- БИБЛИОТЕЧКА ЖУРНАЛОВ МОД
- Переводы
- ИСТОРИЯ МОДЫ
- Мода ДРЕВНЕГО МИРА
- Мода первобытного человека
- Древний Египет
- Вавилон и Ассирия
- Древняя Персия
- Мода Древнего Израиля
- Крито-Минойская одежда
- Скифы и население Малой Азии.
- Мода Древней Греции
- Одежда этрусков
- Одежда Древнего Рима
- Мода СРЕДНИХ ВЕКОВ
- Одежда Византии
- Одежда Германцев
- Одежда Галлов
- Одежда норманнов
- Одежда раннего Средневековья 800-1100 гг
- Одежда в романский период XI-XIII вв.
- Одежда в готический период XII-XV
- Мода ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
- Одежда итальянского Возрождения XV-XVI вв
- Одежда Франции в эпоху Возрождения
- Испанская мода эпохи Возрождения
- Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации) XVI в
- Одежда Англии в эпоху Реформации
- Мода НОВОГО ВРЕМЕНИ
- Одежда XVII века
- Энциклопедия моды
- Журнал BURDA MODEN
- Журнал BURDA MODEN: история издательского дома
- Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации)
- ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ГЕРМАНИИ ПЕРИОДА РЕФОРМАЦИИ
БИБЛИОТЕЧКА ЖУРНАЛОВ МОД
Переводы
ИСТОРИЯ МОДЫ
Мода ДРЕВНЕГО МИРА
Мода первобытного человека
Древний Египет
Вавилон и Ассирия
Древняя Персия
Мода Древнего Израиля
Крито-Минойская одежда
Скифы и население Малой Азии.
Мода Древней Греции
Одежда этрусков
Одежда Древнего Рима
Мода СРЕДНИХ ВЕКОВ
Одежда Византии
Одежда Германцев
Одежда Галлов
Одежда норманнов
Одежда раннего Средневековья 800-1100 гг
Одежда в романский период XI-XIII вв.
Одежда в готический период XII-XV
Мода ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ
Одежда итальянского Возрождения XV-XVI вв
Одежда Франции в эпоху Возрождения
Испанская мода эпохи Возрождения
Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации) XVI в
Одежда Англии в эпоху Реформации
Мода НОВОГО ВРЕМЕНИ
Одежда XVII века
Энциклопедия моды
Журнал BURDA MODEN
Журнал BURDA MODEN: история издательского дома
Одежда Германии в эпоху Возрождения (период Реформации)
16.08.2009 21:38 Рейтинг: 4.2
Германия занимала лидирующее положение среди северных стран Западной Европы в ХV-ХVI вв. Эпоха Реформации в Германии оказала огромное на духовную жизнь и искусство, в том числе на моду и костюм, подобно Возрождению в Италии. Реформация Церкви принесла с собой тяжелые социальные потрясения, но и стала одной из причин коренного переворота в истории костюма.
В Германии конца XV века формируется новая мода — «одежда германского Возрождения», сначала — пестрая, богатая, просторная, но тяжелая, а позднее, под влиянием проповедей протестантских пасторов, — темная, облегающая, стыдливо скрывающая все формы тела.
Одежда этой эпохи подчеркивала солидность, богатство, мужество, независимо от крайних течений, на которые повлиял костюм ландскнехтов. Костюм жителей Германии в общих чертах был европейским, но разобщенность отдельных княжеств, местные особенности и сословное деление общества обусловили его разнообразие.
МУЖСКОЙ КОСТЮМ ГЕРМАНИИ В ПЕРИОД РЕФОРМАЦИИ
В целом немецкий костюм был ярче, чем костюм французский и английский, которые имели более мягкие и светлые тона. Чисто белая одежда в Германии, в отличие от Франции, встречалась крайне редко.
В начале XVI в. мужской костюм еще обладал готическими чертами: вытянутые пропорции, высокие головные уборы, обувь с длинными носами. Но вскоре одежда мужчин становится объемнее. Длинные штаны-чулки разделились на две части — верхнюю и нижнюю, передние части этих штанов обильно украшались декоративными разрезами. Верхней одеждой служил «вамс», соответствующий французскому пурпуэну или английскому джеркину. Вамс облегал фигуру и был накладным.
Рубашки собирались на груди в мелкие складки и завязывались на шее. Парадной мужской одеждой немецких феодалов и крупных бюргеров была «шаубе». Существовало несколько ее разновидностей, но наиболее известную шаубе Лютера носили до 20-х гг. XVI в. Она представляла собой длинную широкую одежду из сукна с прямоугольной кокеткой спереди и сзади, под которой ткань была заложена складками с длинными и очень широкими рукавами. Такую одежду носили ученые, а в XIX в. ее крой стал основой для докторской мантии.
С 20-х гг. появилась шаубе с меховым воротником, который соединялся с меховыми отворотами полочек, а в длинных рукавах делались прорези для рук. Законы определяли цвет и качество ткани шаубе для различных сословий. Так, на красные или фиолетовые шаубе из бархата или атласа, подбитые мехом соболя, горностая или куницы, имели право только князья.
Богатые и знатные германцы щеголяли в «фальтроке». Первоначально он выглядел как юбка в складку, которую надевали поверх вамса. В самом конце XV в. фальтрок носили поверх рыцарских доспехов. Позже фальтрок соединили с лифом. Если вамс был с рукавами, то он сочетался с фальтроком без рукавов, и наоборот.
На немецкую моду оказали влияние и костюмы ландскнехтов — солдат наемной армии. Легенда повествует о том, как, выиграв сражение в 1477 году у войск герцога Бургундского, солдаты-победители оказались в одежде настолько разорванной, что потребовалась немедленная ее починка. Принявшись за ремонт одежды, солдаты в качестве заплат использовали полоски и кусочки от знамен бургундцев. Эти заплаты, появившиеся на костюмах в самых неожиданных местах, привели в восторг самих ландскнехтов; их бравый вид в пестрых лохмотьях послужил поводом для новой вспышки моды на асимметричное пестроцветие в костюме и ленточные формы.
Костюмы ландскнехтов покрывались разрезами самой причудливой формы и размеров; они асимметрично располагались по всей поверхности штанов, колетов, рукавов, на шляпе и башмаках. Штанины, рукава и даже сам колет могли состоять из разных по цвету половин, так что костюм получал почти что фантастическую форму.
Костюм состоял из невероятно широких сборчатых штанов, которые сами состояли из продольных лент, перевязанных в нескольких местах и закрепленных у пояса и колен. Между этими лентами делались напуски из ткани. Такие штаны назывались «плюдер-хозе» и являлись причудливым подобием шаровар. Они потрясли воображение модников Германии и других европейских стран и вызывали различные подражания. У некоторых щеголей на их изготовление уходило до ста локтей ткани; плюдерхозе украшались вышивкой, тесьмой. Контрабандисты использовали эти необъятные штаны для доставки через кордоны дорогих тканей.
Плотно прилегающая куртка и туго натянутые штаны-чулки были отвергнуты в принципе и преобразованы самым примитивно-наивным способом. Штаны и куртку просто разрезали в местах, где они плотнее всего облегали тело, то есть на плечах, локтях и коленях, и подкладывали в образовавшиеся «прорези» другую, преимущественно более светлую ткань (как бы имитируя рубаху), складки которой вздувались над прорезями. Обычно это новшество приписывается швейцарским и немецким ландскнехтам.
«До этого времени никто не видел пестрой, разрубленной одежды, а теперь портным пришлось осваивать искусство накладывания заплат, так как вернувшиеся домой солдаты стали вводить всевозможные новшества», — писал гуманист Конрад Пелликан ок. 1490 г. Вскоре разрезы распространились на все другие части одежды — были разрезаны даже широкие башмаки и новый головной убор — плоский берет.
Сначала знать сопротивлялась этим чудачествам, но сам император Максимилиан II взял солдат под защиту. «Их жизнь настолько коротка и безрадостна, что великолепная одежда — одно из их немногих удовольствий. Я не собираюсь отбирать его у них.» «Zerhauen und zerschnitten nach adeligen Sitten» («разрублено и разрезано по благородному обычаю») — так называли сами ландскнехты эту отчаянно-живописную одежду, порождение истинно немецкой фантазии. Казалось, что грудь человека с трудом ловит воздух, тело требует возможности свободно двигаться, конечности и суставы хотят распрямиться и разорвать оковы. Не последнюю роль сыграла и любовь солдат к цветастой верхней одежде, украшениям и перьям на шляпах.
Их одеяния славились своим декорированием в стиле «буфы и разрезы», возникшим в результате прорезания верхней одежды и набивкой нижних слоев через эти разрезы. Рукава часто театрально раздувались, как и штаны, и зачастую эти рукава различались палитрой цветов и контурами буфов даже один от другого. Штанины иногда также различались. Широкие плоские шляпы были огромных размеров, часто украшенные страусиными перьями.
Некоторые носили непристойно огромные мешочки, прикрывающие их гениталии. Анекдот XVI века повествует о молодом человеке, «который в пылу оживленной беседы с несколькими дамами зацепил своими штанами за гвоздь и оттуда посыпались отруби, а штаны внезапно опали, к ужасу их владельца и радости дам».(Shats on Costume. Перевод О. Алешиной). Даже обувь была декорирована в стиле «буфы и разрезы». Вообще, весь этот внешний эффект одежды зачастую приводил к ощущению искажения зрения.
Стиль «буфы-и-разрезы» в одежде был усвоен также и другими народами, став обычным типом украшений в некоторых частях Европы. Английская знать тоже была очарована «буфами и разрезами». Генрих VIII стал одеваться в этом стиле после того, как увидел одежду нанятых им ландскнехтов; фактически, знаменитый портрет Генриха VIII Ганса Гольбейна изображает его в камзоле, декорированном буфами и разрезами. Другие портреты Генриха изображают его носящим нечто выглядевшее как юбка до колен; он перенял этот стиль от германских военных юбок, носимых некоторыми ландскнехтами. Сын Генриха, Эдуард VI и Елизавета I также одевались в этом стиле.
Ленточный костюм особенно пришелся по вкусу купцам и морякам Венеции, которые одевали штаны огромной ширины и размеров. Они могли собираться из несшитых полотнищ тонкой ткани, которые поддерживались ленточным каркасом. Это был своеобразный способ контрабандного ввоза ткани или сохранения и транспортировки ее в условиях сомнительной безопасности дорог того времени. Излишняя часть этой материи могла затем завязываться бантом на талии или просто быть изъятой. Это забавное изобретение на долгий период вошло в моду, хотя духовенство и магистратура выступали за запрещение таких штанов. Кроме того, стоимость их доходила до огромных размеров.
Характерные детали новой моды — широкий берет поверх круглого чехла для волос (kalotte). Ношение больших беретов потребовало надевания маленького чепчика внутрь (чтобы берет не сваливался с головы). Волосы при этом стриглись коротко, но общепринятой была стрижка «колба» с челкой. Береты носили самые разнообразные: маленькие и большие, с полями, опущенными и загнутыми вверх. Они делались из войлока и бархата, шились и из сукна и украшались, особенно у ландскнехтов, ладанками, амулетами и прочими сувенирами. Отголоском этого и по сей день служит обычай итальянских студентов украшать свои шляпы любыми предметами, способными уместиться на них.
Также в моде окладистая борода или толстые прямые усы; широкие рукава с разрезами; широкие, плоские, часто разрезанные башмаки; собранная в складки рубаха с оборкой на шее; верхняя одежда с длинными полами, собранными в складки, и — важное новшество — штаны и чулки, отделенные друг от друга, и подвязки под коленями.
И все же богатые бюргеры, патриции больших имперских городов, стоявшие на вершине власти, создали, независимо от крайних течений солдатской моды, свою собственную одежду, которая, являя собой сознательное отступление от чрезмерно рафинированной элегантности придворных кругов XV в., демонстрировала главным образом солидность, богатство, великолепие ярких красок, мужскую силу и радость жизни.
Вместо длинных локонов, которые еще ок. 1500 г. падали на открытые плечи, ок. 1520 г. появляется короткая прямая стрижка — Kolbe («стриженая голова»). Подбородок и щеки, которые до этого были совершенно гладкими, теперь обрамляются коротко и прямо подстриженными бородой и бакенбардами.
Почти единственный головной убор, сохранившийся из множества шляп, чепцов и шапок прежних лет, — это большой плоский берет, который особенно любили состоятельные люди обоего пола в 1510 — 1530 гг. Он мог быть совсем скромным или, наоборот, нарядным — украшенным перьями, медалями или жемчугом; его надевали прямо или — кокетливо — набок. Для того чтобы он лучше держался, мужчины и женщины носили под ним плотно прилегающий чехол для волос, часто в виде затканной золотом сетки.
Рубаха теперь играет все более важную роль; собранная на груди в мелкие складки, она закрывает глубокий вырез куртки и завязывается на шее. К куртке, которая до этого была верхней одеждой, добавляются длинные, до колен, полы, собранные в складки, и широкие рукава, часто со шнуровкой, с разнообразными разрезами и буфами. Парадной одеждой горожанина была мантия, одновременно и верхняя одежда и плащ. Отделанная мехом, широкая, внушительная, она усиливала впечатление достоинства и значительности. Мантию часто носили и женщины; у них она достигала пят.
Уже в 40-е годы XVI в. одежда немецких горожан отчасти теряет свою внушительность и основательность. Все заметнее становится некая изысканная элегантность, и в особенности это относится к местностям в нижнем течении Рейна, куда легче проникали влияния извне. Широкий мужской берет становится более узким и жестким; воротник рубахи, также и у женщин, — более высоким и узким, образуя плотную оборку — прототип более позднего испанского плоеного воротника. Борода также утрачивает свою почтенную широкую форму, становится острее и удлиняет лицо. Поверх открытой вверху куртки надевается широкая мантия с большими вздутыми рукавами, с мощными отворотами, однако теперь она уже значительно короче и застегивается на груди; благодаря мечу на поясе и узким трубчатым складкам она выглядит почти как длиннополая куртка. В результате укорочения мантии на виду оказались широкие штаны с продольными полосами, прообразом которых явно послужили разрезы на солдатских штанах, отошедшие в не такое уж далекое прошлое. Испанская мода в XVI в. проникла и во многие германские княжества, но немецкий костюм не повторял испанский, а представлял скорее его смесь с ландскнехтским.
До середины XVI в. мужчины носили плоские башмаки с широкими короткими носками и разрезом сбоку. Такой фасон немцы называли «кухмейлер» — «коровья морда» или иначе — «медвежья лапа», «утиный клюв» — плоские башмаки с коротким носком и широким разрезом сбоку. Эти широконосые башмаки немцы носили с полосатыми чулками. Во второй половине XVI в. вошли в моду остроносые туфли, покрытые разрезами, а в конце века появились каблуки и жесткая подошва. Знать и богатые бюргеры защищали от грязи свои нарядные туфли, надевая поверх них еще одни на деревянной подошве — к ним надевали трикотажные венецианские чулки. Крестьяне и мелкие ремесленники носили обувь из грубой кожи и чулки из грубого холста. В Германии, в отличие от Венеции и Франции, деревянные подставки для женской обуви не имели успеха.
ЖЕНСКИЙ КОСТЮМ ГЕРМАНИИ ПЕРИОДА РЕФОРМАЦИИ
В целом женская мода периода Реформации достойно дополняла мужскую. Женский костюм первой трети XVI в. имел такой узкий лиф и узкие рукава, что фигура казалась спеленатой. Женщины носили рубашки из тонкого полотна с вышитым стоячим воротником и две юбки — одну поверх другой, часто с длинным шлейфом.
Богатый парадный костюм шился чаще всего из красного бархата, лиф украшался вышивкой, а длинная, до самого пола, юбка со шлейфом или обшитая внизу широкими полосами бархата, падала вертикальными трубчатыми складками. Приличия требовали, чтобы ступни не были видны. Декоративные разрезы на рукавах костюма ландскнехтов оказал влияние не только на мужскую одежду, но и на женскую, — просвечивала подкладка. Поскольку подкладка была меньшего размера, чем рукав, на месте разрезов образовывались буфы. На перчатках тоже делали разрезы (для перстней).
Женщины одевались в массивные и тяжеловесные одежды из сукна, дорогой парчи и бархата. В первые два десятилетия XVI века в фасонах платья еще был заметен дух Италии — корсажи с высокой талией, большим квадратным декольте и сильно собранной юбкой, чаще всего из плотной ткани, с заложенными и закрепленными складками. По подолу, как украшение, нашивался кусок ткани в цвет корсажа или контрастный с ним по фактуре, рисунку и цвету. Знатные горожанки носили тяжелые, закрепленные в складки платья, отделанные по рукавам и подолу мехом. Талия стягивалась широким, с ювелирным убранством поясом. На шее покоились массивные золотые цепи, медальоны на шнурах. На пальцах рук сверкали драгоценные кольца.
В период Реформации, сопровождавшейся церковными запретами в области костюма, богатство материи не изменилось, но декольте стали закрывать тончайшей рубашкой, собранной у горла. Характерным для вкуса немецких женщин является нагромождение массивных отделок в виде вышивок, поперечных полос ткани на юбках, наличие тонких плиссированных передников в уличных костюмах, коротких и длинных плащей, подбитых мехом, всевозможных чепцов и беретов, украшенных страусовыми перьями, многообразие фактур в отделке не только самого костюма, но даже и рукавов. Удивительная любовь к изображениям костюмов с самыми мелкими подробностями характеризует художника Лукаса Кранаха, да и вообще большинство немецких живописцев, оставивших нам превосходную галерею женских портретов.
На улице женщины появлялись в плиссированных накидках с застежками на боку, укутывающих фигуру колоколом, и в огромных чепцах, скрывающих не только волосы, но и часть лица. В женской одежде эпохи Реформации сходными средствами часто достигаются совершенно иные результаты: на юбку и корсаж нагромождается отделка, юбку заставляют падать плотными трубчатыми складками, а рубаху — высовываться на локтях из узких зашнурованных рукавов; в других случаях отдается предпочтение крупным, массивным формам рукавов и юбке без каких бы то ни было украшений.
Женщины носили две юбки — одну поверх другой, часто с длинным шлейфом. Отделенный от юбки лиф с расшитым корсажем, поверх которого набрасывали короткую косынку, имел длинные и узкие рукава, украшенные разрезными буфами другого цвета на локтях и расширенные наподобие манжет на запястьях. На перчатках также могло быть несколько маленьких разрезов (для перстней). Длинная юбка со шлейфом или юбка, обшитая по краю широкими полосами бархата или сукна и едва касающаяся пола (т.н. «немецкая юбка»), падала вертикальными трубчатыми складками и эффектно контрастировала с горизонтальными линиями шнуровки корсажа и втяжек на рукавах. Большой бархатный берет обычно надевался поверх затканной золотом сетки для волос. Ступни женщины были закрыты — выставлять их напоказ считалось верхом неприличия. В целом женская мода того времени достойно дополняла мужскую.
Старый обычай приподнимать платье с одной стороны во время ходьбы и танцев все еще сохраняется, поэтому нижнее платье отделывается все богаче. В 20-е годы XVI в. юбка увеличилась в объеме, лиф стал еще уже, а рукава сильно расширились книзу. Верхняя их часть украшалась буфами. В моду вошел воротник «голлер» — короткий, с высокими отворотами.
С середины XVI в. женский немецкий костюм начал меняться под влиянием испанской моды. Прежде всего у платья появился каркас («спрингер»), но в немецком варианте он создавал довольно пышные бедра. Лиф немецкого каркасного платья не имел четкой треугольной формы, присущей испанскому женскому платью. Праздничный наряд был с пышными рукавами, высоким стоячим воротником, отделанным рюшем, маленькой пелеринкой и плиссированным белым фартуком с вышивкой. В каждой местности Германии женский костюм отличался своеобразием.
В качестве верхней одежды немецкие женщины в XVI в. надевали «шейблейн» — короткую распашную одежду с пышным коротким рукавом, по краям отделанную мехом, похожую на русскую «душегрею». Женская одежда до последней четверти XVI в. шилась из ярких пестрых тканей, и только к концу века, под влиянием испанской моды, появились одежды темных цветов — черного, коричневого, темно-серого, темно-красного и т.д. Небогатые горожанки не носили каркасы для юбок, и они ниспадали мягкими складками. Женский крестьянский костюм по покрою напоминал костюм горожанок, но шился он из простых домотканых материй, и юбка была намного короче.
Женщины также носили большие бархатные бареты, украшенные страусовыми перьями, жемчугом и золотом. Чтобы головные уборы лучше держались, мужчины и женщины надевали под них плотный чехол для волос, часто в виде золотой сетки.
Позже бареты сменили токи и шляпы. Женщины надевали на голову золотые сетки, а сверху них — плоскую шляпу с маленькими полями. В первой трети XVI в. женщины еще продолжали носить высокий чепец митрообразной формы («хаархаубе»), который состоял из двух частей: белого чепца и надетой сверх него жесткой шапки, обтянутой цветной тканью. Этот сдвоенный головной убор являлся символом подчиненного положения замужней женщины.
Богатые и знатные люди в Германии XVI в. любили украшения из драгоценных металлов и дорогих камней. Они увенчивали свои щляпы страусовыми перьями, украшали бареты жемчужными нитями, золотыми шнурами, перевитыми жемчужной сеткой. Их одежда была отделана вышивками и жемчугом, украшена ювелирными застежками. Мужчины и женщины носили золотые чеканные колье с жемчугом, застежки и пояса, украшенные драгоценностями, массивные золотые цепи. Особенно распространенным мужским украшением были черные шнуры с подвесками в виде букв.
Подобно времени Высокого Возрождения в Италии, эпоха Реформации в Германии была временем чрезвычайного разнообразия одежды.
Источник