществления целей. Система жизненных ориентиров образует направленность личности, регулирует её деятельность.

Таким образом, жизненные ориентиры — это элементы внутренней структуры личности, сформированные и закрепленные жизненным опытом индивида в ходе процессов социализации и социальной адаптации, отграничивающие значимое от незначимого через принятие личностью определенных ценностей, осознаваемых в качестве основополагающих целей жизни.

Жизненные ориентиры характеризуют направленность личности, определяют общий подход человека к миру, к себе, придают смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Жизненные ориентиры являются одним из источников мотивации поведения человека. В сознании людей должна быть четко выражена мотивационная установка на собственные силы в реализации жизненных целей и интересов.

На формирование жизненных ориентиров оказывают влияние определенный интеллектуальный уровень развития личности и сила воли. Формирование ориентиров в значительной мере обусловлено индивидуальным опытом жизни человека и определяется теми жизненными отношениями, в которых он находится.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что для каждого из нас жизненные ценности являются основополагающим ориентиром и мотивирующим фактором к достижению поставленных целей.

2.2. Специфика ценностей и ориентиров молодого поколения. Основные факторы, влияющие на их формирование.

Источник

Оцените статью
Поделиться с друзьями